Евгений Жарков Грандмастер

«Кошмар на улице Вязов» 2010: вжик-вжик-вжик, уноси готовенького?

Фредди Крюгер — один из самых узнаваемых и популярных персонажей масскультуры 80-х — 90-х годов прошлого века.

С этим можно спорить с пеной у рта, это можно не признавать, можно даже бороться в меру своих способностей, но факт остается фактом — серийный убийца из подростковых ночных кошмаров известен даже тем, кто никогда не видел культовый фильм ужасов американца Уэса Крейвена «Кошмар на улице Вязов».

После переделки в 2009 «Пятницы, 13-е» появление ремейка «Кошмара» было лишь вопросом времени и благосклонности режиссера Крейвена, который долгое время противился желанию алчных продюсеров реанимировать персонаж Крюгера.

То ли бабло всё-таки победило, то ли Уэс устал сопротивляться, но в том же 2009 году прошли слухи, что проекту дали зеленый свет. В продюсерах значился старина Роберт Шайе (продюсер оригинального фильма и многочисленных продолжений) и Майкл Бэй, а режиссером назначили клипмейкера Сэмюэла Байера. Забегая вперед, отмечу, что клиповое прошлое Байера торчит в новом «Кошмаре» из всех щелей, начиная с начальных титров.

На главную роль, и это многих фанатов франшизы воодушевило, выбрали актера Джеки Эрла Хейли, который буквально за пару месяцев до назначения блестяще отметился в фантастической ленте Зака Снайдера «Хранители», сыграв одного из центральных персонажей, таинственного и бескомпромиссного борца с преступностью Роршаха. Да, мелковат (прежний исполнитель роли Крюгера, Роберт Инглунд, на 10 см выше Хейли), да, щупловат, но зато какой характер!

Картина вышла на экраны в апреле и полностью оправдала надежды своих создателей, заработав в мировом прокате больше 100 миллионов долларов при бюджете в 35. Правда, оригинал обошелся Шайе и Крейвену в жалкие по нынешним меркам 1,8 млн., а прибыль фильма 1984 года превысила затраты более чем в 10 раз. Но кто считает?

Все эти сухие цифры статистики, увы, не скажут зрителю самого главного. А главное заключается в том, что ремейк Байера очевидно и предсказуемо оказался проще и площе. Судьба большинства «модернизаций» не обошла картину Байера стороной: поклонникам оригинального «Кошмара» не понравилась новая трактовка образа Фредди, как и повторение старого сюжета без особых видимых попыток авторов внести в ленту что-то свое.

Начнем с того, что сценаристы «Кошмара 2010» зачем-то превратили маньяка-убийцу Фреда Крюгера в педофила-садовника. Чем они руководствовались при этом, одному Богу известно. Пытаясь расширить и «углубить» биографию Крюгера, создатели полезли в ненужные дебри, заставив зрителя мучительно искать ответ на главный вопрос — почему, вместо того, чтобы сдать насильника в полицию, родители устроили жестокий самосуд? Напомню, что в 1984 логики было больше — Крюгер был детоубийцей и был оправдан судом за недостатком улик. Именно поэтому родители решились взять правосудие в свои руки. В новой же версии смерть Фредди больше смахивает на несчастный случай, непредумышленное убийство.

Еще большее сомнение вызывает тот факт, что главные действующие лица — все как один — страдают избирательной амнезией, не припоминая тот факт, что все вместе учились в одном детском саду и претерпели издевательства и приставания Крюгера. Судя по сюжету, они просто забыли об этом. Никакого сдвига в психике, никаких личностных травм; было и прошло.

Особые нарекания вызвал сам центральный персонаж, ибо Хейли, несмотря на весь свой профессионализм и харизму, всё-таки не смог переплюнуть Инглунда, который может теперь спать спокойно. Тут, в общем-то, нет вины самого актера. Во-первых, из него сделали чересчур мрачного и потому очень стандартного кинозлодея. Инглунд выгодно отличался самоиронией, стебом, он был злым клоуном. Хейли — просто страшный, изуродованный коротышка в грязном красно-зеленом свитере. Во-вторых, и это отметили многие, совершенно неудачный грим превратил нового Фредди в жалкую пародию на мумию Имхотепа. А ведь грим в данном случае — не менее важная часть образа, чем потрепанная фетровая шляпа и знаменитая перчатка с лезвиями.

И всё бы ничего, ведь, в конце концов, ремейк не должен повторять первоисточник слово в слово, кадр в кадр. Однако в случае с творением Байера и сотоварищей это скорее пошло бы фильму на пользу. Здесь же — полный провал по всем фронтам. Актерская игра? Абсолютно беспомощный, очень серый кастинг. Больше всего раздражали именно те персонажи, которым суждено было выжить в схватке с монстром. И если новая Нэнси (Руни Мара) тянет на четверочку с минусом, то ее друг Квентин (Кайл Галлнер) — это по замыслу авторов адекватная замена Джонни Деппу?

Спецэффекты? Так и хочется спеть голосом Сыроежкина: «До чего дошел прогресс…». Судя по «Кошмару» Байера, прогресс — явление мифическое. Поразительно, но версия 2010 года по атмосфере страха и визуальным воплощениям ужаса проигрывает оригиналу 26-летней давности! Где выдумка, где новаторские идеи, где достижения операторов, компьютерных специалистов, монтажеров? Да, Байер, это тебе не клипы снимать, большой кадр требует не только желания, но и умения. Спрашивается, почему лезвия Фредди при соприкосновении с железными поверхностями непременно вызывают ворох искр? Складывается впечатление, что вместо наточенных бритв у Крюгера в руке пакет бенгальских огней. Зато в главном создатели преуспели: популярный в нынешних ужастиках фокус «резкий звук — страшная картинка» используется в ленте несколько раз, заставляя особо впечатлительных зрителей материться и вжиматься в кресло. Дешево, но сердито.

Композитором ремейка значится некий Стив Яблонски, который уверенно передрал запоминающуюся музыкальную тему Чарльза Бернстайна. Передирать — не выдумывать, не создавать. Впрочем, для Яблонски это не в новинку, он также «переосмысливал» саундтрэк к ремейкам «Пятницы, 13-е», «Попутчика» и «Ужаса Амитивилля».

Резюмирую. Не буду скрывать, я несколько раз пересматривал картину Крейвена и до сих пор считаю, что в своем жанре «Кошмар на улице Вязов» — один из лучших.

Последующие многочисленные продолжения (всего семь штук, включая попсовый трэш «Фредди против Джейсона») несколько испортили впечатление от первого фильма, хотя в целом гнули свою линию, стараясь держать планку если не по качеству, то хотя бы по изощренности и выдумке.

Можно со стопроцентной уверенностью констатировать факт, что ремейк 2010 года уступает своим предшественникам, заставляя поклонников обратить свой взор на старенький, но не потерявший своего очарования оригинал.

Статья опубликована в выпуске 22.10.2010

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: