Ирина Огнева Дебютант

Что такое хоррор?

Кто из вас любит читать литературу в жанре хоррор? Как, вы не знаете, что такое хоррор?

А ведь было время, когда люди с удовольствием читали такие произведения. Многие из них дали бы фору любому американскому фильму ужасов. Вспомните: «И посадила Баба Яга Ивасика на свою лопату, хотела она его зажарить и съесть»… А как выглядит «Красная Шапочка» в оригинале? Если бы по этому тексту сняли триллер? Какая тут «Пила»!

Так вот, Стивен Кинг еще в конце семидесятых годов заявил, что подавляющее большинство людей обожают, чтобы их пугали. Нам трудно понять природу страха, хотя страх — это одно из первых чувств, которое мы испытываем. Став взрослыми, мы забываем большую часть того, чего так боялись в детстве. Барьер рационализма пробить все труднее. Но страх от этого не становится слабее. Он просто трансформируется.

Вам нравятся американские горки? Какое от этого удовлетворение? Страх! А как следствие страха, выброс адреналина, который провоцирует возбужденное состояние, сравнимое только с экстазом. Но не у всех такие стальные нервы и сильное сердце, чтобы выдержать это. И вот тут хорошим заменителем данных ощущений становятся «ужасы»… В любой момент, если нервы на пределе, можно оторваться от книги и пойти на кухню, чтобы пожевать бутерброд или позвонить подруге.

Среди литературоведов распространено мнение, что «литература ужасов» становится особенно популярна в переломные времена. И, в принципе, так оно и есть. Достаточно вспомнить, что деятельность Говарда Филлипса Лавкрафта — отца жанра «хоррор» 20-го века — приходилась как раз на время «великой депрессии» в Америке. Потом его творчество было основательно подзабыто и лишь ближе к концу века снова получило известность. В переломные времена люди начинают особенно отчетливо видеть несовершенство окружающего их мира. Они перестают верить в абсолютную силу науки, перестают надеяться на лучшее. «Литература ужасов» же совершенно намеренно делает акцент на том, что наука — это вообще ничто. Мир не познаваем и чаще всего поворачивается к нам с самой своей дурной и пугающей стороны.

Обратите внимание, что именно в наши дни хоррор переживает «золотые» времена!

Но давайте все же разберемся с тем, что же относится к этому жанру.

Основная цель хоррора, как и любой жанровой литературы, — развлечь читателя. Средство хоррора — страх. Именно через него автор в этом жанре «добирается» до читателя. В хорроре встречается три типа страха:

а) страх перед неизвестным (сверхъестественный ужас);

б) сублимированный, гипертрофированный «реальный» (социальный, политический и т. д.) страх;

в) страх-отвращение (например, оторванные конечности и т. д.).

Основной конфликт хоррора — столкновение рационального, морального и иррационального, аморального начал. Происходить оно может как в рамках одной личности (от «Джекила и Хайда» Р. Л. Стивенсона до «Секретное окно, секретный сад» С. Кинга), так и в виде борьбы между героями, олицетворяющими эти начала («Дракула» Б. Стокера, «Великий бог Пан» Мейчена и др.).

Для хоррора важно постоянное, напряженное ощущение читателем реальности происходящего. Ключевую роль в хорроре играет атмосфера. Создание и поддержание ее — самая главная и самая сложная задача автора. Главное — нажать на нужный рычаг и заставить работать воображение читателя. И вовремя остановиться, не мешая, а лишь подбрасывая уголь в топку.

Настоящие знатоки хоррора применяют различные системы классификации книг и фильмов. Приведу наиболее характерные для художественной литературы виды:

1. Триллеры, в том числе «саспенс» (состояние тревожного ожидания, беспокойства), слэшер (маньяки) и т. д. В этих книгах сверхъестественное отсутствует.
2. Мистика, в т. ч. вампиры, монстры, призраки, оборотни, ведьмы и т. д.
3. Зомби.
4. Космические ужасы (в т.ч. пришельцы).
5. Энимал-хоррор, где ужасная роль достается животным.
6. На стыке различных направлений и др.

Сегодня я лишь приоткрыла завесу тьмы над жанром хоррор. Но, может быть, вы теперь не будете считать этот жанр низким и недостойным вашего внимания?

Обновлено 5.01.2011
Статья размещена на сайте 2.01.2011

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Светлана Светлякина Читатель 12 ноября 2011 в 08:21 отредактирован 26 мая 2018 в 13:42

    Точное определение жанра хоррор. Думаю, более полное kabushikigaisha.ru/horror/chto-takoe-xorror-tochnoe-opredelenie/

  • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 8 января 2011 в 14:54 отредактирован 8 января 2011 в 16:03

    Интересно написано! было время, пересмотрела-перечитала. А вот сейчас - "щёлкнуло", как говорили уже многие))) Кстати, самое сильное впечатление от фильмов типа "Мизери". А всякие "бу!" из-за угла и зомби - просто противные...
    И ещё, я предпочту 1-3 минуты на самых сумасшедших горках, просмотру хоррора

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Огнева, хорошая статья.

    Мне кажется, что современное желание на все навесить ярлык - это хоррор, это фэнтази, это фантастика, это ... и т.д. - мешает самому развитию литературы.

    Ведь замечательный роман Жюля Верна про капитана Немо можно отнести сразу ко всем популярным жанрам: это и классика художественная, это и фантастика (причем научно-популярная), это и приключения, это и хоррор (в каком-то смысле)...

    Оценка статьи: 4

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 8 января 2011 в 10:00 отредактирован 9 января 2011 в 09:22

    Ирина Огнева, мощная, актуальная во все времена тема затронута вами. Хотя я адреналинонезависим и с опаской смотрю на адренофилов (и стараюсь держаться от этих, на мой взгляд, чудаков подальше) моё детство было совсем не лишено положительных зарядов дикого ужаса, порождённых пионерлагерными ночными тусовками, чердачными и даже кладбищенскими авантюрами и естественными детскими подкроватно-одеяльными самопугалками.
    Но это всё в детстве. Этим переболел, надеюсь, навсегда. А вот триллеры и экшен обожаю! Стремительность развития сюжета и безумная интрига - вот то единственное, что меня в них привлекает. А от иных ужасов и всех вамп тошнит пребольно.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Огнева,


    Очень интересная тема, хотя и затронутая вскользь. От себя добавлю, что хоррор, безусловно, жанр не для всех. Мой отец, например, боится читать Стивена Кинга на ночь, хотя мы с женой его зачитываем до дыр Раньше и «жутики» вместе смотрели, но после рождения ребенка в организме жены что-то щелкнуло, и я теперь просматриваю фильмы этого жанра в гордом одиночестве.

    Каждый уважающий себя ценитель жанра обязательно должен ознакомиться со следующим списком кинопроизведений или авторов, которых я приведу для информации (вдруг кто-то не в курсе):

    Не в порядке значимости, а в вольном стиле.

    1. Стивен Кинг. Разброс достаточной большой – от откровенного ширпотреба до классики. Непосредственно из хоррора рекомендую: «1408», «Кэрри», «Кладбище домашних животных», «Сияние», «Мертвая зона» и «Мизери».
    2. «28 дней спустя» и «28 недель спустя» - об эпидемии «шустрых» зомби в Британии. Режиссером первого фильма стал Дэнни Бойл, автор «На игле» и «Миллионера из трущоб».
    3. «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крейвена – Именно оригинал и только первый фильм.
    4. «Американский оборотень в Лондоне» Джона Лэндиса, который стал фундаментом для самого знаменитого музыкального клипа Майкла Джексона «Триллер».
    4. Трилогия Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы». Два первых фильма похожи друг на друга, как близнецы-братья, а третий, «Армия тьмы», снят в пародийном стиле.
    5. «Белый шум» - Интересная интерпретация неработающих каналов в телевизоре.
    6. «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление» - Два низкобюджетных проекта, сумевших показать невиданные сборы в прокате. Сняты в модном нынче стиле «псевдодокументалистики».
    7. «Возвращение живых мертвецов» - Классика фильмов про зомби от автора сценария к «Чужому».
    8. «Чужой» Ридли Скотта и «Чужие» Джеймса Кэмерона, остальные части франшизы на любителя.
    9. Творчество британского писателя Клайва Баркера и экранизации его книг, в т.ч. «Восставший из ада», «Ночное племя» и «Кэндимен».
    10. Трилогия о зомби Джорджа Ромеро: «Ночь живых мертвецов», «День мертвецов» и «Рассвет мертвецов». Также неплох ремейк «Рассвета» от Зака Снайдера.
    11. Итальянские классики. Здесь просто рекомендую обратить внимание на картины Марио и Ламберто Бава, Дарио Ардженто, Лючио Фульчи.
    12. «Полтергейст» Тоуба Хупера, продюсером и сценаристом которого выступил Стивен Спилберг.

    До кучи можно глянуть одним глазком «Детскую игру» про злобную куклу Чаки, «Омен», пародийный жутик «Битлджус» Тима Бёртона и японские страшилки («Звонок» и «Темные воды»).

    Список, само собой, неполный, но с утра больше на ум ничего не приходит

    • Ирина Огнева, 5!Евгений Жарков, прекрасно понимаю вашу жену! Я имела неосторожность прочесть роман "Ребенок Розмари" в период беременности, причём вкупе с "Изгоняющий дьявола", они были опубликованы одной книжкой, хоть и разных авторов. Очень понравился роман (я о романе "Ребенок Розмари"), но после первого прочтения боялась даже в руки брать эту книгу, в конце - концов я её просто выкинула! Вызывало ужас само её присутствие на полке!

  • А Успенский писал, что дети нуждаются в "витамине страха". И даже исследовал пионерлагерные страшилки. Ему дети их со всей страны присылали на адрес редакции "Пионерской зорьки".

  • Очень понравилось!

    Оценка статьи: 5