• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Миллс Мастер

Верить ли в плохие приметы? Судьба «Грейт Бритн»

Холеная женская ручка с силой сжала бутылку шампанского и бросила ее. То ли от волнения, то ли от чрезмерного усилия, но исполнить возложенную на нее важную миссию леди не удалось. Шампанское так и не омыло выходящий из дока огромный корабль, что и стало причиной череды бесконечных неудач в его необыкновенной судьбе.

Корабль, опередивший время

Так гласит легенда. А исторические факты свидетельствуют, что 19 июля 1843 года со стапеля в Бостоне сошел первый в мире железный винтовой трансатлантический пароход, названный «Грейт Бритн» («Great Britain») — «Великобритания». Судно отличалось огромными размерами. Достаточно сказать, что длина его достигала 322 фута — почти 100 метров.

Оно имело не только специально разработанную для него уникальную паровую машину, но и шесть мачт с двенадцатью парусами. Корпус был цельнометаллическим. Сама конструкция судна и его оснащение отличались необыкновенной прогрессивностью: двойное дно, водонепроницаемые переборки, балансирный руль, электрический лаг. Но главное, на «Грейт Бритн» впервые вместо гребных колес был применен гребной винт — это стало настоящим событием в судостроении.

Его создатель — выдающийся британский инженер Изамбард Кингдом Брюнель, сын Марка Брюнеля, известного постройкой туннеля под Темзой, за свою жизнь построил 25 железных дорог в разных странах мира, одна из которых — Большая Западная железная дорога, со множеством мостов и туннелей. Знаменитый Гунгерфордский висячий мост в Лондоне до сих пор поражает наше воображение, Клифтонский мост в Бристоле, являясь одной из самых притягательных достопримечательностей города, пропускает более четырех миллионов единиц транспорта в год. Но истинной любовью и слабостью Брюнеля были построенные им три парохода: «Great Western», «Great Britain» и «Great Eastern», принесшие ему при жизни всемирную славу.

Трудно сказать, который из трех был любимым детищем гениального инженера. Преодолевая материальные затруднения и физические препятствия, он не только воплощал в жизнь свои проекты по созданию пароходов, надолго опередивших свое время, но и следил за их нелегкими судьбами, часто вовремя вмешиваясь, чтобы не дать им погибнуть. Возможно, любимцем был «Great Eastern», судьба которого была настолько несчастливой, что это привело к преждевременной смерти его создателя — сердце не выдержало. А скорее всего, его отношение к этим проектам было, как отношение родителей к детям — трудно сказать, любят ли они кого-то больше других. Тем не менее, прижизненную славу Изамбарду Брюнелю принесла постройка «Грейт Бритн» («Great Britain») — он стал инженером с мировым именем.

Испытания судьбы

Непростая судьба парохода проявилась еще до спуска его на воду. По истечении шести лет его постройки в сухом доке выяснилось, что ворота дока имеют перекос, а судоходный канал, соединявший док с морем, слишком узок. Потребовалось еще 17 месяцев, чтобы «Грейт Бритн» вышел на свободу, навстречу новым испытаниям.

В первом же рейсе в августе 1845 года выявилась недостаточная паропроизводительность котлов, что потребовало время на их переоборудование. Затем на переходе из Бристоля в Лондон пароход сел на мель. Правда, достигнув Лондона, «Грейт Бритн» стал объектом внимания всей лондонской знати во главе с королевой, которые с удовольствием осматривали самый большой и роскошный корабль в мире. Королева выразила свое восхищение, посетив салоны и каюты, украшенные бронзой, полированным деревом и коврами, но в машинное отделение спуститься не пожелала — Брюнель продемонстрировал ей работу машин на специально построенной модели. И в плаванье в специально оборудованной для нее каюте королева так никогда и не отправилась.

Казалось, теперь все сулило успех новому детищу знаменитого инженера, но в сентябре 1846 года, когда «Грейт Бритн» со 180 пассажирами вышел в свой пятый трансатлантический рейс, проходя Ирландским морем, из-за навигационной ошибки судно оказалось в опасной близости от берега, и начавшийся прилив вынес его прямо на сушу. Одиннадцать месяцев «Грейт Бритн» беспомощно лежал на берегу. И Брунель принял все меры, чтобы спасти свое детище. Сначала он соорудил около парохода специальный волнолом, чтобы защитить от стихии. Затем судно спустили на воду по специально прорытому каналу.

Но это не спасло его владельцев от финансового краха. Пароход был продан другой компании, которая отправила его на трассы Индийского и Тихого океанов. На судне перевозили войска в Индию, переселенцев в Австралию, а во время австралийской золотой лихорадки доставили на континент тысячи старателей. На этом этапе пароход потерял свой былой лоск, но все еще служил владельцу верой и правдой.

Через пять лет судьба нанесла судну очередной удар — вблизи мыса Горн он попал в сильный шторм и был настолько поврежден, что лишь благодаря большой удаче дошел до ближайшего порта. Там он был снова перепродан и после использовался только как парусное грузовое судно.

В 1886 году последний в судьбе «Грейт Бритн» страшный шторм выбросил его на камни у Фолклендских островов. Там он был посажен на мель и почти полвека использовался как плавучий склад на рейде. Когда надобность в этом отпала, владельцы, желая как-нибудь избавиться от него, предложили британскому флоту использовать то, что осталось от «Грейт Бритн» на маневрах в качестве мишени. Но английские моряки отказались стрелять в прославленное судно в знак глубокого уважения к его создателю.

Тогда корпус парохода был отбуксирован и затоплен на отмели в нескольких милях от порта Стэнли, где и пролежал более 30 лет, пока в 1970 году, под влиянием общественности, правительство Англии не приняло решение превратить «Грейт Бритн» в корабль-памятник, для чего были использованы средства Национальной лотереи. Полуразрушенный корпус был поднят со дна моря, а после проведения необходимого ремонта погружен на понтон и отправлен в Англию.

Возвращение домой

5 июля 1970 года огромная толпа приветствовала судно в Бристоле, на верфях которого он был построен 127 лет назад. Там были проведены необходимые реставрационные работы, и «Грейт Бритн» стал музеем, входящим в состав Национального исторического флота Великобритании. Легендарный пароход посещают 150−170 тысяч человек в год. Кроме того, на корабле, где было восстановлено все первоначальное убранство, проводятся приемы и банкеты, у которых существует строгий дресс-код. Это не удивительно — огромный зал «Грейт Бритн», его размеры и обстановка, не только заставляют забыть, что все происходит на судне, но и буквально переносят вас на полтора столетия в прошлое, когда корабль был полон величия, а смокинг за ужином был более, чем уместен.

Необычная судьба окружила корабль множеством легенд и тайн. Гиды корабля-музея рассказывают, что в период перевозок пароходом иммигрантов, ссыльных и старателей в Австралию, на корабле было много пьяных драк и насилия, и порой призраки этих темных историй встречаются на пути заблудившихся в недрах огромного корабля туристов. Любопытно, фиксируют ли эти загадочные явления ультрасовременная охранная система, состоящая из ИК-детекторов, купольных камер и трех километров кабеля, уложенного под поверхностью палубы? По словам ответственного специалиста, этот проект по защите корабля от возгорания и от вандализма обеспечивает постоянную запись полной картины происходящего на судне.

Интересным является факт, что пропорции «Грейт Бритн», который длиной 332, шириной 50 и высотой 32 фута, соответствуют пропорциям Ноева ковчега, который, согласно Библии (Бытие 6:15), был длиной 300 локтей, шириной 50 локтей и высотой 30 локтей, то есть — 30:5:3. Как оказалось, эти размеры являются идеальными для создания больших кораблей, которые не предназначены для быстрого плавания.

Неловко брошенная и неразбитая бутылка шампанского… Стало ли это, неподтвержденное, впрочем, документально, событие причиной такой сложной судьбы легендарного корабля, созданного не менее легендарным человеком, признанным соотечественниками одним из ста величайших британцев? Мы никогда этого не узнаем, но с тех пор осторожные судовладельцы привязывают к шампанскому веревку, чтобы гарантированно разбить бутылку о борт нового судна, обеспечив ему счастливое плаванье.

Статья опубликована в выпуске 3.10.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: