Евгений Жарков Грандмастер

Торжество технологий в чистом виде? «Обитель зла 4: 3D-Лажа»

Этот фильм погубила любовь. Любовь к эпатажу, к мясопродуктам и Милле Йовович. Когда Феллини снимал в своих картинах Джульетту Мазину, ему пели дифирамбы и дарили Оскаров. Когда Пол У. С. Андерсон решил в четвертый раз снять свою нынешнюю жену в очередной «Обители зла», он перегнул палку бытия. «Пускай будет 3D-каша, но наша» — видать, подумалось Андерсону, у которого между словом и делом совсем тонюсенькая перегородка. И полетели вертолеты, засвистели пули, заплясали отблески света на холодных лезвиях самурайских мечей.

…Сюжет предыдущих фильмов помнить не обязательно. То, что нужно, вам напомнят. Элис (Милла Йовович), которую в конце третьей серии обильно размножили, подружилась со своими клонами, а старых друзей запнула в вертолет и отправила на Аляску.

С дружной компанией близняшек в обтягивающих одеждах, Элис теперь занимается тем, что мочит подпольные лаборатории гадостной компании «Амбрелла», где окопался вредоносный и жутко коварный агент Смит, он же Альберт Вескер (Шоун Робертс). Смит-Вескер, прикинувшись врачом-терапевтом, заманивает Элис к себе на корабль и делает укол в мягкое место, после чего супервумен теряет все свои сверхъестественные способности. Тут и сказочке конец, ибо начинается суровая быль.

Аляска. Наши дни. Неугомонная Элис в тулупе с нашивкой «Армия» (даже не спрашивайте, я не знаю, где она его достала) кружит над страной чудес в поисках живых. По радио сообщили, что есть некий городок Аркадия, куда инфекция еще не добралась, есть теплый чай, плюшки и уютное кресло-качалка с видом на Северный Ледовитый океан. Увы, верить всему, что говорят по радио, нельзя. Прибыв по указанным координатам, живых людей, окромя своей старой подруги Кэрол, она не обнаружила. Да и та бегает по пустынному пляжу с ножичком, спутанной копной волос, белоснежными зубами и какой-то жукобандурой, прикрепленной меж грудей.

Куда отправиться двум симпатичным девчонкам после холодной и негостеприимной Аляски? Ясен пень, в Лос-Анджелес! Сезон кинопремьер, конечно, уже закончился, но зато можно полюбоваться на эффектно догорающую в пятисоттысячный раз надпись «Hollywood» на склонах горы Маунт-Ли. И посадить самолет Як-52 (поставляется в комплекте с вышеупомянутым тулупом) на крышу тюрьмы, которая краеугольным камнем высится посреди утопающего в руинах и праздно шатающихся зомби города.

В тюрьме девочки-припевочки познакомятся с небольшой компанией выживших. Среди них есть продюсер Беннет (Ким Коутс), его раб-помощник Норман, бывшая баскетбольная звезда Лютер (в исполнении актера с распространенным австрийским именем Борис) и еще несколько невнятных персонажей. Ах да, совсем забыл про Венворта Миллера. Чувак смыл свои татуировки, но по-прежнему сидит за решеткой. Миллер здесь приходится братом активно амнезирующей Кэрол и, как обычно, за небольшую мзду предлагает исполнить 400 и 1 способ «побега из тюрьмы».

Что, спрашиваете, будет дальше? Дальше авторы фильма перешли от предварительных ласк к безудержному чукалову, которое в английском языке именуется грубым словом «экшн». Будут вам и зомби с физиономией, аки цветок лотоса, и мясник-дровосек из «Сайлент Хилла», и лучшие кадры из «Матрицы», и даже баржа, полная людей в белых одеждах. И «тонкий» намек на продолжение, само собой…

Для фильмов Андерсона уже пора выделить отдельную жанровую нишу, потому что «Обитель зла 4» — это феерический маразм. Точнее, феерический 3D-маразм, хотя этой опцией смогли насладиться лишь те, кто посетил сеанс фильма в кинотеатре.

Франшиза «Resident Evil», начатая в 2002 фильмом «Обитель зла» по мотивам одноименной серии компьютерных игр компании Capcom, с каждым разом демонстрирует всё более удручающие мозг зрителя результаты. Полное отсутствие интриги, ужасающие топорностью диалоги и постепенно слабеющий поток фантазии авторов, заставляющих героев из серии в серию угрюмо сражаться с монстрами, друг другом и подступающей зевотой. В чём же секрет успеха фильмов Андерсона, который дважды выступил в киносериале режиссером, и четырежды сценаристом и продюсером?

Секрет, в общем-то, прост и гениален одновременно. Отринув сценарные изыски, логику и мотивацию, создатели картины сконцентрировались на главном двигателе сегодняшнего голливудского кинематографа — визуальных спецэффектах. Возможно, что не случись в конце прошлого года «Аватар» и последовавший вслед за ним трехмерный бум, зритель мог бы вполне обойтись без очередного продолжения с приставкой «триДэ». Но столь заманчивый шанс срубить денег Андерсон упустить не мог. Его бы потом совесть замучила и Йовович запилила.

Нюанс состоит в том, что в отличие от своих коллег по цеху, алчный Пол выкачивает бабло из доверчивых зрителей незатейливо. Я бы даже сказал, нагло и бесцеремонно. Ведь если разобрать «Обитель зла 4» по кадрам, то выяснится, что ни один из них фактически Андерсону не принадлежит. Перед нами работа великого компилятора, тихо транслирующего чужие находки под собственным маринадом.

Положительные отзывы о фильме, как правило, заключаются в двух словах. Мол, не надо, друзья, искать тут большой идеи или глубокого смысла. Отключите мозг, откройте рот и наслаждайтесь, периодически закидывая в хлебоприемник попкорн и орошая его сверху прохладительным напитком. Красиво ведь. Там стреляют, тут летают, кто-то кого-то постоянно мочит в сортирах под завораживающее «слоу-мо» и великолепный дождь из канализации. Ах, как замечательно пролетел этот 3D-молот над головами сидящих в зале. Да, кстати, вы заметили, как этот молот врезался в хрупкое тело Йовович? Ничего страшного, с кем не бывает, актриса встает, отряхивается и продолжает битву, хотя по всем законам физики ее душа уже должна пересекать стратосферу.

В общем, особо растекаться мыслями по древу здесь не получится. Ни мыслей, ни древа. Хороший такой, бодрый клип, снова демонстрирующий новые технологии в деле (говорят, в 3D сей кошмар смотрелся просто прекрасно). Всё до упора этим технологиям подчинено и ими понукается. В мире «Обители зла» нет спасения, нет лекарства, нет надежды на светлое будущее. Есть только бесконечный бой, днем и ночью, до завтрака и вместо ужина. Бой, которому не видно ни конца, ни края.

Сами понимаете, мясорубка не может поделиться истиной или кого-то вдохновить. Она просто перемалывает мясо.

Обновлено 31.12.2010
Статья размещена на сайте 24.12.2010

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уже пятый год скачиваю интересующие меня фильмы с Интернета, о чем ничуть не жалею. Процентов 90 из них попросту удаляю. В кинотеатры больше не хожу - стремно платить за "Дозоры", подобные "Обители зла" так называемые фильмы. К сожалению, что Голливуд, что наша киноиндустрия выдает лишь 1 нормальный фильм на несколько десятков тысяч. А многие из них очень удачно скопированы на фильмы прошлых 20 лет. Увы, кинематограф умирает: режиссеров нет, сценаристов нет, актеров нет. Остались только производители и потребители такой вот кинолажы. И прискорбно, что количество и тех, и других с каждым днем растет в геометрической прогрессии.

    Оценка статьи: 5

    • Антон Громиш, полностью согласен. Взять хотя бы программы этого Нового года. Почти сплошь мелодии 60-70-80 годов. Редко очень самые популярное из 90-х. А современных вообще нет. Все понимают, что современные композиторы-писатели-режиссеры и прочие творцы делают лажу, которая никому не нужна на второй день после выхода. На одном из сайтов кто-то на полном серьезе заявлял, что "Елки" теперь заменят "Иронию судьбы" как самый лучший новогодний фильм. В 2007 такое говорили об "Иронии судьбы-2". Его еще кто-то помнит?

      Оценка статьи: 1

      • Олег, Вы не правы. На советском телевидении было всего 2 канала - Центральный и Второй. И "Ирония судьбы" был единственным фильмом, демонстрировавшимся непосредственно в канун НГ. Альтернативы не было. Хочешь - смотри "Иронию судьбы", хочешь - пялься на оливье или снег за окном.
        Сейчас стандартный пакет кабельного (я не говорю про спутниковое ТВ) телевидения - 60+ каналов. А также всевозможные цифровые носители и интернет. Выбор настолько огромен, что любой, даже самый замечательный кинофильм, не сможет пробиться к зрителю за одну Новогоднюю ночь. Сними Рязанов свою "Иронию" сегодня, она точно также затерялась бы в ворохе телепрограмм. Я не оправдываю откровенно вторичные и слизанные у буржуев (замечательный фильм "Реальная любовь") "Елки". Просто и "Ирония" - далеко не шедевр. Но на безрыбье...

        Оценка статьи: 5

  • Олег Антонов Аксакал 5 января 2011 в 11:07 отредактирован 5 января 2011 в 11:07

    В общем, особо растекаться мыслями по древу здесь не получится.
    Но ведь получилось же. Аж на 5369 знаков, а с пробелами на 6260. Большинство дельных статей на ШЖ намного короче. И, главное, зачем? Кто не хотел смотреть, тот и не будет. Кто хотел - давно посмотрел и забыл. Премьера, если мне не изменяет память, в России в сентябре была, не поздно ли оценивать ширпотреб-однодневку? Это напоминает обзор на тему "Стоит ли покупать огурцы, которые продавались прошлым летом?"

    Оценка статьи: 1

    • Олег Антонов,

      Дружественный интерфейс сайта "ШколаЖизни.ру" любезно предоставляет Вам возможность проголосовать за любую статью по шкале от 1 до 5. А если мне понадобится узнать, сколько знаков в моем тексте (а также запятых и букв "й"), то спасибо, теперь я знаю к кому обращаться.

      Оценка статьи: 5

      • Евгений Жарков, уговорили - вот вам оценка: 1
        За бесполезное словоблудие и навязчивую демонстрацию собственного утонченного вкуса. Кстати, за свои статьи голосовать, да еще с оценкой 5 не очень самокритично, не так ли?

        Оценка статьи: 1

        • Олег Антонов,

          Прям не знаю, чем Вас обидел Вас кто-то заставляет читать мои статьи? Спички в глаза вставляет? Расслабьтесь, злость и зависть искривляют не только лицо, но и душу.
          Было бы странно, если бы я сам расставлял своим статьям колы. У меня пока с психикой всё нормально.

          Оценка статьи: 5