Ну, и в быту и на «тусовках» есть люди, делающие себе имя на шутках. Что первое скажет юная дева о понравившемся ей парне? Конечно, «Он такой смешной!». А успех у женщин — великое дело! Некоторым «жентльменам» умение шутить заменяет и выигрышную внешность, и внешний лоск. Так что мужчинам, чтобы иметь успех у дам, лучше научиться шутить, причём помнить не только неприличные анекдоты, а и знать, что такое шутки.
В основе любой шутки лежит парадокс — сопоставление несопоставимого. И в шутке должен быть объект критики или насмешки (над кем смеётесь?), бытовая или общественная актуальность ситуации. Объект может быть любой — от тёщи до президента, от конкретного, известного всем человека до литературного героя или обобщённого образа. Можно высмеять и какое-либо явление в целом. Главное, чтобы объект шутки был узнаваем, причём на уровне подсознания, интуитивно, и был близок, волновал или тревожил.
Но тут надо знать меру. Над святым для людей смеяться нельзя! И надо знать объект или ситуацию, над которой смеёшься, а лучше — смеяться над тем, что сам пережил. Шутка должна быть актуальна: это то, что у всех на уме и всех волнует. И, наконец, в шутке должна быть новизна: над старыми шутками мало кто смеётся. Шутка работает в результате встроенного в неё противоречия или парадокса, создающих элемент неожиданности. В целом любая шутка состоит из двух основных частей: начала, создающего некое очевидное ожидание, и концовки, разрушающей этой ожидание, чем и создаётся эффект неожиданности. Вспомните любой анекдот, и вы обязательно там найдёте эти две части.
Исходя из коммерческой важности шуток как части шоу-бизнеса, а также для писателей, специализирующихся на этом жанре, создана целая теория шутки, содержащая, в том числе, и правила, как составлять шутку. Излагать теорию популярно — муторное дело. Например, перечисляются виды шуток: рефлекторные; вызывающие радость; аникс; стёб; бунт; каламбур; гротеск; двусмысленность; перевёртыш; ассоциация; смещение смысла; умолчание; и это ещё далеко не всё. В общем, серьёзные люди излагают серьёзные вещи о смешном. А нам это надо? Поэтому обычные люди при чтении таких текстов сразу начинают зевать и потягиваться. Не будем лезть в дебри серьёзной науки и рассмотрим два вида шуток: примитивные и изысканные. Из примитивных шуток выберем рефлекторные и основанные на радости, а из изысканных — аникс.
Рефлекторные шутки основаны на непроизвольном проявлении условного или безусловного рефлекса (типа «покажи ей палец — и она рассмеётся»). Рефлекторный смех вызывается путём воспроизведения простых ощущений, которые постоянно или часто вызывают у определённой группы людей улыбку или смех. Наиболее простым приёмом, часто применяемым в США в голливудских фильмах и телепередачах, является смех за кадром, подкрепляющий шутку в кадре. Этот приём позволяет проявить себя даже людям, лишённым чувства юмора: все смеются, и я посмеюсь, хоть и не понимаю, над чем. Очень подходит слонопотамам, сидящим перед телеком с ведёрком кукурузы в руках.
Смех, основанный на радости или удовлетворённости, связан с эффектом новизны. Новая шутка, вызывающая в людях радость или удовлетворённость, в качестве реакции вызывает улыбку или смех. Сексуально озабоченный мужчина будет смеяться над шутками о красивых женщинах, а эстеты — над шутками, связанными со слухом и зрением;
Изысканная шутка, или аникс, требует определённой работы разума. Главным в аниксе является создание эффекта неожиданности: это когда не оправдываются ожидания, содержащиеся в начале шутки. Схема аникса посложнее примитивных шуток.
Он содержит вступление (не обязательно), ловушку, точку неожиданности и развязку. Вступление, если оно применяется, должно быть коротким и может служить для дополнительного эффекта — вызывания рефлекса или радости. Ловушка — это текст, увлекающий слушателя или зрителя в неправильном, но ожидаемом, очевидном направлении. Точка неожиданности — это момент, когда эффект неожиданности будет наибольшим. Развязка как раз и создаёт эффект неожиданности, она отличается от того, что было сказано в ловушке.
Аникс требует определённого уровня интеллекта, чтобы понять и запомнить то, что было сказано во вступлении и ловушке, а затем сопоставить это с развязкой. Самое сложное здесь — правильно выбрать концовку, создающую эффект неожиданности. Поэтому писатели обычно опробуют несколько вариантов концовки, чтобы выбрать наиболее удачный. И чтобы потребитель шутки смог её понять, она должна быть по возможности короче, а вступление и ловушка должны содержать замаскированную подсказку. Тогда эффект неожиданности вызывает мгновенное озарение.
