• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Серийные убийцы и маньяки в кино - кто они?

Реальность кусается. В жизни случаются крайне бесчеловечные поступки, а изворотливость, хитрость, коварство и жестокость в кино — это лишь зеркало событий, которые происходят в мире ежегодно, ежедневно, ежесекундно.

Как и в жизни, в кино добро далеко не всегда торжествует, а если и побеждает, то часто слишком поздно. Однако серийные убийцы, маньяки и прочие душегубы были и будут в центре внимания киноискусства, ибо, как бы нам ни хотелось обратного, они в этом несовершенном мире существуют.

1. Джон Доу («Семь», 1995). Религиозный, моралистический псих, испытывающий наслаждение, наказывая тех, кто нарушает законы божьи. В особенности, что касается семи смертных грехов человеческих. Джон Доу сам решает, кто достоин жить, а кто — нет. Толстяк умирает от обжорства, любитель разврата — от секса и т. д. В общем, идея ясна. Апофеозом жестокости и ужаса станет финальная сцена, однако особо впечатлительным вообще не стоит смотреть фильм, ибо общая гнетущая атмосфера картины Дэвида Финчера действительно давит на психику.

2. Миссис Вурхис («Пятница, 13-е», 1980). Мамуля Вурхис когда-то трудилась в лагере «Хрустальное озеро». До тех пор, пока ее малолетний дебиловатый сынишка Джейсон в одноименном озере не утонул. Где была в этот момент сама мамаша, в ленте не уточняется. Потеря затуманила и без того странно устроенный мозг женщины, она впала в неистовую ярость и стала убивать всех, кто когда-либо возжелал посетить летний лагерь. В связи с чем местечко вскоре приобрело нехорошую славу, а фильм стал началом культовой франшизы. Впоследствии место мамочки занял сам невинно-утопленный сынок Джейсон, чья хоккейная маска и в новом веке наводит страх на подростков.

3. Майкл Майерс («Хэллоуин», 1978−2002). Майерс встал на путь убийств раньше всех — уже в шестилетнем возрасте он зарезал свою старшую сестру, обрядившись в маску клоуна. Попав после этого происшествия в комнату с мягкими стенами, Майкл не показал себя примерным пациентом. Безмолвный убийца вырос и сбежал из клиники, чтобы вернуться в свой родной городок. Не самый страшный, но самый загадочный и сумасшедший из всех, Майерс никогда не задумывался над мотивами своих поступков. В новом веке известный музыкант Роб Зомби реанимировал франшизу, сняв уже два новых «Хэллоуина», в которых попытался объяснить животную жестокость и маниакальную страсть главного «героя».

4. Ганнибал Лектер («Молчание ягнят», 1991). Блестящий психолог, доктор Ганнибал Лектер совместил приятное с полезным. Сначала он своих пациентов лечит от душевных расстройств, а затем, если, конечно, пациент достойный, съедает его с бутылочкой кьянти. Его страсть к самоанализу и сложным, но эффектным убийствам стала его визитной карточкой. Энтони Хопкинс получил за эту роль «Оскара» (что нечасто случается с отрицательными персонажами), а затем еще раз вернулся к своему герою в картине «Ганнибал».

5. Фредди Крюгер («Кошмар на улице Вязов», 1984). Этот убийца с обожженным лицом имеет одну отличительную особенность — он является своим жертвам в кошмарах и, убивая их во сне, убивает и в реальности. Отличительные черты: помятая шляпа, грязный красно-зеленый свитер, железная перчатка с лезвиями-бритвами и бесконечное чувство сарказма. Крюгер не всегда был таким, когда-то он был обычным педофилом, пока разъяренные родители, несогласные с оправдательным вердиктом суда, не сожгли его заживо. Однако на этом история не закончилась, а лишь началась, ибо теперь Фредди бессмертен, а его мир — безумный мир снов — подчиняется лишь ему одному.

6. Джейсон Вурхис («Пятница, 13-е — 2», 1981). Раз уж мы упомянули маму (п. 2), то и сына не забудем. Тем более, что отпрыск явно превзошел по степени садизма и ожесточенности свою родительницу. Утонувший в подростковом возрасте, Джейсон восстал из мертвых в виде могутного мужика и начал мстить тем, кто, по его мнению, был повинен в смерти его любимой мамы. А виновны оказались все, кто появлялся в поле зрения. Поначалу Джейсон предпочитал носить на голове пыльный мешок с прорезями вместо глаз, а затем подобрал легендарную хоккейную маску и мачете. Таким он и запомнился всем поклонникам этой франшизы.

7. Призрак («Крик», 1996). Рано или поздно в кино должен был появиться маньяк-киноман. И он появился. С легкой руки создателя Фредди Крюгера, Уэса Крейвена. Этот серийный убийца особенно вежлив — он сначала звонит своей жертве и устраивает викторину на тему ужастиков, которая больше напоминает допрос с пристрастием. Само собой, жертва зачастую оказывается менее эрудированной, что стоит ей жизни. Сам убийца, чьи похождения стали объектом целой трилогии, выразился: «Кино не рождает маньяков, оно лишь делает их творческими личностями».

8. Норман Бэйтс («Психо», 1960). Знаменитый Альфред Хичкок и его самый известный фильм «Психо» являются прародителями жанра «слэшер» в его нынешнем виде. Черно-белый фильм о тихом, неприметном владельце мотеля (Энтони Перкинс), любящем свою маму. И убивающем постояльцев, вне зависимости от того, что на это скажет его мамочка. Классикой кинематографа стала сцена в душе, которую скопировали сотни фильмов — от ужасов до пародийных комедий.

9. Кэндимэн («Кэндимэн», 1992). Городская легенда гласит: «Если пять раз, глядя в зеркало, произнести его имя, он непременно появится и распорет тебя мясницким крюком». Желающих попробовать этот фокус, как выяснилось, пруд пруди. Страх и ужас сопровождают рассказы о Кэндимэне, и эти эмоции неизменно подпитывают его существование в обоих мирах — нашем и потустороннем. Хотите усомниться? Произнесите его имя пять раз. И ждите.

10. Чаки (Чарльз Ли Рэй) («Детская игра», 1988−2004). Типичный ночной детский страх — а вдруг, если я отвернусь, этот клоун или кукла-пупс бросится на меня? «Детская игра» воплощает этот страх наяву. Известный душитель и поклонник магии вуду Чарльз Ли Рэй, будучи смертельно ранен, успевает переместить свою душу в тело куклы из серии «Хороший парень». Кукла попадает к маленькому мальчику, а тот, узнав о страшной тайне Чаки, становится объектом преследования. Мальчику, само собой, никто не верит, а зловредному Чаки того и надо, ибо если он не успеет вовремя перебраться в тело ребенка, он может навсегда остаться куском размалеванного пластика.

11. Пинхед (Булавочная головка) («Восставший из ада», 1987). Как и Кэндимэн, Пинхед — персонаж садо-мазо вселенной «кровавого и ужасного» Клайва Баркера. Лидер ксенобитов — мучеников из числа бывших людей — собирает на Земле души. Когда-то давно Пинхед был человеком, но затем посвятил себя богу Левиафану. Теперь, будучи призванным в наш мир, он будет убивать до тех пор, пока не насытится.

12. Пила («Пила», 2004−2009). Джон Крамер, он же изощренный садист и убийца по кличке «Пила», обожает загадки и ловушки. Узнав, что его дни сочтены смертельной болезнью, он пытается доказать окружающим, что каждая секунда жизни ценна сама по себе. Заключая своих жертв в невыносимые условия, он дает им выбор — умереть или спастись. Спасение, само собой, включает в себя серию нечеловеческих мучений. Поэтому каждый делает выбор сам. А «Пила» лишь наблюдает, иногда вмешиваясь лично, если процесс выходит из-под контроля.

Законы жанра предусматривают полную и тотальную победу добра над злом. Иногда эта победа растягивается на несколько продолжений, иногда победа носит характер «пирровой».

Как бы там ни было, существование кинозлодеев прямо пропорционально наличию киногероев, ибо нужно же последним с кем-то бороться?

Статья опубликована в выпуске 25.07.2010
Обновлено 20.10.2018

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: