• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Что можно посмотреть в Вильнюсе за четыре часа? Старый город! Часть 2

Из всех архитектурных построек наибольший восторг у меня всегда вызывают именно христианские соборы, а здесь, в древней части Вильнюса, по-литовски Senamiestis, их так много, что можно ходить целый день, и не хватит времени все осмотреть.

Теперь же, спустившись с Замковой горы, через небольшой скверик я прошла к улице Майронио (улица названа в честь литовского поэта Майрониса), и по ней минут через 10 вышла к удивительному месту, где сразу разместилось несколько храмов. С правой стороны улицы за высоким забором в густой зелени деревьев виден собор Святого Михаила Архангела. А с левой стороны два совершенно разных по стилю костела — Святой Анны и Бернардинцев. Костел Святой Анны — настоящий шедевр готического искусства, ему уже более 500 лет. Не зря бытует легенда, что Наполеон Бонапарт, очарованный его красотой, хотел бы унести храм на ладони в Париж. Что, однако, не помешало ему во время войны 1812 года отдать костел в распоряжение кавалерии.

Костел Святой Анны изумляет своей необыкновенно тонкой кирпичной кладкой, настоящий гимн мастерству древних каменщиков! Как и Башня Гедиминаса, костел является одним из символов Вильнюса. Рядом с костелом в XIX веке была построена колокольня в псевдоготическом стиле, она не столь изящна, но в целом не нарушает ансамбля. В этом районе туристов намного больше, чем на Кафедральной площади и у Башни Гедиминаса. Особенно много поляков, ведь когда-то Вильно было польским городом. Внутреннее убранство собора столь же великолепно, как и снаружи. Цветные витражные окна, изящные своды, старинный орган, скульптуры…

Но надо посмотреть и на стоящий по соседству костел Бернардинцев, полное название которого — костел Святого Франциска и Святого Бернардина. Это массивное здание, вероятно, использовалось не только как молитвенное, но и для обороны, потому что на нем есть бойницы на северном фасаде. В советское время костел Бернардинцев использовали, как склад. А после восстановления независимости его вернули монахам-францисканцам. Здесь еще ведутся реставрационные работы. Костел объявлен памятником культурного наследия Литвы, объектом государственной важности. Организуются экскурсии для туристов по предварительной записи, но можно свободно ходить и индивидуально.

Рядом с двумя костелами есть еще одна достопримечательность — памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу. Авторы памятника скульптор Гядиминас Йокубонис и архитектор Витаутас Чеканаускас.

Пройдя метров 500 по той же улице Майронио, я оказалась у великолепного православного храма — церкви Пречистой Божьей Матери или Успения Богородицы. Эта церковь еще шесть столетий тому назад стала важнейшим храмом православных Литвы. По обе стороны от главного входа в храм в нишах есть плиты с надписями. Слева написано следующее: " Древле кафедральный митрополичий собор во имя Успения Пречистыя Богородицы основанный при вел. князе литовском Ольгерде в 1346 году". На правой плите тест сообщает: " Восстановлен в царствование благочестивейшаго государя императора Александра II при митрополите литовском Иосифе Семашко в 1868 году". За время существования храм перестраивался, некоторое время (с 1609 г.) он был в ведении униатской католической церкви, затем почти 200 лет принадлежал Вильнюсскому Университету, там размещались библиотека, аудитории, музей. И лишь при Александре II храм приобрел нынешний облик и был возвращен православным. Внутренне убранство церкви очень нарядно и торжественно — высокие своды, богатый иконостас, множество икон. Служба уже закончилась, но зайдя в храм, я обязательно ставлю свечу за здравие всех живущих.

Дальше мой путь лежал по узеньким улочкам Старого города. Вот Вильнюсская картинная галерея на улице Диджёйи, д. 4. Она разместилась в бывшем дворце графов Ходкевичей. Внешне дворец меня не впечатлил, трехэтажное здание в стиле классицизма, а заходить в музей у меня уже не осталось времени.

Здесь же, рядом, на перекресте улиц Пилес и Диджёйи (Замковой и Великой) очень понравилась православная церковь во имя Святой Параскевы Пятницы, которую большинство называет просто Пятницкой церковью. Около неё есть множество торговых палаток с сувенирами и изделиями мастеров народных промыслов. Когда-то, в старые времена у «Пятницы» находился рыбный рынок. Пятницкая церковь знаменита еще тем, что в ней Петр I крестил арапа Ганнибала, прадеда А. С. Пушкина. Еще один красивый храм, расположенный на пути между Пятницкой церковью и Ратушной площадью — православная церковь Святого Николая, построенная, как свидетельствует надпись на памятной настенной плите, в 1340 г. заботами второй жены Великого князя Литовского Ольгерда Юлиании (Ульяны). Каменное здание было возведено в 1514 г., а во второй половине XIX века, когда Литва была частью Российской Империи, она была переделана в византийском стиле. По цветовой гамме она похожа немного на Пятницкую церковь.

Вообще же, мне пришлось «ускорить темп» прогулки, чтобы не опоздать к поезду. Приходилось несколько раз обращаться к прохожим, чтоб показали, как пройти в сторону вокзала, и при этом увидеть и ратушу, и «Ворота зари», и костел Святого Казимира. И каждый раз мне отвечали очень любезно, хотя не всегда это были русские, ни разу не сказали, что не понимают по-русски. Некоторые еще рассказывали что-то о том или ином храме.
Очень впечатляет великолепный костел Святого Казимира, построенный монахами-иезуитами в стиле барокко. Но из-за яркого солнца мне удалось его сфотографировать только с одной стороны, и не видна очень вычурная, красочная башня.

После костела Св. Казимира я вышла на улицу Аушрос Вартай — «Ворота зари», которая и идет как раз к этим воротам — одному из самых известных и посещаемых мест в Вильнюсе. Аушрос Вартай — Ворота Зари, так же являются символом Вильнюса, они впервые упомянуты в 1514 году. Эти ворота — единственные, что сохранились из десяти ворот, бывших в древней оборонительной стене. Сначала они назывались воротами Мядининкай, потому что через них дорог как раз уходила в сторону этой местности. Рядом с воротами была отдельно стоявшая часовня с чудотворной иконой Пресвятой Девы Марии. В XIX веке после очередной реконструкции часовня разместилась над воротами, чудотворная икона была перенесена туда. Католики называют эту икону образом Матери Божией Остробрамской или Вильнюсской Мадонной. А Ворота Зари еще называют «Острой Брамой». Когда я подошла к воротам, в часовне шла служба, очень красиво пели, а внизу толпилось немало туристов.

Здесь я закончила своё короткое путешествие по литовской столице. До вокзала осталось идти минут 15. Конечно, я не успела посидеть в летнем кафе, пообедать, выпить кофе с пирожным — но это уже не так важно, ведь душа моя пела от полученных впечатлений, а фотоаппарат был загружен почти сотней кадров.

Случится вам побывать в Вильнюсе проездом, не теряйте времени, погуляйте по Старому городу!

Статья опубликована в выпуске 28.07.2010
Обновлено 17.04.2019

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: