Павел Островский Профессионал

Великая Агиасма. Что мы знаем о чуде крещенской воды?

19 января Православная церковь отмечает праздник Крещения Господня. Канун этого дня называется Крещенским сочельником.

Для простых людей, которые не обременяют себя познаниями и усилиями в духовной жизни, эти дни особо памятны по одной простой причине: в этот день во всех храмах освящается вода, которая потом совершенно не портится. Все отлично знают название этой воды — «Крещенская вода».

Крещенская вода, или, если более правильно, «Великая Агиасма» (агиасма — святыня) — это вода, которая освящена по особому церковному чину, который называется «чин Великого освящения воды».

Ошибочно думать, что по такому чину вода освящается только в день празднования Крещения Господня. Во время таинства крещения (а оно может совершаться в любой день года), крестильная вода освящается точно таким же чином, и она также является Великой Агиасмой (крещенской водой).

Учитывая свободный доступ к крещенской воде, было в разное время проведено множество опытов, исследований и экспериментов. Давно доказано, что вода 18 и 19 января имеет необычные свойства по сравнению с простой водой. Исследования показали, что оптическая плотность крещенской воды выше, чем воды из тех же источников в обычные дни. Более того, она близка к оптической плотности воды из реки Иордан, где крестился Господь Иисус Христос.

Впервые в истории о подобных свойствах воды, освященной в праздник Крещения Господня, упоминает один из великих учителей и богословов православия святитель Иоанн Златоуст (†407): «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (О Крещении Христа).

Стереотипы

1. Есть мнение, что вода крещенская имеет подобные необычные свойства по причине того, что священники ее освящают серебряными крестами.

Это не так. Возможно, в особо богатых храмах или монастырях у священства и есть серебряный крест, но у большинства других церквей таких драгоценностей даже за всю историю их храмов никогда не было.

Более того, сегодня уже известно, что в этот день вода освящается даже и не в храмах, но в реках, прудах и т. п. Собственно, набрав воду из-под крана в крещенские дни, вы можете также быть уверены в том, что вода не испортится.

2. Есть мнение, что человеку нужно обязательно окунуться в проруби, так как это благочестивый обычай, и он принесет пользу здоровью окунувшегося.

Это не так. С одной стороны, возможно для некоторых людей, обычно их называют «моржами», купание на морозе в ледяной воде и приносит некую пользу для здоровья. С другой стороны, никаких особых благочестивых обычаев, чтобы окунаться в проруби на Крещение, нет и не было.

На Ближнем Востоке, где температура в это время года, как у нас летом, есть вполне нормальная традиция на праздник Крещения купаться в реке Иордан.

Но у нас эта традиция не имеет никаких здравых корней, и поэтому Церковь (собственно, и врачи с милицией) смотрит на нее неодобрительно. Особенно, если учесть, что люди купание в крещенской проруби сочетают с распитием вино-водочных изделий.

3. Есть мнение, что если человек окунется в крещенской воде, ему Бог простит его грехи.

Это не так. Грехи Господь прощает только в одном случае — если человек кается, то есть приносит покаяние. Во всех других случаях (пусть даже вы 100 раз окунетесь) никакого прощения грехов не бывает.

Это неверное мнение возникло в народе сравнительно недавно, так как люди смешали вместе праздник Крещения Господня (с традицией окунаться) и Таинство Крещения (где человека троекратно погружают в крещенскую воду). Действительно, во время Таинства Крещения человеку Господь прощает все грехи, которые человек совершил до этого ответственного шага.

Как правильно?

Как правильно провести православному христианину праздник Крещения Господня?

Православный христианин в дни любых больших церковных праздников должен прийти помолиться накануне вечером на службу, затем утром на Божественную литургию и причаститься Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Соответственно, христианин должен изыскать себе свободное время до этого праздника, чтобы принести покаяние Богу, то есть поисповедоваться.

После утренней службы христианин набирает в бутылочку крещенской воды, идет домой, где потом целый год маленькими частями вкушает эту воду.

Что важно понять?

Главное событие в день праздника Крещения Господня — это не крещенская вода, а причастие Тела и Крови Спасителя. Собственно говоря, это относится и к любому другому празднику и дню.

Эпилог

Праздник Крещения Господня с древних времен имеет и другое название — Богоявление.

Поразмыслим, друзья, какое место в нашей жизни занимает Бог? И хотим ли мы, чтобы Господь хоть как-то проявлял Себя в нашей жизни? Или нам все же хочется, чтобы все происходило только по нашей воле, и чтобы никто, даже Сам Бог, в нее не вмешивался?..

Обновлено 18.01.2011
Статья размещена на сайте 30.12.2010

Комментарии (126):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • И хотим ли мы, чтобы Господь хоть как-то проявлял Себя в нашей жизни?

    ..

  • Павел Островский, "Скепсис и правда обоснован... так как по СМИ, к сожалению, многие священники об этом говорят, как о древней традиции..." Увы, не многие, а подавляющее большинство. Мне, например, известен только один и думающий, и проповедующий по-иному - Павел Островский. Я не иронизирую, я сокрушаюсь, поскольку в этом вопросе с Вами солидарен.

    Оценка статьи: 5

  • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 31 января 2011 в 03:50 отредактирован 31 января 2011 в 03:52

    Павел Островский, Ваши ответы по поводу "неодобрения Церковью" купания и "неграмотных священников" не убеждают. Это, скорее, - уход от ответа. Иначе как понимать то, что ежегодно по ТВ восторженно демонстрируются массовые купания в прорубях (и не только) в окружении десятков священнослужителей, среди купающихся _ президенты, монахи и даже монахини!!! Вот лишь немногие недавние сводки в одесских СМИ:
    «...Накануне праздника, 18 января, в районе спасательной станции города Ильичевска прошло освящение морской воды. А желающие окунуться тут же могли получить благословение на купание от шести настоятелей православных храмов... На море сегодня сильный шторм: высота волны достигает двух метров, но тысяча верующих все-таки совершили заплыв.
    То, что люди купаются сегодня, а не завтра, в Крещение - не является нарушением канонов. Наоборот - говорят священники: это возрождение древних традиций.
    ...Сотни православных христиан - несмотря на непогоду - совершили омовение в бушующем Чёрном море. Перед этим настоятели храмов освятили воду.
    ...В Одессе по случаю Крещения в трех районах города, которые имеют выход к морю, — Приморском, Суворовском и Киевском, активно купались 19-го утром. Смельчаков не испугали минусовая температура и штормящее море. Несмотря на шквальный ветер и пять градусов ниже нуля, желающих окунуться в пучину - много. По словам настоятельницы Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря матушки Серафимы, не было случаев, чтобы кто-то заболел, искупавшись в день Крещения Господнего.
    Стихия бушует. Но купаются - и стар, и млад. Под церковные песнопения.
    Крещенские купания в Чёрном море местные жители намерены продолжить и сегодняшней ночью. Ну а завтра, в день праздника, подобные мероприятия пройдут уже по всей стране»

    Как-то не вяжется и с чином, о котором Вы тут спорили с Платоном Прохоровым. В одесских храмах освящение воды проводят тремя способами.
    Первый - люди в храме или из монастырского источника набирают заранее освященную воду.
    Второй - люди выставляют открытые емкости с водопроводной водой. "Очередь из людей с бутылочками и баночками растянулась на километр. На улице минус 5 и метель, но все достаивают до конца." Священник проходит и окропляет их св. водой. Но дело в том, что большинство емкостей - это пластмассовые бутылки с узким горлышком, и св. вода в них попросту не попадает, чтобы смешаться!
    Третий меня вообще умилил. Бутылки можно вообще не открывать. По словам священника (специально спросила), достаточно того, что бутылку занесли в храм во время богослужения! Может это - какое-то одесское ноу-хау?!
    Недавно прочла интересную статью о полученных учеными данных об изменении геомагнитнызх параметров в некоторые дни, что оказывает мощное воздействие на свойства воды. Раз так, тогда понятно, почему бутылки можно не открывать. Но тогда причем здесь освящение и Церковь?
    Вопросы - больше риторические.
    Ни в коем случае не хочу проявить неуважение к Церкви, но не потому ли у многих и возникает вполне обоснованный скепсис?!

    Оценка статьи: 3

    • Лариса Шеенко,
      1. Причем здесь "не убеждают"? Факт неодобрения РПЦ купания в проруби оспаривать глупо. Я уже писал на основе чего это было принято.
      2. Значит в одесских храмах воду освящают неправильно. Есть определенный ЕДИНСТВЕННЫЙ чин великого освящения воды - он прописан в требнике. Других чинов больше нет.
      3. Древняя церковная традиция - это не купание в проруби, а крещение людей в праздник Крещения Господня. Хотя на Святой Земле люди и правда окунаются в Иордане.. но там это понятно - водичка ведь теплая.

      Скепсис и правда обоснован... так как по СМИ, к сожалению, многие священники об этом говорят, как о древней традиции...

      Но от того, что об этом говорят многие (и даже священники), истина не изменится.

      "Недавно прочла интересную статью о полученных учеными данных об изменении геомагнитнызх параметров в некоторые дни, что оказывает мощное воздействие на свойства воды. Раз так, тогда понятно, почему бутылки можно не открывать. Но тогда причем здесь освящение и Церковь?"
      Церковь празднует Крещение Господне, а не освящение воды. Кульминацией праздника является Таинство Причастия, а не святая вода.
      Ученые установили следствие, но не установили причину появления этого явления именно в эти дни.

      Оценка статьи: 5

      • Павел Островский, простите, но не стоит повторять общеизвестные вещи.
        Меня интересуют не "многие", а рукоположенные священнослужители, говорящие от имени Бога. Меня интересует, как руководство Церкви относится к таким нарушениям чина, к массовому освящению языческих по сути обрядов (ведь водные омовения - не христианское ноу-хау), к тому, что сами священники признают - попадет святая вода в бутылки, не попадет - результат один. Из крана набранная вода в эти дни имеет те же свойства - резонный вопрос: зачем идти в церковь?
        А насчет причины и следствия - это вопрос веры. Ведь такие геомагнитные колебания бывают и в другие дни, и были задолго до появления не только православного чина, но и людей вообще. Это - пульс Земли-матушки.
        Меня не интересует спор ради спора. Просто хочется, чтобы служители Церкви не давали своими действиями повод для скепсиса. Искажая форму (каноны ли, чин ли), дается повод усомниться в содержании.
        Может, не стоило Церкви так истово увлекаться внешней атрибутикой, чтобы потом самим же ее нарушать, а следовать словам Христа: "...не будь как лицемеры, которые любят молиться, стоя в синагогах и на углах улиц, чтобы показаться перед людьми... войди в твою комнату и, затворив твою дверь, помолись твоему Отцу, Который втайне... А молясь, не говорите лишнего, как язычники..."?
        Упрек не Вам, может Вы и не нарушаете, но не Вы один - лицо Церкви...

        Оценка статьи: 3

        • Лариса Шеенко, для начала хотел бы напомнить вам знаменитую древнюю еврейскую поговорку, которую однажды сказал Христос: "Врачу, исцелися сам."

          Я уже здесь описывал причину освящения различных водоемов - это было всегда оправдано.

          Если человек идет на Крещение в храм ТОЛЬКО за водой (потому что она чистая или освященная), то для него никакой пользы от этого не будет.
          Освященная вода - это вода, на которую по молитве священника и народа сошел Дух Святой и ее освятил. И неважно совершенно какие потом будут у этой воды свойства - и на сколько долго она простоит неиспорченная.

          Служители Церкви - это такая же часть Церкви, как и другие люди. Церковь называется соборной, потому что каждый может сказать свое слово. Каждый может изучить учение Церкви и поправить священника, если тот ошибается. А если священник не послушает и не исправит ошибку свою, то человек может пойти в епархию, чтобы священнику сделали выговор.

          Что вы имеете под "внешней атрибутикой"?
          Освящение воды - это не внешняя атрибутика. А купание в водоемах вообще нигде не прописано в правилах Церкви, и отношения к церковной жизни никакого не имеет.

          И самое главное: если у вас священники говорят о том, что нет разницы - попала ли святая вода в бутылку или не попала, то это серьезная их ошибка.
          Святая вода не может стать менее святой или более святой от того испорится она или нет. Поэтому физические свойства воды мало что значат для Церкви.

          Оценка статьи: 5

          • Павел Островский, неубедительно.

            Оценка статьи: 3

            • Лариса Шеенко, на здоровье.
              Даже не буду пытаться вас в чем-то еще более убеждать.
              Главное, чтобы остальные поняли.

              Оценка статьи: 5

              • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 31 января 2011 в 15:05 отредактирован 31 января 2011 в 15:05

                Павел Островский, судя по Вашим многочисленным комментариям, за формальной вежливостью (которая Вам нередко изменяет), сквозит неприятие любого иного мнения и неудобных вопросов (что совершенно типично для священнослужителя, но недопустимо для христианина) и дефицит доброты (что уж точно недопустимо для христианского священника).
                Я написала "неубедительно" не для того, чтобы Вы меня убеждали, а для того, чтобы Вы обратили внимание, что в Ваших ответах много противоречий и ухода от прямого ответа. Пример: я спросила: "как руководство Церкви относится к таким нарушениям чина, к массовому освящению языческих по сути обрядов?.." Где ответ? И т.п.
                Если для Церкви внешняя форма и физические свойства (в данном случае, воды) мало что значат, зачем же тогда было громоздить, закреплять в канонах и с рвением великим исполнять такое количество обрядов, ритуалов (в большинстве своем чисто языческих), затмевающих суть Учения, большинству верующих абсолютно неведомого. Вот и надо, наверное, идти по пути духовному, сущностному, а не атрибутивному, обрядовому.
                "Исцелися сам". Может, как раз Церкви и пора эти заняться?

                Оценка статьи: 3

                • Лариса Шеенко, не нужно обсуждать мою личность - это не очень красиво.
                  Разделение христиан и священников на две разные группы - это прекрасный ход. ;)

                  По существу:
                  1. ""как руководство Церкви относится к таким нарушениям чина, к массовому освящению языческих по сути обрядов?.." Где ответ?"
                  Церковь всегда однозначно относится ко всем нарушениям. Если руководству становится об этом известно - оно принимает меры. Об этом я также уже не один раз на этом портале писал.

                  Также я уже писал по поводу ваших слов "массовому освящению языческих по сути обрядов?.."
                  Обряд освящения воды не является языческим, а является христианским. Освящение водоемов также актуально, так как это упрощает раздачу святой воды; и упрощает совершение Таинства Крещения (раньше вообще только в реках крестили).

                  2."Если для Церкви внешняя форма и физические свойства (в данном случае, воды) мало что значат, зачем же тогда было громоздить, закреплять в канонах и с рвением великим исполнять такое количество обрядов, ритуалов (в большинстве своем чисто языческих), затмевающих суть Учения, большинству верующих абсолютно неведомого."

                  Вы каноны Церкви хоть раз читали? Там ничего про это не написано. Обрядов не так уж и много - не нужно сочинять. Ритуалов (если, конечно, вы имеет в виду Таинства Церкви) всего семь, которые отражают суть вероучения Православия.

                  То что большинству вероющих это неведомо - зачастую нежелание самих верующих это ведать.

                  3. "Вот и надо, наверное, идти по пути духовному, сущностному, а не атрибутивному, обрядовому."
                  Вы начните идти по духовному пути, как учит Православная Церковь, и тогда поговорим о том, нужны ли обряды или нет.

                  Оценка статьи: 5

                  • Павел Островский, есть ли смысл в этой беседе!
                    Лариса, надеюсь, все сказала, что имела, по поводу статьи, и продолжать свои выступления здесь не будет.
                    Настойчиво советую комментаторам придерживаться правил - комментировать статью в блоге статьи.

  • Павел Островский, статья абсолютно правильная с точки зрения православия и церковных традиций. К сожалению, надо констатировать факт, что отношение к воде этой освященной тоже во многих случаях стало чисто потребительским. Ведь многие и в церковь-то не заходят в этот день, а сразу становятся в очередь за водичкой, как за чем-то материальным и добросовестно выстаивают очередь, получая эту благодатную воду, пренебрегая всеми предшествующими действиями. Увы, нам, грешным!

  • Но у нас эта традиция не имеет никаких здравых корней, и поэтому Церковь (собственно, и врачи с милицией) смотрит на нее неодобрительно". Так себе и представляю: хмурый священник, неодобрительно глядящий собравшийся народ и прорубь, освящает эту прорубь, с негодование качая головой. Чудно как-то - если действительно не одобряет, зачем освящвет воду в проруби, вообще присутствует? Я не одобряю моржевание толп людей, по большей части не понимающих, зачем они это делают. Просто - модно, просто - как все. Но если церковь не одобряет, почему купание происходит с ее ведома и под ее контролем? Ничего не понимаю.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Гусева, я уже писал здесь в комментариях о том, почему священники освящают воду в прорубях.
      Это делалось с давних пор, когда еще не было водопровода. Освящалась прорубь в реке или озере и народ брал оттуда воду.

      Оценка статьи: 5

      • Павел Островский, то есть это пережиток прошлого? Попы действуют нелогично поддерживая старинные и ненужные традиции они способствуют тем самым сохранению этого глупого обряда. Я видел как женщина с грудным ребёнком опускалась в прорубь. Никто эту дуру не остановил. Куда милиция и попы смотрят?

        • Виталий Арнаут Виталий Арнаут Дебютант 19 января 2011 в 18:11 отредактирован 19 января 2011 в 18:12

          Альберто Луис, я всецело поддерживаю вашу позицию. Действительно, при русских тридцатиградусных (а бывает и холоднее) морозах купаться в это время года просто опасно.

          • Виталий Арнаут, хе-хе... уже речь о позициях пошла.
            Как будто бы Церковь занимает оппозицию. ;)

            Оценка статьи: 5

            • Павел Островский, а вам не кажется, что ваш комментарий, мягко выражаясь, не продуман. Нет, мамаше ваще нужно кинуть ребенка в прорубь и не вытаскивать. Если вода священная - ниче ребенку не будет.

              P.S.: Вы либо фанат, либо адепт секты, рассуждая, что ледяная вода в мороз грудному ребенку на пользу пойдет.

              • Виталий Арнаут, где я написал, что надо окунать детей в ледяную воду (пусть даже освященную)?
                Где я вообще призывал к тому, что надо прыгать в прорубь?

                Я православный христианин, а не сектант или фанат - это раз. И стараюсь внимательно читать то, что пишут другие люди, чего и вашей персоне желаю.
                Я нигде не рассуждал о том, что ледяная вода пойдет на пользу ребенку, скорее я о противоположном говорил - это два.

                "...ваш комментарий, мягко выражаясь, не продуман."

                Оценка статьи: 5

                • Виталий Арнаут Виталий Арнаут Дебютант 20 января 2011 в 15:23 отредактирован 20 января 2011 в 15:24

                  Павел Островский, Христианин — это человек, исповедующий христианство, монотеистическую религию, основанную на жизни и учении Иисуса Христа - из Википедии. А ежели православие говорит что надо как дурню в воду зимой кидаться, когда Иисус этому не учил, это означает, что православие не является христианством по определению.

                  Насчет вашего же выражения где я написал, что надо окунать детей в ледяную воду - ваш коммент Альберто Луису - Альберто Луис, что вы хотите?
                  Мамаша тоже должна думать прежде чем своего ребенка грудного в воду ледяную окунать?
                  . - Так что я внимательно читаю комменты.

                  • Виталий Арнаут, каким образом из призыва к ответственности матерей за своих детей, вы сделали вывод, что я ЗА купание в проруби.

                    Учитывая то, что в статье я написал: "Но у нас эта традиция не имеет никаких здравых корней, и поэтому Церковь (собственно, и врачи с милицией) смотрит на нее неодобрительно." - при этом слово "неодобрительно" было специально выделено жирным шрифтом.

                    p.s. По "Википедии" православие не изучишь.

                    Оценка статьи: 5

                    • Павел Островский, Церковь (собственно, и врачи с милицией) смотрит на нее неодобрительно - надо на расстрел просто пустить такую церковь. Иордан.. Да вы на любом сайте посмотрите температуру воздуха в любом населенном пункте, где протекает Иордан, вот тогда делайте выводы. Матерей, которые грудничков (да и вообще несовершеннолетних) окунают в мороз в прорубь, нужно просто лишать родительских прав.

                      • Виталий Арнаут, у вас с логическим мышлением все в порядке?
                        Вы уж определитес - ПРОТИВ ли вы купания или ЗА.

                        Я против купания - об этом в статье и в комментариях ясно написано.
                        А вы хотите на расстрел кого-то пустить...

                        Иордан - это такая река на Ближнем Востоке... там сейчас очень даже тепло.

                        Оценка статьи: 5

                        • Павел Островский, я в курсе, где находится Иордан. Может, там и принято кидаться в воду в этот день, но там и температура намного выше.

                          • Виталий Арнаут, поэтому никто не против этой благой традиции - купаться в Иордане.

                            Оценка статьи: 5

                            • Павел Островский, спасибо за статью.Вы очень доходчиво, простыми словами объясняете многие моменты из жизни верующих, почитаемые и исполняемые нами. Но, которые мы иногда только приблизительно представляем, что это означает, или чему это учит. Или читали, но уже забыли, или слышали на проповеди в церкви, и не придали значения.Нам это очень нужно, спасибо Вам ещё раз. По поводу купания в прорубях аж посмеялась, до чего забавные бывают комментарии. К примеру в Греции, в день освящения воды после божественной литургии в церкви, крестным ходом идут в порт. Торжественно, с песнопениями, с армией, с оркестром. В порту в это время выстраиваются все плав.средства, начиная с больших кораблей, парусников и пр. кончая простыми рыбацкими лодками. Читаются молитвы об освящении воды, а в конце священник бросает в воду крест, привязанный на веревке.В это время с одной из лодок прыгают в воду натренированные ребята, в этом году была даже и девушка, и наперегонки стараются кто первым выловит крест из воды. Тот, кому это посчастливилось, на самом деле выглядит счастливцем: целует многократно крест и ждет, чтобы подплыли остальные пловцы, и они тоже по очереди прикладываются к кресту.Потом поднимаются из воды и подходят за благословением к священнику.В этот момент на разные голоса раздаютя гудки с кораблей. Народу собирается очень много, т.к. действие происходит действительно с радостью, с надеждой тех же моряков и рыбаков на удачное плавание, самих купающихся и свидетелей этого праздника - на укрепление здоровья. Во второй половине дня все священники ходят по домам и освящают жилища. И денег они не запрашивают, но я с радостью заплачу священнику за то, что он нашёл эту возможность, деньги это небольшие, а сердце наполняется благодатью и благодарностью.Так как не все могут присутствовать в церкви или в порту в силу своего здоровья. Или даже лени. По сути, это больше нужно нам, простым смертным, а не церкви.

                              Оценка статьи: 5

                              • Елена Минова, доходчиво люъясняю, что в греции на 20-30 градусов температура выше, чем в РФ. От того, что вы сплавленные 2 палочки металлические будете целовать - вам же минус - ибо во второй заповеди, что Иисус сказал, нужно воздерживаться от поклонения всякой билибирде (рукотворному). Так что шлите далее Иисуса как хотите, не я, а он вам припомнит.

                • Комментарий удален
                  • Влад Коган, статья, ссылку на которую вы здесь привели, утверждает, что в крещенских купаниях примет участие 600 тыс человек. В России по данным на 2010 год проживает около 142 миллиона человек, что даже больше, чем в Японии. Православными, которыми судя по опросу считает себя 70-75 % населения России, является количество людей, равное 142*0,75=106,5 МИЛЛИОНОВ человек. 600 тысяч разделить на 106,5 миллионов и умножить на сто = чуть более половины процента. То есть чуть более полпроцента ПРАВОСЛАВНЫХ совершают этот обряд. Остальным он просто по барабану. Ни о чем не говорит?

                    • Виталий Арнаут, это не обряд, а традиция основанная частично на опыте Ближнего Востока (где окунаются в реку Иордан), а частично на людском суеверии.

                      Более того, из реально живущих по православному вероучению людей в проруби окунулось очень малое кол-во людей.
                      Чаще всего окунаются как раз те, кто далек от церковной жизни.

                      Оценка статьи: 5

                  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 19 января 2011 в 21:19

                    Вот по ссылке Влада Когана опрос:
                    Вы на Крещение в прорубь окунались?
                    читать дальше →


                    Так что не всё так плохо, только 9% считают, что этого требуют церковные каноны.

                    • Юрий Лях Читатель 20 января 2011 в 14:04 отредактирован 20 января 2011 в 14:07

                      Марианна Власова, я обливался из ведерка - до проруби далековато ехать . Морозец был всего лишь -15 и если бы не ветерок - вообще было бы класс. И позавчера обливался и после снежком натирался, и вчера, и сегодня... В общем - по возможности, каждый день - а вдруг из космоса и в какой-то другой день энергия идет, а мы ее просто не замечаем.... Надо только за железную ручку наружной двери аккуратно браться - мокрые пальцы сразу пристают. Это - ко вторым и третьим 8% статистики?
                      Кстати - был такой Порфирий Иванов - лет 20 назад был фильм, как он своих детей в ледяной воде закалял (кстати - и грудных). Интересно, как там сейчас эти детки.

                      В общем - все, что нас не убивает - делает крепче.

                      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 января 2011 в 16:38

                        читать дальше →

                        • Марианна Власова, читать дальше →

                          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 января 2011 в 20:52

                            читать дальше →

                            • Марианна Власова, читать дальше →

        • Альберто Луис, сейчас отвечу на ваш вопрос, а в будущем, если вы не смените своего высокомерно-презрительного тона, отвечать на ваши вопросы не буду.

          Традиция освещать водоемы идет с древних времен и она правильная - в том смысле, чтобы людям хватило воды. Во большинстве храмов до сих пор нет возможности освещать много воды в самом храме: или нет водопровода, или сложная система коммуникаций.
          Моржевание на праздник Богоявления не является христианской традицией, поэтому в тех случаях, когда священники знают об этом - они естественно пытаются людей вразумить.
          Проблема в том, что не все священники это знают.

          Оценка статьи: 5

          • Павел Островский, из этого следует, что многие священники неграмотны и некомпетентны, а многие люди им верят как самым близким людям.

            • Альберто Луис, если бы речь шла о телесном здоровье, то вы были бы правы.
              Но в духовном здоровье священник больше напоминает консультанта, не более. Врачом является Бог.
              При этом стоит сказать, что редко в наше время встретишь священника, который будет не компетентен в вопросах именно духовной жизни.
              Что касается образованности вообще, то такая проблема существует и ее никто не скрывает. Было бы странно, если бы ее не существовало, учитывая гонения на Церковь во времена СССР.

              Оценка статьи: 5

              • Альберто Луис Альберто Луис Читатель 19 января 2011 в 18:05 отредактирован 25 мая 2018 в 07:35

                Павел Островский, консультант в любой сфере деятельности может ошибаться и быть непрофессионалом, но если он простые вещи не понимает, что неподготовленным людям не стоит лезть в прорубь, особенно то, что грудного ребёнка в прорубь нельзя окунать, то в глазах умного человека он потеряет доверие и авторитет.

                • Альберто Луис, что вы хотите?
                  Мамаша тоже должна думать прежде чем своего ребенка грудного в воду ледяную окунать.

                  Оценка статьи: 5

                  • Павел Островский, священники должны прекратить эту дурацкую традицию купаться в проруби. Они должны освещать только ту воду, которую люди принесут в церковь, тогда люди не полезут в прорубь.

                    • Альберто Луис, вы хоть один раз видели, чтобы люди с собой воду в храм несли?
                      Если воду освящают в храме, то к большому баку (Иордан) подключают водопровод; когда бак освятили, открывают кран, вода не освященная, смешиваясь с освященной, также становится крещенской святой водой.
                      Потом ее уже начинают раздавать.

                      А если люди принесут воду - каждый в своей таре, то придется каждую бутылку в отдельности освящать... мы так к Пасхе не управимся.

                      Про то, чтобы люди не лезли в прорубь, постоянно говорится в храмах на проповедях.
                      Но лезут, зачастую, как раз не прихожане, а люди, которые в храм заходят по крайне большому поводу.

                      Оценка статьи: 5

                      • Павел Островский, "вы хоть один раз видели, чтобы люди с собой воду в храм несли?" - у нас на праздник носят именно свою, выстраиваются вокруг церкви, а священник обходит и на всех веником брызгает.
                        Про то, что кто-то что-то не знал - не верю. Просто некоторые вещи не описаны явно и каждый служитель религии представляет это в меру своих способностей и понимания сути. А таких вопросов предостаточно, например: нельзя поминать с водкой, но где же были поминки без нее и чтоб у креста не оставить стакан с алкоголем и хлебом.

                      • Павел Островский, куличей на Пасху тоже много приносят, однако управляются. А если перестанут в проруби воду освещать, то и дураки не будут в неё прыгать.

                        • Альберто Луис, вы не сравнивайте два разных чина освящения.

                          Кулич можно просто покропить и все; а вода на крещение освящается великим чином - даже если его сократить до минимума - это будет одна молитва (3-4 минуты) и троекратное погружение креста в воду.
                          Представьте себе это теперь по времени.

                          Оценка статьи: 5

                          • Павел Островский, значит люди будут продолжать терять своё здоровье в прорубях. Никак с этим нельзя бороться.

                            • Альберто Луис, люди теряют свое здоровье по собственной вине.
                              К примеру, Церковь с древнейших времен высказывается крайне негативно о всяких знахарках и целителях... однако несмотря на это, все-равно к ним толпами валят...

                              Оценка статьи: 5

                              • Павел Островский, увы, но, как правило, церковь осуждает всё "инакое" дабы приход не сокращался и денежный ручей не уменьшался.
                                И пповоду купания на Крещение. Вот только что по радио прозвучала информация, как наш местный поп, отец Валентин, (не простой, а благочинный здешней епархии) активно призывал к очищению именно посредством купания в им освященной проруби. Морозец правда небольшой. Градусов 10.
                                читать дальше →

                                Оценка статьи: 5

                                • Валерий Сатокин, причем здесь денежный ручей?
                                  В подобном русле я даже диалог вести не хочу?
                                  Многие священнослужители, особенно которые уже в возрасте, просто не имели возможности получить богословское образование, поэтому и не знают тех или иных тонкостей в традициях.
                                  Что вы делали с ним на вечеринке - это личное ваше дело, которое не тактично описывать в интернете.

                                  Оценка статьи: 5

                                  • Павел Островский, "причем здесь денежный ручей?" При том, что именно по этой причине многие служители культа выполняют свои функции вообще и на Крещение, в частности. А вовсе не потому, что "не знают тех или иных тонкостей". Им, по большому счету, всё равно кто и почему чилится в их приходе. Главное количество. Если они не будут способствовать этому любыми способами, то и казна церковная оскудеет. И от "мерса" придется отказаться.
                                    Вы, судя по всему, к таковым не относитесь, но это не означает, что описываемое Вами высокодуховное Православие имеет место везде и всюду в действительности.
                                    читать дальше →

                                    Оценка статьи: 5

                                    • Валерий Сатокин, "Вести себя неподобающем сану образом допустимо, а описывать "не тактчино"?"
                                      Если вы видите какое-то зло, то старайтесь ему препятствовать - это будет хорошо.
                                      А просто об это балагурить со мной не надо, я и так все церковные проблемы знаю.

                                      Оценка статьи: 5

                                    • Валерий Сатокин, автор ограничил тематику общения с вами в комментариях. А правила местные - и того строже: в блоге обсуждается лишь статья. Потому прения о вере заканчиваем. О денежных ручьях и своих наблюдениях над людьми в закрытых вечеринках рассказывайте городу и миру не здесь.

  • Павел Островский, Спасибо за полезную информацию. Я, например, не знала, что церковь не одобряет в крещение купание в проруби. Даже не верится.

    Оценка статьи: 5

    • Бяка Бякина, это действительно так.
      Купание в проруби не имеет никакого значения для духовной жизни человека; это скорее напоминает некий экстрим.
      Но потом появилось суеверие, что во время троекратного погружения смываются грехи - и вот тут в прорубь стали прыгать все, включая и тех, кому это нельзя делать по состоянию здоровья.
      Как на это можно положительно смотреть?

      Оценка статьи: 5

  • Одним словом, если веришь в чудо, то оно произойдёт.))) Хотя, считаю, что во всём должен быть смысл или, так называемое, рациональное зерно. В природе нет ничего нерационального. Но мы -люди, привыкли нагромождать воздушные замки, надстройки, придумывать то, что существует лишь в нашей голове. Сколько наносного, и зачем всё это нам надо!

  • Павел Островский, весьма здравая и полезная информация.

    Оценка статьи: 5

  • У меня такая вода стояла 20 лет и не портилась, а кот взял да и разбил банку с водой, а потом выпил воду, теперь он светится, по ночам свет не включаю. кота достаточно для освещения.

  • alfia lambert Читатель 19 января 2011 в 05:46 отредактирован 19 января 2011 в 05:47

    "Давно доказано, что вода 18 и 19 января имеет необычные свойства по сравнению с простой водой. Исследования показали, что оптическая плотность крещенской воды выше, чем воды из тех же источников в обычные дни." Это григорианскому календарю или по юлианскому? Как смена календарей влияет на воду? Физические свойства воды изменяются только в местах повышенной плотности ортодоксальных христиан или вдоль определенной географической широты? Как быть с водоосвящением в день святой Агафьи и праздник Богоявления? И для расширания кругозора см:
    "Святая вода вызвала вспышку кишечной инфекции в Иркутске" http://medportal.ru/mednovosti/news/2010/01/22/holywater/

    • Дмитрий Винтер Дмитрий Винтер Читатель 19 января 2011 в 09:23 отредактирован 19 января 2011 в 09:29

      alfia lambert, очень правильно заметили, что вода приобретает "уникальные свойства" у христиан отмечающих праздник этот на 13 дней раньше, чем у Воинствующей русской православной церкви. Работая химиком-технологом в химводоподготовке и имея в то время самое современное оборудование в лаборатории, занимался изучением свойств воды не понаслышке. Практически все образцы «крещенской воды», а также освященной воды для крещения из церквей православных (и католических тоже), при анализе на масс-спректрометре показывали наличие ионов серебра, в большем или меньшем количестве. Дольше, чем «крещенская вода», как показали опыты – сохраняется = насыщенный раствор хлористого серебра в деионизованной воде марки «Б». Кроме того, в образцах «святой воды для крещения» всегда присутствовали следы растворенного оливкого масла и ароматизаторы = розовое масло, жасминовое или другие ароматизаторы, которые издавна известны своими антисептическими свойствами. А вот пробы воды, приуроченные к этим дням и взятые в естественных условиях по физико-химическим параметрам не отличались от тех проб, которые были взяты из тех же источников в другие дни. С уважением. Дмитрий.

    • alfia lambert, изменение характеристик воды в данное время, на мой взгляд, и есть одна из реальных причин, по которой РПЦ упорно держится юлианского календаря. Я уж рассуждал об этом ранее. Всё же еще раз замечу, что русское православие всегда отличалось наблюдательностью и умелым практическим использованием достижений науки в своих целях. А нерадивые служители культа... они везде случаются.

      Оценка статьи: 5

  • Павел Островский, а почему сама церковь из года в год прорубь освещает...если они негативно к этому относятся. Мне в принципе все равно, я в проруби не купаюсь, но интересно почему они себе противоречат?

  • ;-)

    … увы, но даже в качестве апологетического, такой материал способен лишь вводить в заблуждение, как идущих путем поиска веры, так и изучающих феномен религии.
    Начиная от "мелких" неточностей (Великая Агиасма совершается дважды -в Крещение и в Крещенский сочельник, и только, тогда, как в остальных случаях имеет место иной чин), до гораздо более существенных мистификаций (с "множеством опытов, исследований и экспериментов", особой "оптической плотности"  и прочего доброкачественного бреда) из самых благих побуждений. Однако, наиболее трогательно выглядит замечание насчет "простых людей, которые не обременяют себя познаниями и усилиями в духовной жизни", где сопоставление упомянутой категории с тоже уникальным в своем роде феноменом "святой воды", который присутствует только в православии, вяжется, как дар Божий с яичницей. Поэтому, интересующимся "простым людям" можно порекомендовать "обремениться" обращением к религиоведческой (этнологической, исторической и проч.) литературе, которая в России все же издается…

    • Павел Островский Павел Островский Профессионал 19 января 2011 в 03:09 отредактирован 19 января 2011 в 03:20

      Платон Прохоров, опуская множество слов не по существу, остается следующее:
      1. "тогда, как в остальных случаях имеет место иной чин"
      Потрудитесь открыть требник и сравнить тайносовершительную молитву на чине великого освящения воды и на чине освящения воды во время Таинства Крещения.
      2. "множеством опытов, исследований и экспериментов".
      Не знаю что вам не понравилось, но кол-во различных исследований крещенской воды и правда большое.
      Все ли эти исследования заслуживают нашего доверия - другой вопрос, но некоторые из них очень даже занимательные.
      3. "Однако, наиболее трогательно выглядит замечание насчет "простых людей, которые не обременяют себя познаниями и усилиями в духовной жизни", где сопоставление упомянутой категории с тоже уникальным в своем роде феноменом "святой воды", который присутствует только в православии, вяжется, как дар Божий с яичницей."
      Потрудитесь сделать ссылку на точное место в моей статье, где я употребил фразу, которую вы занесли в кавычки.
      А по сути, я не очень понял вашу фразу; если можно, изложите ее более простым языком. Спасибо.
      4. "Поэтому, интересующимся "простым людям" можно порекомендовать "обремениться" обращением к религиоведческой (этнологической, исторической и проч.) литературе, которая в России все же издается…"
      А можно список рекомендуемой Вами литературы.

      Оценка статьи: 5

      • Платон Прохоров Платон Прохоров Дебютант 19 января 2011 в 14:25 отредактирован 19 января 2011 в 14:27

        Павел Островский, не думаю, что при написании материала Вы ориентировались кроме требника и на религиоведческие исследования по источника литургики (Коденев, Наср, Овсиенко и др.), поэтому судить о различиях в канонических чинах лишь по синодальным богослужебным пособиям все же недостаточно.
        Касательно "множества опытов" по исследованию крещенской воды - извините, но сам принимал участие в такого рода исследованиях еще в 80-х годах в ИМБП, где ставились определенные эксперименты, связанные с воздействием на воду (а затем воды на объекты) шаманистов, колдунов и церковного обряда, который в отличие от упомянутых, не показывал никаких изменений в структуре и свойствах раствора, а тем более эффектах.
        ...Это приведение в пример Вашего замечания о том, что для осведомленности "простых людей, которые..." о существовании такого понятия, как "Крещенская вода" требуются "усилия в духовной жизни" (кстати, как понимать логику и образность этого словосочетания по аналогии с "усилиями" в физической, творческой, эмоциональной и других "жизнях"? Ссылку не даю - это Ваш первый абзац.
        С литературой, наверное, было бы сориентироваться достаточно просто. Сравнительно недавно вышла "Энциклопедия религий" в Академпроекте, в которой было приятно обнаружить досконально проработанные ссылки по статьям. Я к тому, что книга дает возможность широкого ориентира на источники...

        Ну, и на второй пост отвечу здесь же, с Вашего позволения:
        - речь о людях, уже избравших некий путь обретения религиозного опыта в русле той или иной конфессии (вера) и людях, интересующихся феноменом религии и изучающих его в контексте научной методологии. Различие достаточно явно. Другой вопрос, что располагаясь на разных уровнях миропостижения, научное изучение и путь веры могут совмещаться в опыте отдельного человека. Тогда перед ним, как правило, появляется более или менее осознаваемая задача не "смешать", а "совместить" для себя эти аспекты, либо от какого-то от них отказаться. Иначе получится "шизофрения"

        Понятие же "феномен религии" является общепринятым и трактуется в академическом значении термина "феномен" (явление).

        Ув. ПА, сожалею о допущенной резкости в предыдущем посте. Однако, вокруг этой "воды" в определенные дни и без того масса спекуляций, которые используются для шельмования - вот и разгорячился))))
        С уважением

        • Платон Прохоров, ориентировался я на свои полученные знания, на читальный опыт (исследования разных богословов в разных областях - причем не только литургики).
          Чин внешне может быть разным, но молитва на великое освящение воды идентична, как на Крещение Господне, так и не Таинство Крещения.
          Если вы сомневаетесь в авторитете синодальных изданий, то объясните почему.

          "Касательно "множества опытов" по исследованию крещенской воды - извините, но сам принимал участие в такого рода исследованиях еще в 80-х годах в ИМБП, где ставились определенные эксперименты, связанные с воздействием на воду (а затем воды на объекты) шаманистов, колдунов и церковного обряда, который в отличие от упомянутых, не показывал никаких изменений в структуре и свойствах раствора, а тем более эффектах."
          Для этого и пишу здесь статьи, чтобы развеять множество суеверий о крещенской воде.
          Единственное явное необычное свойство крещенской воды - это ее "бессмертие".
          Когда я писал про "одинаковую плотность воды с рекой Иордан", то доверял одному источнику. Ваши сомнения заставили усомниться в этом источнике - перепроверю теперь.

          "усилия в духовной жизни" - сказано с тем смыслом, что духовная жизнь - это подвиг (то есть усилие над собой).

          "С литературой, наверное, было бы сориентироваться достаточно просто. Сравнительно недавно вышла "Энциклопедия религий" в Академпроекте, в которой было приятно обнаружить досконально проработанные ссылки по статьям. Я к тому, что книга дает возможность широкого ориентира на источники..."
          Не думаю, что для серьезного изучения какой-либо конфессии подойдет данная энциклопедия.
          Она может помогать в серьезном изучении, но не более.

          Не хочу начинать разговор о всех конфессиях; интересно будет узнать только о Православии, так как сам православный христианин. Что для вас является "религиозным опытом" в Православии?

          ps. Не только вас выводят из равновесия подобные спекуляции.
          За яростным стремлением исполнять некоторые обряды, люди теряют саму суть Православия - и это огорчает.

          Оценка статьи: 5

          • Павел Островский, "духовная жизнь - это подвиг (то есть усилие над собой)".
            Видите ли, "усилия" в духовном плане над собой можно понимать в разныз смыслах: как априорное понуждение либо табуирование (послушание выше молитвы и поста), как самовоспитание, как катехизическое обучение (в большинстве христанских конфессий) и т.д. Все это и многое иное - входит в религиозный опыт человека. Однако, само по себе "духовное развитие" или "духовная жизнь" не является прерогативой лишь религиозного опыта, а тем паче - опыта моноконфессионального. Христианский образ жизни, если иметь ввиду под этим жизнь духовнообогащенную, регламентируется не принадлежностью к какой-либо их конфессий и даже не постижением отдельных доктринальных тонкостей. Были и есть подлецы не только среди священнослужителей, но и среди тех, кто вносил немалые вклады в строительство христианской институции - церковь.
            Однако, если Вас интересует не столько многообразие религиозного опыта, сколько религиозный опыт в православии, то это задача Вашего личного "поля смыслов", где возможно получение лишь узкоконфессионального опыта, что, разумеется, никак не препятствует духовному развитию. Однако, лишь в том случае, если не поддаваться соблазнам воспринимать и все прочее исключительно с православной точки зрения.
            Например: Вас печалит, что за суетой обрядоверия люди не видят "самой сути Православия" - то есть, той и такой, какой видите ее Вы. Однако, для разных людей такая "суть" непременно будет разной. Вплоть до того, что для кого-то это - строгая аскеза, а для кого - способ социального самоутверждения. При этом, при условии искренней убежденности в своей правоте, каждый со своей позиции будет прав. Однако, если кто-либо из них потребует от Вас непременного принятия "своей веры", как на это можно реагировать?
            боюсь, если такой диалог продолжать далее, то мы с Вами можем так и застрять на этой странице. Несколько "не тот" формат, все же для подобных бесед...

      • Напоследок, даже специально комментарий отдельно сделал, чтобы вы не запутались, хотелось бы спросить у вас - что вы имели ввиду, когда написали это: "так и изучающих феномен религии"?

        Просто с точки зрения предмета "История религий" ваша фраза крайне... хм... необычна. )

        Короче, где вы в религии нашли феномен?

        Оценка статьи: 5