Евгений Жарков Грандмастер

Комедия «Одноклассники», или Какой юмор предпочитают в Америке?

Наши локализаторы (название фильму подбиралось через конкурс, объявленный на сайте Кинопоиск) с заголовком угадали дважды.

С одной стороны, они нам даже не соврали, ведь речь в картине режиссера Дэнниса Дугана действительно идет об одноклассниках, хотя буквально название ленты стоило бы перевести как «Взрослые люди».

С другой стороны, выражение «одноклассники» в современной России приобрело новый, гораздо более популярный, чем прежде, смысл, в связи с открытием одноименной социальной сети.

Мне даже удивительно, что наши «скромные» товарищи постеснялись перевести новый фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть» как, допустим, «ВКонтакте». Убили бы сразу двух зайцев — и кино показали, и ресурс пропиарили.

Впрочем, оставим «трудности перевода» в покое. Давайте поговорим о самом опусе Дугана, Сэндлера и компании. Жили-были пятеро мальчуганов. Они не только вместе учились, но, как водится у хороших школьных друзей, проводили совместный досуг и даже играли в школьной баскетбольной команде. Став однажды (и единожды) чемпионами, на вечеринке в честь победы они пообещали своему тренеру по кличке «Сирена», что всегда будут вместе и умрут счастливо в один день.

Прошло 30 лет, и тренер, не дождавшись от своих питомцев выполнения обещания, благополучно умер от естественных причин. Старые друзья собираются на его похоронах, чтобы отдать последние почести. Впрочем, они так рады встрече, что все приличия и скорбь уступают место нездоровым шуткам и приколам, вплоть до песнопений в церкви и неуместного ржача. В честь воссоединения команды Ленни (Адам Сэндлер), Эрик (Кевин Джеймс), Курт (Крис Рок), Маркус (Дэвид Спейд) и Роб (Роб Шнайдер) решают провести совместный семейный уик-энд на местах былой славы, то бишь в окрестностях их начальной школы, в загородном домике на берегу живописного озера.

Дальше по сюжету зрителю предстоит наблюдать за тем, как эта вся дружная компания развлекается, пьет пиво, тискает своих женушек и непрерывно подкалывает друг друга по всем уместным и не очень поводам. Богатый агент голливудских звезд Ленни стесняется, что вынужден притащить на сходку нянечку-китаянку для своих распальцованных детишек. Эрик, несмотря на представительный вид и внешнюю показуху, недавно потерял работу, но тоже пытается скрыть сей факт от друзей, чтобы «не потерять лицо». Курт вообще превратился в домохозяйку и собачится с женой из-за того, что она уделяет ему мало внимания после трудового дня. Маркус кичится своим холостяцким статусом, а втихушку приударяет за внебрачными дочерьми Роба, а тот, в свою очередь, до сих водит шашни с училкой из начальной школы, с которой у него большая любовь и разница в те самые 30 лет.

Вся эта братия постоянно валяет дурака, предается воспоминаниям и беспрерывно хохмит. На закуску же подана обычная порция морализаторских речей о смысле жизни, семейных ценностях и прочих атрибутах счастливой американской жизни вдали от нищеты, бедствий и прочих неприятностей…

Начнем с того, что все исполнители главных ролей в фильме и на самом деле являются хорошими приятелями, ибо все они давно и успешно работают в жанре комедии на американском телевидении. Адам Сэндлер, Роб Шнайдер и Дэвид Спейд знакомы со времен участия в популярнейшем телевизионном шоу «Saturday Night Live», а Кевин Джеймс и Крис Рок имеют свои собственные телепрограммы и сериалы. Актеры время от времени приглашают друг друга в свои проекты, поэтому очень часто можно увидеть камео Шнайдера в ленте Сэндлера или наоборот. Поэтому совершенно неудивительно, что актеры ведут себя в кадре очень естественно и искренне. Настолько естественно, что некоторые шутки понятны только им самим, а зрителю остается лишь недоумевать и ждать заветного слова «лопата».

Американский юмор, и в частности юмор Сэндлера и Криса Рока, очень специфичен. Некоторые хохмы откровенно попахивают непотребством и пошлостью, другие — слишком жестоки и больше смахивают на оскорбление, чем на дружеское подкалывание. Со стороны это смотрится несколько убого, когда приятели начинают вслух обсуждать собственных жен или недостатки соседа. Даже финальная мораль фильма, призванная обычно нести спокойствие и умиротворение, как бы намекает зрителю, что богатые парни, приехавшие в захолустье, всё равно круче местных тупоголовых реднеков. Не только круче, но и благородней.

Наблюдать за всем этим дуракавалянием как-то неловко, как будто находишься на чужом празднике жизни без приглашения. Стандартная порция соплей и слюней в конце фильма, когда все обнимаются, каются в грехах и вытаскивают на свет пыльные скелеты из своих шкафов — так это вообще такой тупой шаблон всех сэндлеровских комедий, начиная с «Билли Мэдисона». Учитывая, что Сэндлер уже давно в состоянии самостоятельно продюсировать собственные опусы, вполне очевидно, откуда дует ветер.

Самое неприятное, что «Одноклассники», несмотря на весьма посредственный рейтинг IMDb (5,8), сумели не просто окупить солидный для комедии 80-миллионный бюджет, но и заработать в мировом прокате баснословные для картины такого уровня 267 миллионов долларов. Складывается такое впечатление, что голосуют на сайте и смотрят фильм совершенно разные люди. В России, где дубляж убил как минимум процентов 30 шуток, картина Дугана тоже собрала неплохую кассу и имеет рейтинг даже выше, чем на родине. Это, друзья, очень печально.

Резюмирую. Очень средненькая американская мэйнстримовая комедька. Много шуток ниже пояса, еще больше — откровенно унижающих человеческое достоинство. Несмотря на показушное стремление авторов преподнести зрителю очередную историю о спасении семейных ценностей, картина оставляет после себя гаденькое впечатление. Будто бы тебя сначала хорошенько отдубасили и облили грязью, а затем принесли свои глубочайшие извинения.

P. S. Признаюсь честно, один раз по ходу сюжета я всё-таки повеселился. Точнее, даже два раза. Во-первых, мне понравилась шутка и вся сценка про «робингудовскую рулетку». Вот этот эпизод как раз снят очень умело и в стиле лучших скетчей SNL.

Ну, и небольшая сценка с участием Стива Бушеми, который способен из любого материала сделать удачный кадр.

Обновлено 14.10.2011
Статья размещена на сайте 2.11.2010

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я кино почти не смотрю - из-за таких вот тенденций. Надеюсь, что такие шутки в России окончательно не приживутся. Хотя уже начинают - молодежь копирует стиль "Комеди Клаб", а он достаточно жёсткий.

  • Иван Долматов Иван Долматов Читатель 12 ноября 2010 в 12:11 отредактирован 12 ноября 2010 в 12:12

    Не согласен с оценкой фильма, мне фильм очень понравился и я не почувствовал что меня облили грязью. Мне 39 лет, и фильм как раз про таких как я и про моих детей. Такой фильм давно напрашивался , и он попал как раз в точку. Все ругают шутки ниже пояса, но они почти всем нравятся (главное какого он качества). А у нас он собрал большую кассу потому что наши люди посмотрев "Гитлер капут" и "Самый лучший фильм", испытав чувство тошноты,ещё раз поняли разницу в КАЧЕСТВЕ юмора как раз на "Одноклассниках"
    Единственно мне совершенно не показался смешным загипсованный Бушеми в конце фильма, он выглядел скорее жалким и мог рассмешить своим видом разве что 5-летнего ребёнка

  • Евгений Жарков, мое мнение вполне с Вашим совпадает. Как бы Голливуд не восхваляли, а добрых 90% их продукции полная туфта! И это не потому, что я слишком уж предвзято отношусь к американскому кинематографу. Я честно пытаюсь разобраться и понять их фильмы. Но раз за разом попадаю на каких-нибудь "Одноклассников".

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин,

      Мэйнстрим и поп-культура есть в кинематографе (и искусстве вообще) любой страны. Это не прерогатива Голливуда. И формулу "спрос порождает предложение" тоже никто не отменял. Вы ведь смотрите то, что вам показывают, не так ли? А для того, чтобы найти в куче гуано жемчужину, надо хотя бы знать, что она там есть Многие, увы, не знают и предпочитают, чтобы выбор делали за них.

      Оценка статьи: 5