• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Благодаря кому Сольвычегодск стал одним из крупнейших культурных центров средневековой России?

Пассажирский поезд Москва-Воркута стоит на станции Сольвычегодск две минуты. Скорый — на минуту дольше. Так что и смысла выходить из вагона нет. Перекурить не успеешь, как всё — даст тепловоз предупредительный гудок и покатит состав дальше, на север. К крупным станциям и большим городам. Микуни, Ухте, Печоре… Где и стоянка значительно дольше, и шанс купить относительно свежей прессы или чего-нибудь съедобного — выше.

И проплывает Сольвычегодск за окном потихоньку набирающего скорость вагона, не вызывая у большинства пассажиров никаких эмоций. Станция и станция. Самая обычная. Сколько таких было за те уже почти сутки, что прошли с момента отправления из Москвы?.. И сколько их ещё будет до Сосногорска, Сейды или Воркуты.

Но неправда их, пассажиров этих. Не обычная это станция. Совсем не рядовая.

Было время, когда Сольвычегодск по праву считался крупным культурным центром России. И сегодня во многих музейных экспозициях, посвященных допетровскому периоду истории нашей страны, особое, почетное место занимают изделия сольвычегодских мастеров. Иконы, лицевое шитьё или финифть — всё то, что мы называем декоративно-прикладным искусством. А тогда, в XVI — XVII веках, значение этого города для российской культуры было настолько велико, что именно он и в музыке, и в живописи, и в архитектуре вырабатывал тот стиль, на который затем ориентировалась вся остальная Россия. И стиль этот имел собственное имя. Он назывался «строгановским».

Именно с купцами Строгановыми очень тесно связаны и история средневекового Солычегодска, и та роль, которую он играл в культурной жизни России того времени.

Правда, поселения в ближайших окрестностях нынешнего города возникли задолго до того, как в этих местах появились первые Строгановы. Ещё в XIV веке сюда пришли новгородцы. Пришли и сразу же оценили выгодное географическое положение будущего Сольвычегодска, лежащего на пересечении двух важных водных путей. По одному из которых можно было по Вычегде и Двине выйти на север, к Белому морю. Другой вел на восток — к Перми и Предуралью.

Но не только география повлияла на выбор места основания города, впервые упомянутого в летописных актах 1492 года как посад Усолье. Уже само это название говорит о многом. Ну, как минимум о том, что населенный пункт расположен рядом с соляными источниками. У соли он лежит. Оттого и Усолье.

И сегодня в окрестностях Сольвычегодска неспешно несет в Вычегду свои солоноватые воды небольшая речка Усолка, а прямо в городской черте лежит озеро Соленое.

Ну, а в те времена соляных источников по всему Русскому Северу было более чем. И для того, чтобы отличить то Усолье, что на реке Вычегде, от тех, что в Галиче, Тотьме или Тутаеве, со временем город получил новое имя — Соль Вычегодская. От которого до Сольвычегодска оставалось совсем немного.

Это в наше время соль — самый обычный продукт. Забежал в ближайший продуктовый, да купил пачку. А вот в средние века, если перевести на наш, современный язык, соль была стратегическим ресурсом, одним из ценнейших по своей значимости элементов торгового оборота, имевшим — ни много ни мало — государственное значение.

Не лишним будет вспомнить, что в XIV—XV вв.еках Новгородская Вечевая Республика была одним из основных политических оппонентов Москвы. Поэтому неудивительно, что новгородцы не вызывали особого доверия сначала у великих московских князей, а потом и у государей. А вот к Анике Строганову (1497−1570) у Ивана IV Васильевича, того самого, которого мы знаем как Грозного, доверие было полное.

Настолько полное, что Строганов не только получил от государя монопольное право на освоение якобы пустых, не заселённых Пермских земель в Приуралье, но и разрешение на содержание собственного войска. Правда, если кто подумал, что последнее было нужно исключительно для обеспечения личной безопасности средневекового олигарха, то это не совсем так.

В 1581 году именно на Строгановские деньги уже сын Аники — Семён — и его внук — Максим Яковлевич — снарядили знаменитую экспедицию Ермака Тимофеевича, разбившего на реке Иртыш войска сибирского хана Кучума. И хоть четырьмя годами позже казачий атаман погибнет в одной из очередных стычек, но начатый им процесс прирастания России Сибирью уже станет необратимым. А новые земли и новые подданные платили дань — ясырь — не Строгановым. Государю.

Так что сотрудничество государства и частного капитала, к вящему удовольствию обоих сторон, было взаимовыгодным. Первое получало новых подданных и пополняло казну, а Строгановы — баснословные прибыли от соледобычи. Которые были настолько велики, что их хватало не только на содержание войска, личное потребление и развитие производства, но и на щедрые вложения в развитие культуры и художественных промыслов, пожертвования на строительство храмов.

Уже в 1560 году Аника Строганов начал возводить первый каменный храм Сольвычегодска — Благовещенский собор. Правда, освятить сооружение, что встало на высоком правом берегу Вычегды, и сегодня поражая своим величием, ему так и не удалось. После смерти отца строительство последнего культового сооружения Русского Севера, относящегося ко времени правления Ивана Грозного, продолжили его сыновья — Яков, Григорий и Семён.

На средства правнука Аники — Григория Дмитриевича Строганова, соратника Петра I, в 1688—1693 гг. в Сольвычегодске строился Введенский собор.

Так оно и повелось. Каждое поколение Строгановых старалось возвести в городе новые церкви. И не только их. И не только возвести. Как могло, украшало Сольвычегодск. Вносило в общероссийскую культурную копилку что-то лично от себя.

К концу XIX века в небольшом уездном Сольвычегодске, население которого по однодневной переписи 15 декабря 1863 года насчитывало «только 1332 обоего пола душ», стояло, радуя глаз горожан и приезжего люда, 12 каменных церквей!

Правда, потомков Аники Строганова к тому времени в городе уже не было. Соляные источники, как и любой невозобновляемый природный ресурс, истощаются в результате их эксплуатации. К началу XVIII века вычегодские рассолы стали настолько слабо концентрированными, что собственное производство стало экономически невыгодным. Дешевле привезти соль откуда из Тотьмы или Серегова, чем вкладывать деньги в выварку собственной. Вот их и перестали вкладывать.

В первой четверти XVIII века вычегодское солеварение практически полностью прекратилось. А незадолго до этого город покинули и последние потомки Аники Строганова.

Но осталась память о них. И о тех славных временах, когда Сольвычегодск был одним из крупнейших культурных центров средневековой России. Пусть они ушли, оставшись где-то там, в далеком прошлом, но и сегодня у нас перед глазами — и хорошо видимый из любой точки города Введенский храм; и стоящий на набережной Вычегды, у самой пристани, Благовещенский собор; и Спасообыденная церковь, что чуть выше по течению.

И если вдруг забросит кого-то судьба в те края — не торопитесь проезжать мимо. Правда, чтобы увидеть доставшееся нам от купцов Строгановых наследие, лучше выходить не на станции. Станция — это поселок Вычегодский. Новый Сольвычегодск. И лежит он на левом берегу Вычегды. А чтобы попасть в Старый Сольвычегодск, тот, который город, от станции надо проехать километров 20−25 и после этого ещё переправиться на противоположный, правый берег реки.

Так что, как показывает практика, лучше сразу брать билет до Котласа. А уже оттуда…

Статья опубликована в выпуске 28.11.2010

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: