• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Ольга Конодюк Грандмастер

«Они» и «Мы». Как дети воспринимают свою национальность?

Актуальность выражения «пятая графа» — «национальность» сегодня не намного выше, чем у графы «партийность» в анкетах старого образца. Однако национальные проблемы от этого не исчезли. Они живут, особенно на бытовом уровне.

И не только во взрослом мире. Дети подчас страдают от реальных притеснений, недоумевают от разного рода предрассудков, но порой и сами участвуют в их создании. Причем, многие психологи склонны считать, что во многом виноваты взрослые. К примеру, фраза, брошенная родителями «Понаехали тут разные…», может спровоцировать ребенка на жестокий поступок.

Любой родитель рано или поздно встанет перед вопросом, как ребенка, помимо всего прочего, научить жить в одном мире с теми, чья «пятая графа» не такая, как у него. Можно с откровенностью сказать, что большинство наших семей национализма не проповедует. Но абсолютной демократичностью мы все-таки похвастаться не можем. Если вы вспомните фильм «Убить дракона», где горожане гордятся тем, что их правитель сумел «очистить» город от цыган, то всплывут в вашей памяти фразы людей, которые толком не знают, а чем цыгане так плохи…

Сегодня общество воспитывает детей в духе интернационализма, уважения к другим культурам. Однако на деле не все так просто. Да и сами взрослые не всегда осмотрительны в высказываниях собственных взглядов, забывая, что рядом с ними дети, которые, как «губка» впитывают все, что говорят родители. Ни для кого не секрет, что в наши дни в Россию из стран бывшего СССР переезжает немало семей, чьи дети учатся в обычных школах. И в такой семье может возникнуть проблема, когда ребенка из-за его национальной принадлежности сверстники будут дразнить, игнорировать и даже бить.

Бесспорно, что ребенок иной национальности вызывает интерес у детей. Но этот интерес не всегда выливается в агрессию, бывает и наоборот. Кстати, иногда у «необычного» ребенка есть шансы в детском коллективе завоевать популярность, стать любимчиком. В такой ситуации родителям других национальностей необходимо поддержать своего ребенка, оценить его добрые поступки в отношении «необычного» мальчика (девочки).

Один известный спортсмен, чемпион в силовом виде спорта, родом из небольшого украинского городка, не раз рассказывал в своих интервью о том, что он, учась в московском интернате, не раз подвергался насмешкам своих сверстников из-за провинциальных манер и «странного» говора. Детская обида, как он говорил, жила в нем очень долго. Подчас бывает, что именно насмешки, различного рода притеснения побуждают человека добиваться успехов в различных видах деятельности. При этом важно, чтобы не присутствовала мотивация, мол, «ну, я им докажу…» Ведь в такой ситуации ребенок не будет получать настоящей радости от успехов.

Сейчас немало рождается детей от смешанных браков, которые по данным социологических опросов, более устойчивы, нежели однородные. И, как правило, в таких семьях дети редко становятся националистами.

Родителям следует в присутствии ребенка быть более внимательными в своих высказываниях в отношении людей другой национальности. При этом не стоит препятствовать его дружбе с кем-либо, чья национальность вас не устраивает. Этим вы только нанесете психологическую травму своему сыну (дочери). Расскажите ребенку, что некоторые люди другой национальности охотно рассказывают анекдоты, подтрунивают над своими земляками, но сами очень болезненно переносят насмешки в свой адрес.

Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает чувство превосходства над теми людьми, у кого другая «пятая графа», попытайтесь с ним обязательно поговорить. Расскажите о своих друзьях — людях разных национальностей, не помешают и примеры об известных деятелях науки и культуры.

Если ваш ребенок оказался в группе детей другой национальности в «меньшинстве», научите его спокойно реагировать на вопросы, касающиеся его национальности. Хорошо, если ваш ребенок знает язык, на котором общается большинство окружающих его взрослых людей и детей. Пусть он не замыкается на общении только с земляками. Не противопоставляйте себя, свой народ тем людям, среди которых будете жить вы и ваши дети.

Иначе вам будет очень сложно наладить контакт в обществе, узнать привычки, традиции, культуру людей, с которыми вам предстоит жить рядом.

Статья опубликована в выпуске 8.07.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (111):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересная тема. Актуальная уже почти везде.
    Разговаривать с детьми, безусловно, нужно.

    Оценка статьи: 5

  • Мне кажется, что дети, враждебно относящиеся к другой национальности, и к себе-то потом не смогут по-доброму относиться.

    Оценка статьи: 5

  • Люба, вы правы.

  • стрийко бойко Читатель 8 июля 2010 в 01:56 отредактирован 8 июля 2010 в 01:58 Сообщить модератору
    «Они» и «Мы». Как дети воспринимают свою национальность?

    Дуже добра стаття.
    Якщо буде достатньо аналогічних статей, Росія стане дійсно європейською країною, і ми забудемо, що таке російський шовінізм.

  • Ольга Конодюк, статья-то неплоха. Естественно, культивировать национальные стереотипы не стоит. Но как быть с тем, что всё чаще и чаще эти "необычные" русских-то ни во что не ставят? Причём именно у нас дома ведут себя согласно пословице: посади свинью за стол - она и ноги на стол...

