Валентина Пономарева Грандмастер

День зимнего солнцестояния: чем был знаменателен для древних славян Карачун?

Как известно, 22 декабря, день зимнего солнцестояния, — это самый короткий день (его продолжительность составляет всего семь часов и одну минуту: солнце, поднимающееся на наименьшую высоту над горизонтом, восходит в 9 часов 2 минуты и заходит в 16 часов 3 минуты). Древние, наши предки, верили, что это происходит по воле Карачуна — жестокого бога подземного мира, властителя тьмы, повелителя смерти, владыки стужи.

Однако весьма любопытно, что в славянской мифологии и зимний солнцеворот назывался Карачуном (или Корочуном). А поскольку это время совершенно особое, связанное с предстоящим солнечным Рождеством, то у славянских народов, кроме страшилок по поводу злобного божества Карачуна (кстати сказать, приходившегося родней более позднему дедушке Морозу), сложились и другие словоупотребления.

На первый взгляд, они одноименные, но смысл в себе несут совсем иной. Так, у словаков Kracun переводится как рождество, у болгар крачунец — рождественский день, в Закарпатье крачун — рождественский пирог. Казалось бы — парадокс. Ан нет, все имело глубокий смысл.

Наши далекие предки, обожествлявшие Солнце, вставали в эту пору за него горой и «помогали» справиться с ежегодной напастью. Понимая, что именно от наипочитаемейшего светила исходит сама жизнь на Земле, они совершали обряды, олицетворявшие победу Света над Тьмой.

И действовали при этом в двух разных направлениях. С одной стороны, старались умилостивить грозного Карачуна, выставляя под окнами жертвенную пищу для него: кисель, кашу и проч. И не из лести, а из уважения к иному миру.

С другой стороны, возжигали костры и прыгали через них, принимая в себя дух огня-света; водили хороводы; состязались в силе и удали, — мол, не лыком шиты, не сдаемся, а вот еще придет Коляда, тогда ужо и посмотрим. В общем, силу духа и верность небесным богам демонстрировали славяне — на всю мощь присущей им искренности и верности родовому пути.

Но жертвоприношения в день зимнего солнцеворота имели и дополнительный смысл: коль скоро Карачун управляет царством смерти, то в недолгое его правление следует помянуть предков перед тем, как они уснут до весеннего тепла, ведь те просили: «Не будите, не будите нас белой зимой, разбудите, разбудите нас ранней весной…»

А еще был обычай запускать солнечное колесо. Обыкновенное деревянное колесо от крестьянской телеги обмазывали смолой, поджигали и пускали по склону. Знаете ли, я однажды видела этот запуск в тверской деревне уже в наше время: вместо тележного колеса мальчишки брали автомобильную шину и с горки ее спускали.

Между прочим, солнечное колесо — это примета культур многих народов мира. Его изображения при желании где только не встретишь: в Египте, например, в Индии, в Скандинавии, а то и в Мексике. А Будду иногда величали Царем колес… и вы ж понимаете, что не абы каких…

Нисколько не сомневаясь в одолении Светом Тьмы, древние славяне сложили присловье о дне зимнего солнцеворота: солнце на лето, а зима — на мороз. До чего позитивен смысл, заложенный в этих словах! В них — глубокая вера в неминуемое отступление стужи и удаль молодецкая, — чувствуете?

Но вернемся к злому духу Карачуну. Считалось, что его слугами являются бураны и метели. Первые обращались медведями-шатунами, что не залегли благоразумно в спячку, а бродят по зимнему лесу и подстерегают добычу, а вторые якобы превращались в волков. Именно волки в студеную пору 22 декабря считались самым лютым и кровожадным зверьем.

Зато «правильные» мишки в этот самый день, меняя сонную позу, поворачивались с одного бока на другой, продолжая мирно спать, и народ, приписав косолапым обязательность такого перекладывания, считал это верным знаком того, что ползимы уже прошло, а вторую половинку и потерпеть можно. Представляете: в декабре, оказывается, полдороги к весне пройдено, — разве не зажигательный оптимизм?!

И вот что еще примечательно. В морозный день 22 декабря славяне заботились о будущем, может, даже еще не посеянном урожае. Украинцы, к примеру, считали залогом его богатства особые условия выпекания хлеба на зимний солнцеворот. Мало того, что в середину каравая клали зерна разных злаков, чеснок, травы, облатку, овсяный стебелек или пихтовую либо можжевеловую веточку, а то и баночку меда ставили либо наливали в нее освященной воды, словом — то, что имеет отношение к солнцу и небесной выси, так еще и хозяйке полагалось заниматься хлебопечением в кожухе, вывернутом наизнанку, и в рукавицах.

Ох, и тяжко ж ей было перед горячей печью стоять в таком одеянии… Но куда деваться, если в подземном мире все наоборот, а значит, и одежду надо выворачивать наизнанку, и уберечься от стужи, чтобы не увлекла за собой. У В. Я. Проппа, а еще раньше у Леви-Стросса об этом подробненько так расписано…

Испеченный каравай водружали на соломенную подкладку на столе и хранили — где до Нового года, где до Крещенья, а потом выдавали по ломтю всем домочадцам, но кусочек приберегали в качестве целебного средства от хвори, сглаза и прочих нападок нечисти. Словаки давали отведать карачунского хлебца и домашней скотине, а также помещали остатний ломоть перед входной дверью в дом, дабы уберечься от ведьмаческой силы.

Считался тот хлеб особенным и использовался славянами в древности по разным поводам. Например, в гаданьях сельских. В первую очередь, как прогноз на урожай. Как выкатят каравай от порога к столу, так считают, сколько оборотов он сделает на пути, — будто бы столько возов хлеба ожидается в будущем году. А коли повернулся и застыл в положении верхней корки на полу — знать, беда на пороге: скот поляжет или кто-нибудь в семье помрет.

Казалось бы, для чего нам сегодня знать об этом? Чтобы помнить о корнях. И речь, конечно же, не о том, чтобы хлеб по полу катать, а о памяти, которая нужна ныне живущим как основа древности славянского рода — о духовной опоре, простирающейся по шкале времени на века и больше. Это такая сила, которая не ограничивает в свободе выбора вероисповедания, не посягает на христианские каноны, не претендует на первосвятость, но всегда стоит за потомков рода как нескончаемое продолжение жизни.

Обновлено 22.12.2009
Статья размещена на сайте 20.12.2009

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: