Согласно славянским верованиям, чёрт существовал задолго до человека, ещё перед сотворением мира. Легенда, известная на Волыни, повествует о чёрте, который был в своих злых делах один-одинешенек на весь свет. Это одиночество ему надоело, поэтому он попросил у Белобога сотворить ему побратима. Белобог позволил бесу макнуть палец в живую воду и стряхнуть за спину. Из капли должен был появиться верный товарищ. Жадный чёрт макнул руку по локоть. А когда стряхнул капли, появилось видимо-невидимо демонов, которых вместе с их творцом сбросили с неба.
Нечисть летела 40 суток, а как только Белобог проговорил «Аминь!», демоны навсегда остались там, куда спрятались в то мгновение: кто — в воде, кто — в лесу, кто — в горах, а кто — в человеческих жилищах. Соответственно, украинский пантеон демонов четко разделился на виды: демоны природы (водяные, лесовики, русалки), демоны семейного очага (домовые), человеческие химеры (упыри, песиголовцы, ведьмы, черти), призраки (нищие, привидения, трясучие и другие).
Насколько этому можно верить — каждый должен решить для себя сам, но необходимо помнить, что черти появлялись и после. Каким образом? Тут вариантов уйма. Черти могут происходить друг от друга — они рождаются, как люди, женятся, живут, но не умирают. Кроме того, славяне полагали что черти нередко вступают в брак с ведьмами. Увидев пыльный вихрь посреди дороги, наши предки были уверены, что повстречали бесовскую свадьбу. Считалось, что если в такой вихрь бросить нож — смерч исчезнет, а на лезвии ножа останется кровь. Кроме того, в чертей, по народным верованиям, превращаются дети, умершие некрещеными, и люди, которых прокляли. Ну и, наконец, если закопать в муравейник живую летучую мышь, то через девять дней она превратится в чёрта.
А вот называли чертей везде по-разному, при этом остерегаясь упоминать его настоящее имя — дабы не накликать. Вместо этого употреблялись разнообразнейшие прозвища-эвфемизмы: нежить, враг, немытик, игрец, окаянный, скаменюшник, осинавец, щезба, щезник и прочие. Существуют соответствующие названия, характеризующие основные черты беса в конкретных ситуациях. Скажем, чёрт — адское отродье, поскольку властитель ада, куцый, так как у него куцый хвост, а еще — перелесник, лукавый, нечистый, бес.
Внешний вид чёрта так же разнообразен, как и прозвища — в народном воображении эта одиозная фигура нечистого мира чаще всего появляется в виде обросшего шерстью существа с хвостом и рожками. Иногда чёрт может превращаться в животного, по большей части в барана, иногда он приобретает формы какого-то вычурного существа, которое больше напоминает обезьянку. Хотя можно найти и описания чертей как мужчины с крыльями летучей мыши, либо же как мужчины невысокого роста, с собачьими или куриными ногами, длинноносого и красноглазого.
Довольно часто в описании чёрта фигурирует хромота, так как черти переломали себе ноги еще до сотворения человека, когда сонм бесов был сброшен с неба. Вместе с тем, чёрт — существо полиморфное и выглядеть может практически как угодно. Так, особо часто черти принимали облик чёрной кошки (отсюда выражение, что при ссоре пробегает между людьми чёрная кошка, да и вообще ничего хорошего сие животное, перебежавшее дорогу, не предвещает), реже — чёрной собаки, змеи, свиньи, волка и прочих чёрных животных.
Могут черти превращаться и в неодушевлённые предметы — в клубки ниток, в вороха сена, в камни
Живут черти практически везде — в старых полуразрушенных домах, на старых мельницах, в болотах, в зарослях бузины, в дуплах деревьев (особенно любят вербу и грушу)… Гнездом чёрта иногда считают омелу. Кроме того, может находиться и в человеке.
Чертей можно условно разделить на три категории. Первая — старейшие, мудрые черти. Эти не только особо не вредят, а и могут помочь — они учат людей кузнечному ремеслу, разжигают первый огонь, изобретают водку (хотя, конечно, польза весьма сомнительная), колесо… Именно эти черти создают волков, сорок, зайцев… Вторая категория — это черти-вредители, основная задача которых всячески портить жизнь людям — при этом фантазия у них весьма разнообразная: от мелких пакостей до высушивания человека до смерти. И, наконец, черти, восстанавливающие справедливость: так, например, существует легенда, по которой чёрт заставляет своего младшего соплеменника отслужить три года у бедняка за украденный кусок хлеба.
Вот такие вот они — славянские черти. Герои старых сказок и неотъемлемая часть мира, в котором жили наши предки.
Екатерина Кирсанова, очень интересно было почитать. Думаю, что в любом человеке есть хоть чуточку чертовщинки... Иначе было бы скучно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
вот-вот... давно славянскими мифами увлекаюсь, хоть как их пытались искоренить в чистом виде... когда узнала о происхождении чертей (пару лет назад) - поняла, что народ славянский пронырлив:любым способом, но передаст языческие верования (то ли сказка, то ли поговорка, то ли суеверие аль примета какая)... в детстве моя бабушка мне всегда после мытья рук запрещала стряхивать воду (только вытирать), приговаривая, что от этого черти плодятся... долго не могла понять почему... Теперь (высоко задрав нос) - знаю...
Спасибо за такие статьи... возможно, кто-то и для себя что-то поймет...
0 Ответить
Картинок бы,... да по-интересней!
Вот такие вот они – славянские черти. Герои старых сказок, и неотъемлемая часть мира, в котором жили наши предки.
И сейчас живут! Во мне чертовщины - хоть отбавляй.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, дык не нашла картинок допустимых к использованию
0 Ответить