Валентина Пономарева Грандмастер

Бабьи каши: что это за праздник?

На второй день Рождества Христова, когда отмечается Собор Пресвятой Богородицы и в церквах проводятся службы в честь иконы Богоматери «Помощь в родах», по народной традиции празднуется также День повитух и рожениц. Надо сказать, что повивальные бабки на Руси были особами весьма уважаемыми. Не случайно в народе поговаривали: «Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя».

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т. е. исчерпавшей детородный возраст и прошедшей климакс. Повитье даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница.

Она обязательно должна была быть «с руками», т. е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить ее муки, окуривала березовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок. Исстари существовало поверье, согласно которому между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливались духовно-родственные отношения.

Но почему же праздник повитух и рожениц назывался Бабьими кашами? Дело в том, что именно бабьей называлась каша, сваренная повивальщицей из проса или гречихи для крестильного обеда. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: ее полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного).

Да и угощение в честь повитух тоже именовалось бабьей кашей. Славили их всем миром. Крестьяне целыми семьями или навещали их, или зазывали к себе в гости. Полагалось также одаривать повивальниц деньгами, пирогами, блинами и водкой, непременно разделяя с ними трапезу. Считалось полезным наносить в этот день визит к виновницам торжества беременным женщинам и молодым девушкам.

Дети, кроме того, гурьбой бегали по избам, добывая угощение для себя: «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!»; «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!».

На день Бабьих каш уделялось внимание народным приметам. Например, коли он выдавался ясным, то ожидался хороший урожай проса. Если поутру синички раскричались, то к вечеру грянет мороз, если разгалделись вороны и галки — быть снегопадам и метелям. Подрумянившаяся в печи каша была также знаком обильного снега.

Вот такой это день в народном календаре. Праздник Бабьих каш имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. А кое-где сохранился и доныне. Хорошо, когда добрая традиция живет, правда?

Обновлено 7.01.2010
Статья размещена на сайте 4.01.2010

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: