• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Где это - на белом свете? Про медведей и про нас

Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря
Трутся об ось медведи, вертится земля.

Мимо не только столетья плывут, уже тысячелетье проплыло и скрылось в дымке-тумане «белом, как медведь», следуя своему предначертанному или непредначертанному пути. А мы еще можем повспоминать то, что нас когда-то огорчало или развлекало. Лучше — то, что развлекало.

Вспомним самые популярные песенки XX века. К одной из них относится «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница». Определенная в фильме как «наша студенческая», она, конечно, для многих совсем не такая, уж больно давняя. Но все равно — наша.

Причастные

Мелодию для фильма Леонида Гайдая сочинил замечательный композитор Александр Зацепин. Родился он 10 марта 1926 года в Новосибирске, сейчас проживает попеременно во Франции и в Москве.

Александр Сергеевич Зацепин — композитор-песенник, подаривший нам то, что до сих пор у многих на слуху. Музыка к кинофильмам — это особый жанр, который требует исключительного мелодического таланта и точечной образности.

Все фильмы, над которыми работал Зацепин, физически невозможно здесь перечислить, можно лишь частично указать: «Где находится нофелет?», «Остров погибших кораблей», «Спортлото-82», «Женщина, которая поёт», «31 июня», «Капитан Немо», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Бриллиантовая рука», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Красная палатка», «Земля Санникова»…

Без этой музыки (ее и киномузыкой не назовешь, это просто музыка) и фильмы были бы совсем другими, не теми, которые помнятся долго. Не случайно музыка Зацепина к некоторым кинофильмам живет отдельно — вероятно, любой человек может с ходу подхватить: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

«Песенка о Медведях» тоже зажила самостоятельной жизнью вне фильма, благодаря удивительной «непростой простоте», а также голосу не указанной в титрах певицы. Эту песенку спела в фильме Аида Ведищева.

Аида Семёновна Ведищева (Вайс) родилась 10 июня 1941 года в Казани. Жила в Иркутске, Харькове, пела в оркестрах в оркестре О. Лундстрема и Л. Утёсова. С 1980 года Аида Ведищева живет в США, продолжает творческую деятельность. А нам остались записи ее чудного голоса — «Помоги мне!» (знаменитое танго из «Бриллиантовой руки»), «Чунга-Чанга», «Лесной олень» и «Песенка о медведях».

Заглавную роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы», станцевавшей твист под эту песенку, сыграла Наталья Варлей.

Наталья Владимировна Варлей родилась 22 июня 1947 года в Румынии, город Констанца. Жила в Мурманске, затем — в Москве. Замечательная актриса, просто красавица и неординарный человек.

Где-то на белом свете, там где всегда мороз
Трутся спиной медведи о земную ось

Если музыка А. Зацепина довольно долго вызывала неприятие у режиссера, то слова вызвали бурю возмущения у худсовета. Слова к песенке написал замечательный поэт (переводчик, а по профессии — юрист) Леонид Петрович Дербенев. К сожалению, он умер в 1995 году.

Исключительное поэтическое дарование позволяло Леониду Дербеневу сразу писать текст на уже существующую мелодию. И не просто «Ты меня любишь, я тебя лЮблю», а то, что называется настоящей поэзией. «Есть только миг» — это ведь тоже стихи Л. Дербенева, как и многие-многие другие, до сих пор звучащие и на эстраде, и в жизни.

Что касается слов «Песенки о медведях», то изначальное недоумение они вызвали у режиссера («Лето на дворе, при чем здесь мороз?») и некоторое негодование у худсовета. Худсовет в те времена — орган культурной власти с функциями цензуры, оцениваемый сегодня неоднозначно. Запрещали многое, часто «с водой» выкидывая новорожденные шедевры. В данном случае — обошлось, попросили поменять первоначальное «Чешут медведи спины о земную ось». Негигиенично звучит, неэстетично смотрится, разве у них блохи, зачем чешутся? Видимо, у наших медведей блох быть не может из принципа.

Слова немного поменяли, оставив нам трущихся о земную ось белых медведей, что образно мы прекрасно воспринимаем.

«Место действия» песенки

Сцену с песенкой снимали в Крыму — где гора Демерджи (Демирджи) и Долина Привидений (памятник природы). У места есть своя легенда о злобном кузнеце (Демирджи и есть кузнец на крымско-татарском языке), похитившем селянку. Бог горы рассердился, сотряс гору, и, все сметая на своем пути, покатились огромные валуны.

На одном из этих валунов Наталья Варлей и станцевала под «Песенку о медведях». Там же путникам с удовольствием и сейчас демонстрируют «Орех Никулина».

Земля продолжает вертеться, медведи продолжают тереться. Задача у медведей простая и понятная:

Крутят они, стараясь, вертят земную ось,
Чтобы влюбленным раньше встретиться пришлось,
Чтобы однажды утром, раньше на год иль два,
Кто-то сказал кому-то главные слова.

Судя по всему — не зря все же стараются эти медведи. Где-то на белом свете, в самых разных странах, живут люди, которые хорошо помнят эту песенку.

Где-то на белом свете, в самых разных странах, живут люди, создающие некий нематериальный продукт, который оказывается нужным. Где-то на белом свете продолжают рождаться дети, которые будут распевать свои песенки — хотелось бы, чтобы они оказались такими же симпатичными.

(Посмотреть-послушать можно в комментариях.)

Статья опубликована в выпуске 4.01.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (48):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
  • Галя, спасибо!!! Напомнила и песенку, и фильм ... Знал бы тот худсовет, да?

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова, с удовольствием прочитала статью, с удовольствием послушала песню. Как я люблю эти старые фильмы!

    Оценка статьи: 5

  • прочитала статью с большим удовольствием. Вспомнился этот замечательный фильм, прекрасные актеры и, конечно, незатейливая, но очень милая песенка...

  • Галя Константинова, вспомнилась всеобщая бессвкусица и китч. Вот они-то и виноваты в обдуривании целого народа, с этого зомбирование и начиналось. Спасибо за статью - напомнило начало застоя, но от того же гноя и нарыв прорвался!

    • Лаура, есть непреложный общеизвестный факт, что лучшее рождается чаще тогда, когда плохо. Литература, музыка и т.д. Можно поспорить, конечно. )). Но эта песенка ничуть не хуже подобных в США, а фильм и просто шедевр.)

      читать дальше →

      • Галя Константинова, тебя, Галчон! О, говна так много и так уплотнилось, что мы в нем плаваем, а то, что сверху, уже меньше воняет и туже плавается. Нет, я им не прощу моих молодых лет, воспитанных на этом говне, на Утесовом, на Пугачихе и прочьем дерьме. И вот этот фильм туда же, Галка, сорри.

        • Лаура Ли, по-моему, все просто: не любо - не слушай. Утесов и "Кубанские казаки" - от этого "балдело" поколение моих родителей. Но не столько от слов или же музыки, а от воспоминаний из личной жизни, которые с этими песенками были связаны (танцплощадка, последний ряд кино, провожания, обнимания и пр.) Правда, если бы начать с ними спорить (упаси Боже!), то приводились доводы по большей части эстетические. Хорошая музыка, нехитрые слова. Певец стоит себе перед микрофоном, а не прыгает кузнечиком туда-сюда. Лепота!

          Оценка статьи: 5

          • читать дальше →

            • Люба Мельник, стихотворение по случаю.

              Ах, какая была держава!
              Ах, какие в ней люди были!
              Как торжественно-величаво
              Звуки гимна над миром плыли!
              Ах, как были открыты лица,
              Как наполнены светом взгляды!
              Как красива была столица!
              Как величественны парады!

              Проходя триумфальным маршем,
              Безупречно красивым строем,
              Молодежь присягала старшим,
              Закаленным в боях героям -
              Не деляги и прохиндеи
              Попадали у нас в кумиры...
              Ибо в людях жила - идея!
              Жажда быть в авангарде мира!

              Что же было такого злого
              В том, что мы понимали твердо,
              Что "товарищ" - не просто слово,
              И звучит это слово гордо?
              В том, что были одним народом,
              Крепко спаянным общей верой,
              Что достоинства - не доходом,
              А иной измеряли мерой?

              В том, что пошлости на потребу
              Не топили в грязи искусство?
              Что мальчишек манило небо?
              Что у девушек были чувства?
              Ах, насколько все нынче гаже,
              Хуже, ниже и даже реже:
              Пусть мелодия гимна - та же,
              Но порыв и идея - где же?

              И всего нестерпимей горе
              В невозможности примирений
              Не с утратою территорий,
              Но с потерею поколений!
              Как ни пыжатся эти рожи,
              Разве место при них надежде?
              Ах, как все это непохоже
              На страну, что мы знали прежде!

              Что была молода, крылата,
              Силы множила год за годом,
              Где народ уважал солдата
              И гордился солдат народом.
              Ту, где светлыми были дали,
              Ту, где были чисты просторы...
              А какое кино снимали
              Наши лучшие режиссеры!

              А какие звенели песни!
              Как от них расправлялись плечи!
              Как под них мы шагали вместе
              Ранним утром заре навстречу!
              Эти песни - о главном в жизни:
              О свободе, мечте, полете,
              О любви к дорогой отчизне,
              О труде, что всегда в почете,

              И о девушках, что цветами
              Расцветают под солнцем мая,
              И о ждущей нас дома маме,
              И о с детства знакомом крае,
              И о чести, и об отваге,
              И о верном, надежном друге...

              И алели над нами флаги
              С черной свастикой в белом круге.

              Юрий Нестеренко

              Оценка статьи: 5

          • Марк Блау, "балдело" оно от своей молодости и беспечности. А сейчас над старьем балдеет вспоминая свой ТОТ балдеж. Никакой художественной ценности в искусстве тех лет не было. Была идеологическая давежка населения и равнение на серую середину. Вот тогда они съели Пастернака, повесили Марину, гноили Шаламова И Солженицына, тогда они научили, что Операция Ы - это смешно и смеяться надо вот тут и вот тут, как пишет Абрамов. Эти посредственности как сорняк заглушили все лучшее в русском искусстве, воспитали посредственного, серого зрителя, читателя. А что касается, не смотри и не слушай, так и сама не смотрела-нечитала-не слушала и детям не велела. Вот почему я всегда против героизации анти-искусства, какими умильными поводами оно бы не подавалось. И Галя тут не причем - она тоже вспоминает себя-молодуху и свой молодой смех. Как и все мы. А фильм - дерьмо и песенка такая же умная: ля-ля-ля.

            • Лаура, поскольку "меня без меня немного женят" (если следовать старой пословице), опять вынуждена встрять. Галя здесь при чем.

              Не буду я участвовать в этом Костре Инквизиции и бросать туда лучшее, что было сделано - еще раз: людьми и для людей. Не буду сжигать ноты Шостаковича и комедийные фильмы.

              Кстати, категория смешного с трудом поддается анализу. И глубокомысленные и категоричные суждения – что смешно, а что нет – тоже смешны. Человека нельзя заставить смеяться. Человека можно принудить плакать, очень легко, одной левой. Заставить человека плакать очень легко, но заставить смеяться – невозможно. А на гайдаевских фильмах люди продолжают смеяться. Сама вот ролик посмотрела и хмыкнула, когда орех по темечку. Меня вот тоже часто орехи по темечку, и такое же глупо-изумленное выражение лица при этом.

              • Лаур, что касается серости - то есть везде люди исключительно Богато-духовные, да? По-моему, серости везде хватает, хоть ее воспитывай, хоть так оставь.))) Во всем мире хватает серости и хватает разнообразных ее проявлений.

                А мои дети все смотрели - и американские ужастики, и старые комедии. Ты знаешь, хорошие дети

                • Галя Константинова, значит был анти-советский иммунитет хороший. Серость, возведенная в идеологию - это явление домашнего разлива. Воспитание оболваненной серости - это была идеологическая задача комми. На западе серости хватает по натуральным причинам, но всегда есть свобода выбора между сериалами, комедиями мордой в салат и интеллектуальным кино или литературой. Вот ты мне скажи, какая СУКА в кубе! протащила на советские экраны латинские сериалы? Ведь не было же этого даже при совках И попадались же приличные серъезные ленты (Отец Солдата возьмем, грузинские короткометражки, Параджанов тот же, Тарковский мало, но мелькали среди идеологического дерьма настоящие звездные фильмы). И вот кто-то притаскивает в перестроечное время (или раньше?) мексиканские сериалы, отравляет ими население и потом начинает лепить свои по образу и подобию. Ты много сейчас можешь насчитать просто односерийных хороших лент? После "Острова", пожалуй, ничего не вышло. Я-то слежу - каждый ход иду на международный фестиваль и смотрю, что привозит Россия - Гарпастум привезли лет 5 назад - дерьмо из дерьма! Одни телесериалы, которые просто вредно здя здоровья смотреть. А ведь взяли с Запада самое худшее - у нас их смотрят исключительно недоразвитые умственно мексы и черные, а белое население, считай, давно уже имеет каналы альтернативного неголивудского кино - снимают друг для друга, для узкого круга людей непрокатные фильмы и в своем кругу варятся. Есть категория отморозков - для них пишут и снимают Поттера или Аватара, чушь типа Титаника...

                  • Лаура, согласна. Тащут что ни попадя.)) Правда, заметила, что латиноамериканские сериалы любят. Не знаю, что там людей затрагивает. Житейскаяы история - у соседки было горе страшное, чудовищное. А она говорит, сейчас серия, там с доном Луисом и Сальва и Фернандес (все наобум пишу) что-то должно произойти. Вот тогда и поняла, что люди за неимением другого цепляются за то, что есть. Вот такие дела.

                    И про наши сериалы согласна. Даже может быть первая серия хорошо сделана, а потом все раврно тяп-ляп. Шоу маст гоу он, сама знаешь. Главное - оседлать конька и вперед, с бюджетными часто денежками. А уж любовные сериалы а ля Мексика вообще песня.

                    Пр непрокатное кино тоже знаю. Вот так и живем.

              • Галя Константинова,
                Очень печально когда гадят на великий талант. Плакать заставить легко, а вот смеяться заставить у Гайдая был великий талант.

                Оценка статьи: 5

                • Вест Неруш, я тоже считаю, что комедии хорошие для своего времени. И уж точнго не хуже прочих других в мире.

                  Собственно, кто как хочет - так может считать, но фильмы эти останутся в золотом фонде мировой кинематографии. Здесь немного люди о другом: о системе, о травле талантов. Все это было, конечно. Даже в "Кавк.пленнице" - и то не обошлось без подлянки: голос певицы остался безымянным, убрали Аиду Ведищеву из титров, как нежелательную. Но убрали не Гайдай или прочие актеры, убрали чиновники из ГосКино. Исключительная глупость, как водится. ))

                  Кстати, и сейчас талантам трудно пробиться. Что на эстраду, что в кино. Так что - Брежнев, не Брежнев, а дело это продолжается вовсю. ))))

                  • Галя Константинова,
                    Пробтится нужны деньги. Гайдай пробиллся исключительно за счёт своего таланта и поддежки своей супруги Гребешковой. Жаль что ушёл так рано из жизни. Поднаготную их жизни я знаю очень хорошо. И очень обидно читать гадости о них.

                    Оценка статьи: 5

                    • Вест Неруш,

                      ДА. я тоже считаю, что Леонид Иович Гайдай талантливый режиссер.

                      Пробиться нужны деньги

                      А вот в этом месте что-то странное происходит на данный момент. В США продюсеры сразу вкладываются в талант, который принесен еще большие деньги. По крайней мере, схема эта обычная и работающая. А у нас - такое впечатление, что все забито на века. Пробиться туда, где вертятся большие деньги, практически невозможно. Хоть какой талант. Раньше была тупость руководителей и зависть коллег по цеху, сейчас - структуры, захватившие эти сферы для себя, своих родственникоы и друзей. )

                      Так что нам никогда не узнать, сколько талантов сгинуло тогда. И сколько не сможет пробиться сейчас.

              • Галя Константинова, ты мне можешь назвать еще какую-нибудь страну где этого домашнего разлива Гайдая знают? Домашняя заготовка для домашнего потребления. Еще пару поколений, и люди уже не будут понимать почему там и где и над чем надо смеяться. Да, из режиссеров комического жанра на том отрезке времени и для той сферы потребления культуры он был лучший - ведь лучшее мировое кино было недоступно по причине цензуры. Очень мало было зарубежных хороших фильмов в прокате. Так и получилось, что население слаще морковки ничего не могло съесть. И считалось, что это лучшее. А в Европе как раз в это самое время был мощнейший всплеск киноискусства, великие режиссеры творили. И они уже вошли в классики и останутся мировыми классиками. Актеры великие становились классиками и останутся в истории. Ну, Варлей, ну она же цирковая девочка была. Ну, мелькнула, но погалса быстро. Понимаешь, просто у нас не было возможности сравнивать лучшее наше с действительно лучшим в мире. Потому, что СССР был отрезан от мировой культуры, а когда появилась возможность интегрироваться в культурные ценности, то опять-таки взяли самое худшее, о чем я тебе написала в следующем комментарии.

                • Лаура, нас объединяет одна общая черта: мы обе не любим кривить душой. Ну не могу я в этом пункте согласиться. ))) Даже ради мира в этой ветке и на земле вообще. ))))))

                  Гайдаевские комедии на уровне всех прочих мировых того времени. Речь ведь не о высоком-превысоком кино, а о замечательном комедийном жанре. Там столько точечных попаданий. Их люди чувствуют до сих пор. Он же был не единственным комедийным режиссером, однако, навскидку даже не вспомнить, что и кто там еще.

  • 5!

    Галя Константинова, Прекрасная статья и замечательный фильм! Не зря его смотрят и продолжают восхищаться уже несколько поколений , не только тех, кто вырос в то время. Мой восемнадцатилетний американский внук с удовольствием смотрит этот фильм, уже видел несколько раз и всегда с охотой пересматривает, уж его -то не обвинишь в пристрастии и ностальгии по советскому...

    Оценка статьи: 5

    • Гера, спасибо. Меня ведь тоже не обвинишь в пристрастии ко всему-всему ооветскому)))). Просто стараюсь различать.)

      Комедия - хорошая. Песенка - обычная, но тем и хороша. Вообще этот тандем Зацепин-Дербенев в советком кинематографе один из лучших. "Круче" только киномузыка к фильмам Захарова, но они помладше, там все другое, там подтексты.

      А здесь - никаких подтекстов вообще, никакой идеологии в принципе. Как и у Утесова - легкий ветерок свободы.

      читать дальше →

  • Старая добрая комедия Гайдая. О судьбе Натальи Варлей неполная. Вродебы она ударилась в религию и стала затворником.

    Оценка статьи: 5

    • Вест Неруш, Первый канал не смотрите? В 2009 году Варлей участвовала в проекте «Две звезды». Снимается, озвучивает сериалы.читать дальше →

      • Марианна Власова,
        Этот проект не видел. Смотрел интервью подробности не помню было года 3 назад а может и больше не помню время и подробности.
        Интервью было или монастыре или загородном доме. Помню что связано с какой то трагедией в её личной жизни. Запомнил что была именно она с неудачным макияжем. На каком канале не помню. Это было единственное интервью, почему тоже не знаю. Это не плод моих фантазий. Не помню источник информации. Так что оспорить не могу.

        Оценка статьи: 5

  • В общем так. В одном советском учебнике по термеху образца 1972 года для физ-мат. школ была такая задачка. Предположим, что Земля вращается без трения вокруг неподвижной оси диаметром 10 км, один конец которой закреплён в созвездии Малой Медведицы, а другой – в созвездии Южного Креста. Об эту ось, без перерывов и выходных трутся 100 медведей средней упитанности. Через сколько лет они увеличат угловую скорость вращения Земли вдвое, если предположить, что среднестатистический Медведь может развить усилие в 1000 н, а коэффициент трения Медведя об ось равен 0,3 (Кожа по Стали)? Считать, что Земля – однородный шар радиусом 6400 км, массой 6•10^24 кг.


    Чтобы не интриговать, сразу привожу и ответ, но без промежуточных выкладок:
    4,7•10^25 сек. т.е. около 1,5•10^18 лет.