• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Какова цена вечной жизни? Новая киноверсия «Портрета Дориана Грея»

Как вопрошается в песне легендарной рок-группы Queen, «Who wants to live forever?».

Эта композиция была использована в качестве саундтрэка к известному фантастическому боевику «Горец», имеющему с фильмом «Дориан Грей» мало общего, за исключением характерной особенности главных персонажей. Оба они — бессмертны.

…Дориан Грей (Бен Барнс) — молодой юноша, прибывающий в столицу Туманного Альбиона конца XIX века. Дориан, нежеланный отпрыск дочери известного лондонского аристократа лорда Келсо, был отлучен от дома, его мать умерла при родах, а отец скончался от тифа.

Скромный и непривычный к городской жизни молодой человек сразу попадает в руки опытного и циничного «познавателя жизни» лорда Генри Уоттона (Колин Фёрт), благодаря которому Дориан приобщается ко многим вредным привычкам. Сам лорд Генри не готов жертвовать скучной, но стабильной семейной жизнью ради приключений на пятую точку, но с удовольствием искушает юношу ночными соблазнами, выступая в роли Мефистофеля при Фаусте.

Однако курение, выпивка и проститутки — это лишь часть новых мироощущений Дориана. Его основной проблемой становится портрет руки художника Бэзила Холлуорда (Бен Чаплин). Влюбившись в собственное изображение на холсте, юноша мечтает о том, чтобы оставаться вечно молодым. Его слова были услышаны. Но не Богом, а Дьяволом, который заключил с Дорианом своеобразную сделку: теперь за Дориана хиреть и стареть будет его живописное воплощение, а сам он может жить в свое удовольствие, не беспокоясь о морщинах, болезнях и седых волосках в шевелюре.

Обнаружив, что теперь все недуги преследуют не его, а злополучный портрет, Дориан благоразумно упрятал произведение искусства на чердак и пустился во все тяжкие. Ночные бабочки и опиум заменили молодому человеку день и ночь, а сам он продолжал выглядеть прекрасно и свежо, аки утренний бриз. Тем не менее, порочный образ жизни просто обязан был сказаться на душе нашего героя. И он сказался. Сначала кончает жизнь самоубийством отвергнутая им девушка, которой Дориан клялся в любви, затем уже сам юный лорд Грей окропляет свои руки кровью, когда его друг и художник Бэзил нечаянно раскрывает страшную тайну молодости Дориана.

С тех пор портрет стал не только стареть и покрываться морщинами, но и преображаться в подобие некоего зловещего монстра, в коего на самом деле изящный и элегантный Дориан Грей и превратился…

«Портрет Дориана Грея» — единственный опубликованный роман известного писателя и драматурга Оскара Уайльда, в котором он частично описал собственные черты характера, а также воспользовался находками других литераторов, в частности Чарльза Роберта Метьюрина и Оноре де Бальзака.

Кинематограф всегда любил истории о бессмертии и тщеславии, о преступлении и наказании. Всё это в романе Уайльда присутствует, как и страсть к эстетической красоте, а также весьма скандальные для того времени намеки на гомосексуальность главного героя. Для самого писателя его нетрадиционные вкусы в сексе стали настоящей трагедией всей жизни, ибо после громкого судебного процесса он был вынужден не только отсидеть два года в тюрьме, но также навсегда покинуть родину. Там, на чужбине, он впоследствии и умер. В нищете и забвении.

Первая экранизация имела место в 1910 году, и к ее появлению, как это ни странно, приложил руку не Голливуд, а датчане в лице режиссера Акселя Стрёма. Американцы обратились к великому произведению лишь три года спустя, а еще через два (в 1915) свет увидела и российская версия Всеволода Мейерхольда.

Главный герой романа, Дориан Грей, в том или ином виде появлялся на большом экране 28 раз. Очень часто, учитывая эротическую подоплеку первоисточника, киновариант предлагался в жанре драмы с элементами эротики, вплоть до откровенно порнографических поделок типа «Портрета Дорианы Грей» (где вместо мужчины центральным персонажем является женщина).

Самыми известными и удачными переносами книги на пленку стали картины «Дориан Грей» Массимо Далламано в 1970 и «Портрет Дориана Грея» Альберта Луина в 1945. Только в новом тысячелетии персонаж Грея появлялся на экране семь раз, в том числе в экранизации комикса «Лига выдающихся джентльменов» режиссера Стивена Норрингтона, а также в исполнении Малкольма МакДауэлла.

Британский режиссер Оливер Паркер, поставивший последнюю на сегодняшний день экранизацию, ранее уже обращался к творчеству Уайльда, сняв в 1999 году по одноименной пьесе писателя картину «Идеальный муж» с участием Руперта Эверета, Джулианны Мур и Кейт Бланшетт. Посему проблем и трудностей с адаптацией романа Паркер явно не испытывал, что явственно чувствуется по его уверенной режиссуре.

«Дориан Грей» образца 2009 года вообще получился очень кинематографичным и аутентичным. Создатели фильма подошли к воссозданию эпохи скрупулезно: машины, костюмы и платья, аксессуары, декорации — всё выполнено и подобрано с большой любовью и тщательностью, тем более что лента снималась в Лондоне, где и происходят события самого романа.

Само собой, что некоторые киноусловности были соблюдены. Авторы добавили в фильм несколько весьма щекотливых эпизодов, описывающих грехопадение Дориана, а также превратили картину из мистической драмы почти в триллер, применив даже толику пугающих спецэффектов.

Теперь об актерских работах. Редкий случай, когда в ленте практически нет раздражающих своим видом исполнителей. Тяжелее всего, безусловно, пришлось Бену Барнсу, для которого роль Дориана Грея стала первой масштабной ролью после непродолжительных появлений на экране в фэнтезийных лентах «Звездная пыль» и «Хроники Нарнии: Принц Каспиан». Барнс не удивил, но и не разочаровал, отыграв очень грамотно, уверенно, но суховато — что называется, без надрыва души. Ему явно не хватало опыта и таланта своего партнера по фильму Колина Фёрта, которому досталась партия лорда Генри.

Игра Фёрта — выше всяких похвал. Актер очень сильно прибавил после «Дневников Бриджит Джонс», что также очевидно по недавним картинам «Одинокий мужчина» и «Король говорит!». Лорд Генри — вообще персонаж противоречивый, хотя разные экранизации трактуют этот образ по-разному. Особенно в плане взаимоотношений Генри и Дориана. В данной версии лорд Генри вышел скорее положительным персонажем, чем дьяволом-искусителем, коим он однозначно представляется в книге.

Финализирую. Пословица гласит: «Всё новое — это хорошо забытое старое». Это так, хотя в нашем случае история переносится на экран столь часто, что многие, даже не читав книгу, спокойно могут рассуждать о сюжете, мотивах и поступках героев.

Хорошо это иль плохо, когда классика познается не из первоисточника, а на основе киноверсий — судить сложно. По крайней мере, это явно лучше, чем перерабатывать вновь и вновь избитые сюжеты комиксов про супергероев или плодить унылые боевики и криминальные триллеры.

Новый «Дориан Грей», за исключением небольших девиаций в угоду жанру в финальной части картины, всё-таки ближе к классическому прочтению первоисточника.

Статья опубликована в выпуске 16.12.2010

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: