Татьяна Румянцева Профессионал

Что же произошло с «Марией Целестой»? Призраки морей

История «Марии Целесты», пожалуй, стала самой мистической и загадочной в истории мореплавания. Разгадать эту тайну, возможно, нам не удастся никогда. Многие мировые писатели описывали в своих произведениях то, что, по их мнению, произошло со знаменитым судном. Одним из таких авторов является и всем известный Артур Конан Дойль.

История

Однако с чего же всё началось?
10 ноября 1872 года бригантина «Мария Целеста» вышла из Нью-Йорка с грузом спирта-ректификата в бочках и взяла курс на Геную. Экипаж бригантины состоял из восьми человек. Капитаном бригантины был Бенжамин Бриггс, который имел к тому времени двадцатилетний стаж плавания на парусных судах. В тот памятный рейс Бриггс взял с собой в плаванье жену и дочь.

Странная находка

Судно «Мария Целеста» было найдено без команды 4 декабря 1872 года, 400 миль от Гибралтарского пролива судном «Дея Грация». В судовом журнале последняя запись значилась 24 ноября 1872 года. Судя по ней, судно, за десять дней до его обнаружения, взяло курс на восток, а моряки его встретили идущим на запад.

На палубе был открыт люк носового трюма, в нем было около метра воды. Отсутствовала единственная шлюпка. На поручнях правого борта были сделаны глубокие зарубки топором. Все окна кормовой надстройки были закрыты брезентом и заколочены досками. Вдоль бортов бригантины шли надрезы дюймовой ширины, длиной по два метра каждый. Сыщики установили, что эти надрезы были сделаны каким-то плотницким инструментом примерно в конце ноября, как раз в то самое время, когда в судовом журнале была сделана последняя запись.

Мебель в каютах находилась на своих местах, койки были аккуратно заправлены, одежда висела на вешалках. В кают-компании все выглядело так, будто люди только что вышли. На обеденном столе были разложены тарелки, чашки, ножи и вилки. У иллюминатора стояла швейная машинка с незаконченной работой — детской рубашкой. На полу валялись игрушки. В ящике стола находилась деревянная, инкрустированная перламутром шкатулка, в которой, кроме драгоценностей, была найдена толстая пачка денежных купюр, что полностью отвергает возможность нападения пиратов. Поразительно и то, что матросы не взяли с собой курительных трубок, с которыми они никогда не расстаются!

За неделю до находки судна в районе Азорских островов штормов не отмечалось, да и на корабле все стояло на своих местах. Вся посуда также была цела. Подводный осмотр судна привел к выводу, что оно не сталкивалось ни с чем.

К сожалению, информация, дошедшая до наших дней, о точном описании найденной бригантины — противоречива. Например, согласно одной версии, одна из бочек была вскрыта и в ней не хватало одной трети, но по другой — последняя бочка была полностью пустой.

Если бочка была вскрыта, то можно предположить что матросы на судне могли находиться в состоянии алкогольного опьянения. Отсутствие шлюпки показывает, что команда покинула судно на ней. Разбитый компас, отсутствие каких-либо документов кроме судового журнала показывает, что судно было покинуто в спешке, но при этом не понятно, почему команда не взяла с собой питьевой воды? Причина, по которой команда в спешке покинула судно, может быть в том, что в трюме находилась вода, возможно, команда предположила, что судну грозит опасность затопления. Однако, другой причиной, по которой команда могла покинуть корабль, могла и оказаться инфразвуковая волна, которая внушает экипажу немыслимый страх и команда в спешке покидает судно. Об этом явлении я уже упоминала в статье, посвященной «летучим голландцам».

Капитан Морхауз отбуксировал бригантину в Гибралтарский порт, где адмиралтейские власти немедленно приступили к тщательному расследованию, которое продлилось 11 лет, но так и не вынесло никакого определенного вердикта. Вот заключительное слово комиссии: «При полном отсутствии каких-либо данных, которые могут пролить свет на это дело, следует опасаться, что судьба экипажа „Марии Целесты“ увеличит собою число тайн океана, которые откроются только в тот великий день, когда море откажется от своих мертвецов. Если было совершено преступление, о чем заставляет подозревать многое, то мало надежды на то, что преступники попали в руки правосудия».

Самая удачная версия происшествия

Так бы и канула в лету эта загадочная история, если бы не расследование Арнольда Филлимора, английского историка и публициста. Он изучил множество таких загадок, не обойдя стороной и знаменитую «Марию Целесту».

В ходе расследования он пришел к потрясающему открытию. Исследуя всевозможные источники и документы того времени, он пришел к выводу, что вся эта загадочная история оказалась не мистикой, а обыкновенной историей о контрабанде. Согласно Филлимору, судно перевозило в пустой бочке из-под спирта фальшивые марки.

Кроме того, Филлимор и объясняет загадочное исчезновение экипажа судна. Оказывается, власти Италии были информированы о нелегальном грузе, вышедшем из Нью-Йорка в Геную и отправили полицейский катер на перехват бригантины. Но преступники не дремали и также были в курсе о планах перехвата полицией бригантины. Они, в свою очередь, отправили шхуну «Ломбардия» на перехват бригантины, которая, поравнявшись с последней, приняла всех её обитателей и ценный груз на свой борт. Но вот судьба этой шхуны, к сожалению, оказалась не такой счастливой, как судьба «Марии Целесты». Судно попало в шторм, и все его обитатели погибли вместе с ценным грузом — марками.

Вместо заключения

Безусловно, теория Филлимора, самая правдоподобная теория за всё время исследования тайны бригантины, но и она, к сожалению, не отвечает на целый ряд вопросов, которые несла в себе загадочная бригантина, а именно:

Почему крышки носового трюма лежали на палубе вверх днищем?
Почему окна кормовой надстройки были заколочены, а световые люки в кают-компании и каюте капитана открыты настежь?
Почему запись на грифельной доске сделана не рукой капитана, не рукой его помощника и не рукой штурмана?
Почему на поручнях правого борта были сделаны зарубки топором, в то время как никаких следов насилия на всем корабле обнаружено не было?
Почему были изорваны паруса, если «Мария Целеста» ни в какой шторм не попадала?
Почему в каюте штурмана оказался ящик с плотницким инструментом?
Почему шлюпка была спущена именно с левого борта, тогда как в условиях устойчивого норд-веста гораздо целесообразнее было бы спустить ее с правого?
И, наконец, почему бригантина изменила курс?

Обновлено 12.02.2007
Статья размещена на сайте 11.02.2007

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: