Гертруда Рыбакова Грандмастер

Пётр I Зураба Церетели. Сносить или выносить?

Вопрос, поставленный в заголовке, обсуждается в наших СМИ последнее время очень интенсивно. Как только сместили Юрия Лужкова с поста мэра Москвы, сразу возник вопрос о судьбе памятника Петру I на Крымской набережной, рядом с Арт Музеоном, Третьяковкой и Центральным домом Художников. Как будто именно один Лужков виноват в том, что памятник кому-то не угодил.

Вообще-то автор, Зураб Константинович Церетели, посвятил этот памятник трехсотлетию российского флота, и его официальное название — «Памятник в ознаменование 300-летия российского флота». Он был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Как сообщает Википедия, общая высота памятника 98 метров, он самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.

Вид на памятник Петру I со стороны Арт Музеона И все эти 13 лет, что стоит памятник, вокруг него не утихали споры. Кому-то он нравится, кому-то не очень, некоторым он кажется просто уродливым. Но в мировой истории можно найти немало примеров, когда различные новые изваяния и сооружения принимались неоднозначно, или даже «в штыки», но проходило время, и те же сооружения становились достопримечательностями.

Когда я впервые увидела этот монумент на берегу узенькой реки, на крохотном пятачке, вблизи красного кирпичного здания кондитерской фабрики «Красный Октябрь» лет 10 тому назад, мне тоже показалось, что он поставлен не на свое место. Ему нужен морской простор где-то на берегу Балтики или Ладожского озера. Но разве это вина Церетели, что в Москве не нашли места лучше — ведь даже на Московском «море» он бы смотрелся иначе! Но теперь-то зачем его сносить? Может, надо старые, дряхлые здания убрать и дать немного простора для обзора в целом очень интересного произведения?

Мне, например, совершенно непонятна та злая шумиха, что сейчас развернулась и по отношению к памятнику, и по отношению к его автору Зурабу Церетели. Уверена, многие из тех, кто высказывается сейчас негативно в адрес скульптора и его творчества, никогда не были в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке, 19, не задумывались, сколько труда и таланта вложил мастер в разные произведения не только монументального, но и других видов художественного творчества.

Позвольте мне, не искусствоведу, не критику, обычной русской женщине, рядовому зрителю и добровольному почитателю многих современных художников и скульпторов, сказать несколько слов в защиту и памятника, и его автора.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Автор - З.Церетели. Загляните в Интернет, почитайте странички, посвященные Зурабу Константиновичу — только перечисление всех его званий и должностей, наград, крупных проектов с его непосредственным участием или руководством, займет целую страницу!

Художник, которому сейчас под 80 лет (он родился в 1934 г.), полон сил и творческих замыслов. Зураб Церетели — Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства (им и созданного) и Галереи искусств на Пречистенке, Народный художник СССР с 1980 года, Заслуженный художник Грузии, Лауреат Ленинской премии 1976 года, дважды лауреат Государственной премии СССР — 1970 и 1982 года, действительный член Российской академии художеств. А еще он Президент Московского международного Фонда содействия ЮНЕСКО, Чрезвычайный и Полномочный посол — Посол Доброй Воли ЮНЕСКО.

Зураб Церетели — академик Международной академии творчества; профессор Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США, 1979); член-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1998); действительный член Грузинской академии наук. Член-корреспондент Академии изящных искусств (Академия Бессмертных) Франции (2002). И это не полный список его званий!

Русской православной церковью скульптор награжден орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского I степени за вклад в воссоздание триумфальной колонны «Воинская Слава» (2006).

В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона Франции. В начале июня этого же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта», Церетели стал первым российским художником, удостоенным такой награды.

В 1995 году Зураб Церетели был назначен главным художником мемориального комплекса на Поклонной горе.

Мемориальный комплекс на Поклонной горе. Зураб Церетели был назначен главным художником мемориального комплекса. Кто бывал там и около наружных памятников, храмов, и внутри музея Великой Отечественной войны, тот может оценить все, что там создано! Зураб Церетели — автор храма Георгия Победоносца на Поклонной горе и монументальной скульптурной группы «Трагедия народов». Внутри музея впечатляют и Зал славы, где на белоснежных мраморных пилонах высечены имена более 11800 Героев Советского союза, получивших это звание за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. И Зал полководцев, где по периметру установлены бронзовые бюсты советских кавалеров ордена «Победа» работы Зураба Церетели. Но на меня самое большое впечатление всегда производит Зал Памяти и скорби. В центре его стоит скульптурная группа «Скорбь», выполненная из белого мрамора (автор — Л. Кербель, резчики по мрамору П. А. Носов, И.Т. Круглов). А с потолка Зала Памяти свисают тоненькие подвески из латунных цепочек, к которым прикреплены «хрусталики», символизирующие слезы, выплаканные по 26 миллионам погибших соотечественников. Вид этих свисающих «слез» просто потрясающий!

В 1998 году Зураб Константинович был назначен главным художником Храма Христа Спасителя, и во главе артели расписывал купол собора. Поскольку Храм Христа спасителя строился при Ю. Лужкове и с большим творческим участием Церетели, так, может, у кого-то возникнет мысль и о его сносе? А что? У нас уже стало привычным, что как только где-то меняется руководство, т. е. власть, так и начинается «перестройка» всего и вся. Вот создать что-то новое, чтобы улучшить жизнь простого населения, мало у кого хватает доброй воли.

Абстрактная скульптура в Парке Музеон - она, что, лучше памятника Петру I? Сразу после заявления и.о. мэра столицы о возможном переносе «злополучного» монумента, глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 миллиард рублей! Только вдумайтесь в эту цифру! Неужели этот памятник хуже так расхваливаемого «Черного квадрата» Малевича, или некоторых современных абстрактных скульптур в соседнем парке?

Хотелось бы в комментариях послушать мнение наших читателей: надо ли сносить или переносить этот монумент?

Обновлено 20.10.2010
Статья размещена на сайте 19.10.2010

Комментарии (84):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • — Жители Тамбова отказались от московского памятника Петру I работы Зураба Церетели.
    — А что, кто-то предлагал?
    — Нет. На всякий случай.

  • Из любимого Любой Башорга
    "Если в корабль к Петру поставить маленьких бронзовых человечков, получится замечательный памятник Гулливеру!"

    Оценка статьи: 3

  • Гертруда Рыбакова, я с Вами полностью солидарен. Особенно в части экономии денежных средств. Замечу попутно отдельным Вашим оппонентам, по поводу таланта Церетели и его наград. Лучшим доказательством признания мастера является тот факт, что его монументальные работы находятся не только в России, а также в Грузии, США, Испании, Франции, Португалии, Японии, Великобритании, Сирии, Турции, Уругвае, Израиле и Италии. Вопросу этого памятника была посвящена недавняя малаховская "Пусть покричат", ой, простите, "Пусть говорят". Мнения, конечно, разделились. Примечательно, что на многократное (прям попугаевское) провакационное вопрошание Малахова к Церетели (телемост с Парижем), куда бы он хотел переместить памятник, художник столь же многократно отвечал, что это собственность Москвы, "пусть, что хотят, то и делают".

    Оценка статьи: 5

    • Олег Ветер Читатель 22 октября 2010 в 10:35 отредактирован 22 октября 2010 в 16:28

      Валерий Сатокин,
      Мудрый человек Церетели. Как бы не упиралась раздраженная его творчеством публика. Правильно ответил "Собственность Москвы, пусть, что хотят то и делают". Он свою работу Москве продал, а Москва, как я понял, купила. В Москве вообще-то много достойных, высокохудожественных памятников, если не брать времена Бориса Годунова? Гагарин на площ.Гагарина - похуже наверное будет в сравнении с Петром, и такое ощущение, что повыше... Может тоже убрать, поставить фонтан? Или на Плесецкий полигон переместить за 4-5 млрд? Художественной ценности все-равно никакой! Трумфальная Арка на Кутузовском? Что она там делает? Разобрать , перенести ближе к Белорускому Вокзалу, где она и была некогда построена. Памятник Пушкину.. Что он там делает, и где должен был стоять изначально? Маяковский ... тоже вроде как спиной развернут, толи перенсен был кажется... Короче есть замечания, есть недоработки. Все это можно исправлять с учетом мнения всей демократии. Тогда и на нас будут кивать потомки, как мы на деятелей 1917 года.

  • Гертруда Рыбакова, "Абстрактная скульптура в Парке Музеон - она, что, лучше памятника Петру I?"
    В этом парке выставлены самые разные скульптуры, их интересно рассматривать и сравнивать, они не возвышаются помпезно над окрестностями, никому не мешают (поскольку это территория галереи), наоборот - органично вписываются в замысел создателей. Они могут нам нравиться, не нравиться - пусть они будут непохожими друг на друга, этим искусство и интересно. А что касается Петра, пусть уже себе стоит как памятник невежеству чиновников (Алек Геворкян), художников (Игорь Абрамов, Алек Геворкян) и всей нашей действительности (Виктор Губерниев).

    • Надежда Приходько, умные речи приятно слушать. Пусть стоит, лет через 50 потомки разберутся и оценят.

      • Гертруда Рыбакова, а знаете, какая кличка у Церетели? Арт-стахановец! По-моему, очень метко.

        Вот вы перечислили в статье все его награды, звания и регалии. Но ведь у Брежнева тоже было столько наград, что хоть на спину вешай. И что? Они как-то соотносились с его реальными заслугами?

        Сколько наград у Леонардо да Винчи? Сколько наград у Микеланджело? Их имена - лучше всяких наград и званий. Все эти побрякушки говорят не о таланте, а о приближённости к императорам. Гений не нуждается в наградах. Лучшая награда - удовлетворение от творчества.

  • За 70 лет большевизма и 18 лет лужкизма-церетелизма древний и красивый город Москва был до такой степени изуродован, что снос одного пучеглазого уродца ничего не исправит. Или надо полностью восстанавливать старую Москву, тратя на это колоссальные деньги, или уж махнуть рукой и жить дальше среди всего этого...

    • Олег Ветер Читатель 22 октября 2010 в 08:29 отредактирован 22 октября 2010 в 08:32

      Виктор Губерниев,
      Как же ее востанавливать эту Старую Москву???? Надо было ее сохранять, а не евроремонт делать! В Ярославль недавно съездил-прокатился. Известно, что город круглую дату отмечал, деньги большие выделили.... И что мы видим???? Древний Ярославль?????????? Сплошной НОВОСТРОЙ, ЕВРОРЕМОНТ, пластиковые окна, и , по-моему, пласиковые купола (ну в крайнем случае - металлочерепица похожая на пластик зеленого цвета...) Из под отмостки моностырских стен целофан торчит, пакеты из-под Ротбанда валяются. Для сравнения скажу, летом был я в Хорватии (в г. Сплит). Так там в старом городе мостовая кладка улочек, по-моему, сандалями римлян отполирована... Старые стены почернели от времени, окна, двери в дома - древние. И никому в голову не приходит взять и замазать все это РОТБАНДОМ или залить асфальтом!

      • Олег Ветер,

        Над удолбанной Москвою в небо лезут леса, -
        Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса

        (с) Аквариум

        • Виктор Губерниев,
          Вот-вот. И я о том же. И это повсеместно! Не только в Москве, но и в Рязани, и в Коломне, везде, где наши губернаторы осваивают выделенные бюджеты! А как устоять-то перед таким соблазном? Деньги выделены, структура и направления, куда их следует закопать, понятны. Тендеры все расписаны в пользу приближенных ко двору фирм. Так и перестроили за 20 лет всю Русь.

    • читать дальше →

      • Люба Мельник, так и я о том же. Красавицу-Москву мы потеряли навсегда. Будем жить в архитектурном вавилоне, выбора у нас нет...

        • Виктор Губерниев, не все так однозначно. Москва - город такой... размазанный по времени. В отличие от Питера, который строился, в общем, почти одномоментно, в Москве изъятие каких-то элементов, привнесение новых нередко оказывается органичным. По прошествии времени. Москва - как унавоженная грядка ))) там многое приживается. Не в масштабах, конечно, одной человеческой жизни, но в масштабах столетий. Вот именно - вавилон, притом уже после смешения языков и архитектурных стилей.
          Одно время в сети был популярен ролик, в котором сообщалось, как великая строительница Москвы ))) на Венецию среагировала - мол, у нас бы, в Москве бы, все бы снесли и построили бы новое, чем эти замшелые камни, ветхие и некрасивые)) "Апельсин" бы среди лагуны! )))

  • Уважаемые коллеги! Всех благодарю за комментарии,спорить тут бесполезно, каждый останется при своем мнении. О вкусах не спорят, но даже если кому-то что-то не нравится, так это не значит, что надо все уничтожить и снести, давайте будем созидателями, а не разрушителями. Москвичей поздравляю с новым мэром, к нам новости приходят позже из-за разницы во времени, вот только узнала про Собянина. Удачи вам с новой властью!

  • Вот уперся этот памятник. Тогда уж надо пол-Москвы снести, чего тут только батурины не напоганили Петр хоть дорожную сеть не портит и внутри него нет сотен квартир.

  • Комментарий скрыт
  • князь церетели

    Гертруда Рыбакова, а вы заставили меня задуматься ! А может и не стоит "трогать" этот монумент ? И еще один момент: мало кто помнит, что Зураб Константинович Князь, настоящий грузинский князь с родословном листом метра на три. А вот он хоть раз упоминал про своё княжество ? Чего то не помню.
    Я не горячий его поклонник, но то, что он Талант, признаю полностью.

    • Комментарий скрыт
      • Тут пишут,

        Мата Хари, что провинции готовы принять Петра, и их можно понять: там и народу и вождям не доют покоя лавры московских воротил. К месту Вы сообщили о протестах ДО возведения гиганта скульптурной аляповатости.

        • Комментарий скрыт
          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 22 октября 2010 в 13:15 отредактирован 28 января 2014 в 15:56

            Мата Хари, 68% воронежцев с удовольствием приняли бы Петра в городе (колыбели российского флота), но начальство против (не хотят принимать то, что москвичам не гоже). Среди водохранилища у нас стоит настоящий петровский кораблик, фрегат "Меркурий". Правда, часть обшивки растащили. Вот туда бы монумент вписался, и не разглядеть, во что одет.

  • Риторический вопрос. А зачем ставят памятники? Чтобы не забыть какого –то человека, или полюбоваться им, памятником? Или скульптор пытается донести до нас какую-то свою мысль в видении этого человека, или события? Это не просто памятник Чижику-пыжику, или буквы Ё.
    А ведь памятник Петру представляет собой ростральную колонную А ростры (носы кораблей), если они вставлены в колонну, символизируют флот, над которым победа была одержана. А корабли побеждённого флота на памятнике Петру несут Андреевские флаги. То есть победа одержана над русским флотом. Если "Медный всадник" символизирует то, что Пётр поднял Россию на дыбы, развернул на Запад, прорубил окно в Европу, открыл какие-то новые перспективы для страны, то церетелевский памятник символизирует победу над русским флотом. А кем?
    Кто-то сказал. "Какие времена, такие и монументы".

    Оценка статьи: 3

  • Видела я работы Церетели! Не понравилось! Ощущение, что побывала на выставке уродов. Не вижу повода его восхвалять! Всего чего он добился, не только заслуга его "таланта". И не вижу смысла сносить или переносить памятник Петру! Не надо тратить деньги народа. Лучше бы отдали эти деньги в онкоцентры для лечения детишек.

  • Комментарий скрыт
    • Елена Куннах,
      Ну и пусть себе стоит, коль уж поставили без учета мнения и ХудСовета. По каждому поводу еще референдумы проводить... Не хуже Статуи Свободы и Эйфелевой башни, а также Иисуса в Рио, Иисуса в Лиссабоне. Пусть себе стоит.

  • "Неужели этот памятник хуже так расхваливаемого «Черного квадрата» Малевича..."
    Ну во-первых, "такрасхвавливание" ЧКМ (черного квадрата Малевича) удел снобов, людей склонных к оккультизму (тех, для кого любая ровная пощадка - космодром древних, любое странное облако - НЛО и пр.) и тех, кто ровно ничего не смыслит в истории искусства и в самом изобразительном искусстве.
    А если короче, то эти вещи просто не сопоставимы.
    Во-вторых, Москвичам, видимо, просто заняться нечем раз они столь серьёзно обсуждают эту тему. Сооружение, как тут ни крути, аляпистое и весьма громоздкое. И в реализации этого проекта было занято множество людей, денежных средств и времени. Тогда подавляющее большинство молчало в тряпочку. Почему? А вот теперь истерия. Почему?
    Эта история очень напоминает нашумевшую историю с как бы пропавшей люстрой в Елисеевском магазине в Питере. Визгу было...! Куда девали люстру??!! А её оказывается там никогда и не было. Обыкновенная истерия. Всё в соответствии с "Психологией толпы" Бехтерева.
    Москвичи, займитесь делом!

  • Гертруда, спасибо, что затронули этот вопрос. Мое мнение, сугубо субъективное. Памятник надо оставить на месте. Неслучайно, когда разгорелись споры, многие руководители регионов предложили взять этот памятник, чтобы установить его на своей территории. Значит, для многих он представляет ценность. Спаасибо

    Оценка статьи: 5

  • Беда не в Церетели и его творениях, беда в хроническом невежестве власть имущих, в маниакальной склонности (тоже следствие невежества) возвышать до небес избранных, руководствуясь исключительно собственными мотивами, при молчаливом согласии большинства. Беда в несовершенстве, ущербности законодательства, позволяющего пришедшим на смену прежним , перекраивать и рушить, чтобы расчистить место для своего маэстро. И он обязательно будет далеко не из самых достойных. Достойным противна эта возня.
    А памятники пусть стоят, это уже история. И уже не важно - славная или нет. А вот уничтожать их - только добавить еще одну бесславную страницу истории

  • Комментарий скрыт
  • Олег Ветер Читатель 21 октября 2010 в 10:34 отредактирован 21 октября 2010 в 10:38

    Гертруда Рыбакова,
    Полностью согласен. Почему-то любим мы, сограждане, мстить прежним режимам или отдельным правителям, через разрушение памятников, обелисков, всего построенного ими. Давайте посносим, вычеркнем из учебников, переименуем, отомстим им, коррупционерам проклятым... Вообще посмотрите на другие более знаменитые и значительно более корявые с точки зрения художественных форм сооружения. Например, статуя Свободы, или , например, Эйфелева башня. Это разве архитектурные шедевры??? В первом случае, обыкновенная глыба с очень сомнительной художественной ценностью. Во втором случае - просто инж.сооружение, которое за "уродство форм и нарушение облика города" первоначально собирались сносить по завершении выставки , а потом оно решено было оставить, и оно привратилось в символ Парижа. Не так ли? И такие сооружения есть почти в любой стране. И что?

  • Лидия Нагорная Читатель 21 октября 2010 в 10:26 отредактирован 21 октября 2010 в 10:28

    Гертруда Рыбакова,
    Я рада, что кого-то тоже волнует это безалаберное отнощение ко всему. Снести-построить-снести. Мне могут сказать, что 1 млрд. для государства пустяк. Но попробуйте выпросить этот миллиард для созидания, для поддержки людей. Ведь ни одна Москва в России. Эти бы деньги какому-нибудь районному городку. Чтобы не чувстсвовали себя на краю земли никому ненужными, даже если находятся в 200 км от Москвы. А З. Церетели прекрасный художник видела его живописные работы, и чеканку, и скульптуру малую - была им очарована.

  • Марина Неделина Читатель 21 октября 2010 в 09:59 отредактирован 21 октября 2010 в 10:17

    Гертруда Рыбакова, полностью с Вами согласна. Спасибо за статью! И по поводу музея Церетели и Поклонной горы тоже: прекрасные работы талантливого человека. А еще сразу вспомнилась Эйфелева башня. Уж как ее все ненавидели, а теперь какой же Париж без нее!

    Оценка статьи: 5

    • Марина Неделина, Лидия Нагорная - спасибо девочки за понимание! Я очень уважаю З.К. Церетели за его талант и гигантскую трудоспособность! В Галерее на Пречистенке я была раз 5-6, водила туда и сына и друзей, все в восхищении, не было никого, кому бы работы не понравились! И в Петербурге на выставку его работ ходили с подругами, народ туду в очередь стоял! Да,он в основном монументалист, но у него так много живописных работ, чеканки, эмали, а хрустальные церковные купола в музее, особенно же мне нравятся его горельефы.

  • Отсутствие демократии

    Гертруда Рыбакова, причина этой бузы проста до невозможности. Отсутствие демократии. Ну что стоило, во время очередных перевыборов провести в Москве референдум. И "простые русские бабы", пьющие и не очень мужики проголосовали бы, и всё решили миром.
    А сейчас любое решение будет дурацким.

  • Комментарий скрыт
    • Мата Хари, сносить надо старые дома, непригодные для жилья, а пямятник никому не мешает , не нравится- не смотрите, создайте, если сможете, что-нибудь лучшее. такое впечтление, что мы - нация разрушителей, а не созидателей! Угомонитесь уже!

      • Гертруда Рыбакова, непонятно, почему Вы требуете, чтобы Мата Хари угомонилась? Вы высказали своё мнение, Мата Хари своё.
        «сносить надо старые дома, непригодные для жилья» — мысль интересная, с чего начнём? Может с Успенского собора — старый (1475—1479), для жилья непригоден.

        • Маша Лук, Дома- это, конечно, я имела ввиду жилища, а при чем тут Соборы и Храмы? А мнений всегда много бывает и у всех разные, я ни скем спорить не собираюсь . И вряд ли господин Ресин будет лучше Лужкова для москвичей...Поживем - увидим! Москвичи при Лужкове стали жить намного лучше и богаче, даже с Питером нет сравнения, а уж об остальной России и говорить нечего. Россиянам сельским бы ваши проблемы!!!! Что же вы 18 лет пели Мэру дифирамбы?

          • Гертруда Рыбакова, они не пели. Они всегда критиковали. Но от надбавок и льгот, каких нигде больше не имеют, ни один, в знак протеста, не отказался

            • Татьяна Павликова, "политика пряника" срабатывает до определенного времени.
              Мало кто помнит скандал со строительством монумента "Трагедия народов" на Поклонной горе в 90-х годах прошлого века. А ведь тогда убрали "очередь мертвяков" Правительство Москвы прислушалось к мнению журналистов и искусствоведов. Наверное влияние Дяди Юры было не столь сильным.
              А вообще, с какой целью установлен этот памятник Петру в Москве? Автор сможет объяснить?
              Не берем эстетическую сторону вопроса. О вкусах не спорят. Для кого-то он Монстр, для кого-то шедевр.

              Оценка статьи: 3

              • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 21 октября 2010 в 18:30 отредактирован 21 октября 2010 в 18:31

                Игорь Абрамов, то, что убрали эту "очередь" - может, дядя был всё-же вменяем? А не ставить Петра - убедительных аргументов не нашлось у противников? Или сказал им Лужков - "Вот вам за "очередь"!
                А пряник срабатывает всегда! Во время борьбы с этой очередью - были отказы от пенсионных надбавок? Народ сдавал проездные? Платил 100% за коммуналку, переставляя запятую в цифрах вправо?

                • Комментарий скрыт
                  • Мата Хари, я пишу? Цитату, плиз. Это вы со злобы что т попутали. Кстати, и речь-то не о надбавках, а о том, что своя рука берёт, а язык тут же кроет руку дающую на чём свет стоит.
                    Так что, можно было бы поток ненависти к бывшему мэру и попридержать. Наступить на горло эстетическому чувству
                    Кстати, надбавки нужны абсолютно всем старикам, независимо от места жительства.

                    • Комментарий скрыт
                      • Мата Хари, я жила в Москве, не в Москве и за границей. читать дальше →

      • Комментарий скрыт
        • Мата Хари, полностью вас поддерживаю!!! все работы церетели - НЕХУДОЖЕСТВЕННЫ!!! Следовательно, не имеют никакой ценности.
          Точнее, их ценность равна стоимости куска металла, по цене металлолома...)) Вот только вряд ли это поймут люди, у которых художественное чувство отсутствует...ну, не дано, в школе не научили...А раз отсутствует, то их никогда не оскорбят ни творения церетели, ни загаженный подъезд собственного дома, ни даже загаженный город.

    • Мата Хари, порадовали! Ну что Вы так разгорячились? Да любой памятник можно охаять, сколько людей столько и мнений. И Пушкин отродясь зеленым не был, и Гоголь на все пуговицы не застегивался))) Не ходите мимо "этого уродища и китча" и дело с концом, в Москве полно красивых мест. Это обойдется бюджету Москвы гораздо дешевле, чем демонтаж памятника и возмещение тем самым Вам морального ущерба. А еще мне очень понравилась Ваша утопическая идея насчет оплаты работ за счет "Лужкова и членов архитектурно-градостроительного комитета")))) Я прямо представила, как они выстроились в очередь к кассе, сдали деньги (каждый пропорционально полученному до того доходу), потом встали в другую очередь и сдали по куску цветного металла. И только потом смогли спать спокойно, ведь им удалось хоть чуть-чуть очистить совесть перед эстетически поруганными москвичами. Может проще на сэкономленный миллиард настроить детских площадок, лавочек и других радостей?

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Маша Лук Маша Лук Читатель 21 октября 2010 в 04:35 отредактирован 21 октября 2010 в 04:43
    "Позвольте мне,…обычной русской женщине…"

    «Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая...»

    • Маша Лук, ваш комментарий очень не понятен, что вы имели ввиду?

      • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 21 октября 2010 в 09:01

        Гертруда Рыбакова, Это прямая цитата старого советского фильма (жаль, не помню, какого), там так начиналась на трибуне какого-то помпезного партийного мероприятия пламенная речь героини. Маша, наверное, сама ответит, к чему. Аллюзия забавная.

        А по поводу сноса памятника... Вообще эти идеи по сносу мне кажутся глупыми и недальновидными. Я бы поняла, если б памятник символизировал что-то негативное - ну там призывал к насилию и все такое. А если такового нет - ну и пусть себе стоит. Не мы ставили - не нам сносить.

        Был такой замечательный человек - Николай Реймерс, эколог. Среди его работ - знаменитый "Пакт Реймерса", а одна из его фрах гласит: "Созидай! О разрушении и так позаботится время"

  • Комментарий скрыт
    • Вест Неруш, да кто поклоняется-то? Вы о чем? А попробуйте не поклоняться.


      Опять все снести. Сровнять с землей. До основанья. А затем.
      Свято место пусто не бывает.

      Оценка статьи: 5

      • Надо снести все памятники, где нет захоронений. А то ходим поклоняемся неизвесно кому, может автору, может каменной или железной глыбе Богатая идея. Но птичку жалко. Может, есть возможность хотя б Чижика спасти? Поймать реальную птичку - и "захоронить", чтобы оправдать существование памятника.
        С буквой Ё, конечно, много сложностей. Но вот со словом из трех буков - как раз все очень просто.
        А то можно поступить так, как в старину с останками королей поступали. Разъять на части - и разослать по городам и весям. Так спасем и питерского Петра, и московского. И Лениных всяких, рассеянных по просторам России.
        Памятник любителям попоклоняться...

      • Комментарий скрыт
        • Вест Неруш, что то вас несколько заносит, уважаемый! Почему только в Волгограде- Сталинграде? А в Ленинграде Пискаревский мемориал и в других местах Дороги жизни? А на Курской дуге? Но ведь не только воинской доблести и славе нужны памятники!!! А великим землепроходцам? А простым труженикам? И чем не угодил вам Чижик- пыжик или кошка Василиса? Насчет выражения из трех букв - вы что имеете ввиду? Мужской детородный орган? Так в Осло, в парке Вигеланда еще до второй мировой войны великий норвежский скульптор Густав Вигеланд создал огромную стеллу из человеческих фигур в виде этого самого органа. И люди приходят любоваться, никто не требует сносить ничего.Давайте будем беречь то, что имеем, не зря говорят - "ломать - не строить", ума не надо.Вот фото скульптуры в парке Осло!

  • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 21 октября 2010 в 00:48 отредактирован 21 октября 2010 в 00:50

    Мне тоже кажется - не надо сносить. Что есть, то есть. Вот такие мы, такие у нас памятники Кому нравится - пусть любуется, кому не нравится - будет что "пнуть", вместо проходящих мимо соотечественников. Громоотвод такой
    Ну и просто, как хозяйка дома, чисто из экономических соображений тоже - сносить не вижу смысла!

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 21 октября 2010 в 00:16 отредактирован 21 октября 2010 в 00:16

    Гера, вопрос правильный. Мы, правда, давно уже смеемся (в смысле, когда будут уносить) - намного задолго до ТОГО КАК...

    Безразлична к Церетели. И Петр потешный , конечно. Но уже стоит. Опять туда-сюда таскать? Да еще за огромные деньги? "Хрм-бассейн-храм-бассейн?"

    ТОлько в нашем цирке.

    Оценка статьи: 5

  • "Вопрос,конечно,интересный"

    настолько,что трудно комментировать на фоне цунами прочих и разных мнений. Лошак назвал этот монумент "архитектурной самодеятельностью" Ю.Лужкова. Не было в Москве моего бригадира слесарей, который на пылкие рацухи отвечал: "Пусть пока будет так, как есть.". "Революция пожирает своих героев" подтвердилось в очередной раз. Спешно снесли "Интурист", развалили "Москву", как ещё держится на плаву "Дворец Съездов"? Теперь почти все ополчились и Манежную площадь и на др. проявления "церетелицизма". Так и живём.

    • Сергей Дмитриев, cпасибо за комментарий! Когда ставили монумент, не думали, вероятно, как он будет выглядеть на том месте, тут вина не только Лужкова, но ведь еще есть и какой-то комитет по градостроительству - я не сильна в московских чиновничьих структурах, не один же человек решал? Но дело было сделано, а если все, что уже ЕСТЬ и в общем-то никому не мешает, что же миллионы на ветер выбрасывать? 18 лет Лужкову пели дифирамбы, и вдруг в одночасье на него ополчились все.Опять поиски "врагов народа"?

      • Трубецкой

        Гертруда Рыбакова, конную статую самодержавца России (не помню какого)его работы мне довелось видеть во дворе Русского Музея в Питере. Эта монументальная, высокохудожественная скульптура заслуживает находиться в подобающем месте в назидание потомкам, а не ютиться "у нас во дворе". Со сносом московского Петра я бы тоже повременил: как ни крути, а державный пафос он извергает, пусть похожий на Гулливера и Колумба "в одном флаконе".

        • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 19 октября 2010 в 23:37 отредактирован 19 октября 2010 в 23:38

          Сергей Дмитриев, спасибо за комментарий! Это памятник Александру III, работы Трубецкого,который был установлен на Знаменской площади ( Площадь Восстания нынче) в 1909 году. Подвергался большой критике, вот даже стих про него я нашла:
          "Стоит на площади комод,
          На комоде - бегемот,
          На бегемоте - обормот
          На обормоте - шапка".
          В советское время его задвинули на хранение во двор Русского музея,( там где Михайловский сад), где он простоял с 1937 по 1994 г.г. А потом его переставили во двор Мраморного дворца, который в общем-то является филиалом Русского музея. Он и правда очень тяжеловесный, но ведь все же это история!

          • Вячеслав Мартин Вячеслав Мартин Мастер 21 октября 2010 в 13:22 отредактирован 21 октября 2010 в 13:23
            памятник

            Гертруда Рыбакова, эта история имеет продолжение. "Провинившийся перед народом в лице большевицкой партии" памятник убрали и запрятали во дворик РМ и ничего взамен не "ткнули", но лет 25 назад решили исправиться и поставили стеллу в честь сам не помню какого ленинградского юбилея. Стелла кошмарная, получила в народе имя "напильника", торчит до сих пор.
            У нас вообще в Питере такой сюрреализм повсеместно: г.Санкт-Петербург, проспект Большевиков ! Мэр Собчак начал компанию по возвращению исторических имен улицам, проспектам и пр., но власти постеснялись как в Москве переименовать чохом, все что переименовывается и в результате Перовская с Желябовым, Каляев с Халтуриным с табличек с названием улиц убрались , а ряд деятелей помельче благополучно там присутствуют. А г-жа Матвиенко с большой опаской относиться к этому вопросу, ,названия улиц трогать боится -полтора коммуниста и полгазеты(в Питере влияние коммунистом очень слабое) возмутятся !!!!

            • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 25 октября 2010 в 18:22 отредактирован 25 октября 2010 в 19:45

              Вячеслав Мартин, в центре на пл. Восстания (Знаменская пл.) после снятия трамвайных путей (1949 - 1952 гг) был организован сквер,в котором где-то в конце 50-хпоявился закладной камень, вещающий, что здесь намечается установить памятник Ленину, который сменил, в середине 60-х, закладной камень об установке монумента в память об исторических событиях города, что и было сделано 8 мая 1985 г - появился обелиск "Городу-герою Ленинграду" "напильник, стамеска".

          • Вот уж точно,

            Гертруда Рыбакова, не ко двору. Из одного двора в другой. Его критиковали за карикатурность, за жлобность. Он не вписывался в лекала "Медного всадника". Но он мне нравится как образец художественного воплощения в скульптуре живого образа правителя не "слабого и лукавого". И не место ему "у нас во дворе". Хорошо,что сохранили, не переплавили. Александру -3, кажется, посвятил немало строк в своих мемуарах С.Ю.Витте, подчёркивая его физ. силу.