Сейчас дамам необязательно писать стихи. Зачем тогда знать ямбы и хореи, отличать их друг от друга и ещё от трех других стихотворных размеров?
Есть ряд причин, по которым полезно знать стихотворные размеры.
Первая — такая же, как и во времена Пушкина: понравиться даме сердца или просто соблазнить. Можно и кавалеру пару строк набросать. Вдруг поможет?
Вторая — можно блеснуть своими знаниями в компании. Например, звучит песня «Вне зоны доступа мы не опознаны. Вне зоны доступа вполне осознанно…». А вы спрашиваете у присутствующих: «Вы знаете, каким размером написан этот текст?». Кто сможет на этот вопрос ответить сходу в вашей компании? Скорее всего, никто, кроме вас.
Третья — если у вас есть дети, рано или поздно они на уроках литературы будут изучать стихотворные размеры, в классе 5−6-м, или даже раньше. Может, чего не поймут. Естественно, обратятся к вам. И вы им выложите всё, что узнали из этой статьи.
Четвёртая — вдруг у вас талант, а вы и не знаете об этом. Неужели так и умрёт гениальный поэт для всего человечества?
Пятая — можно заработать, если начать писать стихотворные тексты для песен. Если вы слушаете попсу, то уже заметили, что делать это не так и сложно, — главное, знать стихотворные размеры, которые и создают ритм.
Ну, а теперь перейдём непосредственно к стихотворным размерам. Основных размеров всего пять: два двусложных и три трёхсложных. Двусложные состоят из двух слогов, трёхсложные — из трёх.
Более простые — двусложные. Это, как в строчке Пушкина, ямб и хорей. Отличаются они друг от друга тем, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного — на четные, у другого — на нечётные.
Если ударение падает на чётные слоги, то это ЯМБ. Вспомним школьные стихотворения.
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.
Для большей схематичности можно заменить безударный слог знаком -, а ударный +. Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот как будут выглядеть приведённые выше строки.
-+/-+/-+/-+/-
-+/-+/-+/-+/-
Получается, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
В ХОРЕЕ наоборот — ударение падает на нечётные слоги. Опять Пушкин.
БУря мглОю нЕбо крОет, + - / + - / + - / + -
ВИхри снЕжные крутЯ… + - / + - / - - /+
Этот пример показывает всю гениальность поэта, который даже размером способен изобразить бурю.
Вообще, считается, что ямб — это более спокойный, светлый, песенный размер. Древние греки писали ямбом сатирические стихи, а поэзию делили на два рода — героическую и ямбическую. Самым любимым размером наших поэтов считается четырёхстопный ямб. «Вне зоны доступа…», кстати, тоже ямб.
«Хорей» с греческого языка дословно переводится как «плясовой». Однокоренными к этому слову будут слова хор и хоровод.
Существует ещё множество разновидностей этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб или холиямб, ямбо-хорей или антиспаст. Но это неспециалисту уже знать необязательно.
Надежда Лимонникова, спасибо за такой доступный ликбез в области литературы! Хотя Ваши доводы мне показались несколько неубедительными, но я-то, как филолог, не могу отрицать нужности классификации стихов по размерам. Не думаете ли Вы, что стоило бы дать определение стопе? Ведь несведущему человеку понять значение этого термина сложнее, чем, скажем, термина "двусложный размер". А ещё я прибавила бы в противоположность песенному спокойствию ямба несколько слов о лёгкости и игривости хорея, а также для пущей упорядоченности упомянула бы в связи с греческими сатирическими ямбами о происхождении этого термина от имени мифической девушки Ямбы, которая рассмешила такими стишками горюющую Деметру.
0 Ответить
Алина Кудрявцева, эта статья была написана так давно... Мы с удовольствием почитаем Ваш более подробный материал на эту тему.
0 Ответить
Есть ряд причин, по которым полезно знать стихотворные размеры..
ну чтож.. рассмотрим Ваши причины и насколько они весомые..
Первая – если для признания в любви и/или комплимента и/или знака внимания, то там не будут смотреть на проффесионализм и будут рады даже просто "рифмоплётству", если красиво будет звучать, теоретические познания в стихотворных размерах не обязательны, так же как иногда люди, не знающие нот, могут сочинить приятную на слух композицию
Вторая – думаю всем в компании будет глубоко фиолетово на то, что Вы разбираетесь в размерах стихотворных, скорее они сочтут Вас занудой, ну только если это не компания литераторов, это аналогично если строитель в компании скажет: "ой, кран за окном, кстати, а знаете как называется небольшой кран внутри завода".. звучит нелепо.. аналогично и со стихотворными размерами.. только в среде любителей этого дела, это может оказаться "фишечкой", в остальных случаях пользы от этого мало, как бы не навредить..
Третья – на том уровне, в котором это надо в школе, можно разобраться с этим за минут 10, а то и меньше, ибо сами когда-то в школе учились, да и просто за жизнь образованнее и мудрее стали, нам многие вещи понять проще чем детям.. надо будет помочь ребёнку - быстро прогляжу учебник (на крайняк в интернет или словарик загляну, если учебника нету, хотя раз ребёнок в школе это изучает, то скорее всего будет учебник) разберусь и поясню своими словами, чтобы ему было легче
Четвёртая – от того что я поизучаю стихотворные размеры во мне проснётся талант? смешно.. если есть задатки таланта, то можно просто попробовать "рифмоплётничество" и если будет получаться, то тогда есть смысл поучить теорию, а так.. с таким же успехом можно сказать о любой области, мол может мне выучить то-то, а вдруг у меня к тому задатки, может поизучать, например стили живописи, какие есть приёмы, пофиг что я сантехник и тд.. можно кучу примеров придумать из головы..
Пятая – тут скорее опять же - надо иметь хоть немного влечение к этому, если есть влечение, тогда можно и поизучать, а просто, "на всякий случай" забивать себе этим голову нет смысла, к тому же, если послушать современную попсу, то там не то что качество самого смысла хромает, то там и размеры не соблюдаются, а иногда даже рифма отсутствует..
Но это неспециалисту уже знать необязательно.
то же можно сказать и про основные стихотворные размеры, если я услекаюсь техникой, люблю читать прозу (и то не всякую) и абсолютно не заинтересован в стихах, то мне изучать это не имеет смысла, это для меня не обязательно, конкретно про Ваши доводы/призывы я высказался выше
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Интересная работа когда-то что-то подобное учил в школе, но так ничего и непонял, спасибо разяснили
Оценка статьи: 3
0 Ответить
К знаниям, наверное надо еще иметь и поэтическую душу Работа понравилась
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Спасибо за комментарии! Над продолжением буду работать. Я тоже пишу стихи и незадумываюсь над тем, каким размером. Главное в стихотворении - мысль, а размер помогает читающему понять пишущего!
0 Ответить
Надюша! А вы сами пробовали?
В стихотворении чаще важна сама идея, хотя отсутствие размера не просто "убивает", но и дает понять, что перед тобой не поэт, а обыкновенный рифмоплет!
Высылаю свои строчки:
Себя обманывать не надо!
Ведь это жизнь распорядилась:
Любому выплеснуть ты рада,
Что с юных лет не долюбилось...
Постель, остывшая однажды,
Чужим теплом не обольстится.
Лишь жизнь нельзя прожить нам дважды,
А лгать себе не возбранится...
0 Ответить
Из пяти заявленных размеров Вы описали только два, ощущение незавершенности статьи
0 Ответить
Так что ждем продолжения банкета! Амфибрахий тоже должен быть описан. Вторая часть статьи просто обязана появиться на сайте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая тема, пять. Знать стихотворные размеры полезно. Полезно даже знать, что они существуют. Равно, как знать, что мы говорим прозой, а музыку записывают при помощи нот. Хотя можно сочинять музыку и не зная нотной грамоты. Она от этого хуже не станет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я пишу стихи, но сама путаюсь в этих понятиях .Впрочем, когда я пишу, то вообще ни о чем не думаю. Стихи сами рождаются,как хотят и когда хотят.
Оценка статьи: 4
0 Ответить