Алексей Норкин Грандмастер

Откуда взялась мужская сорочка? Золото, жернова и манжеты

Рыцарские латы носились поверх одежды. Мужской наряд посему был призван не просто украшать владельца, но и выполнять прикладные задачи. Излишние складки и драпировки создавали дополнительные неудобства, одежды не должно было быть слишком много. Пришлось портным осваивать и совершенствовать ремесло кроя, все дальше уходя от примитивизма, максимально приближая ткань к телу, а там где надо — заполняя пустоты и усиливая отдельные элементы. Но, как известно, ничего не пропадает зря: приобретенные навыки пригодились потомкам.

В XVI веке аркебузы и мушкеты избавили мужчин от тяжелой обязанности носить на себе металл, что вызвало бурное развитие портновского искусства, до сих пор огражденного тесным пространством лат. Именно в этот период мужская сорочка, скрытая под броней и бархатными камзолами, выглянула наружу через различные разрезы и вырезы, ставшие модными в европейских странах.

Одежда не только средство спасения от холода и зноя. Для людей одежда — признак принадлежности к определенному классу, демонстрация своих способностей и возможностей. Действуя по известной формуле — стыдно не у кого видно, а кому показать нечего — средневековые нувориши расшивали рубашки золотом и серебром. Такое украшение обходилась владельцу в сумму, эквивалентную нынешним десяткам тысяч долларов.

Правящий класс — дворянство — не мог позволить втянуть себя в дорогостоящее соревнование с набирающим экономическую мощь третьим сословием, пришлось задействовать административный ресурс. В Британии дошло до того, что в 1533 году был принят специальный закон, запрещающий расшивать сорочки золотом и серебром кому бы то ни было, кроме титулованных особ.

Современным миром правят деньги, сегодня никто не оспаривает этого утверждения. Но в эпоху расцвета феодализма людям со средствами, но не имеющим титула, приходилось доказывать правоту сентенции личным примером, чему активно сопротивлялось чопорное дворянство, обладавшее властью, но не материальными ресурсами.

Британский запрет на золотое шитье на одежде людей, не обладающих дворянским титулом — отражение попыток правящего класса сохранить свое положение. Но самой одежде запреты, как ни странно, пошли только на пользу.

Если нельзя украшать наряд золотом, поневоле приходилось совершенствовать крой, придумывать новые красивые фасоны и детали. В этот период воротник, появившийся в веке XIII как узкая полоска ткани, выглядывающая из-под верхней одежды, превратился в самостоятельную декоративную деталь. Примерно в одно время с воротником появилась еще один важный атрибут современной сорочки — манжеты.

В нарядах испанских дворян воротник был свидетельством знатности. Сложное сооружение из тонкой льняной ткани испанские портные постепенно вообще отделили от рубашки и превратили в самостоятельное украшение. Воротники-жернова шили с множеством складок, крахмалили для пущей жесткости и даже вставляли металлический каркас.

Вспыльчивые и легкие на подъем, итальянцы в XVI веке изобрели невесомое украшение, переставшее в наши дни быть непременным атрибутом дорогого наряда, но не забытое до сих пор: кружева. Но о кружеве поговорим отдельно…

Статья опубликована в выпуске 12.11.2010

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: