Гертруда Рыбакова Грандмастер

Пётр I Зураба Церетели. Сносить или выносить?

Вопрос, поставленный в заголовке, обсуждается в наших СМИ последнее время очень интенсивно. Как только сместили Юрия Лужкова с поста мэра Москвы, сразу возник вопрос о судьбе памятника Петру I на Крымской набережной, рядом с Арт Музеоном, Третьяковкой и Центральным домом Художников. Как будто именно один Лужков виноват в том, что памятник кому-то не угодил.

Вообще-то автор, Зураб Константинович Церетели, посвятил этот памятник трехсотлетию российского флота, и его официальное название — «Памятник в ознаменование 300-летия российского флота». Он был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Как сообщает Википедия, общая высота памятника 98 метров, он самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.

Вид на памятник Петру I со стороны Арт Музеона И все эти 13 лет, что стоит памятник, вокруг него не утихали споры. Кому-то он нравится, кому-то не очень, некоторым он кажется просто уродливым. Но в мировой истории можно найти немало примеров, когда различные новые изваяния и сооружения принимались неоднозначно, или даже «в штыки», но проходило время, и те же сооружения становились достопримечательностями.

Когда я впервые увидела этот монумент на берегу узенькой реки, на крохотном пятачке, вблизи красного кирпичного здания кондитерской фабрики «Красный Октябрь» лет 10 тому назад, мне тоже показалось, что он поставлен не на свое место. Ему нужен морской простор где-то на берегу Балтики или Ладожского озера. Но разве это вина Церетели, что в Москве не нашли места лучше — ведь даже на Московском «море» он бы смотрелся иначе! Но теперь-то зачем его сносить? Может, надо старые, дряхлые здания убрать и дать немного простора для обзора в целом очень интересного произведения?

Мне, например, совершенно непонятна та злая шумиха, что сейчас развернулась и по отношению к памятнику, и по отношению к его автору Зурабу Церетели. Уверена, многие из тех, кто высказывается сейчас негативно в адрес скульптора и его творчества, никогда не были в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке, 19, не задумывались, сколько труда и таланта вложил мастер в разные произведения не только монументального, но и других видов художественного творчества.

Позвольте мне, не искусствоведу, не критику, обычной русской женщине, рядовому зрителю и добровольному почитателю многих современных художников и скульпторов, сказать несколько слов в защиту и памятника, и его автора.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Автор - З.Церетели. Загляните в Интернет, почитайте странички, посвященные Зурабу Константиновичу — только перечисление всех его званий и должностей, наград, крупных проектов с его непосредственным участием или руководством, займет целую страницу!

Художник, которому сейчас под 80 лет (он родился в 1934 г.), полон сил и творческих замыслов. Зураб Церетели — Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства (им и созданного) и Галереи искусств на Пречистенке, Народный художник СССР с 1980 года, Заслуженный художник Грузии, Лауреат Ленинской премии 1976 года, дважды лауреат Государственной премии СССР — 1970 и 1982 года, действительный член Российской академии художеств. А еще он Президент Московского международного Фонда содействия ЮНЕСКО, Чрезвычайный и Полномочный посол — Посол Доброй Воли ЮНЕСКО.

Зураб Церетели — академик Международной академии творчества; профессор Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США, 1979); член-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1998); действительный член Грузинской академии наук. Член-корреспондент Академии изящных искусств (Академия Бессмертных) Франции (2002). И это не полный список его званий!

Русской православной церковью скульптор награжден орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского I степени за вклад в воссоздание триумфальной колонны «Воинская Слава» (2006).

В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона Франции. В начале июня этого же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта», Церетели стал первым российским художником, удостоенным такой награды.

В 1995 году Зураб Церетели был назначен главным художником мемориального комплекса на Поклонной горе.

Мемориальный комплекс на Поклонной горе. Зураб Церетели был назначен главным художником мемориального комплекса. Кто бывал там и около наружных памятников, храмов, и внутри музея Великой Отечественной войны, тот может оценить все, что там создано! Зураб Церетели — автор храма Георгия Победоносца на Поклонной горе и монументальной скульптурной группы «Трагедия народов». Внутри музея впечатляют и Зал славы, где на белоснежных мраморных пилонах высечены имена более 11800 Героев Советского союза, получивших это звание за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. И Зал полководцев, где по периметру установлены бронзовые бюсты советских кавалеров ордена «Победа» работы Зураба Церетели. Но на меня самое большое впечатление всегда производит Зал Памяти и скорби. В центре его стоит скульптурная группа «Скорбь», выполненная из белого мрамора (автор — Л. Кербель, резчики по мрамору П. А. Носов, И.Т. Круглов). А с потолка Зала Памяти свисают тоненькие подвески из латунных цепочек, к которым прикреплены «хрусталики», символизирующие слезы, выплаканные по 26 миллионам погибших соотечественников. Вид этих свисающих «слез» просто потрясающий!

В 1998 году Зураб Константинович был назначен главным художником Храма Христа Спасителя, и во главе артели расписывал купол собора. Поскольку Храм Христа спасителя строился при Ю. Лужкове и с большим творческим участием Церетели, так, может, у кого-то возникнет мысль и о его сносе? А что? У нас уже стало привычным, что как только где-то меняется руководство, т. е. власть, так и начинается «перестройка» всего и вся. Вот создать что-то новое, чтобы улучшить жизнь простого населения, мало у кого хватает доброй воли.

Абстрактная скульптура в Парке Музеон - она, что, лучше памятника Петру I? Сразу после заявления и.о. мэра столицы о возможном переносе «злополучного» монумента, глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 миллиард рублей! Только вдумайтесь в эту цифру! Неужели этот памятник хуже так расхваливаемого «Черного квадрата» Малевича, или некоторых современных абстрактных скульптур в соседнем парке?

Хотелось бы в комментариях послушать мнение наших читателей: надо ли сносить или переносить этот монумент?

