Валентина Пономарева Грандмастер

Лесные духи древних славян: какими они были? Дед Лесовик и его помощники

Предки наши считали лесное пространство, где, по древнейшим верованиям, обретались души предков, сакральным, таинственным. Поэтому в представлениях славян оно было заселено множеством духов. В сегодняшнем рассказе речь пойдет о тех из них, которые не принадлежали непосредственно к семейству Лешего и не имели особой склонности проказничать.

Дед Лесовик

Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.

Колтки

Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины — шумного дерева.

Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения.

Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения.

Листин и Листина

Эта супружеская пара весьма солидного возраста имела особый круг компетенции, который не сразу определяется по их именам. Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали — перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. В старинные времена даже игрушка такая была — баба Листина: туловище из мха, руки-ноги из еловых шишек и непременно лапоточки.

Боровик (Подгрибовник, Боровой) и Боровички

По поверью, это дух бора и начальник над старичками Боровичками — хозяевами грибов, живущими под рыжиками и груздями. Боровик, как считалось, выглядел как огромный медведь, но в отличие от косолапого, не имел хвоста. К нему обращались с просьбами найти и вернуть тех, кто пропал в лесу или заболел, побывав в нем, но очень своеобразным способом: нужно было принести в бор кошку и начать ее душить. Ох…

… и другие

Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно — за стебли.

Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов — Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая.

* * *

Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все — живое?
Обновлено 17.03.2010
Статья размещена на сайте 12.03.2010

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень интересно и судя по тому что ещё не сказано можно прям энциклопедию создавать

    • Дмитрий, спасибо. К сожалению, энциклопедии по славянской традиции грешат тем, что переписывают один и тот же текст (увы, подобное встречается даже в академических изданиях). Недавно, например, купили два справочника по теме. Удивительно: тексты многих статей повторяются один-в-один, а библиография совершенно разная.

      Или еще такое обстоятельство. Автор (составитель), который длительное время специализировался на вопросах начального школьного образования, вдруг - бабах - публикует справочник по славянской мифологии (с хорошо уже знакомыми текстами), который потом еще и переиздается. То есть он, разумеется, мог увлечься темой - вполне допустимо, но почему публикует тексты, которые перетекают из издания в издание без какого бы то ни было уровня расширения, углубления - т.е. без аргументированной новизны?

      В общем, чтобы собрать картину, приходится перелопачивать горы литературы, заодно составляя себе мнение о невероятно широкой зоне спекулятивности, что прискорбно...

  • Замечательная статья!
    Такая тёплая, душевная о наших чудесных русских поверьях!!
    И, главное, такие важные мысли в ней высказаны!

    Оценка статьи: 5

    • Катюша, спасибо, что увидели Ведь действительно: верили, что у каждого кустика и былиночки есть покровитель, который ухаживает - оберегает. А мы что - хуже? Не можем заботиться?

  • Валюш, сколько ты знаешь лесных загадок

    Оценка статьи: 5

  • Юрий и Виктор, спасибо

  • Нет, ну ладно мох на щеках, но птичье гнездо на темечке я бы не хотел. Спасибо, Валентина, добрая сказочница.

    Оценка статьи: 5

  • Как всегда, интересно

    Оценка статьи: 5