    • Василий Синицын, ну во-первых, начнем с того, что ОНИ - не свиньи,а люди, такие же, как и мы с вами. И эта пословица тут неуместна, тем более по отношению к целому народу! А во-вторых: какой привет, такой и ответ! Ведь от того, как вы к ним относитесь, зависит то, как они к вам отнесутся!!!( инстинкт самосохранения и самозащиты) А в третьих, встречают по одежке, провожают по уму..- надо сначала хотя бы познакомиться с представителем той или иной национальности,пообщаться какое-то время, а потом уже судить- что это за люди! И судить о целом народе по поведению одного или нескольких людей, не стоит. Это все-равно, что "РУССКИЕ мужчины- все алкаши,а женщины все-б...!" Сама свидетель таких слов, очень обидно! Никого не хотела обидеть.

      Оценка статьи: 5

      • Маюша Прелесть, дело в том, что такие случаи что в России, что в Европе громоздятся один на одном...
        ПОЧЕМУ жители Франкфурта должны смириться с тем, что мечеть в их городе больше любого христианского храма?
        ПОЧЕМУ французские военные должны бояться носить форму из-за того, что их могут побить арабы?
        ПОЧЕМУ мы должны "проглотить" то, что Курбан-Байрам в Москве праздновать разрешили, а Масленицу нет?

        • Василий Синицын, кто вам сказал, что Масленицу не разрешают праздновать? Мы в своем детском саду каждый год провожаем ее, приглашаем артистов из коллектива Бабкиной, и все дети- что мусульмане, что кришнаиты, что евреи и все остальные...- все знакомятся с этой традицией, нравится им или нет-живешь в России-почитай ее обычаи и традиции, если не дома, то хотя бы в общественных местах- приобщайся к куьтуре) А вот Курбан-Байрам не отмечаем, к сожалению, было бы интересно и детишкам и взрослым_ не созрели еще до такого уровня сознания.

          Оценка статьи: 5

          • Маюша Прелесть,
            Вы приведете на этот праздник своего ребенка ,и на его глазах будут отрезать голову барану,потом сдирать шкуру,потом приготовят и , ( в лучшем случая) будут угощать
            вашего ребенка.
            А в худшем ,скажут своему сыну ( на своем языке) ,чтобы никто не понял) - вот так надо утверждаться в жизни,или резать головы русским - независимо , вто - ребенок или взрослый????????????????????

  • Неуважение к другим национальеостям - это невежество, невоспитанность да и вообще признак низкой культуры. Проверила на собственной шкуре, так как живу на чужой территории. Чем выше культура общества, тем лояльнее отношение к иностранцам.

  • Каждый человек - прежде всего, человек, потом мужчина или женщина, взрослый или ребенок и уж затем принадлежащий к тому или иному этносу. В любом из этносов есть люди более широкой и более узкой культуры восприятия окружающих, и с этим ничего не поделать. Говорить и подавать пример - да, надо. Но кроме примеров в семье и ближайшем социальном окружении есть другие, которые тоже не проходят даром, а ведь дети так восприимчивы и так наблюдательны...

    Оценка статьи: 5

  • Елена Коскела Елена Коскела Читатель 8 июля 2010 в 11:15 отредактирован 8 июля 2010 в 11:45 Сообщить модератору

    Ольга Конодюк, статья сама по себе хорошая. Но довольно много зависит от того, все - таки, к какой культуре принадлежит тот или иной "не такой" человек. Ведь бывает, что именно этот фактор делает его совсем не таким, и мешает адаптироваться. Это, в свою очередь, вызывает ответную реакцию местных, от словесно-кухонных до экстремистских проявлений. Я сама финка, но полностью русскоязычный человек и коренная петербурженка. Сталинское руководство позаботилось о том, чтобы питерские и областные финны остались в смехотворном количестве на родной земле. В двадцатые годы, по рассказам прабабушки, на Охте, где жило много финнов, их беззлобно дразнили чухной белоглазой и дети выкрикивали считалку "пуккала сиккала каккала оккала куоккала" передразнивая непонятный им финский язык. Это были единственные проявления того, что русские понимали небольшую разность. Это потому, что разность заключалась только в языке. Во всем остальном питерские финны были абсолютно питерскими людьми, с местными традициями и установками. Когда я росла и училась в школе, то унас было немного детей других национальностей, но их было так мало, что никаких проблем не возникало. Миша Атабекян был просто Мишей, без разницы кто он там, армянин, при этом родители его из Баку. А вот сейчас, слушая людей у которых дети пошли в школу, сталкиваются люди с такой проблемой, что когда этих "не таких" становится больше, то почти всегда начинается попытка доминировать, руководить другими, в данном случае представителями коренного населения. Ответная реакция не всегда заставляет себя ждать. Но главная проблема впереди. Во Франции первые арабы, приехавшие зарабатывать деньги, были тихими законопослушными людьми. В принципе, узбеки и таджики, которые сейчас работают, тоже, в основной массе боязливы. А вот лни привезли своих женщин и начали размножаться. И вот их то детки, уже местные, но представители другой культуры, другого менталитета, выросшие в подкорковой обиде за родителей, которые обслуживают этих "белых", могут стать проблемой. Как нынешняяя арабская молодежь во Франции. Они не работают и не собираются, их требование к властям - давать им денегь и не лезть в их жизнь. А вести себя при этом они будут так как им заблагорассудится.

    • Елена Коскела, Но довольно много зависит от того, все - таки, к какой культуре принадлежит тот или иной "не такой" человек Я согласна с вами. Эта тема неоднозначная, плохо, когда дети растут в атмосфере негативизма к людям другой национальности.

      • толерантность к русским

        Ольга Конодюк,
        Особенно плохо, когда дети растут в атмосфере негативизма к людям национальности под названием "русские". Если в классе
        30 детей, и из них только 5 - русские, то весьма актуальной
        становится толерантность по отношению к русским.

    • Маюша Прелесть Маюша Прелесть Читатель 8 июля 2010 в 16:15 отредактирован 8 июля 2010 в 16:16 Сообщить модератору
      Обсуждение статьи "«Они» и «Мы». Как дети воспринимают свою национальность?"

      Елена Коскела, Их родители сами выбрали себе такую жизнь, никто из не заставлял( и кто вам сказал, что они обслуживают "Белых", они зарабатывают себе на жизнь, так же как и мы с вами), поэтому обиды на пустом месте необоснованны...А дети, они вырастут на другой основе,родители дадут им по возможности то, чего им самим не хватало), а тем более дети уже адаптированы к российским условиям жизни.У меня много соседей узбеков и азеров, вполне нормальные люди.

      Оценка статьи: 5

  • Отмечусь, чтобы комменты читать.

    Оценка статьи: 5

  • Маюша Прелесть Маюша Прелесть Читатель 8 июля 2010 в 16:33 отредактирован 8 июля 2010 в 16:35 Сообщить модератору
    Обсуждение статьи "«Они» и «Мы». Как дети воспринимают свою национальность?"

    Ольга Конодюк, статья замечательная, сразу оценила на 5. Я сама работаю над этой проблемой уже 5 лет( воспитатель в детском саду). И считаю, что у детей уже дошкольного возраста необходимо формировать толерантное отношение к людям ближайшего национального окружения,а вместе с ними и у их родителей.Ведь не секрет, что весь негатив идет от взрослых( столкнувшись с 1 неприятным случаем с иностранцем, взрослые всех под одну гребенку...) На моей концепции воспитано одно поколение выпускников и уже второе растет) Дети в моей группе растут в атмосфере дружелюбия, толерантности, интернационализма( а в группе 8 различных национальностей). Мы постоянно устраиваем вечера досугов, отмечаем национальные праздники, отмечаем дни рождения в национальном колорите, а раз в году 16 ноября отмечаем ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ. И все это сближает русский народ с другими, создает некое единение, уважение друг к другу,терпимость и понимание. Использование поэтапной модели формирования положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения у дошкольников гуманизировало отношения детей в группе с многонациональным составом, способствовало постепенному приобщению к миру общечеловеческих ценностей.Все зависит от нас, взрослых- то, как будет себя чувствовать ребенок и ваш, и тот, "другой", в социуме. И от этого зависит его взрослая жизнь, его чувства к другим народам,его адаптация и прочее.. Глубокая вера в правильность вышеизложенных идей и принципов побудила меня. взяться за работу по этой теме.

    Оценка статьи: 5

  • Маяша, спасибо за комментарий.

  • ** Как дети воспринимают свою национальность? ** - как их воспитают, так и воспринимают. Но в норме каждый человек с самого раннего детсва должен знать, какого он роду-племени, и чем представители других национальностей отличаются от той, к которой он принадлежит.
    Это нужно хотя бы для того, чтобы не страдать, как страдал гадкий утенок,живя среди чужих. И чтобы знать, что представители других народов внедряются на территории, где уже живут некие коренные народы, не для того, чтобы этим коренным народам помогать и сделать их жизнь лучше, а для того, чтобы улучшить свое благополучие за счет коренных народов, и вытеснить их с их территории.

    Интернационализм и разнационаливаное, которые сегодня так активно распространяются - это, как минимум, подготовка коренных народов к ассимиляции и последующему геноциду. Ведь масса коренных народов уже исчезло, а их уникалиный генофонд уничтожен. Но некоторые больше беспокоятся о сохранениее всяких букашек, делифинов или тушканчиков.

    • Маюша Прелесть Маюша Прелесть Читатель 8 июля 2010 в 17:44 отредактирован 8 июля 2010 в 18:00 Сообщить модератору

      Юрий Новиков, приведите хоть один пример искоренения коренных народов, кроме как индейцев.....чтобы улучшичть свое благополучие за счет коренных народов, и вытеснить их с их территории.пока в России такого не было....а речь идет именно о России.. в норме каждый человек с самого раннего детсва должен знать, какого он роду-племени, и чем представители других национальностей отличаются от той, к которой он принадлежит.
      Это нужно хотя бы для того, чтобы не страдать, как страдал гадкий утенок,живя среди чужих.
      А вот это правильно)

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Новиков Юрий Новиков Дебютант 8 июля 2010 в 19:18 отредактирован 9 июля 2010 в 06:20 Сообщить модератору

        [Этот комментарий и дальнейший обмен мнениями - уход в любимую тему Юрия Новикова - удаляется модератором. Для новичков объясню: Юрий Новиков в таких случаях приглашает любителей темы геноцида, чистоты крови и проч. пообщаться в свой блог. Л. Мельник]

        • геноцид коренного населения, в тч. русских

          Юрий Новиков, в Кузбассе и возьму на себя смелость ответить и за всю Сибирь, понятие национализм не более чем абстрактное. Какие то эксцессы с этим связанные (что большая редкость) могут восприниматься как обычное хамство и невоспитанность. Судя по дискуссиям на эту тему, можно сделать вывод, что основное проявление национализма в России проявляется в центральных районах, особенно в Москве, где "коренное население" особенно страдает от геноцида приезжего большинства. У Вас Юрий в Риге видимо ситуация похожая. А статья прежде всего о воспитании и о наших детях, которых надо оградить от хамства и привлекать к культуре.

          Оценка статьи: 5

  • Поднята очень сложная проблема, она всегда была тяжело решаема, а в наше время - особенно. 5

    Оценка статьи: 5

  • Елена Станив Елена Станив Дебютант 9 июля 2010 в 00:55 отредактирован 5 декабря 2012 в 21:24 Сообщить модератору

    Ольга Конодюк, спасибо за статью. Как сказал Владимир Рогоза: "Поднята очень сложная проблема, она всегда была тяжело решаема, а в наше время - особенно". читать дальше →

  • Андрей Максимов Андрей Максимов Читатель 9 июля 2010 в 05:12 отредактирован 9 июля 2010 в 05:16 Сообщить модератору

    Ольга Конодюк, Никак не могу считать мнение женщин в этом вопросе авторитетным. Ведь в женской иерархии ценностей понятие Родина находится на одном из последних, если не на последнем месте - так как родина женщины там, где её мужчина, будь то Африка, Америка или бескрайние монгольские степи. Это раз. Женщине не надо отстаивать свою Родину, СВОЮ территорию, СВОЙ дом от посягательств далеко не всегда дружелюбных соседей.Это два. Моя Родина - это МОЯ территория, МОЙ дом и в нем - МОИ законы, и если ты приехал погостить - милости просим! Законы гостеприимства везде одинаковы, а вот если ты намерен ЖИТЬ в МОЕМ доме - будь любезен для начала испросить моего позволения, и если я тебе позволю, то соблюдай МОИ законы, а не законы своего аула. Это три. Я считаю, что только в таком духе надо воспитывать своих детей, иначе в один далеко не прекрасный день они проснутся в СВОЕМ доме чужаками (как те же палестинцы), и уже им придется испрашивать позволения у пришельцев жить в уже ИХ доме.

    • Андрей Максимов, мдаа уж..вот отсюда и идет воспитание негативизма в детях по отношению к другим национальностям. А вы не думаете, что ваши дети могут заключить брак с представителем "иных". Что тогда? Как сложится их жизнь? В каждом вашем слове прослеживается негативизм, даже по отношению к ЖЕНЩИНАМ! А ведь Родина- слово женского рода, и не зря говорят: РОДИНА-МАТЬ!!!Прислушайтесь и подумайте 1000раз над своими словами.

      Оценка статьи: 5

      • Андрей Максимов Андрей Максимов Читатель 9 июля 2010 в 15:10 отредактирован 9 июля 2010 в 15:14 Сообщить модератору

        Маюша Прелесть, Любезная, во-первых, я никому не позволяю давать мне советы в столь развязно-императивном тоне, какой вы почему-то сочли уместным в своем ответе на мой пост. Поэтому, если кому и надо "1000 раз подумать над своими словами", так это в первую очередь вам. Во-вторых - где вы увидели в моем посте "негативизм" по отношению к женщине?
        Спросите любую женщину, что она предпочтет: относительно безбедную и безопасную жизнь для себя и для своего ребенка на чужбине или существование зачастую на грани выживания на родине? Полагаю, ответ очевиден. Так что - никакого "негативизма", а всего лишь констатация общеизвестного факта, и, кстати, в этом выборе (на мой взгляд, естесственно), гораздо больше позитива, чем негатива.
        По поводу межнациональных браков: на мой взгляд, ЛЮБОЙ брак должен основываться на примерно, повторяю - ПРИМЕРНО одинаковом уровне интеллекта, воспитания и образования, а также на общих для обоих супругов культурных и религиозных ценностях. Вряд ли вы согласитесь, чтобы ваша умная, с университетским образованием дочь вышла замуж за киргизского скотовода. (киргизские скотоводы - без обид! ))) )
        Так что - не лукавьте, и в первую очередь перед самой собой.
        Теперь о главном: собственно о теме статьи уважаемой Ольги Конодюк - о воспитании отношения детей к людям другой национальности.
        Так вот, я считаю (это, конечно же, только мое, частное мнение, хотя его, надеюсь, разделяют и другие люди), что одной из важнейших задач воспитания ребенка - это воспитание способности давать оценку людям и событиям, поступкам и действиям других людей, научить его расставлять приоритеты, в конечном счете - отличать плохое от хорошего, добро от зла, если хотите. Научить ребенка отличать гостя, который уважает обычаи и законы хозяев, от пришельца, который их не уважает, более того, пытающегося навязывать свои законы, и, в итоге, пытающемуся самому стать хозяином в доме. По-моему, это вполне здравый подход к решению проблемы межнационального общения, как детей, так и взрослых.
        Так что, считаю ваш пост был не по существу. Низачот.

        • Маюша Прелесть Маюша Прелесть Читатель 9 июля 2010 в 15:28 отредактирован 9 июля 2010 в 15:31 Сообщить модератору

          Андрей Максимов, в целом, вы относительно правы по поводу браков и уровня цивилизованности) НО....любовь зла- полюбишь и козла- народная мудрость!( На тот случай, если моя дочь полюбит киргизского скотовода)Хотя скотоводы есть и в России, среди русских, свинопасы, колхозники, фермеры и пр. Национальность тут ни при чем! И тут мы ничего не поделаем. Здесь наша задача заключается именно в том, как вы говорите,это воспитание способности давать оценку людям( но не людям) а событиям, поступкам и действиям других людей, научить его расставлять приоритеты, в конечном счете - отличать плохое от хорошего, добро от зла, если хотите. Оценку, повторюсь, не людям, а их поступкам и поведению в целом. И пока, на моем опыте никто из приезжих не пытался навязывать свои законы в России, может быть в семье разнонациональной и есть такое, но это уже добровольное право каждого- принимать или нет!(имею ввиду, жена может принять мусульманство, либо муж христианство, или наоборот). Россия поликультурная страна и мы обязаны уважать другие народы, ибо заслужить с их стороны такое же уважение. Речь идет об оценке статьи и я свою оценку ей дала! И упаси боже, давайть мне кому-то советы! Каждый имеет право на свое мнение, а моя задача, как педагога, как-то повлиять на сознания людей, чтобы в их мнениях было побольше лояльности и терпимости. Спасибо, и удачи!

          Оценка статьи: 5

          • стрийко бойко Читатель 9 июля 2010 в 21:51 отредактирован 9 июля 2010 в 21:57 Сообщить модератору

            Маюша Прелесть,
            Мені як АБОРИГЕНУ УКРАЇНИ дуже ПРИЄМНО чути такі коментарі в РОСІЇ, як Ви даєте.
            Ви даєте ПРИКЛАД європейської, загальнолюдської(світової) культури.
            На жаль, на мою думку, далеко НЕ всі(і навіть не 50 відсотків) в Росії так думають.
            Але уже приємно, що серед модераторів уже є такі НОРМАЛЬНІ люди як Ви.
            З радістю.
            Yours truly,

            • стрийко бойко, я не очень понимаю по-украински, но одно я поняла, что вы одобряете и поддерживаете мои комментарии, а значит и статью тоже! Спасибо большое)

              Оценка статьи: 5

                      • Комментарий удален
                        • Люба Мельник Бывший модератор 10 июля 2010 в 08:18 отредактирован 10 июля 2010 в 08:21 Сообщить модератору

                          Дорогие друзья! Вы находитесь на страницах русскоязычного интернет-журнала - официально зарегистрированного федеральными органами, свидетельство о регистрации языком издания называет русский. Было бы корректно по отношению и к журналу, и к сообществу авторов и читателей журнала при написании комментариев использовать русский язык.
                          Кроме того, в блоге статьи - а вы ведете переписку именно здесь - надо обсуждать статью, а не общаться на отвлеченные темы. Поговорить обо всем, заверить друг друга в симпатиях вы можете в своем блоге, в личных сообщениях. Здесь этот обмен любезностями удален.

          • Ирина Маркович Читатель 13 декабря 2011 в 23:48 отредактирован 26 мая 2018 в 13:40 Сообщить модератору

            Маюша Прелесть, видела любопытнейший телефильм. (Живу в Германии, естественно, фильм с немецкой озвучкой, так что не знаю точно, кто снимал). Парижанка - студентка Сорбонны - влюбляется в сокурсника - КИРГИЗА! Едет в Киргизию - на предмет знакомства с семьей. И семья как раз - в горном аиле, табуны лошадей и т.п. кулер льокаль.
            Так вот: образованную парижанку отверг как раз пастух-свекор (будущий)!!
            Но, правда, зритель пощажен: хэппи-энд, молодожены в Париже.
            ...А на балконе - сундук киргизской прабабки.
            Вот и решение вопроса.

            Еще интереснее: парижанке в киргизском селе очень даже нравится!!!

  • «Они» и «Мы». Как дети воспринимают свою национальность?" - воспринимают так, как настраивают родители и их авторитетное окружение. Много об этом уже спорили, хочется сказать своё "гав". Сегодня у моего 14-летнего сына был последний день занятий в секундар-классе (типа нашей восьмилетки), со следующего года он переходит в гимназиальный класс вместе с тремя учениками (самые достойные). Остальные будут продолжать получать какое-то среднее образование. Классный руководитель подарил каждому уходящему ученику открыточку с пожеланиями. Моему сыну он написал: "Я очень сожалею, что Ты уходишь из нашего класса. Ты хорошо интегрировался в нашу "швейцарскую компанию" и с твоей природной симпатией внёс большой вклад в хорошую атмосферу класса. Спасибо Тебе за это. " Разве это не заслуга родителей, что дети чувствуют себя комфортно в любой стране и в любом коллективе (он должен в этом году интегрироваться уже в седьмой коллектив). и все педагоги нам подсказывали, как добиваться положительного результата, все видели, что мы этого хотим. Жизнь непредсказуема, не нужно тратить свои силы на борьбу с вымышленными врагами, никто не знает, в каких условиях окажется завтра Ваш ребёнок, возможно завтра он будет иностранцем в чужой стране. Воспитывайте детей интернационалистами!

    • Люба Штафински,
      Про інтернаціоналізм це-вірно.
      Але НЕ забувайте свою АБРИГЕННУ культуру.
      Інтернаціональної культури(в глибокому значенні слова) НЕ існує.