Обновлено 20.10.2010
Статья размещена на сайте 19.10.2010

Комментарии (107):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • — Жители Тамбова отказались от московского памятника Петру I работы Зураба Церетели.
    — А что, кто-то предлагал?
    — Нет. На всякий случай.

  • Из любимого Любой Башорга
    "Если в корабль к Петру поставить маленьких бронзовых человечков, получится замечательный памятник Гулливеру!"

    Оценка статьи: 3

  • Гертруда Рыбакова, я с Вами полностью солидарен. Особенно в части экономии денежных средств. Замечу попутно отдельным Вашим оппонентам, по поводу таланта Церетели и его наград. Лучшим доказательством признания мастера является тот факт, что его монументальные работы находятся не только в России, а также в Грузии, США, Испании, Франции, Португалии, Японии, Великобритании, Сирии, Турции, Уругвае, Израиле и Италии. Вопросу этого памятника была посвящена недавняя малаховская "Пусть покричат", ой, простите, "Пусть говорят". Мнения, конечно, разделились. Примечательно, что на многократное (прям попугаевское) провакационное вопрошание Малахова к Церетели (телемост с Парижем), куда бы он хотел переместить памятник, художник столь же многократно отвечал, что это собственность Москвы, "пусть, что хотят, то и делают".

    Оценка статьи: 5

    • Олег Ветер Читатель 22 октября 2010 в 10:35 отредактирован 22 октября 2010 в 16:28

      Валерий Сатокин,
      Мудрый человек Церетели. Как бы не упиралась раздраженная его творчеством публика. Правильно ответил "Собственность Москвы, пусть, что хотят то и делают". Он свою работу Москве продал, а Москва, как я понял, купила. В Москве вообще-то много достойных, высокохудожественных памятников, если не брать времена Бориса Годунова? Гагарин на площ.Гагарина - похуже наверное будет в сравнении с Петром, и такое ощущение, что повыше... Может тоже убрать, поставить фонтан? Или на Плесецкий полигон переместить за 4-5 млрд? Художественной ценности все-равно никакой! Трумфальная Арка на Кутузовском? Что она там делает? Разобрать , перенести ближе к Белорускому Вокзалу, где она и была некогда построена. Памятник Пушкину.. Что он там делает, и где должен был стоять изначально? Маяковский ... тоже вроде как спиной развернут, толи перенсен был кажется... Короче есть замечания, есть недоработки. Все это можно исправлять с учетом мнения всей демократии. Тогда и на нас будут кивать потомки, как мы на деятелей 1917 года.

      • Олег Ветер, Валерий Сатокин, спасибо, ребята, за понимание! У нас в России всегда так - что имеем - не храним, а потерявши - плачем. А чиновники, имеющие власть и деньги, рассуждают так - что хочу, то и ворочу...

  • Гертруда Рыбакова, "Абстрактная скульптура в Парке Музеон - она, что, лучше памятника Петру I?"
    В этом парке выставлены самые разные скульптуры, их интересно рассматривать и сравнивать, они не возвышаются помпезно над окрестностями, никому не мешают (поскольку это территория галереи), наоборот - органично вписываются в замысел создателей. Они могут нам нравиться, не нравиться - пусть они будут непохожими друг на друга, этим искусство и интересно. А что касается Петра, пусть уже себе стоит как памятник невежеству чиновников (Алек Геворкян), художников (Игорь Абрамов, Алек Геворкян) и всей нашей действительности (Виктор Губерниев).

    • Надежда Приходько, умные речи приятно слушать. Пусть стоит, лет через 50 потомки разберутся и оценят.

      • Гертруда Рыбакова, а знаете, какая кличка у Церетели? Арт-стахановец! По-моему, очень метко.

        Вот вы перечислили в статье все его награды, звания и регалии. Но ведь у Брежнева тоже было столько наград, что хоть на спину вешай. И что? Они как-то соотносились с его реальными заслугами?

        Сколько наград у Леонардо да Винчи? Сколько наград у Микеланджело? Их имена - лучше всяких наград и званий. Все эти побрякушки говорят не о таланте, а о приближённости к императорам. Гений не нуждается в наградах. Лучшая награда - удовлетворение от творчества.

  • За 70 лет большевизма и 18 лет лужкизма-церетелизма древний и красивый город Москва был до такой степени изуродован, что снос одного пучеглазого уродца ничего не исправит. Или надо полностью восстанавливать старую Москву, тратя на это колоссальные деньги, или уж махнуть рукой и жить дальше среди всего этого...

    • Олег Ветер Читатель 22 октября 2010 в 08:29 отредактирован 22 октября 2010 в 08:32

      Виктор Губерниев,
      Как же ее востанавливать эту Старую Москву???? Надо было ее сохранять, а не евроремонт делать! В Ярославль недавно съездил-прокатился. Известно, что город круглую дату отмечал, деньги большие выделили.... И что мы видим???? Древний Ярославль?????????? Сплошной НОВОСТРОЙ, ЕВРОРЕМОНТ, пластиковые окна, и , по-моему, пласиковые купола (ну в крайнем случае - металлочерепица похожая на пластик зеленого цвета...) Из под отмостки моностырских стен целофан торчит, пакеты из-под Ротбанда валяются. Для сравнения скажу, летом был я в Хорватии (в г. Сплит). Так там в старом городе мостовая кладка улочек, по-моему, сандалями римлян отполирована... Старые стены почернели от времени, окна, двери в дома - древние. И никому в голову не приходит взять и замазать все это РОТБАНДОМ или залить асфальтом!

      • Олег Ветер,

        Над удолбанной Москвою в небо лезут леса, -
        Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса

        (с) Аквариум

        • Виктор Губерниев,
          Вот-вот. И я о том же. И это повсеместно! Не только в Москве, но и в Рязани, и в Коломне, везде, где наши губернаторы осваивают выделенные бюджеты! А как устоять-то перед таким соблазном? Деньги выделены, структура и направления, куда их следует закопать, понятны. Тендеры все расписаны в пользу приближенных ко двору фирм. Так и перестроили за 20 лет всю Русь.

    • читать дальше →

      • Люба Мельник, так и я о том же. Красавицу-Москву мы потеряли навсегда. Будем жить в архитектурном вавилоне, выбора у нас нет...

        • Виктор Губерниев, не все так однозначно. Москва - город такой... размазанный по времени. В отличие от Питера, который строился, в общем, почти одномоментно, в Москве изъятие каких-то элементов, привнесение новых нередко оказывается органичным. По прошествии времени. Москва - как унавоженная грядка ))) там многое приживается. Не в масштабах, конечно, одной человеческой жизни, но в масштабах столетий. Вот именно - вавилон, притом уже после смешения языков и архитектурных стилей.
          Одно время в сети был популярен ролик, в котором сообщалось, как великая строительница Москвы ))) на Венецию среагировала - мол, у нас бы, в Москве бы, все бы снесли и построили бы новое, чем эти замшелые камни, ветхие и некрасивые)) "Апельсин" бы среди лагуны! )))

      • Люба Мельник, правда Люба, вот заканчиваю свой рассказ - статью о впечатлениях от усадьбы Коломенское, где ВОССОЗДАЛИ дворец царя Алексея Михайловича. Новенький , красивая игрушечка , но....

  • Уважаемые коллеги! Всех благодарю за комментарии,спорить тут бесполезно, каждый останется при своем мнении. О вкусах не спорят, но даже если кому-то что-то не нравится, так это не значит, что надо все уничтожить и снести, давайте будем созидателями, а не разрушителями. Москвичей поздравляю с новым мэром, к нам новости приходят позже из-за разницы во времени, вот только узнала про Собянина. Удачи вам с новой властью!

  • Вот уперся этот памятник. Тогда уж надо пол-Москвы снести, чего тут только батурины не напоганили Петр хоть дорожную сеть не портит и внутри него нет сотен квартир.

  • Ольга Михайлова Читатель 21 октября 2010 в 16:14 отредактирован 24 мая 2018 в 12:37
    Прекратите выбрасывать на ветер деньги

    Оставьте памятник в покое. Пусть стоит там, где его поставили. А средства, необходимые для его переноса, направьте на бесплатное жилье и помощь нуждающимся детями и пенсионерам.

    • Ольга Михайлова, средства на демонтаж готовы предоставить меценаты, т.е. частные лица. Ни одна государственная копейка не пострадает. И спасибо, что нашлись богатые галерейщики со вкусом, которые готовы за свой счет избавить город от этого уродства и китча.
      А пенсионеры и дети нуждаются в эстетике городского ландшафта не меньше людей среднего возраста, любящих свой город и привыкших к уровню, например, Аникушина. Уродства в жизни и так хватает, и надо хвататься за любую возможность уменьшить его количество вокруг.

      Оценка статьи: 1

      • Алиса Воронова Читатель 21 октября 2010 в 19:48 отредактирован 24 мая 2018 в 12:35
        Не надо ля-ля про благотворительность

        Мата Хари, Ваши слова да богу бы в уши. На это сооружение (уж оч-чень лакомый кусочек из медно-оловяного сплава) давно уже иные "меценаты" глаз положили. Это совсем не хилая цена для "за свой счет".

        • Алиса Воронова, обожаю такого рода псевдо инсайд. А вот теперь будьте так любезны и подтвердите присутствующим Ваши намеки и личные измышления хоть какими-нибудь реальными фактами и ссылками - кто именно, сколько стоит такое количество сплава и т.п. Ждем-с.

          Оценка статьи: 1

  • князь церетели

    Гертруда Рыбакова, а вы заставили меня задуматься ! А может и не стоит "трогать" этот монумент ? И еще один момент: мало кто помнит, что Зураб Константинович Князь, настоящий грузинский князь с родословном листом метра на три. А вот он хоть раз упоминал про своё княжество ? Чего то не помню.
    Я не горячий его поклонник, но то, что он Талант, признаю полностью.

    • Вячеслав Мартин, спасибо, я тоже нигде не слышала, чтоб З.К. похвалялся своим княжеским происхождением. Ему в его возрасте уже можно было бы и отдыхать, а он еще все трудится, его не зря ценят в других странах - это тоже достойно уважения.

    • Вячеслав Мартин, не очень понятен Ваш посыл - и что, если у него родословная, как у сеттера, все должны терпеть его уродливые гигантские "творения"? С какой стати? Это он в Грузии князь (там вообще, у кого было стадо баранов, то уже и князь), а в России он просто гражданин, которые не имеет права насильно навязывать свои творения окружающим.
      И напрасно здесь некоторые пишут, что москвичи молчали - в прессе было очень много выступлений и коллективных писем ПРОТИВ этого кошмара и архитекторов, и художников, и искусствоведов - на эти выступления москвичей Лужков просто наплевал с высокой мэрской колокольни.

      Оценка статьи: 1

      • Тут пишут,

        Мата Хари, что провинции готовы принять Петра, и их можно понять: там и народу и вождям не доют покоя лавры московских воротил. К месту Вы сообщили о протестах ДО возведения гиганта скульптурной аляповатости.

        • Мата Хари Читатель 22 октября 2010 в 08:07 отредактирован 22 октября 2010 в 08:07

          Сергей Дмитриев,
          да не, лавры здесь совсем не причем. Пока есть 3 варианта (милые или смешные в достаточной степени): плещеевооозеряне (Переславль-Залесский) считают свой город с ботиком Петра колыбелью русского флота и хотят энту статУю по этой личной причине, Выборг хочет ее воткнуть в заливе на тему "отсель грозить мы будем шведу", а наиболее язвительные граждане предлагают шедевр Церетели воткнуть на Курилах лицом к Японии...
          Мне в той или иной степени нравятся все 3 варианта - в отличие от московского размещения в этих хоть есть логика и поводы

          Оценка статьи: 1

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 22 октября 2010 в 13:15 отредактирован 28 января 2014 в 15:56

            Мата Хари, 68% воронежцев с удовольствием приняли бы Петра в городе (колыбели российского флота), но начальство против (не хотят принимать то, что москвичам не гоже). Среди водохранилища у нас стоит настоящий петровский кораблик, фрегат "Меркурий". Правда, часть обшивки растащили. Вот туда бы монумент вписался, и не разглядеть, во что одет.

            • Марианна Власова, если в Воронеже 68% народу ЗА - считаю, надо брать. В Москве 74 или 76% (не помню точно) как раз ПРОТИВ - считаю, надо убирать. Видите, как совпало с мнением большинства горожан - чистая демократия

              Оценка статьи: 1

  • Риторический вопрос. А зачем ставят памятники? Чтобы не забыть какого –то человека, или полюбоваться им, памятником? Или скульптор пытается донести до нас какую-то свою мысль в видении этого человека, или события? Это не просто памятник Чижику-пыжику, или буквы Ё.
    А ведь памятник Петру представляет собой ростральную колонную А ростры (носы кораблей), если они вставлены в колонну, символизируют флот, над которым победа была одержана. А корабли побеждённого флота на памятнике Петру несут Андреевские флаги. То есть победа одержана над русским флотом. Если "Медный всадник" символизирует то, что Пётр поднял Россию на дыбы, развернул на Запад, прорубил окно в Европу, открыл какие-то новые перспективы для страны, то церетелевский памятник символизирует победу над русским флотом. А кем?
    Кто-то сказал. "Какие времена, такие и монументы".

    Оценка статьи: 3

  • Видела я работы Церетели! Не понравилось! Ощущение, что побывала на выставке уродов. Не вижу повода его восхвалять! Всего чего он добился, не только заслуга его "таланта". И не вижу смысла сносить или переносить памятник Петру! Не надо тратить деньги народа. Лучше бы отдали эти деньги в онкоцентры для лечения детишек.

  • Елена Куннах Читатель 21 октября 2010 в 11:52 отредактирован 24 мая 2018 в 12:37

    Скульпторов и архитекторов оценивают не по их званиям, а по впечатлению от их работ. Мне, например, НИ ОДНА работа Церетели не нравится, начиная с "беременной" лошади Георгия Победоносца, на которого в 1989 году поменяли очень интересные призы Московского кинофестиваля. И памятник Пётру - дурацкий, не на месте, не соответствующий истории и т.д. А про стоимость сноса - так это вообще кто-то подсуетился, с намёком на свой карман, наверное. Медведев с Януковичем мост из России в Крым собираются всего за 120 миллионов строить, а тут 98 метров бронзы. Без мнения людей, да и без согласований с Архитектурным Советом, ставили. Другое дело, что не время сейчас, но ведь можно и не за городской счет сносить.

    • Елена Куннах,
      Ну и пусть себе стоит, коль уж поставили без учета мнения и ХудСовета. По каждому поводу еще референдумы проводить... Не хуже Статуи Свободы и Эйфелевой башни, а также Иисуса в Рио, Иисуса в Лиссабоне. Пусть себе стоит.

  • "Неужели этот памятник хуже так расхваливаемого «Черного квадрата» Малевича..."
    Ну во-первых, "такрасхвавливание" ЧКМ (черного квадрата Малевича) удел снобов, людей склонных к оккультизму (тех, для кого любая ровная пощадка - космодром древних, любое странное облако - НЛО и пр.) и тех, кто ровно ничего не смыслит в истории искусства и в самом изобразительном искусстве.
    А если короче, то эти вещи просто не сопоставимы.
    Во-вторых, Москвичам, видимо, просто заняться нечем раз они столь серьёзно обсуждают эту тему. Сооружение, как тут ни крути, аляпистое и весьма громоздкое. И в реализации этого проекта было занято множество людей, денежных средств и времени. Тогда подавляющее большинство молчало в тряпочку. Почему? А вот теперь истерия. Почему?
    Эта история очень напоминает нашумевшую историю с как бы пропавшей люстрой в Елисеевском магазине в Питере. Визгу было...! Куда девали люстру??!! А её оказывается там никогда и не было. Обыкновенная истерия. Всё в соответствии с "Психологией толпы" Бехтерева.
    Москвичи, займитесь делом!

  • Гертруда, спасибо, что затронули этот вопрос. Мое мнение, сугубо субъективное. Памятник надо оставить на месте. Неслучайно, когда разгорелись споры, многие руководители регионов предложили взять этот памятник, чтобы установить его на своей территории. Значит, для многих он представляет ценность. Спаасибо

    Оценка статьи: 5

  • Беда не в Церетели и его творениях, беда в хроническом невежестве власть имущих, в маниакальной склонности (тоже следствие невежества) возвышать до небес избранных, руководствуясь исключительно собственными мотивами, при молчаливом согласии большинства. Беда в несовершенстве, ущербности законодательства, позволяющего пришедшим на смену прежним , перекраивать и рушить, чтобы расчистить место для своего маэстро. И он обязательно будет далеко не из самых достойных. Достойным противна эта возня.
    А памятники пусть стоят, это уже история. И уже не важно - славная или нет. А вот уничтожать их - только добавить еще одну бесславную страницу истории

  • Да уж, "ломать - не строить"...
    Пусть стоит, а то получается как будто Лужков и Ко для себя его заказал Церетелли.
    По мне так очень достойное архитектурное сооружение !!!

    Оценка статьи: 5

  • Олег Ветер Читатель 21 октября 2010 в 10:34 отредактирован 21 октября 2010 в 10:38

    Гертруда Рыбакова,
    Полностью согласен. Почему-то любим мы, сограждане, мстить прежним режимам или отдельным правителям, через разрушение памятников, обелисков, всего построенного ими. Давайте посносим, вычеркнем из учебников, переименуем, отомстим им, коррупционерам проклятым... Вообще посмотрите на другие более знаменитые и значительно более корявые с точки зрения художественных форм сооружения. Например, статуя Свободы, или , например, Эйфелева башня. Это разве архитектурные шедевры??? В первом случае, обыкновенная глыба с очень сомнительной художественной ценностью. Во втором случае - просто инж.сооружение, которое за "уродство форм и нарушение облика города" первоначально собирались сносить по завершении выставки , а потом оно решено было оставить, и оно привратилось в символ Парижа. Не так ли? И такие сооружения есть почти в любой стране. И что?

  • Лидия Нагорная Читатель 21 октября 2010 в 10:26 отредактирован 21 октября 2010 в 10:28

    Гертруда Рыбакова,
    Я рада, что кого-то тоже волнует это безалаберное отнощение ко всему. Снести-построить-снести. Мне могут сказать, что 1 млрд. для государства пустяк. Но попробуйте выпросить этот миллиард для созидания, для поддержки людей. Ведь ни одна Москва в России. Эти бы деньги какому-нибудь районному городку. Чтобы не чувстсвовали себя на краю земли никому ненужными, даже если находятся в 200 км от Москвы. А З. Церетели прекрасный художник видела его живописные работы, и чеканку, и скульптуру малую - была им очарована.

  • Марина Неделина Читатель 21 октября 2010 в 09:59 отредактирован 21 октября 2010 в 10:17

    Гертруда Рыбакова, полностью с Вами согласна. Спасибо за статью! И по поводу музея Церетели и Поклонной горы тоже: прекрасные работы талантливого человека. А еще сразу вспомнилась Эйфелева башня. Уж как ее все ненавидели, а теперь какой же Париж без нее!

    Оценка статьи: 5

    • Марина Неделина, Лидия Нагорная - спасибо девочки за понимание! Я очень уважаю З.К. Церетели за его талант и гигантскую трудоспособность! В Галерее на Пречистенке я была раз 5-6, водила туда и сына и друзей, все в восхищении, не было никого, кому бы работы не понравились! И в Петербурге на выставку его работ ходили с подругами, народ туду в очередь стоял! Да,он в основном монументалист, но у него так много живописных работ, чеканки, эмали, а хрустальные церковные купола в музее, особенно же мне нравятся его горельефы.

  • Отсутствие демократии

    Гертруда Рыбакова, причина этой бузы проста до невозможности. Отсутствие демократии. Ну что стоило, во время очередных перевыборов провести в Москве референдум. И "простые русские бабы", пьющие и не очень мужики проголосовали бы, и всё решили миром.
    А сейчас любое решение будет дурацким.

    • Ничего страшного.

      Вячеслав Чермных, снесут вероятнее всего,( дело времени) и всё устаканится. А на месте Петра поставить памятник братанам-другарям Церетели и Лужкову в натуре. "Им же памятник при жизни полагается по чину".

  • Мата Хари Читатель 21 октября 2010 в 07:53 отредактирован 21 октября 2010 в 08:00

    Гертруда Рыбакова,
    Петра, стоящего на палубе объекта, не имеющего названия в морских терминах, и в испанских доспехах, которых у императора отродясь не было, СНОСИТЬ БЕЗ ТЕНИ СОМНЕНИЯ!
    И работы оплатить за счет Лужкова и членов архитектурно-градостроительного комитета (или комиссии или как их там...), кто давал разрешение на монтаж этого уродища и китча.
    Чего им какой-то один миллиард - они с москвичей поболе поимели, пусть вернут хотя бы часть, оплатив тем самым наш огромный моральный ущерб по изуродованию города, которому больше 850 лет.
    Чтоб другим неповадно было - кто допустил косяк, тот и должен его устранять. ЗА СВОЙ СЧЕТ! А на деньги, полученные за такое количество цветных металлов, наделать детских площадок, беседок, лавочек и прочих газонов для простой человеческой радости москвичей и приезжих.

    Оценка статьи: 1

    • Мата Хари, сносить надо старые дома, непригодные для жилья, а пямятник никому не мешает , не нравится- не смотрите, создайте, если сможете, что-нибудь лучшее. такое впечтление, что мы - нация разрушителей, а не созидателей! Угомонитесь уже!

      • Гертруда Рыбакова, непонятно, почему Вы требуете, чтобы Мата Хари угомонилась? Вы высказали своё мнение, Мата Хари своё.
        «сносить надо старые дома, непригодные для жилья» — мысль интересная, с чего начнём? Может с Успенского собора — старый (1475—1479), для жилья непригоден.

        • Маша Лук, Дома- это, конечно, я имела ввиду жилища, а при чем тут Соборы и Храмы? А мнений всегда много бывает и у всех разные, я ни скем спорить не собираюсь . И вряд ли господин Ресин будет лучше Лужкова для москвичей...Поживем - увидим! Москвичи при Лужкове стали жить намного лучше и богаче, даже с Питером нет сравнения, а уж об остальной России и говорить нечего. Россиянам сельским бы ваши проблемы!!!! Что же вы 18 лет пели Мэру дифирамбы?

          • Гертруда Рыбакова, говорите то своего имени, пожалуйста. Может быть Вы вокально одарённая, а у меня, увы, слуха нет и голос противный, потому никогда не пела и не пою.

          • Гертруда Рыбакова, они не пели. Они всегда критиковали. Но от надбавок и льгот, каких нигде больше не имеют, ни один, в знак протеста, не отказался

            • Татьяна Павликова, "политика пряника" срабатывает до определенного времени.
              Мало кто помнит скандал со строительством монумента "Трагедия народов" на Поклонной горе в 90-х годах прошлого века. А ведь тогда убрали "очередь мертвяков" Правительство Москвы прислушалось к мнению журналистов и искусствоведов. Наверное влияние Дяди Юры было не столь сильным.
              А вообще, с какой целью установлен этот памятник Петру в Москве? Автор сможет объяснить?
              Не берем эстетическую сторону вопроса. О вкусах не спорят. Для кого-то он Монстр, для кого-то шедевр.

              Оценка статьи: 3

              • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 21 октября 2010 в 18:30 отредактирован 21 октября 2010 в 18:31

                Игорь Абрамов, то, что убрали эту "очередь" - может, дядя был всё-же вменяем? А не ставить Петра - убедительных аргументов не нашлось у противников? Или сказал им Лужков - "Вот вам за "очередь"!
                А пряник срабатывает всегда! Во время борьбы с этой очередью - были отказы от пенсионных надбавок? Народ сдавал проездные? Платил 100% за коммуналку, переставляя запятую в цифрах вправо?

                • Татьяна Павликова, если у Лужкова союзник суд, то о каких противниках идет речь. Кто из противников выиграл против него дело?
                  В руках вся власть. Беда всех наших чиновников, как только приходят во власть, начинают себя считать знатоками культуры и искусства и их мнение единственно правильное.

                  Оценка статьи: 3

                  • Игорь Абрамов, кто бы с этим спорил!? Так что сейчас, всё снести, что было построено? - Лужков же не только памятниками отличился. Речь, по-моему, именно об этом: таки сносить, или деньги пустить на что-то более созидательное? (даже меценатские деньги, всё же деньги...)

                    • Татьяна Павликова, наверное так "достал" москвичей церетелевский Петр, что чуть ли не наследующий день после смещения Лужкова было принято решение о его демонтаже.
                      Это дело москвичей. Значит болеют за свой город и им решать.

                      Оценка статьи: 3

                      • Игорь Абрамов, просто это самая видная и громкая "фишка" показать, что воля народная, она ого-го! И вообще - мы все как один!.. На самом деле есть гораздо серьёзнее проблемы в той же Москве. И деньгам меценатским применение есть тихое, непопулистское.... только - кому это надо?

                        • Татьяна Павликова, да хотя бы потому, что этот памятник входит в десятку самых уродливых сооружений в мире.
                          А на 1 миллиард в Москве не построить 1 км дороги, который обходится в !.4 миллиарда.

                          Оценка статьи: 3

                • Татьяна Павликова, интересное кино получается: москвичи ПРОТИВ, а жители других гродов ЗА под тем предлогом, что это им не мешает... гы-ы-ы... Вас в таком раскладе ничего не смущает? Меня смущает и это, и то, что Вы уже не в первый раз с неприязнью пишете о московских надбавках старикам... Нашли, кому завидовать и в чьем кармане копейки пересчитывать, с неприкрытой завистью.

                  Оценка статьи: 1

                  • Мата Хари, я пишу? Цитату, плиз. Это вы со злобы что т попутали. Кстати, и речь-то не о надбавках, а о том, что своя рука берёт, а язык тут же кроет руку дающую на чём свет стоит.
                    Так что, можно было бы поток ненависти к бывшему мэру и попридержать. Наступить на горло эстетическому чувству
                    Кстати, надбавки нужны абсолютно всем старикам, независимо от места жительства.

                    • Татьяна Павликова, да вы пишете, а кто же про "отказы от пенсионных добавок тут и прочее озвучил только что? Разрешите вопрос: а КТО мешает вашему областному или краевому правительству принять такое же постановление о пенсионных доплатах и доплатах ЖКХ? Это ведь компетенция местных властей
                      Про какую такую свою руку? Лужков что, лично раздавал деньги пенсионерам из своего кармана? Это бюджет Москвы, а не Лужкова (хотя лично он частенько путал свою собственную шерсть с государственной), а Москва город самый дорогой не только в России, но и в мире, если вы не в курсе...
                      Хотя... зачем я это пишу - у соседа ведь килограмм колбасы завсегда тяжелее.

                      Оценка статьи: 1

                      • Мата Хари, я жила в Москве, не в Москве и за границей. читать дальше →

      • Мата Хари Читатель 21 октября 2010 в 17:41 отредактирован 21 октября 2010 в 17:42

        Гертруда Рыбакова, уважаемая, сносить надо ВСЁ, ЧТО НЕПРИГОДНО, а не только дома. И создавать скульптуры должны те, кто учился на скульптора И ПОБЕДИЛ В КОНКУРСЕ (Церетели не победил ни разу в конкурсах, которые объявлял город на создание того или иного памятника), а у меня другая профессия. Что значит "никому не мешает", когда именно мешает своим уродством ОЧЕНЬ МНОГИМ.
        Или вы взяли на себя труд тут "за безграмотных расписываться"? Да спасибо, но мы, москвичи, сами свое мнение будет и высказывать и отстаивать. А значит, слово "никому" в вашем посте совершенно не в кассу.
        Именно поэтому Ресин и поднял этот вопрос - он-то в курсе, что большинство было, есть и будет против творчества Церетели в Москве.

        Оценка статьи: 1

        • Мата Хари, полностью вас поддерживаю!!! все работы церетели - НЕХУДОЖЕСТВЕННЫ!!! Следовательно, не имеют никакой ценности.
          Точнее, их ценность равна стоимости куска металла, по цене металлолома...)) Вот только вряд ли это поймут люди, у которых художественное чувство отсутствует...ну, не дано, в школе не научили...А раз отсутствует, то их никогда не оскорбят ни творения церетели, ни загаженный подъезд собственного дома, ни даже загаженный город.

    • Мата Хари, порадовали! Ну что Вы так разгорячились? Да любой памятник можно охаять, сколько людей столько и мнений. И Пушкин отродясь зеленым не был, и Гоголь на все пуговицы не застегивался))) Не ходите мимо "этого уродища и китча" и дело с концом, в Москве полно красивых мест. Это обойдется бюджету Москвы гораздо дешевле, чем демонтаж памятника и возмещение тем самым Вам морального ущерба. А еще мне очень понравилась Ваша утопическая идея насчет оплаты работ за счет "Лужкова и членов архитектурно-градостроительного комитета")))) Я прямо представила, как они выстроились в очередь к кассе, сдали деньги (каждый пропорционально полученному до того доходу), потом встали в другую очередь и сдали по куску цветного металла. И только потом смогли спать спокойно, ведь им удалось хоть чуть-чуть очистить совесть перед эстетически поруганными москвичами. Может проще на сэкономленный миллиард настроить детских площадок, лавочек и других радостей?

      Оценка статьи: 5

    • Тоже резонабельно.

      Мата Хари, особенно в части архит.начальников. Лужкова ещё можно понять как непрофессионала, а вот контору мэтров след бы потрясти по ПП, вкл., ИО.

  • Юрий Пасечников Читатель 21 октября 2010 в 07:48 отредактирован 24 мая 2018 в 12:20
    Быть или не быть

    Мне кажется вся эта шумиха вокруг памятника ловко и своевременно спланированной акцией по отвлечению внимания. Заметьте, про опального мэра в СМИ уже практически не говорят, а вот судьба памятника - в центре внимания. Всё как в старом анекдоте
    - Второй вопрос - Мавзолей перекрасить в зелёный цвет!
    - А почему в зелёный?
    - Я знал, что по первому вопросу у нас разногласий не будет.
    Грустно и противно...

    • Юрий Пасечников, согласна с вами , все так и есть - в очередной раз переключают внимание народа , чтоб не думали о более насущных проблемах!

      • Еще одно подтверждение

        Гертруда Рыбакова, Тематика сообщений в данной ветке форума это ещё раз "адназначна" (это не грамматическая ошибка, это цитата!) подтверждает... Подобную идейку я "закидывал" на нескольких подобных форумах - везде одно и то же. Как говорит мой знакомый (психолог): "Брось собаке косточку и можешь выносить мебель! Некоторым даже косточка не нужна - достаточно и рваного ботинка"...

  • Маша Лук Маша Лук Читатель 21 октября 2010 в 04:35 отредактирован 21 октября 2010 в 04:43
    "Позвольте мне,…обычной русской женщине…"

    «Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая...»

    • Маша Лук, ваш комментарий очень не понятен, что вы имели ввиду?

      • Гертруда Рыбакова, чего же Вам непонятно? Я выразила восхищение Вашим литературным стилем, сравнив с классикой советского кинематографа (для справки «Член правительства», 1939, Ленфильм, сценаристы: Катерина Виноградская, Иосиф Хейфиц, Александр Зархи. Википедия http://qru.ru/6lx).
        «Как мать вам заявляю и как женщина!..» А. Галич.

      • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 21 октября 2010 в 09:01

        Гертруда Рыбакова, Это прямая цитата старого советского фильма (жаль, не помню, какого), там так начиналась на трибуне какого-то помпезного партийного мероприятия пламенная речь героини. Маша, наверное, сама ответит, к чему. Аллюзия забавная.

        А по поводу сноса памятника... Вообще эти идеи по сносу мне кажутся глупыми и недальновидными. Я бы поняла, если б памятник символизировал что-то негативное - ну там призывал к насилию и все такое. А если такового нет - ну и пусть себе стоит. Не мы ставили - не нам сносить.

        Был такой замечательный человек - Николай Реймерс, эколог. Среди его работ - знаменитый "Пакт Реймерса", а одна из его фрах гласит: "Созидай! О разрушении и так позаботится время"

        • Аксинья Одинец, спасибо!Я цитату конечно знала, она давно на слуху, а вот из какого филльма - забыла. "Созидай! О разрушении и так позаботится время" - а эта фраза просто великолепна! Я за то, чтоб все, что есть - беречь, согласна на 200%!

        • Ну, что Вы?

          Аксинья Одинец, ставить и сносить памятники давно уже стало любимым занятием в России. Никаких проблем ! Это дело поставлено и отработано. Как сказал один блоггер, пусть переносят столицу России за границу, грузчикам я заплачу сам.

  • Не мои это слова, но я целиком согласен. Надо снести все памятники, где нет захоронений. А то ходим поклоняемся неизвесно кому, может автору, может каменной или железной глыбе.

    • Вест Неруш, да кто поклоняется-то? Вы о чем? А попробуйте не поклоняться.


      Опять все снести. Сровнять с землей. До основанья. А затем.
      Свято место пусто не бывает.

      Оценка статьи: 5

      • Надо снести все памятники, где нет захоронений. А то ходим поклоняемся неизвесно кому, может автору, может каменной или железной глыбе Богатая идея. Но птичку жалко. Может, есть возможность хотя б Чижика спасти? Поймать реальную птичку - и "захоронить", чтобы оправдать существование памятника.
        С буквой Ё, конечно, много сложностей. Но вот со словом из трех буков - как раз все очень просто.
        А то можно поступить так, как в старину с останками королей поступали. Разъять на части - и разослать по городам и весям. Так спасем и питерского Петра, и московского. И Лениных всяких, рассеянных по просторам России.
        Памятник любителям попоклоняться...

      • Вест Неруш Вест Неруш Читатель 21 октября 2010 в 05:12 отредактирован 21 октября 2010 в 05:29

        Галя Константинова,
        Единственный памятник на свём месте в Сталинграде, на месте событий. Когда бываешь там, слёзы наворачиваются. А сейчас; памятник чижику-пыжику, в Ульяновске букве Ё. Идеотизм. Осталось поставить памятник популярному выражению из трёх букв. И понесём к постаменту цветы. А памятник Церетели по дружбе заказал Лужков, вот и надо перенести ему на дачу.

        • Вест Неруш, что то вас несколько заносит, уважаемый! Почему только в Волгограде- Сталинграде? А в Ленинграде Пискаревский мемориал и в других местах Дороги жизни? А на Курской дуге? Но ведь не только воинской доблести и славе нужны памятники!!! А великим землепроходцам? А простым труженикам? И чем не угодил вам Чижик- пыжик или кошка Василиса? Насчет выражения из трех букв - вы что имеете ввиду? Мужской детородный орган? Так в Осло, в парке Вигеланда еще до второй мировой войны великий норвежский скульптор Густав Вигеланд создал огромную стеллу из человеческих фигур в виде этого самого органа. И люди приходят любоваться, никто не требует сносить ничего.Давайте будем беречь то, что имеем, не зря говорят - "ломать - не строить", ума не надо.Вот фото скульптуры в парке Осло!

          • Гертруда Рыбакова,
            Идею о сносе памятников предложил некий учёный муж из госдумы, я только согласился. За фото спасибо, впечатляюще, поставил заставку на рабочий стол, об этом я не знал. Я имел ввиду не детородный орган, а именно слову так популярному у русского народа.

  • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 21 октября 2010 в 00:48 отредактирован 21 октября 2010 в 00:50

    Мне тоже кажется - не надо сносить. Что есть, то есть. Вот такие мы, такие у нас памятники Кому нравится - пусть любуется, кому не нравится - будет что "пнуть", вместо проходящих мимо соотечественников. Громоотвод такой
    Ну и просто, как хозяйка дома, чисто из экономических соображений тоже - сносить не вижу смысла!

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 21 октября 2010 в 00:16 отредактирован 21 октября 2010 в 00:16

    Гера, вопрос правильный. Мы, правда, давно уже смеемся (в смысле, когда будут уносить) - намного задолго до ТОГО КАК...

    Безразлична к Церетели. И Петр потешный , конечно. Но уже стоит. Опять туда-сюда таскать? Да еще за огромные деньги? "Хрм-бассейн-храм-бассейн?"

    ТОлько в нашем цирке.

    Оценка статьи: 5

  • "Вопрос,конечно,интересный"

    настолько,что трудно комментировать на фоне цунами прочих и разных мнений. Лошак назвал этот монумент "архитектурной самодеятельностью" Ю.Лужкова. Не было в Москве моего бригадира слесарей, который на пылкие рацухи отвечал: "Пусть пока будет так, как есть.". "Революция пожирает своих героев" подтвердилось в очередной раз. Спешно снесли "Интурист", развалили "Москву", как ещё держится на плаву "Дворец Съездов"? Теперь почти все ополчились и Манежную площадь и на др. проявления "церетелицизма". Так и живём.

    • Сергей Дмитриев, cпасибо за комментарий! Когда ставили монумент, не думали, вероятно, как он будет выглядеть на том месте, тут вина не только Лужкова, но ведь еще есть и какой-то комитет по градостроительству - я не сильна в московских чиновничьих структурах, не один же человек решал? Но дело было сделано, а если все, что уже ЕСТЬ и в общем-то никому не мешает, что же миллионы на ветер выбрасывать? 18 лет Лужкову пели дифирамбы, и вдруг в одночасье на него ополчились все.Опять поиски "врагов народа"?

      • Трубецкой

        Гертруда Рыбакова, конную статую самодержавца России (не помню какого)его работы мне довелось видеть во дворе Русского Музея в Питере. Эта монументальная, высокохудожественная скульптура заслуживает находиться в подобающем месте в назидание потомкам, а не ютиться "у нас во дворе". Со сносом московского Петра я бы тоже повременил: как ни крути, а державный пафос он извергает, пусть похожий на Гулливера и Колумба "в одном флаконе".

        • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 19 октября 2010 в 23:37 отредактирован 19 октября 2010 в 23:38

          Сергей Дмитриев, спасибо за комментарий! Это памятник Александру III, работы Трубецкого,который был установлен на Знаменской площади ( Площадь Восстания нынче) в 1909 году. Подвергался большой критике, вот даже стих про него я нашла:
          "Стоит на площади комод,
          На комоде - бегемот,
          На бегемоте - обормот
          На обормоте - шапка".
          В советское время его задвинули на хранение во двор Русского музея,( там где Михайловский сад), где он простоял с 1937 по 1994 г.г. А потом его переставили во двор Мраморного дворца, который в общем-то является филиалом Русского музея. Он и правда очень тяжеловесный, но ведь все же это история!

          • Вячеслав Мартин Вячеслав Мартин Мастер 21 октября 2010 в 13:22 отредактирован 21 октября 2010 в 13:23
            памятник

            Гертруда Рыбакова, эта история имеет продолжение. "Провинившийся перед народом в лице большевицкой партии" памятник убрали и запрятали во дворик РМ и ничего взамен не "ткнули", но лет 25 назад решили исправиться и поставили стеллу в честь сам не помню какого ленинградского юбилея. Стелла кошмарная, получила в народе имя "напильника", торчит до сих пор.
            У нас вообще в Питере такой сюрреализм повсеместно: г.Санкт-Петербург, проспект Большевиков ! Мэр Собчак начал компанию по возвращению исторических имен улицам, проспектам и пр., но власти постеснялись как в Москве переименовать чохом, все что переименовывается и в результате Перовская с Желябовым, Каляев с Халтуриным с табличек с названием улиц убрались , а ряд деятелей помельче благополучно там присутствуют. А г-жа Матвиенко с большой опаской относиться к этому вопросу, ,названия улиц трогать боится -полтора коммуниста и полгазеты(в Питере влияние коммунистом очень слабое) возмутятся !!!!

            • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 25 октября 2010 в 18:22 отредактирован 25 октября 2010 в 19:45

              Вячеслав Мартин, в центре на пл. Восстания (Знаменская пл.) после снятия трамвайных путей (1949 - 1952 гг) был организован сквер,в котором где-то в конце 50-хпоявился закладной камень, вещающий, что здесь намечается установить памятник Ленину, который сменил, в середине 60-х, закладной камень об установке монумента в память об исторических событиях города, что и было сделано 8 мая 1985 г - появился обелиск "Городу-герою Ленинграду" "напильник, стамеска".

          • Вот уж точно,

            Гертруда Рыбакова, не ко двору. Из одного двора в другой. Его критиковали за карикатурность, за жлобность. Он не вписывался в лекала "Медного всадника". Но он мне нравится как образец художественного воплощения в скульптуре живого образа правителя не "слабого и лукавого". И не место ему "у нас во дворе". Хорошо,что сохранили, не переплавили. Александру -3, кажется, посвятил немало строк в своих мемуарах С.Ю.Витте, подчёркивая его физ. силу.