Евгений Жарков Грандмастер

Как снимали «Искателей потерянного ковчега»? Часть 1

Темный силуэт в потрепанной шляпе бежит по уходящему вниз коридору, за ним с грохотом катится огромная каменная глыба. В последнем отчаянном броске бегущий ныряет в проем пещеры. Еще секунда и валун не оставил бы от него и мокрого места. Перекатившись на безопасный уступ, наш герой немного приподнимает поля шляпы, и мы видим лицо… Тома Селлека. Обращаясь криком к человеку в бейсболке по ту сторону камеры, Селлек спрашивает режиссера про последний дубль. «Да, Том, — отвечает Филипп Кауфман, — все вышло просто отлично. Отдохни немного».

Однако самому Кауфману отдыхать совсем некогда. Приключения Индианы Смита в самом разгаре, и ему еще нужно поработать над сценой встречи Инди с персонажем Дебры Уингер, Мэрион Рэйвенвуд, в тибетском баре. А потом над сценой, в которой наш герой, вместе со своим давним приятелем из Египта по имени Салла, в исполнении Дэнни Де Вито, наконец-то отыщут ковчег Завета.

Да, знаю, всё вышесказанное выглядит странно. Но именно так всё могло и быть. А как было на самом деле?

Впервые идея о создании фильма «Искатели потерянного ковчега» посетила Джорджа Лукаса в далеком 1973 году, как раз после завершения съемок «Американских граффити». Но мыслей было много, и желание снять космическую оперу возобладало над стремлением создать приключенческий сериал. Поэтому идею сложили на полку до лучших времен.

Два года спустя Лукас повстречался со своим приятелем Филиппом Кауфманом. В ходе разговора он поделился с ним своей концепцией нового мальчишеского блокбастера, построенного по принципу телесериалов студии RKO, которыми сам Лукас засматривался еще в детстве. После небольшого мозгового штурма друзья сообразили на двоих пару идей и даже придумали имя новому герою — Индиана Смит, археолог и искатель приключений. Именно Кауфман предложил сделать основной целью поисков ковчег Завета. Лукас предложил Кауфману стать режиссером проекта, но тот был занят на съемках вестерна Клинта Иствуда «Джоси Уэйлс — человек вне закона» в качестве сценариста. Посему наметки снова отправились пылиться в чулан, а сам Джордж вплотную занялся «Звездными войнами».

В 1977, когда вышеуказанная картина вышла в прокат и совершила революцию в кино, сам автор подарил себе небольшой отпуск на Гавайях. Там он пересекся с другим закадычным товарищем, Стивеном Спилбергом, пребывающим в лучах славы «Близких контактов третьей степени». Пока оба жарили пятки на солнце, Лукас не преминул поделиться идеей «Искателей». Спилберг сразу загорелся, но для вежливости предложил Джорджу самому заняться режиссурой. Лукас отмахнулся, мол, пока отдохну. Хочешь? Тогда сюжет твой…

В середине 1979 года Лоуренс Каздан, автор ленты «Империя наносит ответный удар», закончил работу над сценарием «Искателей». После весьма продолжительного обсуждения, и персонаж, и сама история, в конце концов, стали обретать видимую форму. Герой по-прежнему носит имя Индиана (так звали собаку породы маламут, принадлежавшую Лукасу), однако фамилию Смит (которую терпеть не мог Спилберг) сменили на Джонс. Теперь предстояло подобрать актерский состав.

Спилберг пожелал снять в роли Мэрион Рэйвенвуд свою тогдашнюю подружку Эми Ирвинг, но она отказалась по причине занятости. Выбор Лукаса пал на Дебру Уингер, но та не проявила интереса к проекту. В конце концов, роль утвердили за 28-летней Карен Аллен, который пришлось испытать на себе все прелести уникального в своем роде кастинга (первое, что у нее спросил Спилберг, так это умеет ли она плеваться). По поводу роли друга Инди, египтянина Салла, съемочная группа попыталась договориться с Дэнни Де Вито. Однако стороны не смогли прийти к согласию по вопросу гонорара, так что место занял более «дешевый» Джон Рис-Дэвис. Услышав, что первоначально роль предлагали Де Вито, актер, чей рост составляет 185 см, скромно поинтересовался, не собираются ли ему по сюжету делать операцию по укорочению.

Самой большой головной болью стал, само собой, выбор актера на заглавную роль безбашенного искателя приключений. После кучи прослушиваний, почти все пришли к единому выводу — лучшим вариантом является Том Селлек. Почти — потому что только директор по кастингу Майк Фентон по-прежнему настаивал на кандидатуре Джеффа Бриджеса. Проблема была в том, что Селлек уже принял приглашение от другого приключенческого проекта — телесериала «Частный детектив Магнум», пилотная серия которого вышла несколькими месяцами ранее…

«На этом самом месте мы и застопорились, — говорит Лукас. — Мы жаждали начать съемки. Даже позвонили на CBS и попросили их рассмотреть возможность замены Селлека». На телевидении, узнав, что актером заинтересовались сами Лукас и Спилберг, срочно пересмотрели свои взгляды на сериал и решили-таки запускаться на полную катушку. Хочешь — не хочешь, но Селлеку пришлось соблюдать условия контракта. «Мы уже были готовы в полном объеме, — вспоминает Лукас. И тут в самый последний момент мы теряем звезду всего фильма».

Легенда гласит, что озарение на счет исполнителя главной роли пришло к Спилбергу в момент просмотра картины «Империя наносит ответный удар». С другой стороны продюсер Ховард Казанян настаивает, что Форд с самого начала был основным кандидатом на роль, просто Лукас и Спилберг опасались использовать в своей новой работе столь узнаваемое лицо. Как бы там ни было, оба бородача встретились с Харрисоном Фордом и убедили его принять их предложение. Взамен Харрисон получил семизначный гонорар, семь процентов от сборов, а также заставил переписать большую часть реплик Индианы. «Я не хочу, чтобы мой персонаж был похож на профессора Хана Соло», — заявил актер своим фирменным раздраженным тоном.

Пока Форд приводил себя в форму тренировками (в том числе — по обращению с кнутом), съемки наконец-то стартовали 23 июня 1980 года во французском городке Ла Рошель, где в годы Второй мировой располагалась немецкая база подводных лодок. По сценарию корабль, на котором плывут Инди и Мэрион, останавливает нацистская подлодка. Не самый распространенный съемочный реквизит. Тем не менее, авторам удалось отрыть посудину, которая успела поучаствовать в картине Вольфганга Петерсена «Das Boot» (Подводная лодка). И даже раздобыть часть неиспользованного, но отснятого материала.

По-быстрому разделавшись со съемками локаций, спустя неделю Спилберг переместился в Англию, на студию Elstree. К чему, спросите, такая спешка? Ответ прост — всё дело в деньгах. Лукасу и его партнеру удалось провернуть с Paramount Pictures небывалую сделку: Джордж получил 4 миллиона, Стивен еще полтора. Оба застолбили долю от выручки. Плюс все затраты, связанные с прокатом фильма ложились на плечи студии. Само собой, был и подвох. Огромные штрафы в том случае, если бюджет фильма перевалит за отметку в 20 млн. долларов. Всё из-за того, что Спилберг перебрал с финансированием «Близких контактов» и с треском провалился со своей комедией «1941».

Продолжение следует…
Обновлено 7.06.2010
Статья размещена на сайте 27.04.2010

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: