Подкаст
Ольга Конодюк Грандмастер

«Они» и «Мы». Как дети воспринимают свою национальность?

Актуальность выражения «пятая графа» — «национальность» сегодня не намного выше, чем у графы «партийность» в анкетах старого образца. Однако национальные проблемы от этого не исчезли. Они живут, особенно на бытовом уровне.

И не только во взрослом мире. Дети подчас страдают от реальных притеснений, недоумевают от разного рода предрассудков, но порой и сами участвуют в их создании. Причем, многие психологи склонны считать, что во многом виноваты взрослые. К примеру, фраза, брошенная родителями «Понаехали тут разные…», может спровоцировать ребенка на жестокий поступок.

Любой родитель рано или поздно встанет перед вопросом, как ребенка, помимо всего прочего, научить жить в одном мире с теми, чья «пятая графа» не такая, как у него. Можно с откровенностью сказать, что большинство наших семей национализма не проповедует. Но абсолютной демократичностью мы все-таки похвастаться не можем. Если вы вспомните фильм «Убить дракона», где горожане гордятся тем, что их правитель сумел «очистить» город от цыган, то всплывут в вашей памяти фразы людей, которые толком не знают, а чем цыгане так плохи…

Сегодня общество воспитывает детей в духе интернационализма, уважения к другим культурам. Однако на деле не все так просто. Да и сами взрослые не всегда осмотрительны в высказываниях собственных взглядов, забывая, что рядом с ними дети, которые, как «губка» впитывают все, что говорят родители. Ни для кого не секрет, что в наши дни в Россию из стран бывшего СССР переезжает немало семей, чьи дети учатся в обычных школах. И в такой семье может возникнуть проблема, когда ребенка из-за его национальной принадлежности сверстники будут дразнить, игнорировать и даже бить.

Бесспорно, что ребенок иной национальности вызывает интерес у детей. Но этот интерес не всегда выливается в агрессию, бывает и наоборот. Кстати, иногда у «необычного» ребенка есть шансы в детском коллективе завоевать популярность, стать любимчиком. В такой ситуации родителям других национальностей необходимо поддержать своего ребенка, оценить его добрые поступки в отношении «необычного» мальчика (девочки).

Один известный спортсмен, чемпион в силовом виде спорта, родом из небольшого украинского городка, не раз рассказывал в своих интервью о том, что он, учась в московском интернате, не раз подвергался насмешкам своих сверстников из-за провинциальных манер и «странного» говора. Детская обида, как он говорил, жила в нем очень долго. Подчас бывает, что именно насмешки, различного рода притеснения побуждают человека добиваться успехов в различных видах деятельности. При этом важно, чтобы не присутствовала мотивация, мол, «ну, я им докажу…» Ведь в такой ситуации ребенок не будет получать настоящей радости от успехов.

Сейчас немало рождается детей от смешанных браков, которые по данным социологических опросов, более устойчивы, нежели однородные. И, как правило, в таких семьях дети редко становятся националистами.

Родителям следует в присутствии ребенка быть более внимательными в своих высказываниях в отношении людей другой национальности. При этом не стоит препятствовать его дружбе с кем-либо, чья национальность вас не устраивает. Этим вы только нанесете психологическую травму своему сыну (дочери). Расскажите ребенку, что некоторые люди другой национальности охотно рассказывают анекдоты, подтрунивают над своими земляками, но сами очень болезненно переносят насмешки в свой адрес.

Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает чувство превосходства над теми людьми, у кого другая «пятая графа», попытайтесь с ним обязательно поговорить. Расскажите о своих друзьях — людях разных национальностей, не помешают и примеры об известных деятелях науки и культуры.

Если ваш ребенок оказался в группе детей другой национальности в «меньшинстве», научите его спокойно реагировать на вопросы, касающиеся его национальности. Хорошо, если ваш ребенок знает язык, на котором общается большинство окружающих его взрослых людей и детей. Пусть он не замыкается на общении только с земляками. Не противопоставляйте себя, свой народ тем людям, среди которых будете жить вы и ваши дети.

Иначе вам будет очень сложно наладить контакт в обществе, узнать привычки, традиции, культуру людей, с которыми вам предстоит жить рядом.

Обновлено 8.07.2010
Статья размещена на сайте 14.06.2010

Комментарии (70):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 5 декабря 2012 в 23:41 отредактирован 5 декабря 2012 в 23:41

    Повторюсь ещё раз : чеченцы как граждане РФ приехали не К ВАМ, а переехали из одного города СВОЕЙ страны в другой, и они имеют на это право ВСЕГДА, а не только тогда, когда армия ИХ страны уничтожает ИХ дома. Чеченцы имеют такое же право жить в Москве или в Питере, в Краснодаре или в Рязани, как русские, татары, цыгане, евреи и прочие граждане РФ. ЛЮБЫЕ чеченцы, а не только те, чьи дома разбомблены. Это Вы в состоянии понять?

    Оценка статьи: 5

    • Евгения Комарова, приостановитесь на мгновение, оглянитесь по сторонам (это образно, по сторонам - здесь на комменты других) и определитесь - уместно ли сейчас упоминать о какой-то дискриминации в правах (как юридической сущности), когда, насколько я понял, речь о другом - о культурно-национальных особенностях.

    • Евгения Комарова, но статья то о толерантности, т.е. об уважении и терпимости к людям другой нации. Это относится одинаково и к русским, и к чеченцам, и к армянам и к ... Это Вы в состоянии понять?

      Оценка статьи: 5

      • Александр Петров, в том-то и дело, что - одинаково. У меня же нередко возникает ощущение, что одни, пребывая "в гостях", требуют толерантности и уважения по отношению к себе, но не готовы у себя дома уважать других.... И дело тут вовсе не в конкретной национальности этих "одних", а в идеологических установках, идущих "сверху". Поэтому и отличается так отношение к "чужим" в кадыровской Чечне и в Турции, которая является не менее мусульманской...

        Оценка статьи: 5

  • Когда дело касается детей, а дети не выбирают своих родителей, то мне их откровенно жалко, ведь они так же не выбирают друзей по национальности, а если и бывают выпады каких - то детей против понаехавших детей, то зачастую это подпевочки идут именно из семьи. Значит в этой семье ребенок слышал это из уст своих родителей, а потом просто ляпнул не к месту.Помню в классе, котором училась моя дочь были такие нападки на одну девочку чеченку, мальчик, который это сделал, потом долго извинялся перед нею, поскольку на ее защиту встали многие из учеников...Позже эти дети даже подружились, а девочка была лучшей по учебе и старостой класса, кстати мои дети дружат с этой девочкой и ее сестрой.История этих детей очень печальная и они не виноваты, что когда- то в городе Грозном бомбой уничтожен их родной дом и они беженцами были вынуждены приехать в Россию.Так что прежде чем что - то сказать, надо знать почему и что побудило этих людей приехать к нам, я думаю это не блажь какая - то и уж точно дети здесь не виноваты

    • Дульсинея Питерская, чеченцы в России - НЕ БЕЖЕНЦЫ! Они - такие же граждане РФ, как и русские. Они не К ВАМ приехали, а воспользовались данным Конституцией РФ всем гражданам правом свободного передвижения по СВОЕЙ стране (да-да, РФ - это ИХ страна тоже, не только ВАША!).

      Оценка статьи: 5

      • Евгения Комарова, я и не сказала, что они беженцы сейчас, я просто описала одну историю, которая произошла после первой Чеченской войны и тогда очень многие приехали к нам именно, как беженцы, потому что у них не осталось крова на своей земле, потому что там было опасно для жизни и уехали они оттуда не потому, что этого хотели, а потому что спасали свою жизнь и жизнь своих детей...именно о такой семье я и написала, кстати, я живу с этими чеченцами в одной коммунальной квартире уже около 10 лет и мы с ними, как одна семья, и не делим туалетную бумагу и не закрываем свои комнаты и всегда помогаем друг другу, любой русский позавидует, как мы живем дружно, а мои девчонки дружат с этими девочками со 2 класса...

  • Есть две замечательные народные мудрости: "с волками жить-по волчьи выть" и "в чужой монастырь со своим уставом не ходят". Кто их соблюдает, живут вполне спокойно, знаю много примеров людей самых проблемных национальностей. Беда лишь в том, что таких лишь малая часть. Большинство же, приезжая в чужую культурную среду, продолжают жить по нормам своей. Если отличия незначительны, беды в этом нет, но зачастую эти нормы диаметрально противоположны. В таких случаях чужак сам противопоставляет себя аборигенам, сам провоцирует деление на "мы и они". А дальше ситуация лишь усугубляется навязанной толерантностью.

    • Алексей Купец, может, объясните для начала, что это за термин такой - "проблемные национальности"??? И должны ли русские, живущие, скажем, в Латвии или в Казахстане, приспосабливаться к местной культурной среде? А то ведь противопоставляют себя аборигенам, провоцируют, понимаешь ли...Ни католиками не становятся, ни мусульманами...Языка не знают и не хотят знать...Беда с этими "понаехавшими"!

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
  • Комментарий скрыт
  • Отличная статья на очень сложную тему, и здорово, что автор так деликатно эту тему раскрыл. И мое мнение сюда же: нет плохих национальностей, но в любой национальности есть плохие люди. Нам ли уподобляться им?
    Но даже если в России останутся одни русские, все равно будет различие: мы пскопские,ребята удалые; а мы вологодские, на обще дело сходские; а эти из рязани - у них грибы с глазами. Главное, чтобы наши дети знали - ты или он другой, но не значит что ты или он хуже или лучше, просто не такой как ты, вот и все!

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий скрыт
  • Моей дочери дети в садике сказали - узнав, что она цыганка - что цыгане бедные, грязные и невоспитанные. При том, что видели, что это к ней очевидно не относится. Скорее всего - со слов взрослых сказали...

  • Слуашайте, друзья, вот как-то уже думала на эту тему - ну, почему, нет у нас тут в Белоруссии (я родилась в Казахстане, предки из Сибири, русская и тырыпыры..., если че...) никаких нац. проблем. Совсем. И не было никогда. наверное, "ноги" растут, все- таки, оттуда, из "головы", с которой все гниет...

  • нац.вопрос

    Ольга Конодюк, тема не такая простая, даже если отвлечься от государств и религий, грубо отождествим "народность" и "национальность" и не будем выделять какие-то аномалии - все то, о чем дети не имеют понятия. В конечном счете - "кто лучше живет" - экономическая основа конфликтов у взрослых . Есть более или менее выраженные черты, присущие народности, например:
    - коммерческие наклонности
    - неприятие работы в больших коллективах
    - поощрение многодетности
    - поощрение семейственности, клановости
    и много другого.
    И если эти черты не выводят одну группу народности над другой - все ОК (почему дети дружные - у них нет этой экономической составляющей). Эти черты позволяют одним народностям превалировать над другими, если пустить систему на самотек и полностью исключить национальные чувства - понятно, что получится.
    Выводы:
    - более или менее нормально могут жить народности с одинаковым менталитетом (еще раз - допущение об отсутствии политических и религиозных надстроек)
    - дети - чистые листы, заполняемые взрослыми и говорить только о детях без затрагивания взрослых проблем в этом вопросе - о-о-о-очень примитивно.

  • Комментарий удален
    • Э-х, земляки, земляки!

      Людмила Ким, ну зачем уж Вы так... Ублюдков ведь везде к сожалению хватает. Я выше писал совершенно обратное, чем вызвал яркую дискуссию с вмешательством модератора, а теперь оказалось что все зря.

      Оценка статьи: 5

      • Комментарий скрыт
        • Валерий Бринев Дебютант 26 августа 2010 в 20:05 отредактирован 26 августа 2010 в 20:06

          Каролина Динкелакер, то же самое я писал:
          ...в Кузбассе и возьму на себя смелость ответить и за всю Сибирь, понятие национализм не более чем абстрактное. Какие то эксцессы с этим связанные (что большая редкость) могут восприниматься как обычное хамство и невоспитанность...
          И если Людмилу Ким, приехавшую к Нам в гости (если уроженка Кемерово - значит к себе) из Ташкента, какой то ублюдок назвал "Черно...пые!" , не стоит говорить и думать: "Э-х, земляки, земляки!"

          Оценка статьи: 5

  • Коллеги, спасибо за активное обсуждение статьи.

    • Спасибо Oльга за очень полезную и актуальную тему.

      Уметь уважать и любить ближнего это всегда талант. Воспитательный процесс всегда обоюдно-выразительный. Он гораздо сложнее и многограннее, чем просто научить чему то, каким-то навыкам ... .
      Мудрый Соломон и по ныне говорит со страниц Библии:
      "Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
      Высоко цени ее,(мудрость) и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
      возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
      Слушай, сын мой, и прими слова мои,- и умножатся тебе лета жизни».(Притчи.4:1-10).
      Те есть гибко интегрируйся с любовью и почтением взаимным.

      Выдающийся педагог всех времён Янос Амос Коменский основополагаясь на библейских законах, независимо от вероисповедания,советует: «развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие».
      "Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он (воспитатель) рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни". [2, с. 157] Из соч. Я. А. Коменского.

      Обильных вам Божиих благолсловений.

  • Ольга Конодюк,
    и все-таки "МЫ"!.. пусть и такие разные, но "МЫ" - люди. а еще пусть будет самодостаточное "Я" - человек, и это касается не только вопроса национальности... подумайте - скольких бы "врагов" мы одним махом лишились и скольких бы единомышленников приобрели, сколько бы проблем тут же мгновенно нашли бы свое решение? весь мир был бы НАШ, а не только отдельно взятый аул или деревня. а ведь дети рождаются интернационалистами
    и нам, взрослым, есть чему у них поучиться.
    спасибо вам за статью - только 5

      • Комментарий скрыт
        • Люба Штафински, Когда Миклухо Маклай привёз в Санкт-Питербург из Гвинеи папуаса, то все ходили смотреть его и подтанцовывали ему, и аплодировали его исполнению народных песен. И предлагали Миклухо Маклаю создать из папуасов цирк, а там гастроли. Вот и карьера для иностранцев. А нам потеха.

          Оценка статьи: 3

  • Комментарий скрыт
                      • Комментарий удален
                        • Люба Мельник Бывший модератор 10 июля 2010 в 08:18 отредактирован 10 июля 2010 в 08:21

                          Дорогие друзья! Вы находитесь на страницах русскоязычного интернет-журнала - официально зарегистрированного федеральными органами, свидетельство о регистрации языком издания называет русский. Было бы корректно по отношению и к журналу, и к сообществу авторов и читателей журнала при написании комментариев использовать русский язык.
                          Кроме того, в блоге статьи - а вы ведете переписку именно здесь - надо обсуждать статью, а не общаться на отвлеченные темы. Поговорить обо всем, заверить друг друга в симпатиях вы можете в своем блоге, в личных сообщениях. Здесь этот обмен любезностями удален.

  • Елена Станив Елена Станив Дебютант 9 июля 2010 в 00:55 отредактирован 5 декабря 2012 в 21:24

    Ольга Конодюк, спасибо за статью. Как сказал Владимир Рогоза: "Поднята очень сложная проблема, она всегда была тяжело решаема, а в наше время - особенно". читать дальше →

  • Поднята очень сложная проблема, она всегда была тяжело решаема, а в наше время - особенно. 5

    Оценка статьи: 5

  • ** Как дети воспринимают свою национальность? ** - как их воспитают, так и воспринимают. Но в норме каждый человек с самого раннего детсва должен знать, какого он роду-племени, и чем представители других национальностей отличаются от той, к которой он принадлежит.
    Это нужно хотя бы для того, чтобы не страдать, как страдал гадкий утенок,живя среди чужих. И чтобы знать, что представители других народов внедряются на территории, где уже живут некие коренные народы, не для того, чтобы этим коренным народам помогать и сделать их жизнь лучше, а для того, чтобы улучшить свое благополучие за счет коренных народов, и вытеснить их с их территории.

    Интернационализм и разнационаливаное, которые сегодня так активно распространяются - это, как минимум, подготовка коренных народов к ассимиляции и последующему геноциду. Ведь масса коренных народов уже исчезло, а их уникалиный генофонд уничтожен. Но некоторые больше беспокоятся о сохранениее всяких букашек, делифинов или тушканчиков.

    • Комментарий скрыт
      • Юрий Новиков Юрий Новиков Читатель 8 июля 2010 в 19:18 отредактирован 9 июля 2010 в 06:20

        [Этот комментарий и дальнейший обмен мнениями - уход в любимую тему Юрия Новикова - удаляется модератором. Для новичков объясню: Юрий Новиков в таких случаях приглашает любителей темы геноцида, чистоты крови и проч. пообщаться в свой блог. Л. Мельник]

        • геноцид коренного населения, в тч. русских

          Юрий Новиков, в Кузбассе и возьму на себя смелость ответить и за всю Сибирь, понятие национализм не более чем абстрактное. Какие то эксцессы с этим связанные (что большая редкость) могут восприниматься как обычное хамство и невоспитанность. Судя по дискуссиям на эту тему, можно сделать вывод, что основное проявление национализма в России проявляется в центральных районах, особенно в Москве, где "коренное население" особенно страдает от геноцида приезжего большинства. У Вас Юрий в Риге видимо ситуация похожая. А статья прежде всего о воспитании и о наших детях, которых надо оградить от хамства и привлекать к культуре.

          Оценка статьи: 5

  • Маяша, спасибо за комментарий.

  • Отмечусь, чтобы комменты читать.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Елена Коскела, Но довольно много зависит от того, все - таки, к какой культуре принадлежит тот или иной "не такой" человек Я согласна с вами. Эта тема неоднозначная, плохо, когда дети растут в атмосфере негативизма к людям другой национальности.

      • толерантность к русским

        Ольга Конодюк,
        Особенно плохо, когда дети растут в атмосфере негативизма к людям национальности под названием "русские". Если в классе
        30 детей, и из них только 5 - русские, то весьма актуальной
        становится толерантность по отношению к русским.

  • Каждый человек - прежде всего, человек, потом мужчина или женщина, взрослый или ребенок и уж затем принадлежащий к тому или иному этносу. В любом из этносов есть люди более широкой и более узкой культуры восприятия окружающих, и с этим ничего не поделать. Говорить и подавать пример - да, надо. Но кроме примеров в семье и ближайшем социальном окружении есть другие, которые тоже не проходят даром, а ведь дети так восприимчивы и так наблюдательны...

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Люба Штафински, ой ли? Никто не скажет, что в Европе низкий уровень культуры. Но что там вытворяют выходцы из другого культурного мира всем известно. Может надо быть мене культурным по отношению к ним и иметь побольше собственной гордости. Лично мне будет неприятно, если у меня дома мне начнут хамить и предъявлять свои законы. Я таких гостей просто вышвырну вон не задумываясь о своей культурности.

      Оценка статьи: 5

  • Ольга Конодюк, статья-то неплоха. Естественно, культивировать национальные стереотипы не стоит. Но как быть с тем, что всё чаще и чаще эти "необычные" русских-то ни во что не ставят? Причём именно у нас дома ведут себя согласно пословице: посади свинью за стол - она и ноги на стол...

  • Комментарий скрыт
  • Мне кажется, что дети, враждебно относящиеся к другой национальности, и к себе-то потом не смогут по-доброму относиться.

    Оценка статьи: 5

  • Интересная тема. Актуальная уже почти везде.
    Разговаривать с детьми, безусловно, нужно.

    Оценка статьи: 5