      • стрийко бойко, насколько я помню, нас просили писать на русском языке, давайте уважать... (Кстати, я заканчивала украинскую школу и Львовский техникум). Культура для Вас в глубоком смысле - это что? Еда, одежда, ритуалы? Я уважаю культуру всех народностей. В Германии мы с мужем возглавляли русский центр, почему русский, а не украинский? В моём понятии русский более востребован да ведь украинцы - это тоже малоросы. И если человек знает какой-нибудь словянский язык, он поймёт других словян (было бы желание). Так вот, к украинской еде отношусь с должным уважением, всех угощаю украинскими варениками, но и русские пельмени занимают почётноё место. А сын обожает мексиканские борито. На счёт одежды, так я думаю что никто не стащит с Вас вышиванку. Или вам кто-то мешает гадать в Рождественскую ночь? Кто Вам АБР... Вашу культуру? Наши дети (включая моего сына) под Верку Сердючку так скакали в Германии, но и "Выйду на улицу" на бис пели с подтанцовками в национальных костюмах. Немецкие дети тоже одевали украинские веночки. На Западе не так просто достать национальные костюмы, так я для всего коллектива по ночам мастерила. И всё для того, чтобы мои дети и внуки хоть немного прикоснулись к славянской культуре. Кто Вам мешает?

        • Люба Штафински, Когда Миклухо Маклай привёз в Санкт-Питербург из Гвинеи папуаса, то все ходили смотреть его и подтанцовывали ему, и аплодировали его исполнению народных песен. И предлагали Миклухо Маклаю создать из папуасов цирк, а там гастроли. Вот и карьера для иностранцев. А нам потеха.

          Оценка статьи: 3

          • Михаил Драйшпиц, что Вам сказать про карьеру? На сегодняшний день, мой сын учится в Бернской гимназии с муз. уклоном. Через полтора года будет заканчивать учёбу и его выпускная работа - это диск с своими песнями, он уже начал работать над ним и вся школа знает моего сына и проигрывают его первую песню на вечеринках. Как сложится его жизнь? Одному Богу известно, но эти выступления с НАШИМ фольклёром ему явно пошли на пользу. А у нас у каждого своя правда в голове, у Вас она такая. Счастья Вам!

  • Ольга Конодюк,
    и все-таки "МЫ"!.. пусть и такие разные, но "МЫ" - люди. а еще пусть будет самодостаточное "Я" - человек, и это касается не только вопроса национальности... подумайте - скольких бы "врагов" мы одним махом лишились и скольких бы единомышленников приобрели, сколько бы проблем тут же мгновенно нашли бы свое решение? весь мир был бы НАШ, а не только отдельно взятый аул или деревня. а ведь дети рождаются интернационалистами
    и нам, взрослым, есть чему у них поучиться.
    спасибо вам за статью - только 5

  • Коллеги, спасибо за активное обсуждение статьи.

    • Спасибо Oльга за очень полезную и актуальную тему.

      Уметь уважать и любить ближнего это всегда талант. Воспитательный процесс всегда обоюдно-выразительный. Он гораздо сложнее и многограннее, чем просто научить чему то, каким-то навыкам ... .
      Мудрый Соломон и по ныне говорит со страниц Библии:
      "Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
      Высоко цени ее,(мудрость) и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
      возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
      Слушай, сын мой, и прими слова мои,- и умножатся тебе лета жизни».(Притчи.4:1-10).
      Те есть гибко интегрируйся с любовью и почтением взаимным.

      Выдающийся педагог всех времён Янос Амос Коменский основополагаясь на библейских законах, независимо от вероисповедания,советует: «развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие».
      "Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен он (воспитатель) рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни". [2, с. 157] Из соч. Я. А. Коменского.

      Обильных вам Божиих благолсловений.

  • Комментарий удален
    • Э-х, земляки, земляки!

      Людмила Ким, ну зачем уж Вы так... Ублюдков ведь везде к сожалению хватает. Я выше писал совершенно обратное, чем вызвал яркую дискуссию с вмешательством модератора, а теперь оказалось что все зря.

      Оценка статьи: 5

      • Валерий Бринев, в семье не без урода... В любом народе хватает националистов.
        Помнится, в школьные годы у нас в классе было много чувашей, был татарин, казашка, украинка, я так вообще помесь немки и украинца (но по паспорту - русская ). И ведь никто никогда на этом не акцентировал внимание, а о некоторых я совсем недавно узнала, что они не русские. Оценивали одноклассников по их поступкам. А сейчас всё чаще стала замечать за собой некоторый негатив по отношению к представителям особенно народов Кавказа. Но именно к представителям, а не к народу в целом. (не в обиду южанам). Потому что действительно "гости" ведут себя по отношению к титульной национальности России (пока ещё) мягко скажем неадекватно.

        • Валерий Бринев Дебютант 26 августа 2010 в 20:05 отредактирован 26 августа 2010 в 20:06 Сообщить модератору

          Каролина Динкелакер, то же самое я писал:
          ...в Кузбассе и возьму на себя смелость ответить и за всю Сибирь, понятие национализм не более чем абстрактное. Какие то эксцессы с этим связанные (что большая редкость) могут восприниматься как обычное хамство и невоспитанность...
          И если Людмилу Ким, приехавшую к Нам в гости (если уроженка Кемерово - значит к себе) из Ташкента, какой то ублюдок назвал "Черно...пые!" , не стоит говорить и думать: "Э-х, земляки, земляки!"

          Оценка статьи: 5

  • нац.вопрос

    Ольга Конодюк, тема не такая простая, даже если отвлечься от государств и религий, грубо отождествим "народность" и "национальность" и не будем выделять какие-то аномалии - все то, о чем дети не имеют понятия. В конечном счете - "кто лучше живет" - экономическая основа конфликтов у взрослых . Есть более или менее выраженные черты, присущие народности, например:
    - коммерческие наклонности
    - неприятие работы в больших коллективах
    - поощрение многодетности
    - поощрение семейственности, клановости
    и много другого.
    И если эти черты не выводят одну группу народности над другой - все ОК (почему дети дружные - у них нет этой экономической составляющей). Эти черты позволяют одним народностям превалировать над другими, если пустить систему на самотек и полностью исключить национальные чувства - понятно, что получится.
    Выводы:
    - более или менее нормально могут жить народности с одинаковым менталитетом (еще раз - допущение об отсутствии политических и религиозных надстроек)
    - дети - чистые листы, заполняемые взрослыми и говорить только о детях без затрагивания взрослых проблем в этом вопросе - о-о-о-очень примитивно.

    • Юрий Лях, очень толково. Куда деться от наследственности? Солидные ученые отдают ей 60 процентов Личности. Моя мама - педагог с сорокалетним стажем - утверждала: все 80.
      Но, согласитесь, отношение к людям, злобный национализм - или толерантность - это уж от семьи.

  • Слуашайте, друзья, вот как-то уже думала на эту тему - ну, почему, нет у нас тут в Белоруссии (я родилась в Казахстане, предки из Сибири, русская и тырыпыры..., если че...) никаких нац. проблем. Совсем. И не было никогда. наверное, "ноги" растут, все- таки, оттуда, из "головы", с которой все гниет...

  • Светлана Андреева Читатель 4 августа 2010 в 16:42 отредактирован 24 мая 2018 в 10:22 Сообщить модератору

    Спасибо, интересная статья. Отношение детей к детям других национальностей целиком зависит от отношения к этому вопросу в семье, в кругу их общения. Дети, несомненно, видят различия во внешних признаках, в поведении и привычках других детей, но оценить это как достоинство это или недостаток сами не смогут. Ни один ребенок сам не додумается до столь абстрактного понятия как национальность. Попросите ребенка рассказать о ребенке другой национальности, он ответит описательными прилагательными - смуглый, загорелый, с желтой кожей, со смешным говором, и т.д. Если в его речи мелькают «хохол, «черномазый», «чучмек» и пр. – проверьте, не вы ли ненароком внесли в его лексикон подобные характеристики. Если Вы сами допускаете даже в мыслях такие характеристики других людей – проблема ребенка это Ваша «заслуга».

    Оценка статьи: 5

  • Моей дочери дети в садике сказали - узнав, что она цыганка - что цыгане бедные, грязные и невоспитанные. При том, что видели, что это к ней очевидно не относится. Скорее всего - со слов взрослых сказали...

    • Лилит Мазикина, естественно Мой трехлетний внук - при виде темнокожей ("афроамериканки", но мы ведь не в Африке и не в Америке, потому для меня звучит неуклюже): .А черненьких деток тоже носят на ручках?"
      Или: "А Фатима (в садике)говорит по-арабски! Я тоже хочу!"
      И все спокойно. Потому что дома гадостей не слышит.

  • Отличная статья на очень сложную тему, и здорово, что автор так деликатно эту тему раскрыл. И мое мнение сюда же: нет плохих национальностей, но в любой национальности есть плохие люди. Нам ли уподобляться им?
    Но даже если в России останутся одни русские, все равно будет различие: мы пскопские,ребята удалые; а мы вологодские, на обще дело сходские; а эти из рязани - у них грибы с глазами. Главное, чтобы наши дети знали - ты или он другой, но не значит что ты или он хуже или лучше, просто не такой как ты, вот и все!

    Оценка статьи: 5

    • Александр Петров, что значит не такой? У него что, две головы? Чем он не такой? Моему сыну 16 лет, у него больше сотни друзей, которые к нему придут всегда на помощь. Он иногда ездит на каникулах в город, в котором прожил 7 лет, у него там полно друзей и каждый раз он ночует у кого-нибудь. Это может быть поляк, грек, итальянец, немец, а у турка так вообще неделями живёт. Родители любят своих детей, поэтому позволяют им дружить просто с ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ. И никто не пытается разбираться, кто из них не такой. Все такие, любят музыку, игры и т.д. Бог свидетель, истинная правда.

      • Люба Штафински, не такой, значит воспитанный в других культурных традициях. Согласитесь, что турок и итальянец несколько разные в этом отношении люди. А вот отношение наше к ним должно быть одинаковым. И я рад за вас и вашего сына.

        Оценка статьи: 5

        • Александр Петров, спасибо, но дети глазами моего сына все одинаковы, просто немного другая кухня, вот и всё различие. Да, когда турецкого мальчика возили в большом белом лимузине, совершали какой-то обряд, мой сын ему завидовал. Но, потом они продолжили играть в футбол.

  • Мы в своей стране и у себя дома , так что не мы должны заслужить чье-то уважение и так далее - иначе придется признать себя оккупированным и порабощенным народом .Люди все разные , нциональности тоже .Все эксперименты по лишению человека нацпринадлжности рано или поздно проваливаются , так как всегда были и будут свои и чужие , это все понимают но под влинием массированной пропаганды делают вид , что они толеранты и в общей стае )

    Оценка статьи: 3

  • Комментарий удален
  • Есть две замечательные народные мудрости: "с волками жить-по волчьи выть" и "в чужой монастырь со своим уставом не ходят". Кто их соблюдает, живут вполне спокойно, знаю много примеров людей самых проблемных национальностей. Беда лишь в том, что таких лишь малая часть. Большинство же, приезжая в чужую культурную среду, продолжают жить по нормам своей. Если отличия незначительны, беды в этом нет, но зачастую эти нормы диаметрально противоположны. В таких случаях чужак сам противопоставляет себя аборигенам, сам провоцирует деление на "мы и они". А дальше ситуация лишь усугубляется навязанной толерантностью.

    • Алексей Купец, может, объясните для начала, что это за термин такой - "проблемные национальности"??? И должны ли русские, живущие, скажем, в Латвии или в Казахстане, приспосабливаться к местной культурной среде? А то ведь противопоставляют себя аборигенам, провоцируют, понимаешь ли...Ни католиками не становятся, ни мусульманами...Языка не знают и не хотят знать...Беда с этими "понаехавшими"!

      Оценка статьи: 5

  • Когда дело касается детей, а дети не выбирают своих родителей, то мне их откровенно жалко, ведь они так же не выбирают друзей по национальности, а если и бывают выпады каких - то детей против понаехавших детей, то зачастую это подпевочки идут именно из семьи. Значит в этой семье ребенок слышал это из уст своих родителей, а потом просто ляпнул не к месту.Помню в классе, котором училась моя дочь были такие нападки на одну девочку чеченку, мальчик, который это сделал, потом долго извинялся перед нею, поскольку на ее защиту встали многие из учеников...Позже эти дети даже подружились, а девочка была лучшей по учебе и старостой класса, кстати мои дети дружат с этой девочкой и ее сестрой.История этих детей очень печальная и они не виноваты, что когда- то в городе Грозном бомбой уничтожен их родной дом и они беженцами были вынуждены приехать в Россию.Так что прежде чем что - то сказать, надо знать почему и что побудило этих людей приехать к нам, я думаю это не блажь какая - то и уж точно дети здесь не виноваты

    • Дульсинея Питерская, чеченцы в России - НЕ БЕЖЕНЦЫ! Они - такие же граждане РФ, как и русские. Они не К ВАМ приехали, а воспользовались данным Конституцией РФ всем гражданам правом свободного передвижения по СВОЕЙ стране (да-да, РФ - это ИХ страна тоже, не только ВАША!).

      Оценка статьи: 5

      • Евгения Комарова, я и не сказала, что они беженцы сейчас, я просто описала одну историю, которая произошла после первой Чеченской войны и тогда очень многие приехали к нам именно, как беженцы, потому что у них не осталось крова на своей земле, потому что там было опасно для жизни и уехали они оттуда не потому, что этого хотели, а потому что спасали свою жизнь и жизнь своих детей...именно о такой семье я и написала, кстати, я живу с этими чеченцами в одной коммунальной квартире уже около 10 лет и мы с ними, как одна семья, и не делим туалетную бумагу и не закрываем свои комнаты и всегда помогаем друг другу, любой русский позавидует, как мы живем дружно, а мои девчонки дружат с этими девочками со 2 класса...

  • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 5 декабря 2012 в 23:41 отредактирован 5 декабря 2012 в 23:41 Сообщить модератору

    Повторюсь ещё раз : чеченцы как граждане РФ приехали не К ВАМ, а переехали из одного города СВОЕЙ страны в другой, и они имеют на это право ВСЕГДА, а не только тогда, когда армия ИХ страны уничтожает ИХ дома. Чеченцы имеют такое же право жить в Москве или в Питере, в Краснодаре или в Рязани, как русские, татары, цыгане, евреи и прочие граждане РФ. ЛЮБЫЕ чеченцы, а не только те, чьи дома разбомблены. Это Вы в состоянии понять?

    Оценка статьи: 5

    • Евгения Комарова, но статья то о толерантности, т.е. об уважении и терпимости к людям другой нации. Это относится одинаково и к русским, и к чеченцам, и к армянам и к ... Это Вы в состоянии понять?

      Оценка статьи: 5

      • Александр Петров, в том-то и дело, что - одинаково. У меня же нередко возникает ощущение, что одни, пребывая "в гостях", требуют толерантности и уважения по отношению к себе, но не готовы у себя дома уважать других.... И дело тут вовсе не в конкретной национальности этих "одних", а в идеологических установках, идущих "сверху". Поэтому и отличается так отношение к "чужим" в кадыровской Чечне и в Турции, которая является не менее мусульманской...

        Оценка статьи: 5

    • Евгения Комарова, приостановитесь на мгновение, оглянитесь по сторонам (это образно, по сторонам - здесь на комменты других) и определитесь - уместно ли сейчас упоминать о какой-то дискриминации в правах (как юридической сущности), когда, насколько я понял, речь о другом - о культурно-национальных особенностях.

  • Родителям следует в присутствии ребенка быть более внимательными в своих высказываниях в отношении людей другой национальности.

    Вот это, по моему, очень важное правило. Думать, что говоришь, всегда нужно. А при детях, это важно вдвойне.
    "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется."

    Оценка статьи: 5