• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Шомин Мастер

Как гудел русский народ? Играй, гармонь!

Гармонь, гармошка, а вернее гармоника, наверное, больше всех ассоциируется с народной музыкой. В одном американском фильме русские крестьяне перед войной 1812 года весело отплясывают под балалайку и гармошку. И странные ощущения возникают далеко не у всех зрителей. А зря.

Гармоника

Это официальное название инструмента является простым переписыванием иностранного слова. Американец Бенджамин Франклин впервые применил слово «armoniсa» к своей стеклянной гармонике. Также гармониками называли разного рода металлофоны и ксилофоны.

В последующем в разных видах «гармония» появляется в разных названиях уже язычковых инструментов: гармониум, фисгармония, пангармония, harmonika (нем.) и русская гармонь. В. И. Даль помещал слово «гармоника» в статье «Гармония».

Так что же странного в том, что русские крестьяне пляшут под гармонь перед войной 1812 года? А в том, что первый инструмент, хоть как-то похожий на нашу гармошку, патентуется только в 1829 году. Автором его был органный мастер из Вены Кирилл Демиан. И было у того инструмента пять кнопок, при нажатии на которые звучали только аккорды. Потому и назван был инструмент «Accordion». И никаких мелодических кнопок.

По задумке автора, этот инструмент должен был служить простому народу, не обученному музыкальным премудростям. В дальнейшем появились на другой стороне гармошки и пять мелодических кнопок (только те, что на пианино белые).

На противоположные движения мехом звучали разные аккорды и звуки. Так что можно было исполнить простую мелодию под пару аккордов. При этом все кнопки располагались таким образом, что невозможно было издать негармонического сочетания звуков, как ни жми их и как ни дергай мех.

Россия

И в Россию прибыл простой аккордеон с пятью мелодическими кнопками и парой аккордов. Тульский оружейник Иван Сизов приобрел такую гармошку на Нижегородской ярмарке в 1830 году и принялся тиражировать ее в своих мастерских. И до этого делались попытки применения язычков такой конструкции в изготовлении инструментов. Но коммерческого успеха они не имели.

Почему в России «Accordion» стал гармонью сказать трудно. Но не стоит забывать, что авторское право существовало и в начале 19 века, в том числе и в России. И применять чужое запатентованное название для своих новых инструментов в коммерческих целях было нельзя. Да и немцы зовут свои народные инструменты гармониками.

И так и распространилась эта простенькая игрушка по всей России всё через ту же Нижегородскую ярмарку. Назвали гармошку тульской пятиклапанкой. Звуки на кнопках располагались, как и у немецкого (австрийского) прототипа. И у сегодняшних гармоней расположение всё то же. Только кнопок больше.

В течение второй половины 19 века появилось большое количество уже по-настоящему наших гармоней. У некоторых уже и звукоряд был наш отечественный, «обиходный». Практиковался он в церковной музыке, но и народ его перенял. Так звучали ливенка, нижегородская тальянка и сибирская гармоника. Остальные же сохраняли привычный нам звукоряд.

Практически во всех уголках России находились умельцы, которые на основании завезенных прототипов делали что-то свое. И эти гармони получали название по местности, где жил и трудился мастер. Тульская, ливенка (г.Ливны), саратовская, касимовская, вятская, череповецкая, вологодская, елецкая, бологоевская и другие.

Но творческая мысль наших мастеров продолжала подпитываться и извне. Россия всегда была частью мирового музыкального процесса. Например, появлялись модели под названием «венка» и «немецкая», основанные на соответствующих «иностранцах». «Тальянки» напоминали итальянские аккордеоны.

Главным их влиянием было добавление рядов кнопок. До этого был всего один ряд, ограничивавший музыкальные возможности инструмента. Ряды добавлялись по немецким правилам, в разных тональностях. Соседние ряды отличались обычно всего одной нотой из семи. Например, первый ряд представлял собой белые клавиши фортепиано, а второй ряд заменял одну белую на черную. В некоторых моделях количество рядов достигало пяти.

Чтобы понять, как ограничивала однорядка возможности музыкантов, достаточно вспомнить такую известную песню, как «Славное море, священный Байкал». Ее мелодию невозможно исполнить на однорядной гармони. Это получится только на двухрядной. Хотя нужна всего одна дополнительная нота.

Но народная мысль питалась не только упрощениями немецких теоретиков, но и профессиональными теориями русских практиков. Так родилась елецкая рояльная гармоника, скорее напоминающая аккордеон с фортепианной клавиатурой (не только белые, но и черные клавиши). В ней на каждую клавишу приходился всего один звук, а не два, как в пятиклапанке.

К слову сказать, многие известные на всю Россию гармонные мастера изначально были скрипачами и были знакомы с музыкальной теорией.

Баян

А в начале 20 века появляется баян. Сначала слово «Баян» было просто названием торговой марки одной из гармоней с тремя рядами кнопок на правой стороне. Подобное расположение кнопок появилось в Вене в 1850 году. Как и клавиши на пианино, кнопки раскрашены в разные цвета. На одну кнопку приходится один звук. Само расположение принципиально отличается от клавиатур всех предыдущих гармоней.

Современные баяны имеют обычно пять рядов кнопок. Но два «лишних» ряда просто дублируют другие для удобства игры. Звуков они не прибавляют.

Существует несколько различных систем расположения кнопок на правой клавиатуре. Все они признаны международными. И сегодня современный итальянский кнопочный аккордеон практически неотличим от русского баяна.

С левой стороны баяна все так же остаются кнопки готовых аккордов. Это-то и делает баян, как и гармонь, народным инструментом. То есть профессионально изготовленным с «народным» упрощением его музыкальности. Хотя современные концертные баяны позволяют играть отдельными звуками и на левой клавиатуре, что дает возможность применять самые замысловатые аккорды.

Вот так, за несколько десятилетий, из дешевой музыкальной игрушки русская гармонь превратилась в прекрасный концертный инструмент, сравнимый по красоте и мощи звучания только с органом. А по цене — с автомобилем.

Статья опубликована в выпуске 7.09.2010
Обновлено 31.08.2019

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дмитрий, спасибо за интересную статью!
    Для меня всегда было загадкой и отличия гармони, аккардеона, баяна и их история их вхождения в нашу культуру.
    А тут - доходчиво и все в одной статье!

    Оценка статьи: 5

  • Дмитрий Шомин,
    Интересная статья!
    Этим летом наведался к товарищу в деревню на день 30-летия брака.
    Услышал местные песни .Из песен слов не выкинешь
    Дайте в руки мне ГАРМОНЬ
    - золотые планки.
    М@нд@вошек нахватал
    На чухой гражданке.

    А жена мне говорит:
    - так тебе и нужно,
    пусть они тебя грызут
    весело и дружно.

    Оценка статьи: 5

  • Елена Ермолова Елена Ермолова Грандмастер 13 октября 2015 в 13:17 отредактирован 13 октября 2015 в 13:23 Сообщить модератору

    "первый инструмент, хоть как-то похожий на нашу гармошку, патентуется только в 1829 году. Автором его был органный мастер из Вены Кирилл Демиан"
    И в наше время эта история повторяется: западная Америка в грош не ставит Америку восточную и тем более Европу, Европа - Россию, Россия - …, просто не читают, не цитируют, не воспринимают всерьез.
    То, что гармонь изобретена в Питере, ничуть не мешает Европе ее у себя запатентовать.
    Когда в 1830 году И.Е. Сизов привез покупную гармонь из Германии, Тимофей Воронцов уже десять лет выпускал гармони в Туле на своей самоварной фабрике. Этому, надо понимать, предшествовало появление образцов гармоней, сделанных нашими Левшами. Когда мальчик 16-ти лет Кристиан Бушман впервые сделал "Mundaeoline", наши уже вовсю наяривали. Но немцы не прочь лишний раз продемонстрировать свое превосходство, и изобретение уже изобретённого стало национальной гордостью. Что им какие-то китайцы с 3000-летним шэном и какие-то русские с полувековой гармонью? Кстати сказать, насчет шэна есть сомнения: Китай, похоже, лихо приписывал себе достижения северных соседей (я не о монголах говорю).
    Достоверно известно, что сам свободно колеблющийся язычок как изобретение был описан (!) питерским органным мастером Киршником в 1780-м году, за четверть века до рождения Бушмана. В тульском архиве есть фабричные ведомости за 1848 год, фабрики Воронцова и Сизова стабильно выпускали по 10 000 гармоней в год, а ведь они были не единственными в стране. Могло бы так быть, если бы гармонь впервые появилась в Германии девятью годами раньше? Учтем, что Интернета и 3D-принтеров тогда не было.

    Так что спасибо американцам за правду о русских как минимум в одном фильме.

    • Елена Ермолова, согласен с вами, с американцами спорить бесполезно. Но я и не собираюсь. Свободу творчества никто не отменял. Пусть наяривают. Возможно они в Копенгагене русскому народному мастеру Франтишеку Киршнику свечку держали, когда он русский народный шен изобретал, не знаю. А ещё я читал у Израиля Марковича Ямпольского, что скрипка изобретена в России, это ж зафиксировано на стенах Св.Софии, построенной и разукрашенной византийцами (да как они посмели, вообще, нашу Софию строить в Киеве!). Да, ещё гусли, совсем забыл. Нет это не кифара, на той ведь не пять струн, а всего лишь десять. Ох уж эти греки! Можно ещё чудных животных вспомнить с двумя хвостами... Ах, атомная бомба ещё, забыл совсем. Отсель грозить мы будем ею.

      А если серьёзно, то само слово "гармоника" как-то не совсем русское. Да и нет повода гордится её немецким или русским строем. Все так называемые "народные" инструменты придуманы "профессионалами" для "народа" путём выкидывания "лишних ноток". А то "народ" не поймёт. А рояльные гармоники в России появились позже, по причине невозможности нормальной игры на гармошках с русским строем.

      А если уж совсем серьёзно, то всё упирается в терминологию. Что считать гармоникой, да ещё русской? А какая более русская - саратовская, ливенка или, может, новоржевская? Можно ли считать гармоникой ручные штуковины Киршника? А кто их видел или хотя бы описывал? А можно ли Франтишека Киршника, заскочившего в Россию подхалтурить из Копенгагена с Амстердамом, считать русским мастером? А можно ли ровнять прорезной язычок шена с накладным язычком Киршника? А можно ли назвать скрипкой ту бандуру, что в св.Софии? Если да, то я - певец китайской оперы.

      Так, ещё осталось ваши цифры посчитать. Из 1830 Ивана Сизова отнимаем 10 Тимофея Воронцова. И получаем...1812??? Эх, что-то у меня с арифметикой сегодня... А может у вас накладные есть от 1812 года?

      Но самое смешное, что русскими народными инструментами вплоть до начала 20 века были скрипки, цимбалы и мандолины! Но из этого никак не следует, что они родились у нас. Культура человечества вообще очень странно переплетена. И не за чем рядиться с кем-то. Есть документ - хорошо. Нет документа - надо просто заниматься музыкой - и всё. Если к нам что и попало, зацепило нашего человека - и хорошо, и спасибо им там. А пока мы будем догонять, никогда не догоним. Так и будем бить себя в грудь, наш паровоз, наша гармонь, наш самовар вперёд лети... У нас и без того реальных достижений хватит.

  • А что за фильм? Если там на хромках играют, то абсурд, конечно же.

    Шэн устроен иначе, и сказать, что Киршник всего лишь следовал за китайцами, нельзя. А вот отделять его от России нужды нет.
    Да и заглянем чуть глубже. Елизавета Петровна, царствуя с 1741 года, приглашала мастеров, ученых и художников. Много и разных. В частности в Академию наук, которая в то время мощно пошла вперед в сравнении с научными центрами других стран. Атмосфера сложилась тому способствующая, это к вопросу о якобы залетном Киршнике, к моменту изобретения уже прожившему на Руси десять лет. Тогда же Кратценштейн, физик и медик, работая в Академии наук, придумал машину, которая говорила, это 1748 год. Он же основал «Новое музыкальное общество» - в 1768 году. Проездом, говорите, мастера у нас были? Эксперименты со свободно качающимся язычком начаты в в 70-х совместно с Киршником, который применил его в 1780-м году в своем деле, сделав орган с язычками, и тот же язычок в тот же год говорил у Кратценштейна "папа" и "мама". Идею подхватил Фоглер, органист-композитор. С нею из Питера поехал в Варшаву, при этом Польша еще со времен Петра зависела от России, , все время что-то выпрашивала, в Варшаве стоял наш гарнизон, что позволило Польше прийти в себя после междуусобиц. 1789 год - Фоглер заказывает ученику Киршника инструмент с 4 клавиатурами - оркестрион - с которым гастролирует по Европе. 1804 год - Метцель в Вене по образцу оркестриона делает свою пангармонику и едет с нею в Париж. Зауэр в Праге конструирует по тому же образцу несколько разных инструментов. И у всех свои названия. Эолин, виолин, элодикон, аэломелодион, аэррефон и прочие. Хёккель в 1818 в Вене изобретает фисгармонию - Дёбен в 1848 в Париже свою версию патентует. Еще один случай, когда патент вторичен и на десятилетия запаздывает. 1835 - Якоб Александр строит фисгармонии со всасывающими мехами и везет их в Америку, там-то и появляется слово "гармониум". А в России еще с 80-х фабричным способом производят ручные фисгармони Митропольского, и называются они митрофонами.

    У Моцарта и Бетховена, затем у Берлиоза и Глинки есть произведения для стеклянной гармоники. Использовалось свойство влажного стекла издавать мелодичный звук. Если по ободку хрустального фужера влажным пальцем проведете, то услышите. 1762 - год появления ее усовершенствованного варианта. В 80-х у этих гармоник появляется клавиатура. 1888 год - издается "Метод к гармонике" Мюллера, музыкальный учебничек.
    А Кирилл Демьянов, который уехал в Вену как органный мастер (Киршник к нам, а Демьянов - ним) и убрал лишние буковки из фамилии, отчего стал Cyril Demian или Dаmian, или Demiani, придумал аккордовое сопровождение в басах, несколько звуков одной кнопкой, с чего и пошли аккордеоны.
    Так что, как ни крутите, а все-таки Наш паровоз вперед летит. И насчет "будем догонять - не догоним" лучше лишний раз не говорить, хоть и звучит это в духе нашей несчастной современной профессуры.
    Я на днях с изумлением обнаружила в себе холерический темперамент, залепив одному умнику со званиями неслабую оплеуху за оскорбление предков. Остался жив . И это при том, что я одно из самых мирных созданий, с другими могло быть и хуже. Так что лучше поостеречься и к России относиться с уважением. Да и не модно нынче быть крыловской моськой. Это четверть века назад выглядело вольнодумием и даже продвинутостью, а теперь - совсем наоборот.

  • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 14 октября 2015 в 23:41 отредактирован 14 октября 2015 в 23:44 Сообщить модератору

    Фильм американский "Война и мир". Селяне там гуляют под балалайки и гармони. Какие понять трудно, так как деталей не показывают. Всерьёз к этому сюжету я бы не относился. "Баня, водка, гармонь и лосось" или "бабушка, матрошка, перестройка". Штампы. Но даже если представить, что уже были массовые ручные гармоники, то стоит задуматься о том, кто ими мог пользоваться. Явно это не люди с музыкальным образованием. Аристократов, вольных крестьян-предпринимателей и купцов сразу отметаем. Скорее всего люди со свободным временем и некоторым достатком. Даже сегодня при массовом производстве тульская гармонь стоит десятки тысяч рублей. Не каждый селянин может её себе позволить. Что уж тогда-то. Про баян вообще молчу - чисто мерседес. Орган в "кармане". Так что понятно, что простой крепостной не мог наяривать на гармошке. Скорее всего это был слободской инструмент. Если вы посмотрите, все гармони называются по городам, а не деревням. А по поводу сельской музыки в середине 19 века читайте в селе Степанчикове. Там хорошо описан "народный" ансамбль. Нет там места гармони.

    А пишете вы всё правильно. Только имён русских как-то подозрительно мало. Как я писал уже, культурные пути неисповедимы. Кто на кого и как повлиял не всегда понять можно. А в случае с гармонью так и копья ломать не за что. Вот по водке СССРу побороться было за что. Там колоссальные деньги в валюте были. А тут... В каждом баяне сидят десятки современных патентов. На сколько современные мастера участвовали в "изобретении" русской гармони?

    А каким боком у вас тут стеклянная гармоника я вообще не понял. Не к месту, уж извините. Рядом не лежала.

    А предков я не оскорблял, так что руки лучше держите при себе. Я писал, что гордиться надо другим, а не ерундой всякой. У нас нобелевских лауреатов полно, физиков-лириков. Зворыкин - это наша инженерная школа, Сикорский - тоже. Ну не знает наша страна, что с такими людьми делать, некуда их приткнуть. Того же Льва Толстого вспомним. Но это вопрос другой. "Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей...". Так что советую вам всё-таки к России относится без ура-патриотизма. Ни к чему как к междоусобице и национализму он привести не может, уж извините. Вот и руки готовитесь распускать уже, хотя причины совсем нет. Ни к чему это.

  • У Вас был такой аргумент, как нерусское слово "гармонь", в ответ - названия, в том числе гармоника. Название сперва прижилось со стеклянной, а потом на нынешнюю гармонь переметнулось.
    Насчет гордости другим - да, есть чем, но почему только другим, а не всем, что есть? И почему гордиться-стыдиться, почему понятия из этого ряда?
    Похоже, мы насчет гармони договорились. И от ура-патриотизма одинаково не в восторге, но мне сперва показалось, что Вы из противоположного лагеря оголтелых хулителей. Извините, показалось. Это, видимо, повлияло общение накануне с некоторыми специалистами, которые только потому у нас живут, что перебраться в Лондон возможности нет. Но какие убежденные!

    А статьи у Вас хорошие

  • При слове гармонь я вспоминаю своего отца и дядю. Любой праздник в нашей семье не обходился без нее, гармошки Я очень любила, когда у нас собирались гости, тети, дяди, они не только пили горькую, они пели русские народные песни, потом дядя брал в руки гармошку, которая была у моего отца ииии...тут начиналась русская пляска и русские частушки тоже...вообщем гуляли наши по-русски с распахнутой русской душой...Эх, сейчас не все умеют гулять по-русски , доходят до поросячего визга и мордой в салат

    Оценка статьи: 5