• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Екатерина Елизарова Мастер

Весна! Как выразить свою радость? Русские народные традиции

Весна исстари символизировала не только обновление природы, но и возрождение жизни. В русских напевах долгожданную весну именовали не иначе как «красной», то есть — «красавицей», «прекрасной».

Первый весенний месяц, март, за его певучие капели и таяние снегов называли «протальником». Прибавляются дни, все чаще из-за темных снеговых облаков выглядывает солнце. И уже одно это вызывало большой восторг. В древности в честь бога солнца и плодородия Ярилы устраивали веселые хороводы, распевали хвалебные песни, просили об урожае и здоровье. Светлые мартовские дни так и звали — «ярилины». Для беременных женщин считалось доброй приметой выйти на крыльцо своего дома и насладиться солнечными лучами, нежным весенним теплом. Позже, в знак благодарности Всевышнему за наступление весны, хозяйки стали печь большой круглый хлеб, клали его на вышитое полотенце и трижды поднимали его к небу.

Верили, что весеннее солнце — самое полезное, и для того чтобы укрепить здоровье, нужно всего лишь попросить его об этом. Целебным считался сам весенний воздух, поэтому старались побольше времени проводить наедине с просыпающейся природой, слушая журчание ручейков и любуясь залитыми солнцем бесконечными русскими далями. Не зря в старину при унынии и душевной боли первым делом советовали уйти в какое-нибудь уединенное место на лоно природы, поведать ей о своей тоске. И сразу отпускала тоска, и человек возвращался будто помолодевшим и просветленным…

С 14 марта — дня святой Евдокии, деревенская молодежь начинала «кликать» весну, петь ей во славу «веснянки». От тепла снег начинает оседать, поэтому Евдокию называли «плющихой», «весенницей». Звали ее и «свистуньей»: по народным наблюдениям, с этого дня начинают дуть пронизывающие холодные ветры. Чтобы Евдокию умилостивить и ускорить наступление весны, сбрасывали с крыш снег и протапливали избы. По погоде на Евдокию предсказывали весну и лето.

Даже малейшим, на первый взгляд, тонкостям, знаменующим возрождение природы, уделялось внимание. Так, по русским поверьям, талая мартовская вода, или, как ее ласково звали, «снежица» обладает чудесными целительными свойствами. В талой воде стирали одежду больного, веря, что снежица в буквальном смысле слова смоет с него всю хворь, придаст сил телу и душе. Снежицей мыли полы, чтобы от накопившихся за зиму неприятностей и тревог не осталось и следа. Ею поливали цветы, чтобы те пошли в рост, стали устойчивы к вредителям и болезням. Наконец, с теми же заботливыми целями талую воду добавляли в еду домашним животным.

Животворящей силой весны старались «благословить» все. Считалось, что в марте все подземные ключи «закипают». И бытовал обряд очищения колодезной воды. Ведь когда, как ни в весенний разлив, вода получает силу и полезность. Крестьяне обходили колодец с песнями и прошениями о чистой водице.

Победу весны над зимой означал прилет птиц. «Птица весне радуется», — говорили в народе. Надо сказать, к птицам русские люди с давних пор относились с особенной привязанностью и любовью. С равной силой грустит душа осенью при виде улетающих птиц и восхищается весной, встречая вернувшихся маленьких певунов. Замечали, что первой начинает свою весеннюю песню птица-овсянка. В честь этой пичужки пекли булочки из овсяной муки — «овсянички», и, конечно, угощали ими птиц.

По народным приметам, в православный праздник Обретения главы Иоанна Крестителя, 9 марта, птицы начинают вить гнезда. А чтобы помочь им, изобретали скворечники-«берестянки». Примечали, что скворцы предпочитают домики из березовой коры, не пропускающей холодный ветер и сырость. Счастливым знаком было увидеть в марте грачей. Ведь это значило, что весна пришла окончательно. А трудолюбивые грачи как будто символизировали приближение страдной поры. В конце марта «закликали» веселых ласточек, которых иногда называли «святыми птицами».

А вообще, говорили, что «земля заканчивает свой зимний путь» 22 марта, в день сорока мучеников Севастийских. После этого дня считали, что утренних морозов осталось ровно сорок и с каждым разом они будут мягче. В некоторых губерниях бытовало поверье, что на сорок мучеников прилетают сорок разных птиц, среди которых и жаворонки. По народным представлениям, жаворонки — птицы, которые поют песни о Боге и самому Богу. Посему в их честь была народная традиция печь печенье в форме жаворонков, которое подвешивали к веткам, на здоровье и счастье.

А дети с помощью «печеных птиц» звали жаворонков вместе с теплой весной — все печенье складывали в одно место на возвышение и пели. Развеселив своими песнями всю деревню, детишки съедали испеченных птичек, а «головы» оставляли мамам, чтобы «уродился высокий лен». Иногда в тесто печенья клали какие-нибудь предметы: монету, кольцо, пуговицу. По попавшемуся предмету гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, монета — достаток, пуговица — счастье. А еще в день сорока мучеников старались разглядеть сорок птиц, ведь, по примете, того, кому удастся это сделать, весна вознаградит сорока дарами.

Наконец, 7 апреля, в Благовещенье Пресвятой Богородицы, говорили, что «весна зиму поборола». Поэтому, в виду приближающегося тепла, крестьяне переселялись спать в холодные помещения. А ночью проводился обряд очищения себя от неудач и болезней: соломенные постели сжигали, прыгали всей семьей через костер, окуривали дымом свою одежду и дома. Замечали, что с этого дня можно наблюдать летнее полыхание зари, а на землю опускаются живительные туманы.

Наши прадеды-славяне были весьма чуткими к природе, окружающему миру. Их трепетная бережливость нашла свое отражение в прекрасных народных обрядах, пословицах и приметах. А весна, день за днем одаривая мир красотой, была для русского народа далеко не «временем обострения хронических заболеваний и авитаминозов», а порой чистой радости и светлых надежд.

Откройте свою душу весне и будьте счастливы!

Статья опубликована в выпуске 1.03.2010
Обновлено 28.02.2021

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Екатерина Елизарова, такая светлая статья, а придраться можно к чему угодно. Так ли уж мы знаем изначально свои корни и свою культуру? Как на природе побывала. Мне очень понравилась статья. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Ольга  Леонова Ольга Леонова Дебютант 1 марта 2010 в 19:29 отредактирован 1 марта 2010 в 19:29 Сообщить модератору

    А как вам вот это? О первом дне весны:
    1 МАРТА
    Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны.
    День Мары Марены — Великой Богини Зимы и Смерти. Мара-Марена — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы И Леля.
    В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы».
    Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
    Народные приметы к этому дню:
    Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная.
    Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых.
    Если в мороз вспотели оконницы и рамы — жди потепления.
    Вверх поднимаются по стеклу «снежные растения» — морозу продолжаться, наклонились их побеги — к оттепели.
    Праздник воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб).
    Народ приносит требы — исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски «треба» означает «Т» — тею (творю), «Р» — Ра (Бог), «Б» — ба (душа) = «Творю боговой душе».
    Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:

    Свети, свети, Солнышко!
    Дам тебе яичко,
    Как курочка снесет в дубраве,
    Отнеси его до раю,
    Пусть все души радует.

    Требы славян — это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья — это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги).
    «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…». Требы каждому богу соответственно определены. В воду бросают скорлупу освещенного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) кРусальному дню.
    В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

    Это с сайта славянской общины. И никаких великомученников....

    Оценка статьи: 3

  • Екатерина Елизарова,
    Хоть за окном погода не весенняя, зато статья с запахом весны.
    Напомнили, расшебуршали... Пора выносить из квартиры ёлку...

    Оценка статьи: 5

  • Екатерина, какая мешанина!!! И славянизм, и христианство - всё в кучу! Вот так народ и вводят в заблуждение.

    Оценка статьи: 3

    • Ольга Леонова, но ведь и язычество и христианство - неотъемлемая часть русской культуры и истории. И все эти обряды имели место. Многие языческие традиции трансформировались в православии, от этого никуда не деться. Сегодня ведь уже никого не смущает что в масленичное воскресенье мы сжигаем языческое чучело зимы, а на следующий день начинаем православный пост.

      • Екатерина Елизарова, Ну так и подайте именно так, как говорите! Славянизм - НЕ язычество! И не могли СЛАВЯНЕ за тысячелетия до внедрения христианства свои приметы подгонять под "православные праздники"!
        "По народным приметам, в православный праздник Обретения главы Иоанна Крестителя, 9 марта, птицы начинают вить гнезда."
        "...«земля заканчивает свой зимний путь» 22 марта, в день сорока мучеников Севастийских."
        "...Наконец, 7 апреля, в Благовещенье Пресвятой Богородицы, говорили, что «весна зиму поборола». "
        В вашей статье все с ног на голову перевернуто. наши предки-славяне и не подозревали, что с 998 года все славняские праздники будут подгонять под хритианскике именины великомеченников (кстати, "великомучениками" Иоанн Креститель, святая Евдокия и т.д. стали гораздо позже, отнюдь даже не в 998 году)...

        Оценка статьи: 3

        • Ольга Леонова, так мы все и сейчас - славяне! Вас сбило слово "в древности" в первом абзаце, но вся остальная статья о том, как народные приметы и традиции хранятся при любой власти и любой вере.

          • Марианна Власова, Меня не сбило с толку ничего, тем более слово "в древности", извините, я сейчас как раз занимаюсь вопросами славян - древними славянскими ВЕДАМИ, нашла древлеславянскую БУКВИЦУ (учебник) и так далее. И по обрядам и обычаям информации много. Есть полный цикл лекций Патера Дия Александра на 1 и 2 курсах училища инглингов. Кстати "патер" - с древлеславянского - "старший", "дий" - "жрец". Здесь, в этой статье, просто надергана информация с разных сайтов, это просто-напросто компилляция, человек не понимает, о чем пишет.

            Оценка статьи: 3

  • Откройте свою душу весне и будьте счастливы!

    Замечательно!

    Мы, потомки Руси изначальной, до сих пор гадаем и крестимся одновременно. И это не мешает нам жить!

    Оценка статьи: 5

  • Екатерина Елизарова, мне понравилась статья. Сейчас люди оторвались от природы. Кто знает какие птички прилетают первыми, петь начинают первыми? Грачи, так те и не улетают бывает, неоткуда прилетать.

    Оценка статьи: 5

  • Катюша, ты оптимистка!!!

    Оценка статьи: 5