Валентина Пономарева Грандмастер

Русские щи: что о них говорится в народных пословицах и поговорках?

Щам — блюду столь же знаменитому, сколь и привычному для русичей уже в течение многих веков, посвящено, как уже упоминалось, множество пословиц и поговорок. Их можно разделить на две части, одна из которых посвящена собственно кулинарному аспекту, а вторая — использованию понятия «щи» для характеристики и оценки различных жизненных ситуаций. Начнем по порядку.

Застольная тема

Те пословицы и поговорки, которые упоминают щи в непосредственном, прямом значении, в существенной мере связаны с ведущей ролью их в трапезе. Вот, например:

Где щи — тут и нас ищи;
Где щи да каша, там и место наше;
Щи — всему обеду голова;
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
Родной отец надоест, а щи — никогда!

Если же стряпня оказалась неудачной, то народная молва ее высмеивала: камзолы зелены, а щи не солены. Если наоборот, щи были слишком кислые и пересоленные, то говорили: «Ну и щи, — на кобеля плеснешь, и шерсть соскочит». О пустых щах тоже отзывались насмешливо: «Щи — хоть голову полощи»; «Наши щи хоть кнутом хлещи»; «Хорошие щи без соли хлебаю, а в худые и соли не теряю.

О перестоявшем блюде, которому полагалось бы быть головой обеду, заявляли то с явным упреком: «Те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются»; то с юмором: «Эти щи по заречью шли, да к нам пришли»; «Эти щи из Царяграда пеши шли». Неумелых поваров припечатывали метким словечком: «Говорят — хлебы варят, а щи пекут».

Житейская тема

Щи как всем и каждом знакомое понятие использовались и для характеристики социальных взаимоотношений. Особенно часто — что естественно — кулинарный образ помогал высветить характерные черты родственных отношений, в первую очередь, семейных.

Не секрет, что при выборе будущей жены для выросшего сына у наших предков было принято обращать внимание на то, как девица умеет готовить, и этот обычай отразился в крылатом выражении: красота приглядится, а щи не прихлебаются. По поводу относительной ценности красоты жены в брачном союзе выражались и так: Татьяна не сметана, не щи ею белить. О цели брачного союза выражались: «Для щей люди женятся, для мяса за муж идут».

Собственно, главным для установления семейного лада считалось правило, которое заповедовали жениху: «Добрая жена да жирные щи — другого счастья не ищи». А там, где патриархальные устои обставлялись железными рамками, прямолинейно заявляли: чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее (тем наварней щи). Ничего себе!

Характер супруги оценивали так: добрая жена мужа на ноги поставит, а злая и щей на стол не поставит; не та хозяйка, что красно говорит, а та, что щи варит. О непутевой хозяйке высказывались: «Досужа кума ложки вымыла и во щи слила». Было и такое грустное присловье: удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье все щи выхлебать.
Хозяйственность супруга тоже порой мерили с помощью щей: баня без пара, что щи без навара.

Щи часто использовались в качестве мерила щедрости и скупости людской. Гостеприимство выражалось призывом: «Кипятите щи, чтобы гости шли!»; «От щей добрые люди не уходят». Хлебосольство подчеркивалось словами: гостю щей не жалей, а погуще лей; скаредность характеризовалась противоложным девизом: тех же щей да пожиже влей. О жадных хозяевах приглашенные к ним визитеры говорили, отправляясь восвояси: «Из больших гостей домой хлебать щей».

Бедность иносказательно преподносилась следующим образом:
Голо, голо, а луковку во щи надо;
Живем — не мотаем, пустых щей не хлебаем, хоть сверчок в горшок, а все с наваром бываем;
Пара липовых лещей, да горшок пустых щей;
Хоть пуст щей горшок, да сам большой.

В пословице, поощряющей отвагу, говорится: смелому горох хлебать, а робкому и пустых щей не видать. Вызов на ссору формулировался заявлением: «Милости просим мимо ворот щей хлебать». Известное высказывание «чтобы человека узнать надо пуд соли с ним съесть» имеет и другую форму: человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь". Наконец, посмеиваясь на несостоятельным щеголем, приговаривали: «Дома — щи без круп; в людях — шапка в рубль».

В общем, народный фольклор на разные случаи жизни припас меткие высказывания, в которых фигурируют щи. И если собрать их вместе, получается довольно интересная коллекция. По крайней мере, мне так кажется. А вам?

Обновлено 17.01.2010
Статья размещена на сайте 8.01.2010

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина Пономарева,
    Как-то присутствовал на презентации препаратов фармфирмы
    "Pfizer". Показав много интересных и убедительных слайдов об эффективности Виагры - (картинки - на зависть любому мачо), презентатор свой доклад закончил фразой: "Как Вы убедились - мы тоже не лаптем щи хлебаем!"
    Вот такая она - Новая жизнь щей в 21 веке!

    Оценка статьи: 5

  • С детства люблю щи из квашеной капусты. 5

    Оценка статьи: 5

    • Владимир, у нас сегодня как раз на обед щи из квашеной капусты с грибами. Суточные. Дочка вчера стонала, откушивая только что приготовленные, а муж, наворачивая, спрашивал, остались ли назавтра?

  • Комментарий удален
  • Валентина, да чего вы спрашиваете! Всем кажется, что ваши коллекции интересны и занимательны!

    Оценка статьи: 5

    • Любовь, да как же не спросить народ? Видите, в результате коллекция пополняется, а это и мне интересно, и тем, кому может понадобиться.

      Приходилось встречаться с мнением: "Да ну что там, собрал в кучку и назвал статьей". Но чтобы насобирать да выстроить логику, порой приходится потратить больше времени, чем на статью необзорного характера. Спасибо Вам

  • ...еще одна приговорка (тамбовская) в коллекцию: кощи-мощи, нос отрезал – бросил во щи. Давно-о-о слышала, но как сейчас помню Это про тех, кто худоват малек

    Оценка статьи: 5

  • В копилку:
    "Мы тоже не лаптем щи хлебаем"... Умные, дескать.

    Оценка статьи: 5

    • Sergei Davydoff Читатель 26 мая 2014 в 23:36 отредактирован 26 мая 2018 в 20:05

      Галя Константинова, ум тут менее значим чем достаток. "Мы тоже не лаптем щи хлебаем"... Умные, дескать.



      1. Жарг. угол., арест. Шутл.-ирон. Отбывать срок наказания в ИТУ (Исправительно-Трудовое Учреждение).

      2. Разг. Неодобр. Находиться в глупом положении, в неприятной ситуации. ББИ, 296; Балдаев 2, 175.

      Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.



      Также:

      Хлебать щи отопком

      Новг. Ирон. Жить в крайней бедности. Сергеева 2004, 226. Отопок — сношенный лапоть.

      Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.



      Также:

      Лапти - плетеная обувь из лыка (подкоркового слоя лип) , охватывающая только ступню ног, - на Руси были единственно доступной обувью бедных крестьян, а щи - род супа из капусты - самой простой и любимой их едой.

      В зависимости от достатка семьи и времени года щи могли быть или зелеными, то есть со щавелем, или кислыми - из квашеной капусты, с мясом или постными - без мяса, которые ели во время поста или в случае крайней бедности.

      Про человека, который не мог заработать себе на сапоги и более изысканную еду, говорили, что он "лаптем щи хлебает", то есть живет в страшной нищете и невежестве.

      "- Вот, говорит, как ноне купцы живут, которые, когда были серыми мужиками, щи лаптем хлебали".

      Н. А. Лейкин «В старом гнезде»

      см. otvet dot mail dot ru/question/46026780