Винсент ван Гог родился 30 марта 1853 года в небольшой деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов в семье протестантского пастора. Мальчик с детства отличался трудным характером, позднее художник вспоминал: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». Родители пытались дать детям (кроме Винсента в семье было еще два сына и три дочери) хорошее образование. Какое-то время с Винсентом и его сестрой занималась специально нанятая гувернантка. Затем мальчика отправили в интернат, который он бросил в 1868 году, хотя и проявлял успехи в изучении отдельных предметов, в том числе иностранных языков.
Рисованием будущий художник увлекся еще в годы школьной учебы, но тогда он и не предполагал, что именно живопись станет его призванием. В 1869 году он начал работать в крупной торговой фирме, специализирующейся на продаже произведений искусств. Именно в этот период он с увлечением посещал музеи и художественные галереи, изучил творчество многих художников, стал разбираться в живописи, познакомился с начинающими и уже знаменитыми художниками.
Какое-то время дилерство Винсента ван Гога не только увлекало, но и давало приличный заработок. Но в середине 70-х годов он практически забросил дела и увлекся религией. Естественно, что из фирмы его уволили. Для Винсента наступил период поиска жизненного пути. Он пробовал свои силы в преподавательской деятельности, короткое время был помощником пастора, читал проповеди, занимался миссионерством в шахтёрском районе на юге Бельгии и даже серьезно готовился к поступлению на теологический факультет университета в Амстердаме.
Примерно в 1880 году у Винсента ван Гога созрело желание посвятить свою жизнь живописи, став профессиональным художником. Понимая, что школьного курса рисования для этого недостаточно, он стал посещать занятия в Академии художеств в Брюсселе. Брал уроки у художника Антона Мауве, приходившегося ему дальним родственником, много занимался самообразованием, пробовал силы в живописи маслом, стараясь нащупать свой стиль в искусстве.
Любопытно, что практически сразу же он берется не только за пейзажи и этюды, но и за жанровые картины, изображающие жизнь простых людей — шахтеров, крестьян, ткачей, разнорабочих, городской бедноты. Работы этого периода, как правило, написаны в темных тонах, подчеркивающих безрадостную и тяжелую жизнь тех, кого изображает на полотне художник.
Лучшей работой этого периода считается картина «Едоки картофеля», которую художник представил на суд зрителей. К сожалению, отзывы критиков были в основном отрицательными, в лучшем случае — нейтральными. Естественно, что художник переживал эту относительную неудачу, но руки не опустил, а стал работать еще больше.
Новый период творческой жизни художника начался в конце 1885 года. Сначала Винсент на несколько месяцев уезжает в Антверпен, где восполняет недочеты в портретной живописи, посещая занятия в Академии художеств. Затем на два года отправляется в Париж, где продолжает обучение мастерству в студии талантливого французского художника Фернана Кормона, параллельно продолжая экспериментировать с цветом, формой, техникой живописи.
Парижский период интересен и тем, что в это время Ван Гог написал почти 30 своих автопортретов. Это не было самолюбованием, просто у художника не было денег, чтобы нанимать натурщиков, вот и приходилось писать себя. Художественная жизнь Парижа, где в эти годы набирал силы импрессионизм, захватила молодого художника. Он знакомится с молодыми живописцами, как и он ищущими новые пути в живописи. Пожалуй, наиболее близко он в этот период сошелся с Анри Тулуз-Лотреком и Полем Синьяком.
Не без влияния новых знакомых и под впечатлением от импрессионизма разительно меняется колорит работ художника. Теперь на них преобладают сочные, яркие краски. Но публика интереса к работам Винсента ван Гога не проявляет. Если он и слышит хорошие отзывы о своих картинах, то только от собратьев по творчеству и немногочисленных друзей.
Не получив признания в Париже, Винсент в феврале 1888 года уезжает на юг Франции в небольшой городок Арль, расположенный на берегах реки Роны. Здесь на творческом пути художника главное место занимает пейзаж, благо, яркая южная природа оказалась столь созвучной его творчеству.
Винсент стремится создать в Арле колонию художников, близких ему по духу. Он даже оборудует для этого дом, украсив его помещения своими работами, в том числе ставшими впоследствии знаменитыми натюрмортами с подсолнухами. Какое-то время у него гостит Поль Гоген, но между художниками происходит несколько ссор. Во время одной из них Винсент даже в ярости отрезает себе мочку уха.
К сожалению, в Арле художник вместо душевного покоя, который ему столь необходим, получает стойкое расстройство психики и даже попадает в больницу. К депрессии добавляется эпилепсия, которую находят у него врачи. В апреле 1889 года приступы болезни обостряются и Винсент ван Гог соглашается продолжить лечение в клинике для душевнобольных в Сен-Реми. Он и здесь не прекращает работу, перенося на холст и бумагу все, что его окружает, изучает гравюры и репродукции работ старых мастеров, копирует их картины, но в свойственной ему манере. В промежутках между обострениями болезни, когда он может работать за пределами клиники, Винсент пишет чудесные, наполненные светом пейзажи.
В мае 1890 года Винсент ван Гог переселяется в облюбованную художниками деревню Овере-на-Уазе, расположенную недалеко от Парижа. Кажется, что болезнь его отпустила, он много и плодотворно работает, восхищаясь местной природой. В письме брату Тео он восторженно пишет: «Это место удивительной красоты, настоящая деревня с неповторимыми чертами и очень живописная».
Казалось бы, все складывается хорошо, художник много и с увлечением работает, да и публика наконец-то начинает проявлять хоть небольшой интерес к его картинам. Но болезнь не отступает. В минуты депрессии Винсент ван Гог решает покончить жизнь самоубийством, чтобы не быть обузой для семьи и брата Тео, который его всячески поддерживает. 27 июля 1890 года художник стреляет себе в грудь из револьвера. Рана оказалась смертельной, и через два дня Винсент, которому было всего тридцать семь лет, умирает на руках у брата Тео. Похоронили Винсента ван Гога на местном кладбище. Позднее рядом с ним перезахоронят и его любимого брата Тео, пережившего Винсента всего на шесть месяцев.
После смерти художника Тео взял на себя заботу о его живописном наследии. Он решил устраивать выставки работ брата и всячески пропагандировать его творчество. К сожалению, он практически ничего не успел сделать. После смерти Тео, его вдова Джоанна (Иоанна) взяла на себя заботу о художественном наследии Винсента ван Гога. Остальные родственники интереса к творчеству художника не проявляли и практически все работы Винсента передали Джоанне.
Именно благодаря Джоанне в мире начали проходить выставки работ Винсента ван Гога, были изданы его письма, альбомы репродукций. Интерес к творчеству живописца стремительно рос. Джоанна смогла добиться, что ко времени её смерти в 1925 году Винсент был уже чрезвычайно популярен.
После окончания Второй мировой войны творчеством знаменитого земляка наконец-то заинтересовались и власти Голландии. У наследников художника и коллекционеров было выкуплено большое количество работ Винсента ван Гога. Было решено создать в Амстердаме большой музей художника. Его строительство началось в 1963 году при непосредственном участии племянника живописца, сына Джоанны, ставшего инженером.
Музей Винсента ван Гога в Амстердаме был открыт в 1973 году, но окончательно его строительство завершилось только в 1999 году, когда был пристроен выставочный комплекс. Теперь здесь собрана самая большая коллекция работ живописца — более 200 картин, более 500 рисунков и примерно 700 писем художника. Здесь же представлены работы многих известных живописцев — современников ван Гога, большой зал отведен гравюрам.
В обычные дни музей работает с 10 до 18 часов, а по пятницам его работу продлевают до 22 часов. Музей Винсента ван Гога уже давно стал чрезвычайно популярным, в него практически всегда стоят очереди.
Еще одна крупная коллекция работ художника находится в большом музейном комплексе на территории Национального парка Хове-Велюве, до которого из Амстердама можно добраться за 2−2,5 часа.
В это убеждает даже беглый просмотр статей автора.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алекс Камьянской, спасибо.
0 Ответить
Была бы опечатка, а придирщик всегда найдется ;))
Да из текста статьи очевидно, что автор не просто "мимо проходил, а очень даже "в теме", а указанная вами ошибка всего лишь опечатка. Эх, терпимее надо быть к ближнему..
Владимир Рогоза, отличная статья, спасибо!
Когда горячее солнце Овера палит своими лучами еле приметное среди полей пшеницы кладбище, Тео спокойно спит в прохладной тени буйных Винсентовых подсолнухов.
Ирвинг Стоун. Жажда Жизни.
0 Ответить
"Какое-то время у него гостит Ван Гог..." Неужели не отличаете Поля Гогена от ван Гога?!
Оценка статьи: 2
0 Ответить
alfia lambert, и за это двойка? И действительно полагаете, что автор не отличает и думает, что Ван Гог гостил у Ван Гога?
0 Ответить
Марианна Власова, Конечно же не только из-за этой описки. Согласна, что погорячилась с баллом, но слишком уж сильно было разочарование. Привыкла к гораздо качественному материалу В.Р., а данная статья оказалась плоской, убогой, затертой и обрывистой. Знаю, знаю доводы о том, что при написании биографий далеко не разбежишься, но ведь пишут! Кивать на формат, на общий художественный уровень читателей тоже не получится: тонких знатоков постимпрессионизма / экспрессионизма мало, но это не дает повода писать как для детской (не художественной!) энциклопедии. Свести славу лишь к организаторским усилиям родни? Родственники бывают и поактивнее, но имя художнику делают не они, а его творчество. Ведь ни слова о том, каким образом и в чем В. ван Гог опередил свое время. А теперь об описке: она относится к специфическому типу так называемых "айсберговых" и даже "с пылу, с жару" её сделать невозможно, а в данном случае, когда автор и редактор читали и перечитывали её несколько раз... Жаль, что в этот раз получилось плохо.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Спасибо, что заметили описку. Попросил редактора исправить. По инерции вписал не ту фамилию.
0 Ответить
Владимир Рогоза, "Теперь ушли от искусства вбок, // не краску ценят , а сан: // один сезон - наш бог Ван Гог, // другой сезон - Сезанн.
Небось не напишут мой портрет, // не трут понапрасну кисти. // Ведь тоже лицо,как будто, ан нет, // пишут, кто поцекистей." (ВМ)
Ван Гог - чародей живописи. Его "незамысловатые сюжеты" и простецкая манера создают неожиданный и долгоиграющий эффект.
0 Ответить