• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Кому в Мексике жить хорошо? Алек Болдуин в боевике «Побег»

Если взять да подсчитать, сколько всего за историю американского кино различных бандитов, авантюристов и прочих мерзопакостных элементов (а также вполне приличных, но попавших в неприятную ситуацию людей) в поисках свободы пересекали границу США с Мексикой, то выяснится, что Голливуд уже давно переехал.

Впрочем, население Америки от этого отнюдь не уменьшается, а, скорее, наоборот, ибо скромные мексиканские мучачос незаконно перетаптывают ту же самую границу миллионами, таким образом перетягивая одеяло эмиграционной статистики на себя с ушами.

Вожделенная страна сомбреро, кактусов и текилы, что так манит граждан Америки, преступивших закон, сама по себе эталоном правопорядка отнюдь не является. О чем частично и идет речь в криминальном боевике Роджера Дональдсона «Побег».

…Картер «Док» МакКой (Алек Болдуин) — профессиональный преступник. Мастер на все руки, Док берется за всякое дельце, чтобы добавить в кровь адреналина, а в карманы — баксов. Но чутье подвело нашего героя, когда ему предложили освободить из тюрьмы какого-то мексиканского гонзалеса по имени Мендоса. Сделка оказалась подставой, напарник Дока, длинноволосый мерзавец Руди (Майкл Мэдсен), свалил на арендованном самолете, а сам Док, застуканный при трупе и куче неотмытых денег, получил 20 лет в мексиканской кутузке.

Доку, само собой, до слез обидно. 20 лет — это не поле перейти. Одна надежда, что его красавица жена Кэрол (Ким Бэсингер) сумеет договориться с неким барыгой Джеком Бэнионом (Джеймс Вудс), который ищет профессионалов на крупное дело. Кэрол и правда сумела уговорить Бэниона выкупить ее мужа из мексиканской тюрьмы, однако при этом ей пришлось пожертвовать очень многим, в том числе честью и достоинством.

Выйдя на свободу, Док выясняет, что Бэнион вознамерился ограбить собачьи бега, которые с чего-то вдруг отказались платить ему процент. Сделать он это намерен руками Дока, а также всё того же пресловутого Руди (будто бы других подонков поблизости не оказалось). Дело, якобы, плевое, немного шума, пара взрывов, отвлекающий маневр — и опля, в кармане грабителей оказывается энная крупная сумма. Печаль в том, что, как обычно, после ограбления всё начинает идти наперекосяк. Сначала Руди воспылает жадностью, что не лучшим образом скажется на его здоровье. Затем Бэнион решит поделиться с Доком откровенными подробностями его сексуальных отношений с Кэрол, что также добавит ему лишних дырок в торсе.

Ситуация проста и сложна одновременно. С одной стороны, супружеская пара, несмотря на явные трения по вопросу почившего Бэниона, обладает приличными деньгами, а значит, можно смело завязывать с преступным прошлым и отправляться на юга. С другой стороны, этому сильно мешает неубиваемый Руди, которого Док сумел только ранить, а также помощники Бэниона, решившие, что смерть четы МакКой будет прекрасным завершением этой кутерьмы. Ну и до кучи полиция штата, разыскивающая Дока за вооруженное ограбление, убийство охранника (это был не он, но суд разберется), вооруженное же сопротивление полиции и прочие гадости. А Мексика, как вы понимаете, еще далеко…

Сценарий. Хороший, крепкий сценарий — зачастую половина успеха фильма. Очень редкий случай, когда никудышную писанину вывозит актерская игра. Еще реже этому способствуют режиссеры, операторы и композиторы. За сценарий «Побега» беспокоились многие, поэтому сюжет получился внятным, персонажи — адекватными, их поступки — мотивированными. И на то есть три весомые причины. Во-первых, это экранизация одноименного бестселлера Джима Томпсона, известного американского писателя, автора детективных романов. Роман «Побег» был написан им в 1959 году.

Во-вторых, «Побег» 1993 года — это не что иное, как ремейк. Да, не удивляйтесь, мода на переделки давно уже лихорадит Голливуд. Хотя нет, в девяностых американцы еще не поставили сей процесс на конвейер, и ремейки были товаром штучным. Первая экранизация случилась аж в 1972 году, ее постановщиком значился знаменитый Сэм Пекинпа («Конвой», «Соломенные псы», «Дикая банда»), а в главной роли блистал непревзойденный Стив МакКуин.

В-третьих, и это самое главное, сценарий обоих «Побегов» написал один и тот же человек, который таким образом сумел дважды войти в одну и ту же реку, хотя второй раз ему не удалось по-настоящему искупнуться во славе. Речь идет о ветеране Голливуда Уолтере Хилле, режиссере и сценаристе таких замечательных картин, как «48 часов», «Миллионы Брюстера», «Перекресток» и «Красная жара». Остается лишь гадать, почему Хилл отказался ставить «Побег» самостоятельно, хотя кандидатура Дональдсона лично у меня никаких претензий не вызывает.

С актерами всё получилось несколько сложнее. Естественно, что американский зритель, для которого Стив МакКуин является одной из ярчайших звезд 60-х — 70-х, неоднозначно воспринял на этой роли Алека Болдуина, смазливого красавчика и плэйбоя, прославившегося не столько своей игрой, сколько различными скандалами и браком с популярной секс-дивой Ким Бэсингер. Это сейчас старший брат из клана Болдуинов (помимо Алека, в кино также активно снимаются Стивен, Уильям и Дэниэл) является одним из символов Голливуда, и ему доверяют даже проведение всяких ответственных церемоний. А тогда он был одним из многих, талантливых, но не хватающих звезд с неба исполнителей. Поэтому американцы были явно недовольны выбором, хотя, нам, россиянам, привыкшим к Алеку еще в эпоху видеобума, это роптание может показаться надуманным.

С Ким Бэсингер вышло попроще. Дело в том, что картина вышла спустя несколько месяцев после официального бракосочетания актеров, поэтому в «Побеге» Бэсингер была женой главного героя не только виртуально, но и реально. Самое забавное, что Стив МакКуин и Эли МакГроу также в процессе съемок «Побега» (1972) состояли в браке. Как говорится, ремейк до упора. Однако ж 1993 — не 1972, тогда нравы всё-таки были пожестче, а в начале девяностых обнаженная грудь (и не только) Бэсингер уже никого не удивила. Скандал разгорелся немного погодя, когда в СМИ просочилась информация, что в сценах любви главных героев Болдуин со своей женой даже и не думали притворяться.

Что там с плохими парнями? Снова плюс команде по подбору актеров. На роли злодеев взяли очень ярких, хоть и не звездатых, исполнителей. Коварный Бэнион — великолепный Джеймс Вудс. Его гадкий помощник Джим Дир — обаятельный Дэвид Морс. И на закуску — хипарь Майкл Мэдсен, пришедший в «Побег» прямиком из «Бешеных псов» Тарантино. Все эти люди на партиях кинозлодеев сколотили карьеру, поэтому смотреть на них — одно удовольствие.

Финализирую. Я намеренно не сравниваю ремейк с оригиналом. Не смотрел, да и не считаю нужным проводить аналогии, так как при общей концепции фильмы всё равно получились разными. Несмотря на наличие некоторых штампов (безликие и тупоголовые копы, меткие и непотопляемые герои), кино у Хилла и Дональдсона вышло пристойным.

Поначалу кажется, что действие провисает, однако после ограбления оно устремляется вперед, аки стрела Робин Гуда, заставляя зрителя нервничать и нетерпеливо ерзать в кресле. Хорошее кино всегда оставляет послевкусие.

Лично мне больше всего запомнилась короткая сцена, в которой Болдуин едет по вечернему шоссе с открытым окном, его волосы треплет легкий ветерок, а в кадре звучит великолепная гитарная тема композитора Марка Ишама.

Статья опубликована в выпуске 4.01.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: