• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Алатырцева Профессионал

Кто основал Ижевск?

Во второй половине 18 века среди дремучих уральских лесов речка Иж вдруг разлилась обширным прудом, а на его берегах, как по щучьему велению, вырос завод и заводской поселок. Так начинался город Ижевск.

Основателем Ижевского завода принято считать сиятельного графа Шувалова, которому императрица Елизавета Петровна передала «на содержание и размножение» несколько уральских заводов и обширнейшие территории. По указу Сената графу было разрешено выбрать место под новый железоделательный завод «…по пространству ситуации свободности и под величие всякого заводского хоромного строения».

Такое место нашлось в Вятской губернии на реке Иж. Правда, сам Шувалов на своих заводах никогда не бывал, и даже над названием поселка, возникшего вокруг завода, долго не думал. Поселок назвали просто и незатейливо: Ижевский завод или Ижево.

Строить завод начал управитель Шувалова Алексей Степанович Москвин. Он был на службе у графа с 20 лет. За 10 лет Москвин с низшего чина унтершихмейстера дослужился до чина маиорского. Талантливый горный инженер служил графу и императрице верой и правдой, не щадя живота ни своего, ни чужого. Под руководством Москвина была построена плотина и железоделательный завод. Перегороженный Иж разлился и образовал самый большой по тем временам в Европе пруд размером 2×11 км. Приписанный к морскому ведомству завод вскоре начал выпускать чугунные чушки и якоря.

Оружейный завод на Иже начали строить по приказу императора Павла в 1800 году. Строительство оружейного завода было поручено горному инженеру Андрею Федоровичу Дерябину. А. Ф. Дерябин, обер-берггауптман IV класса (этот горный чин соответствует генерал-майору), кавалер ордена св. Анны I степени, был известен как знаток русской металлургии. Выбор Дерябина пал на Ижевский завод, так как около него было «достаточное количество воды для машин, достаточное количество лесов для строения и выжигу угля, возможность приграничить еще большее количество оных, удобность получения самых лучших материалов, металлов для оружия без дальнейшей перевозки оных, обширность места для населения людей, довольно плодородная округа». Правда, приехав в 1801 году на Ижевский завод, Дерябин пришел в ужас от «ветхой громады фабрик, еле удерживаемых подпорками».

С появлением Дерябина село Ижево Сарапульского уезда начало развиваться бурными темпами. Ижевск быстро перерос более старый Сарапул и вскоре стал одним из самых больших населенных пунктов в Камско-Уральском регионе, уступая только Оренбургу и Екатеринбургу. Англичанин Роберт Мурчисон с удивлением писал о заводских селах вроде Ижевска: «Эти средоточия промышленности с великолепными постройками более населены, нежели города, обозначенные на карте крупными буквами, а многие превосходят европейские города».

Датой рождения главного градообразующего предприятия Ижевска — Оружейного завода — считается 7 июля 1807 года, когда была заложена Оружейная контора. Пока Дерябин разрабатывал технический проект оружейного производства, архитектор С. Дудин создал проект застройки заводской площади новыми каменными зданиями. Эти два человека, Дерябин и Дудин, и определили в основном облик Ижевска.

Уроженец Санкт-Петербурга Семен Дудин был учеником знаменитого Андреяна Дмитриевича Захарова, построившего здание Адмиралтейства в северной столице. Дудин с отличием окончил Академию художеств, затем обучался в Италии, а вернувшись в Россию, стал главным архитектором всей Вятской губернии. Производственный корпус Оружейного завода, спроектированный и построенный Дудиным с учетом технического проекта Дерябина, стал жемчужиной ижевской архитектуры.

Здание выстроено на берегу пруда в стиле русского классицизма. Центральную часть венчает башня с триумфальной колонной и атрибутами воинской славы. Немного позже в башню встроили часы-куранты, изготовленные немецким мастером Христианом Шиотцем, которые работают по сей день.

Петербуржец Дудин спланировал Ижевск по образу и подобию Петербурга: сеть параллельных улиц и перпендикулярных к ним проспектов. Если посмотреть на планы исторического центра обоих городов, сходство бросается в глаза. Здание Оружейного завода, похожее на Адмиралтейство в Петербурге, расположено на берегу пруда так же, как Адмиралтейство на берегу Невы. Любопытно, что оба здания построены практически одновременно.

В обоих городах от этих зданий начинаются главные городские магистрали: Невский проспект в Петербурге и Александро-Невский — в Ижевске. Позади обоих зданий были каналы, которые в Петербурге позднее засыпали, а в Ижевске заключили в трубы.

Однако самое большое сходство Ижевска и Петербурга заключалось в архитектуре. Дудин спроектировал великолепные здания в стиле русского классицизма. Эти невысокие, в 1−2 этажа, трехчастные здания, состоящие из центральной части и двух боковых флигелей, обрамляли берега пруда низкой полосой солнечного желтого цвета, украшенной белыми портиками и полуколоннами. Набережную украшали главный корпус Оружейного завода, усадьба Дерябина, дома чиновников, дом, в котором останавливался Александр 1, называемый «царский дворец», и другие здания.

Может показаться смешным подражание какого-то села столице империи. Однако улицы, спроектированные Дудиным, были столь красивы, что вызывали восхищение тех немногих путешественников, которые добирались до Ижевского завода. Так, английский художник и архитектор Аткинсон, зарисовавший уральские заводы, написал, что в Ижевске «значительное число зданий было выстроено в таком изящном стиле и с таким вкусом, что они могли бы с полным правом занять место в большом европейском городе».

К сожалению, подавляющее большинство этих шедевров («ратуша», дома чиновников на набережной, «царский дворец», усадьба Дерябина, госпиталь, казарма, богадельня, различные цеха, пороховой погреб Карла Вагнера) было деревянным, и до наших дней эти здания не сохранились. Те же дома, которые мы можем видеть сегодня, перестроены, что совсем не пошло им на пользу. Так, изменился строгий трехчастный ритм Оружейного завода, который еще и выкрасили зачем-то в кричащий красный цвет. А вместо длинной ритмичной панорамы зданий в нагорной части набережной сегодня стоит одинокий Индустриальный техникум в окружении буйной зелени американских кленов.

Статья опубликована в выпуске 9.07.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: