Скажите, кто из вас не слышал словосочетания «метлахская плитка»? Все слышали, все видели, красотой плитка ну никак не блистала. Этой самой метлахской плиткой, красновато-коричневой или темно-желтой, были выложены все мало-мальски приличные общественные сортиры нашего необъятного Отечества. Вот только к настоящей метлахской плитке то, что мы привыкли видеть и так называть, отношения не имеет.
И чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам сегодня путешествие в городок Метлах, на границе земель Саар и Рейнланд-Пфальц. Глубокая провинция, затерявшаяся где-то между Саарщиной и Пфальцщиной, от Люксембурга целых (ужас!) сорок километров.
Как всегда, начнем с исторического экскурса.
Название «Метлах» происходит, скорее всего, от латинского «Medius Lacus» — то есть, «между озер».
В 7 веке франкский герцог Лутвинус, по совместительству епископ Трира, строит на реке Саар аббатство Святого Петра, где и завещает похоронить себя. В 9 веке аббат Лиоффин велит воздвигнуть над могилой отца-основателя церковь Святой Марии, восьмиугольник в основании, взяв за образец Кафедральный собор Аахена. Сейчас церковь Святой Марии именуют Старой Башней, и это самое старое архитектурное сооружение земли Саар.
Аббатство, ставшее бенедиктинским, не раз горевшее и разрушенное войнами, отстраивалось и перестраивалось вновь, свой теперешний барочный вид обрело к середине 18 века — и немного позже было секуляризировано Наполеоном Бонапартом «по причине упадка».
В 1809 году плодами секуляризации воспользовался практичный люксембуржец Жан-Франсуа Бош, или, по-немецки, Иоганн-Франц Бох. Именно этого варианта его фамилии мы и будем придерживаться далее.
Бох, сын предпринимателя, обладал, несомненно, даром предвидения. Оценив качество глин и песков Саара, наличие большой воды, лесов и дешевой рабочей силы, он организует фаянсовую и фарфоровую мануфактуру. Но если все его предшественники ориентировались на богатого покупателя, то основная «целевая группа потребления» продукции Боха — простые люди весьма и весьма среднего достатка.
Бох был предпринимателем «нового типа», сильно опередившим свое время. Фабрики оснащались первоклассным оборудованием, для рабочих были основаны госпиталь, вдовий дом, детский сад, дом престарелых, начальная и художественно-ремесленная школы, касса неотложной финансовой помощи. Созданы были общество трезвости, кружок рукоделия, кружок душеспасительного чтения, рабочий хор, стипендии для одаренного юношества. И почти все это существует и прекрасно работает до сих пор.
Так вот, фирма «Иоганн-Франц Бох» развивается великолепно, открывает филиалы и магазины в Брюсселе и Дрездене, в 1822 году в Берлине на Прусской Выставке получает золотую медаль за свой фаянс, а в 1836 году Бох делает «интересное предложение» объединиться своему главному конкуренту, пожилому Николя Виллеруа или, по-немецки, Николасу Виллерою. И с этого памятного года начинает свое существование всемирно известная и глубоко уважаемая керамическая фирма «Villeroy & Boch».
Производственный союз был впоследствии закреплен семейными узами, кланы Виллерой и Бох переженили своих детей и племянников, фирма переходила по наследству, наследники учились в самых лучших учебных заведениях Европы, к фамилии Бох была добавлена приставка «фон», а семья Виллерой-Бох дала миру известных художников, таких, как Анна Бох и Ойген Бох (Эжен Бош), импрессионист и большой друг Винсента Ван Гога.
Аббатство Метлаха стало зданием заводоуправления, остается им и до сих пор. Фабрика благополучно существует, производя теперь уже совсем недешевый малосерийный и авторский фарфор и фаянс, а также воссоздавая по старым образцам и рисункам плитку для реставрационных работ.
Что такое заводоуправление в нашем традиционном понимании? Строгое унылое здание с обязательной проходной, куда просто так и не попадешь, да и незачем. Что там смотреть-то? А слушать? Вот то-то и оно.
Все не так в заводоуправлении фабрики «Виллерой и Бох». Приезжаем, паркуем машину на полупустой городской стоянке и входим без всякой проходной в очень красивое старинное здание, из открытых окон которого несутся мощные фортепианные пассажи. Второй Концерт Бетховена. И в отличном исполнении. Откуда вдруг? «Тише, тише, — улыбается служитель. — У нас два раза в месяц абонементные благотворительные концерты. Традиция такая, около ста лет уже».
Это значит, что два раза в месяц бомонд земель Саар и Рейнланд-Пфальц съезжается в крошечный Метлах послушать хороших исполнителей. И платит за это немалые деньги. А часть зала оставляется специально для работников фабрики и жителей Метлаха — и это для них или бесплатно, или за символическую плату.
Послушав часть Второго концерта, отправляемся бродить по заводоуправлению дальше. Никто не останавливает, никто не спрашивает, зачем. Спрашиваем мы — о музее, и нас вежливо туда провожают. Народа в музее немного — мы да группа очень пожилых людей из дома престарелых города Кобленца. У них раз в неделю экскурсия.
Музей — не просто музей. Фаянс и фарфор представлены в интерьерах соответствующей эпохи и социального слоя. Вот буржуазная гостиная, вот кухня рабочей семьи, вот интерьер маленького кафе или пивной. А вот, простите, интерьеры берлинских и парижских общественных туалетов в стиле «модерн». И плитка, плитка в этом же стиле. Никакая не «суперлюкс» — а обычная, для облицовки подъездов и тех же туалетов и ванных.
А вот и столовая семьи Виллерой и Бох. И за столом, в натуральную величину, из белого фарфорового теста-бисквита — вся семья, весело празднующая помолвку одной из дочерей.
А дальше — ни в сказке сказать. Не знаю, как у мужчин, а у дам бы точно «замерло сердечко». Посуда всех эпох, начиная со стиля «ампир» и заканчивая «постмодерном», в витринах.
Бох был первым фабрикантом, внедрившим в фарфоровое производство переводную картинку. Так вот вся эта сложная технология представлена поэтапно.
А вот то, от чего сердце мое замирает до сих пор, несмотря на недетский возраст. Кукольные дома. С настоящей фарфоровой посудой. С настоящими фарфоровыми ваннами и кухнями, где все-все настоящее. И в это можно было играть, мама дорогая! Где мои десять лет, я вас спрашиваю?
А вот детская посуда. А вот — что это такое восхитительно красивое? Ба, «ночная ваза с цветочным бордюром». А вот каталоги, по которым начиная с середины 19 века «Виллерой и Бох» поставляли продукцию по всему миру. И в Россию тоже. А вот…, а вот…, а вот…
Пробродив по музею часа три, одурев от всей этой красоты и изобилия окончательно, нетвердыми шагами двинулись к выходу. Где тут выход, в этих барочных закоулках? Кофе бы сейчас. Большую виллероевскую чашку.
Добрый ангел в лице служительницы музея направил нас «налево, потом направо, потом спуститесь на один пролет вниз — и дальше увидите».
И мы увидели. Мы увидели воссозданный со всею любовью красивейший интерьер «Кафе де Пари» с виллероевскими плиткой и посудой. Официантка в белом фартучке и длинном черном платье, с кружевной наколкой на высокой прическе принесла нам кофе в бошевских чашках-модерн. «Сильвупле, месье-дам». И еще меренги к кофе.
И от ощущения счастья, абсолютно полного, когда нечего более и желать, впору было прослезиться. И не стыдиться сантиментов.
Mаша Романофф, красиво написано! Хотелось бы всё увидеть своими глазами, но правда - жизни не хватит. А так - почитала вашу стать и прикоснулась к чему-то доброму, светлому. Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Элина Мурашкевич, спасибо и вам. В Европе количество прекрасностей - и природных, и рукотворных - на единицу площади очень высоко. В Германии еще несколько меньше, чем в романских странах. Там, в Италии и Франции, вообще отчаяние берет оттого, что вот и туда еще заехать надо, и туда, и это увидеть, и это - а времени не хватает.
0 Ответить
Mаша Романофф, Про Италию и её достопримечательности мне кое-что известно, но даже после 10 лет постоянных визитов в эту солнечную страну, именно - кое-что! Италия - моя слабость, а Неаполь - волшебный город! я влюбленна в Италию, совсем её Неаполитанским мусором (для них мусор - больная тема) но я его просто не замечаю!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Элина Мурашкевич, Неаполь - это любовь на всю жизнь. И у меня тоже. С мусором, со смешными модами, с апельсинами на тротуарах, с панталонами на веревках поперек улиц, с руганью водителей, с рыбными тавернами в порту, с мрачными старыми капеллами, где Джотто - повседневность, ах, Неаполь...
0 Ответить
Смотрю, смотрю... Где-то видел я уже фото, что нынче - главной иллюстрцией к статье! И... Вспомнил!!
Ваша, Маша, предыдущая статья из немецкого "географического" цикла. Статья о Сааре. Вот, в комментах -
"Знаменитый меандр реки Саар - Сааршляйфе. Здесь Саар дважды меняет направление".
Но это - единственное знакомое место изо всей статьи. Всё остальное - новое. И - интересное. Последнее, впрочем, - КАК ОБЫЧНО.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин, вы правы, фотография знакомая. Редакция выбрала это фото. С этой точки все фотографируют, самый выигрышный вид.
Я рада, если интересно. И буду очень рада, если кто-то из прочитавших надумает посетить и Метлах, и вообще Саар. Тема европейского пограничья очень, как оказалось, богатая. Германия-Франция, Германия-Дания, Германия-Польша - столько интересного.
Единственное, что меня немного удручает - все, что хочется посмотреть в Европе, вряд ли удастся увидеть. Жизни не хватит.
0 Ответить
Да, если в "пограничье" ковырятся, то действительно, можно столько разного нарыть... И не только по соседям Германии. Россия-Финляндия, Россия-Эстония, Эстония-Латвия, Латвия-Литва. Если поковыряться, и здесь свои скелеты до сих пор по шкафам стоят.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mаша Романофф,
"...а где же пара шуточек в тему посуды"
Благодътель (из журнала «НИВА», 1903)
• - Видите сами в какомъ я положеніи. Если вы взыщете с меня долгъ, то я принужденъ буду с женою умереть съ голоду.
- Зачъм же с женой? Жена пусть останется, я прокормлю ее.
ПОСУДНАЯ ТЕМА
• - Дорогая, а ты помнишь, как мы молодыми встречались, поженились, начинали вместе жить...
- Помню-помню, не отвлекайся, мой посуду!
• Если посуду не мыть после еды - рано или поздно начинаешь ее мыть до еды...
• При мытье посуды после пьянки ее оказывается, почему-то, в два раза больше, чем было на столе
• Мытьё посуды как секс - главное начать!
• Я пробовал много средств для мытья посуды но выбрал одно. Жену!
ПЛИТКА
•Кафельная плитка с орешками и изюмом поломает не только ваши зубы, но и ваши стереотипы о кафельной плитке в принципе
• В Молдавии разработан совершенно новый тип бомбы. При взрыве в радиусе 30 км всё покрывается кафельной плиткой
• Один новый руский показывает другому свой дом. Заходят в ванную.
- А че у тебя такая плитка мелкая?
- Мелкая, зато фирменная!
- А фирма какая?
- Intel!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, вот видите, посудная тема неисчерпаемая. А какая вдохновляющая.
0 Ответить
Mаша Романофф, Спасибо, очень интересно. Особенно понравилась роспись плитки.
0 Ответить
Виталий Тимергалеев, спасибо и вам.
0 Ответить
Mаша Романоф
Давно не читала статей с таким удовольствием, настолько, что даже захотелось поговорить об этом, т. е., оставить комментарий.
Замечательно написано, читается легко и очень-очень хочется туда. Может, не только для того, чтобы всё увидеть самой (описано так, будто своими глазами всё смотрелось), а чтобы окунуться в атмосферу стабильности, покоя и приемственности поколений.
Права Гертруда - меня особо покорило то же место в статье, что и её. Господи, до чего же за "Державу обидно"! И добрые мы, и хлебосольные. А талантливые какие! А богатств-то у нас сколько!
А вот покоя и уверенности в завтрашем дне нет... И меценатов Морозовых предали анафеме и фарфоровых дел мастеров Кузнецовых - туда же. Прошлое не сберегли, своё теперь ценить сложно.
0 Ответить
Людмила Харченко, да, разрушать у нас в Отечестве любят.
А что касается прошлого - то Дмитровская фарфоровая фабрика имела прообраз - фабрики Виллероя и Боха. И в конце 19 века при Дмитровской фабрике тоже были благотворительные учреждения. Кое-что сохранялось еще в советские годы, будучи преобразовано, конечно.
А о стабильности и покое - да. В Сааре чувствуешь его как нигде. Хотя земля маленькая и небогатая.
Спасибо вам за отклик.
0 Ответить
А вот образец "тоталитарного стиля", тридцатые годы. Кстати, Виллерой и Бох по заказу Третьего Рейха производили посуду и для Рейхсканцелярии.
0 Ответить
Вкусно написано!
0 Ответить
Ирина, благодарю.
0 Ответить
Mаша Романофф,
Не всё у нас в мире хорошо, но конкретное литературное творение - проста замечательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, а где же пара шуточек в тему посуды?
А если серьезно - спасибо большое.
0 Ответить
Mаша Романофф, действительно, бесподобно, написано с такой любовью.
оценка 5+
0 Ответить
валерия малеванная, спасибо.
0 Ответить
Маша! Восхитительная статья и снимки просто нет слов, какие замечательные! Ну почему я не немка? Пешком бы пошла смотеть на разного рода красоту ! КАк хорошо, что были такие фабриканты, которые не только о своем "кармане" думали. Особенно понравилась вот эта фраза: Фабрики оснащались первоклассным оборудованием, для рабочих были основаны госпиталь, вдовий дом, детский сад, дом престарелых, начальная и художественно-ремесленная школы, касса неотложной финансовой помощи. Созданы были общество трезвости, кружок рукоделия, кружок душеспасительного чтения, рабочий хор, стипендии для одаренного юношества. И почти все это существует и прекрасно работает до сих пор. Это в 19 веке! А у нас и в 21 нет ничего подобного, если чтото имели в СССР, так и то утратили... Огромное вам спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда, спасибо. Когда я начала читать о благотворительности в Германии, то обнаружила много таких вот предпринимателей, как Виллерой и Бох, старавшихся как-то облегчить жизнь своих рабочих. Это протестантизм работал , я думаю. Но были и другие, особенно концессионеры. Эти часто никого не жалели.
0 Ответить
Плитка с этническими лотарингскими мотивами.
0 Ответить
Mаша, конечно, увидеть все это самой - это из области фантазий. Но красиво необыкновенно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Плитка.
0 Ответить
Ванная комната кукольного дома, начало 20 века. Вся сантехника действующая.
0 Ответить
ну умельцы какие ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mашенька, очень интересно рассказала. И фотографии изумительные. Красотища! 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оля, спасибо. Не могу удержаться и не добавить еще парочку фото. И на этом все, хотя фото еще множество.
Итак, плитка.
0 Ответить
Это же с ума сойти, какая красота! Спасибо за просвещение и наслаждение, Маша
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, спасибо. Специально для тебя - еще фото.
0 Ответить
Mашенька, сердечное спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И еще.
0 Ответить
А вот, собственно, метлахская плитка.
0 Ответить
Стиль "модерн". Время расцвета.
0 Ответить
Я не "стыжусь сантиментов". Что-то такое трогательное есть в рассказе. Зх, Саарщина и Метлах, жаль, что мне туда как-то не получается.
Чуть-чуть счастья получила. Спасибо, Маша.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, спасибо тебе. А вот я иногда "сентименты прячу".
0 Ответить
Mаша, а мне бесполезно прятать (как муж говорит, все на мордахе написано), да и в словах не слишком сдержанна.
А вот любопытно: раньше я не приглядывалась к тому, что считала "прикладным". Уж если искусство - то живопись, и та, какая на века. А сейчас все больше и больше интересны другие вещи. Я их начала "видеть", наконец. В том числе, и фарфор. Начала что-то понимать и чувствовать. Даже если это на фотографиях.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, и у меня много лет было так же. Искусство - это живопись или скульптура с архитектурой. А гобелены там, ложки-плошки - это не такое уж искусство. Всерьез готовила себя в искусствоведы. лет до шестнадцати, занималась, изучала. Хотела быть "ведом" европейской живописи 17 века.
А осознанием того, что все "прикладное", особенно старое ,тоже искусство, прониклась много позже, уже поездив, посмотрев.
Единственное исключение всегда делала для вещиц стиля "модерн". Стиль этот - слабость моя. И сейчас, если какую-то славную вещичку "модерн" или "югендстиль" на фломаркте вижу, часто соблазняюсь.
0 Ответить
Набор для "совершения туалета", предназначенный для спальни молодой девушки.
0 Ответить
Еще одна "фарфоровая семейная сцена", все с той же помолвки.
0 Ответить
И это тоже метлахская плитка. Там же.
0 Ответить
Сикстинская мадонна на метлахской плитке, начало 20 века. Заводоуправление, Метлах.
0 Ответить