• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Норкин Грандмастер

Можно ли «зайцем» добраться до Северного полюса? Награда нашла героя

Дальний подледный поход к Северному полюсу первой советской атомной субмарины К-3 начался с сюрприза. Вскоре после выхода лодки из базы на борту обнаружился «заяц» — матрос Владимир Резник. Парень служил в другом месте, на К-3 его отправили для участия в ремонтных работах. С помощью некоторых членов экипажа Резнику удалось затаиться в трюме и незамеченным выйти в море вместе с боевым кораблем.

Для командира «заговорщики» придумали правдоподобную версию, объясняющую происшествие. Дескать, работал матрос в трюме, команду «не идущим в поход сойти на берег», объявленную по корабельной трансляции, не услышал. Да и не мог услышать, в трюме никакой трансляции не было.

И что теперь делать командиру? Куда «зайца» девать? В море не выбросишь, в базу из-за него возвращаться прикажете? Ответственное задание срывать? Так и пошли дальше с лишним матросом.

Напряженный поход, как известно, закончился успешно. С техническими «вводными» (без них тоже не обошлось), экипаж справился. Резник трудился и «тащил службу» наравне со всеми, постепенно загладив раздражение командиров, вызванное необычным способом появления на корабле.

За завтраком 17 июля 1962 год в честь прибытия на полюс, как и остальным членам экипажа, приблудному матросу налили стакан сухого вина. Когда нашлась подходящая полынья и лодка среди льдов всплыла на поверхность океана, Резника, как и весь экипаж, «уволили на берег» погонять в футбол.

Атомоход не успел выполнить всю программу похода. Первоначально планировали отработать всплытие лодки в брешь среди ледяных полей, пробитую торпедами. Но внезапный приказ заставил торопиться с возвращением. К-3 неслась «на всех парах». Причина спешки выяснилась на подходе к базе. Возвращения лодки в Иоканьге дожидался сам Н. С. Хрущев, пожелавший лично поздравить героев-подводников с выдающимся достижением.

Свободных от вахты офицеров и матросов собрали в спортивном зале, туда же прибыли члены правительства во главе с Хрущевым, командование флота и вооруженных сил. Указом Президиума Верховного совета всех членов экипажа наградили орденами и медалями, а руководителя похода — контр-адмирала А. И. Петелина, командира К-3 капитана 2 ранга Л. М. Жильцова и командира электромеханической боевой части инженер-капитана 2 ранга Р. А. Тимофеева удостоили высокого звания Героя Советского Союза.

Награды вручал лично Никита Сергеевич, одарив рукопожатиями всех присутствующих моряков. Без внимания остался только матрос Владимир Резник, ведь он не входил в состав экипажа. Так и остался бы «заяц» без награды, если бы не смелость и принципиальность командира К-3, вступившегося за своего неожиданно появившегося добровольного подчиненного.

После вручения наград правительственная делегация во главе с Н. С. Хрущевым и командование флота отмечали достижение на борту эсминца, где были накрыты «скромные» столы. Из участников похода чести быть приглашенными на торжество удостоили только троих новоиспеченных Героев Советского Союза.

На обеде Л. М. Жильцов выбрал момент и рассказал руководителю государства о «полярном зайце», который в походе вел себя достойно и, по мнению командира, внес посильный вклад в выполнение поставленной задачи. Никита Сергеевич со смехом обратился к своему помощнику Шуйскому: «Ну что, боярин, лишняя медалька-то найдется у тебя?» «Найдется, Никита Сергеевич!» — с улыбкой ответил «боярин».

В результате награду, медаль «За отвагу», получил и Владимир Резник. Награда нашла героя!

Статья опубликована в выпуске 3.01.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: