Лаура Ли Грандмастер

Что такое Марди Гра и почему это - «Катрина» наоборот?

Если бы даже ураган Катрина не разметал Новый Орлеан, то город бы все равно заслужил этот ураганный карнавал за свою отчаянность и разудалость. Потому что основан он был в 1699 году недотепами-аристократами братьями Ле Муенами и их головорезами-десантниками не на выживание, а на затопление.

А теперь сбегаем немножко назад в историю, в пышный 17-ый век времен короля Луи XIV. Вспоминайте быстренько трех мушкетеров — порассуждаем о майорате и его значении в освоении Северной Америки. Вот представьте: дворянская семья, в ней шестеро сыновей. Все с титулами, но право наследования дворянского гнезда имеет только старшенький. А мелочь титулованную куда? Или в монастыри, или служить Луям. А там — негусто. А тут новые земли — Америка! И самые бесшабашные и авантюрные аристократы видят для себя в ней последний шанс выйти в мажоры. Шпагу в зубы и пошел!

Строится флот на тяп-ляп, экипируется бродягами и уголовничками и… марш-марш осваивать Америку. Высадился этот бандитско-аристократический десант в форте Роint d’Mardi Gra и, долго ли, коротко ли, основали они (в честь Луя) землю Луизиану (на бывшей территории которой сейчас находится аж 12 штатов нашего государства!), и на кончике шпаги преподнесли эту землю великой Франции, утроив тем самым ее территориальные владения. А столицей этой тучной земли положили в честь французского Орлеана город Новый Орлеан. Ура-ура!

Но прошляпили немажорные бартья Ле Муены и основали город преступно неудачно: на полтора метра ниже уровня великой и коварной реки Миссиссипи. (У нас шутка-загадка есть: кто две самые крутые леди в Америке? — Мисс Сисипи и Мисс Сури.) Когда река Миссисипи принимает в себя воды Миссури, она становится такой широченной и огромной, что даже не смогла пробить себе нормальное русло в Мексиканский залив, а распалась на многочисленные рукава и рукавчики и образовала огромное озеро, также расположенное выше города Новый Орлеан. И когда в сезон ураганов воды Мексиканского залива запирают горло реки, воды Миссисипи устремляются на город, а озеро переполняется и добавляет кошмара.

Скажите, ну кто станет жить в таком городе? Правильно, аристократы и дегенераты. Вот они и придумали разудалый карнавал Марди Гра своему Новому Орлеану, чтобы не спятить от унынья. Хоть разок в жизни каждый американец, да побывает на карнавале. Потому что без этого нельзя ни прожить, ни умереть: это — визитная карточка той Луизианы, от которой есть пошла вся наша страна, все США.

Празднику-то, если по правде, около 5000 лет. Языческих еще корней. Его охристианили в Европе еще в 13-ом веке буллой папы Георгия XIII, того самого, чьим календарем мы до сих пор пользуемся. Положили праздник на 12-й день после Рождества, на Епифания (6 января) или, как мы говорим, на Малое Рождество, а завершать карнавал порешили на Жирный Вторник перед Пепельной Средой — началом Великого поста, но всегда за 47 дней по Пасхи. Потому и дата у Марди Гра всегда плавающая. Жирный Вторник — сродни нашей Масленице. А после Масленицы мы хоть пеплом не посыпаемся, но говеть — говеем.

Изначально веселилось, как и положено, начальство-плантаторы, а чернь и рабы облизывались и огорчались. Но с 1838 года и черни позволено было проводить свои парады. Рабы же луизианские были не африканские, а креольские. Вот они и привнесли в охристианенный праздник креольского перчику. Да такого, что церковь католическая взвыла — выхолостился религиозный характер празднеств. И в 1857 году церковь запрещает карнавалы вчистую.

Но я уже объясняла, что за народ населял Луизиану — с ними не очень-то. Этот народ не безмолвствует. И тогда решили карнавалы вернуть, но облагородить по мере сил. И вот тут выплывает русский след. Следим внимательно.

Итак, каждый карнавал выбирает себе короля карнавала и королеву. Король открывает карнавал, он его и завершает. Быть королем карнавала — большая честь. Ими становились великие граждане страны. И вот, чтобы добавить пышности, помпезности и благочинности этому хмельному празднику, честь стать королем карнавала в 1872 году была оказана русскому императорскому дому в лице великого князя Алексея Александровича, брата наследника престола. А цветами карнавалов впредь учредили три цвета русского императорского дома: золотой, пурпурный и зеленый. Золотой символизировал власть, пурпурный — правосудие, а зеленый — надежду. С тех пор так и ведется.

Цвета императорского дома Идем дальше по русскому следу. У великого князя, как и у многих Романовых, была морганатическая связь. Увлекся Александрович американской водевильной певичкой Лидией Томпсон и потащился за ней в Америку. Находясь в США у ног певички, он и получил почетное предложение стать королем карнавала в Новом Орлеане. И если царствующая семья с трудом выносила позор с певичкой в благородном семействе, то уж идея возглавить шутовской карнавал членом императорской фамилии… На брата наследника престола так грозно рыкнули из Северной Пальмиры, что от чести стать королем он отказался (хотя был почетным зрителем карнавала), а вот русские цвета новоорлеанского праздника так и остались до сих пор. Два университета штата Луизиана носят эти цвета в своем гербе в честь русского следа, а песня, исполнявшаяся любовницей великого князя (If I Ever Cease to Love You) для своего порфироносного любовника, навсегда осталась гимном карнавала Марди Гра.

Тематическая колесница Итак, карнавал. На протяжении полутора месяцев ежевечерне, начиная с улицы Сент Чарльз и затем через главную улицу города Канал, разделяющую центр на английские и французские кварталы, движутся сотни колесниц-платформ. Каждая — произведение прикладного декоративного искусства. Каждая — неподражаема. Каждая — посвящена своей теме. Костюмы, маски, убранства патронов карнавала уникальны. Они готовятся задолго до наступления карнавала и стоят огромных денег. Опережая ваш вопрос «на чьи денежки гуляем», отвечаю: на частные деньги самих участников парада. Это они организуют свой комитет, арендуют катафалки, лошадей, костюмированные группы поддержки, полицию, они же на свои кровные покупают подарки, которые летят в толпы восторженных зрителей: бусы цвета карнавала, украшения, свистульки, мягкие игрушки, банки с пивом, пепси, маски, шляпки, безделушки.

В боевой стойке: к карнавалу готова! А задача зрителя — привлечь внимание рассыпающих эту халяву и выпросить что-нибудь себе. Потом задача посложнее — подпрыгнуть так, чтобы подарок достался слету именно тебе и при этом не попасть под колеса катафалка или копыта лошадей. Поэтому следует кричать и прыгать шустрее других. По старой традиции положено отблагодарить дарящего чисто новоорлеанским способом: заголить грудь или какую другую привлекательную часть тела.

Вот она - нация Who Dat А вот теперь вернемся к моей статье об эбониксе. Вот еще один пример того, что же кричат зрители на эбониксе: они выкрикивают традиционное — «who dat». В переводе с английского на эбоникс это означает «ефто хто?». Так примерно перевести можно. Вот это «who dat» и является главной кричалкой карнавала. А народ, испорченный высокой латынью, наверное подумал: «кто даст?»? Нет, это именно то вошедшее в не понимаемый иностранцами американский юмор карнавальное «ефто хто?». (Who dat say who dat say who dat? Русскому не понять, где тут смеяться, как не понять американцу, что большие раки вчера по пять, а сегодня маленькие, но по три.)

Тоже русский след - хоть не королевишна, а на руках меня носили Ну, и в завершение похвастаюсь своими трофеями. «ШколуЖизни.ру» на карнавале я не подвела, — шалишь, ребята. Орала, скакала и все прочее — как положено.

Оставила свой русский след в этом мероприятии — обобрала все, что могла и вернулась домой с богатым уловом бус, игрушек и прочих сувениров. А если мне еще и удалось об этом интересно рассказать, то буду рада оставить свой новоорлеанский след в закладках своих читателей. Who dat say who dat say who dat?!

Обновлено 21.03.2010
Статья размещена на сайте 19.02.2010

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошо, Лаура, рассказала и молодчина, что не подвела Школу Жизни, да кто бы и сомневался.

    Оценка статьи: 5

  • 5

    Очень занимательно!

    • Ты не представляешь сколько занимательного в Новом Орлеане! Ни в одном городе Америки нет закрытого города в городе, а в Орлеане такой имеется. Просто закрытый и охраняемый кусок в центре - перекрыто воротами и дальше - запретная зона. Живут в этом городе потомки плантаторов. Там у них своя школа, госпиталь, свои дороги, магазины, бары, рестораны, церковь. Простому смертному туда нельзя. Стоят там домишки по 20-30 миллионов каждый и народец там живет очень нехилый. И даже если кто-то банкротится и не может афордать тянуть такие хоромы, они все равно чужакам не продадут - будут помогать бедолаге платить налоги и уход за домом. Только чтобы плантаторское сообщество чужими не разбавлялось. Они и сейчас держатся своей тусовкой, так же владеют теми же плантациями, только пашут у них теперь мексиканцы. Нам из пролетарского Чикаго дико было смотреть, а там на Юге - привыкли. Нормально - кусок города, закрытый для горожан...

  • А вот конкретно насчёт Марди Гра.
    Кста, в "Охотниках за привидениями" была серия о призраке легендарного джазмена, решившем повернуть время вспять и вернуть человечество в эпоху джаза.

    • Денис Леонтьев, ты обрати внимание на решетки балконов. Я прожила в Питере, где орали, что решетки Летнего сада - чудо из чудес. Так такие в Орлеане на каждом балконе. И так - весь город. Литье такое, что закачаешься. И не на царских парковых точках, а в каждом доме приватном. А есть одна оградочка - кукурузная, с початками.

      • Лаура Ли, я про декоративные балкончики помню на коттедже, который сняла мадам Жозен, когда переехала туда с маленькой Леди Джэн. Да и вообще там показан народ небогатый, но у всех домики чистенькие, нарядные, и кирпичный цоколь и скомейку у ворот все постоянно битым кирпичом натирают, чтоб были как новенькие. У Марка Твена, кста, тоже упоминается, как начищали кирпичную кладку камина. Ещё про Нью-Орлеан интересно рассказывает Хейли в "Отеле" (я всякий раз, как читаю, мне устерсов хотца), и Капитан Америка с Билли Байком туда как-то наведались. Помните, как они там, на кладбище-то?
        Замогильный кайф...

        • Денис Леонтьев, точно - оно самое кладбище и скульптура с отбитой головой, о которых я писала в статье о кладбище Нового Орлеана. В первых кадрах как раз проход к могиле ведьмы вуду. А я тебе сейчас покажу точную географическую точку где родился джаз. Сейчас там ремонт идет, не пускают, но через забор посмотреть можно. Называется местечко Конго Сквер. Прямо рядом с кладбищем вуду. Туда приходили оттягиваться на выходной черные рабы горожан, выпить-закусить в своей тусовке. В белых домах служа, они слышали европейскую музыку и бренчали кое-как на белых инструментах. А вот тут в парке на Конго Сквер они выделывали свои африканские мелодии, используя белые инструменты и соединяя африканское, креольское и европейское. Вот именно тут и зародился джаз. Смотри:

          • Вуду - это круто. Не забудем Хару-Мамбуру. Ещё у Марка Твена упоминалось, как Джим и другие негры учили Тома и Гека колдовству. Я сам, к слову сказать, колдую. На мне этих колдовских амулетов - как на двадцати шаманах. А ещё я играю на цуг-флейте, губной гармонике, зубной гуделке, на кастаньетах, марокасах, флексатоне и бубенцах, на бива, кото и сямисэн.
            А, между прочим, лавочник Жерар был отставным танцмейстером. И когда он стал давать уроки маленькой Леди Джэн - то и Пепси, и Мышка, и молочница тётя Модя, и торговка жареным миндалём Маделон были в восторге от того, как они скользили в паре...

          • А вот тут зародился блюз в Мемфисе. Целая улица посвящена джазовым музыкантом типа как Аллея звезд в Голивуде. (Здесь же студия звукозаписи Элвиса). В тротуар вмонтированы бронзовые нотки с именами выдающихся джазистов и блюзистов.

            • Я когда-то опубликовал статью об Элвисе. Такой очерк-пунктир. Моя дебютная работа, и заглавная тема номера, до сих пор хранится тот журнал - вон только руку протянуть за ним.

              • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 26 марта 2010 в 04:42 отредактирован 26 марта 2010 в 04:45

                Денис Леонтьев, вот кстати, Конго сквер находится в парке имени Луи Армстронга. А раньше на территории парка был рабовладельческий рынок. Рабов привозили по Миссисипи на баржах, размещали в бараках склада на берегу реки. Откармливали для фактуры, стригли, прилично приодевали и вели на этот рынок. Я ездила на одну плантацию с редкостной дубовой аллеей (там 50 кинофильмов сняли), так вот там выставлены прайс-листы на рабов с этого рынка. Жуть, да?Ладно, дарю тебе памятник Элвису в Мемфисе - аллея джазистов как раз упирается в этот памятник.

  • Кстати, Луизиану присоединил к владениям французской короны сир Рене Робер де ля Салль, а её губернатором впоследствии стал основатель Детройта сир Антуан де ля Мо Кадийяк. Параллельно с большими Кадиллаками, кстати, в 1927-40 годах выпускалась менее дорогая и крупная (но технически более продвинутая и более модная по дизайну, поскольку на этой серии опробовались все новшества) серия ЛяСалль (эта марка упоминается Стейнбеком в "Гроздьях гнева"). Вообще же первый ЛяСалль был скопирован Эрлом с Испано-Сюизы, а уже по его образцу профессор Хаданек нарисовал Хорьх модели 227.
    Вот на этой картинке показана Одри Хэпберн рядом со своим ЛяСалль.

    • Денис, мужика моего зовут Лев, а машину - Ягуар. Ни на какой бы кадилак не села кроме Эльдорадо. В нем что-то тоже есть от разжиревшего сзади кота. Но Ягуары мне не простят такого предательства.

      • Лаура Ли, да, Эльдо - это машина-песня. Баллада! У Ильича был чёрный Эльдо с красным салоном. А мне раз снился сон, где я был вожаком шайки, в которой кроме меня состояли ещё два мужика и три бабы, очень сексуальные. И я ездил на чёрном открытом Эльдо. В конце сна нас всех перестреляли спецназовцы, я пытался уйти на парковку, где стоял мой Эльдо, но вертолётчик не дал - как полоснёт из пулемётов...

    • Денис, одна из главных улиц Чикаго - улица Ласаля. Я почти тамотко живу. Памятник у нас стоит товарищу Ласалю оргоменный. Что мне в кайф, что Америка одинаково и южан и северян чтит. У нас одним конфедератам в городе 18 памятников. А есть памятник один в честь свиньи Уилли, выкормленной в годы ВОВ, рекордсменки, отданной на флот для прожору матросикам в Тихом океане. Я как-то Ласаля проезжая каждый день мимо - не очень, а вот свинский монумент меня торкнул сильно: баба кормила-растила (война все ж!), а тут взяла и матросам отдала. Торкает чего-то. Сейчас пороюсь.

  • А вот он бродит по рю Рояль в поисках фотомодели

  • Есть такое дело - оставила новоорлеанский след. От души.
    Карнавалы, карнавалы....только у нас сугробища непомерные, все рекорды побившие.

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 23 февраля 2010 в 03:26 отредактирован 23 февраля 2010 в 03:34

      Постеснялась спросить, кто там "в малиновом берете с послом испанским говорит?" То есть кто там в розовом? (Who dat?)

      Если была неделикатна, скажи....

      Оценка статьи: 5

      • Галя Константинова, в розовом - это обо мну. Училка говорит: просклоняй МЫ. Ученик: я, мы, мну, мну, мну, обо мну. Училка отвечает: ЗАЧОД! В розовом - обо мну. Это я что поприличней выбрала, а так там-то все покруче. Я видала парня на ТВ - стоит такой мачо на Манхеттене с гитарой голяком, бабки собирает. Иду по карнавалу, а он уже туточка. Прихватила я чей-то паричок и сфоталась с парнем. Доллар он поимел.