В заключение теоретической части приведём шутку, содержащую несколько смешных приёмов: «В Государственной Думе рассматривается закон, предусматривающий повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки на 30%. Мы считаем это недостаточным и предлагаем повысить пошлины в 10 раз, чтобы защитить отечественного производителя от зажравшегося отечественного потребителя».
Ну, а теперь — об американской науке. Американские учёные нашли-таки объяснение тому, что запомнить изысканную шутку (они почему-то называют её удачной) сложнее, чем простую, примитивную (они называют её неудачной, хотя не пойму, почему; по-моему, удачная шутка — та, над которой смеются даже американцы). Эффект шутки, по данным американских исследований, зависит от того, насколько неожиданной является концовка. Поэтому ключевая фраза запоминается легко за счёт эффекта неожиданности, а предшествующая ей часть истории быстро забывается, вот почему многие не в состоянии пересказать полностью услышанную новую изысканную шутку (как было сказано в нашем кинофильме «Доживём до понедельника», надо было с детства тренировать память и речь).
Простые же шутки предсказуемы от первого до последнего слова, поэтому люди смеются автоматически, просто потому, что ожидают заранее удачной концовки. Статистика показала, что смехом на простую, примитивную шутку откликаются не менее 40% взрослых американцев, 60% не смеются над такими шутками.
Любопытно, что в Америке над анекдотами смеются только наши, а у коренных в ходу больше каламбуры — тексты, основанные на искажении имени или названия. Их каламбуров я не знаю, а свой собственный могу привести: «На заседании с большой речью выступила госсекретарь США Скандализа Райс» (её имя — Кондолиза, а искажение — намёк на её скандальные высказывания).
Независимо от данного достижения американской науки и даже вопреки ему — смейтесь почаще, дорогие читатели, и смешите других, ибо смех, по данным нашей науки, продлевает жизнь!
А кстати действительно иногда люди с прямолинейным чувством юмора совсем не понимают тонкого юмора, иронии. А об "английском юморе" ходит анекдот, что его понимают только англичане
Гаишник останавливает машину:
- Ваши документы, сэр!
- А почему это я сэр?!
- Потому что ехали по левой стороне.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения, посмеялась от души
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну тогда ещё один на эту тему:
под пунктом приёма стеклотары очередь помятых мужчин. Подходит такой же, трёхдневная небритость, и спрашивает:"А бутылки от виски принимают?" "Нет, сэр!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, cпасибо, рад, что понравилось.
0 Ответить
Читала и улыбалась
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, cмейтесь на здоровье, смех продлевает жизнь.
0 Ответить
Богдан С. Петров, я очень люблю смеяться И шутки, и чувство юмора у мужчин, и просто лёгкое отношение к жизни ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, продолжайте в том же духе!
0 Ответить
первое скажет юная дева о понравившемся ей парне? Конечно, «Он такой смешной!». Может быть, всё-таки - весёлый?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лидия Миролюбова, озвучил то, что слышу каждый день. Ваш вариант тоже годится.
0 Ответить
просто трудно представить это положительной характеристикой
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лидия Миролюбова, вам не нравятся шутки? Или с чувством юмора ... того? Чем я вам не угодил?
0 Ответить
Богдан С. Петров, я выразила недоумение исключительно в адрес девушек, которым нравятся "смешные" молодые люди/мужчины. Другими словами мой пост можно перефразировать так: "бывает же такое!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А мы бум смеяться удачным шуткам
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, cмейтесь всем подряд - дольше проживёте.
0 Ответить
Богдан, благодарю за совет. Если честно, смеюсь не всем. Иногда спрашиваю: в каком месте нужно было посмеяться?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, вот для этого и существует смех за кадром. Он уже используется и в наших юмористических программах.
0 Ответить
сатирический, иронический, софронический и... от щекотки" (неточная цитата "от А.Райкина") Так серьёзно писать о шутках всё-равно,что прозой пересказывать стихи, если не хуже. Нам не нужна эта шуточная кухня, нам чего б покушать.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вот и сочините, если можете. Теорию я дал.
0 Ответить
Богдан С. Петров, только мне кажется, что шутки клепают, не заглядывая в теорию, а спонтанно, искромётно, как это выдавала Раневская. Свои шутки выдавать рисково: могут и не понять и не оценить. Поэтому пробавляются чаще чужими,проверенными на публике. Понять и принять шутку (без оповещения) большой шик общения, его апофигей.
Оценка статьи: 3
0 Ответить