• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Полицейский боевик «Новичок». Как поляк немца по Лос-Анджелесу гонял?

Трудно сказать, кто является родоначальником поджанра «бадди-муви». Возможно, кто-то вспомнит Артура Конан Дойля и его Холмса с Ватсоном. Или Жеглова с Шараповым. Киноманы обязательно упомянут «48 часов» Уолтера Хилла, «Смертельное оружие» Ричарда Доннера, «Плохих парней» Майкла Бэя и еще целую толпу фильмов, где встречается столь знакомое по полицейским боевикам выражение «напарник». Не товарищ, не друг и даже не сослуживец, а именно «напарник», т. е. человек, на пару с главным героем распутывающий преступления, разделяющий с ним горести и радости службы, а зачастую и личной жизни. Само собой, элементы «бадди-муви» встречаются и в других жанрах (комедиях, например), но эталоном применения этой схемы стали именно боевики и детективы.

Картина актера и режиссера Клинта Иствуда «Новичок» является типичным и потому не слишком ярким представителем сего направления. Несмотря на отличную актерскую игру и стоящий экшн, «Новичок» не смог выделиться на фоне многочисленных полицейских картин. Что тому виной, попробуем выяснить.

…Американец польского происхождения Ник Пуловски (Клинт Иствуд) работает в департаменте автомобильных краж полиции Лос-Анджелеса. Стареющий детектив — вовсе не звезда новостных сводок, что его несколько напрягает, ведь каждому хочется побыть в центре внимания до начала проблем с мочеиспусканием. Тем более неприятно, что когда Нику и его напарнику Пауэллу наконец-то подвернулось стоящее дело, главный подозреваемый в масштабных кражах дорогостоящих авто, немец Стром (Рауль Хулиа), виртуозно выкручивается из цепких лап закона. Во время очередной облавы Стром убивает Пауэлла, дело передают в отдел убийств, а самого Ника отстраняют от расследования, да еще приставляют к нему молокососа Акермана (Чарли Шин).

Ник с такой несправедливостью мириться вовсе не намерен. Черт с вами, решает он и начинает свой личный крестовый поход, больше смахивающий на вендетту. Ветеран вынужден таскать с собой повсюду Акермана, которому вечно достается по первое число. Тем не менее, несмотря на брюзжание бывалого напарника, молодой детектив вовсе не так уж плох или самонадеян. Акерман — сын богатого бизнесмена (Том Скеррит) — всю жизнь пытается доказать своему отцу, что чего-то стоит сам по себе, а не только вкупе с кредитной карточкой. Поэтому служба в полиции рядом с Ником для Акермана не столько повседневная работа, сколько вызов самому себе, своеобразная проверка на вшивость.

Тем временем коварный Стром, чей бизнес в результате пристального интереса со стороны полиции сильно пошатнулся, решается на отчаянный шаг — похищение настырного детектива и вымогание внушительной суммы денег в обмен на его жизнь. Само собой, при этом Стром хочет основательно замести следы, убить всех предполагаемых дольщиков выкупа и вместе со знойной подружкой (Соня Брага) и с кучей денег свалить в теплые страны. И если бы не прыткий Акерман, то у него даже могло бы получиться…

«Новичок» стал для Клинта Иствуда в своем роде мостиком в большое кино. Причем сам этот мостик остался позади, в полной мере характеризуя Иствуда как главного героя полицейских триллеров и спагетти-вестернов, ибо «Новичок» — типичная поделка в стиле его же «Грязного Гарри» или «Внезапного удара». Своим следующим фильмом, вестерном «Непрощенный», Иствуд начнет новую веху в собственном влиянии на кинематограф, в результате чего станет одним из самых востребованных и обласканных критиками режиссеров начала нового тысячелетия.

Вернемся к нашим баранам. Крутой детектив и юный салага на его попечении — достаточно избитый ход. Как и то, что к концу фильма оба научатся жить друг с другом в мире, ветеран (если выживет) станет терпимей и сдержанней, а молодежь нахлебается жизненного опыта. Создатели фильма этой схемы придерживаются четко, поэтому финал «Новичка» — достаточно предсказуемый, хотя наблюдать за противостоянием полицейских и бандитов от этого не становится менее интересно.

Три главных действующих лица — Иствуд, Шин и Хулиа — отлично вписываются в образы, хотя, конечно, лучше всего выглядит Иствуд, который на подобных персонажах, что называется, собаку съел. Хорош Чарли Шин, который во многом копирует самого себя. В реальной жизни Чарли не приходилось много махать кулаками для самоутверждения, но ситуация, когда сын находится в тени своего звездного отца, ему отлично знакома.

Пуэрториканец Рауль Хулиа в роли немецкого злодея? Если честно, не самая удачная роль в фильмографии актера. Чуть позже Хулиа блистал в образе Гомеса Аддамса в дилогии про семейку Аддамс. А еще позже неожиданно для всех скоропостижно скончался от инсульта в возрасте 54 лет. Актера похоронили на родине, в Пуэрто-Рико в 1994, спустя четыре года после выхода «Новичка».

Так всё же, что не позволило картине Иствуда стать кассовым хитом и культовым экшном, вроде «Плохих парней» или «Смертельного оружия»? В декабре 1990, когда лента вышла в прокат, у нее не было прямых конкурентов (если, конечно, не считать за соперников ленты «Один дома», «Мизери», «Танцы с волками» и «Хищник 2», шедшие на той неделе в кинотеатрах Америки). Увы, по всей видимости, ленту «похоронил» не очень внятный сценарий, ибо в остальном (актерская игра, погони, каскадерские трюки и прочие нюансы) «Новичок» достоверен и отлично смотрится.

Сценарием заведовали двое: Боаз Якин и Скотт Спигел. Спигел — мастер на все руки, хотя мастер — это громко сказано. Третьеразрядный актер, так себе режиссер, да и сценарист неважный. Его предыдущим детищем стал сиквел «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми, который, кстати, очень трудно сюжетно отличим от оригинала, поэтому вклад Спигела не очевиден. Для Якина «Новичок» вообще был второй работой в кино после топорного боевичка «Каратель» с Дольфом Лундгреном. Вот и весь сказ об авторах фильма. Как видите, минус на минус не всегда дает плюс.

Резюме. Как я уже неоднократно писал в своих рецензиях, исходный материал очень важен. Как и люди, его адаптирующие к большому экрану. Не зря абсолютное большинство кинофестивалей отдельно отмечают премиями сценаристов, ибо от их работы зависит очень многое. Авторы «Новичка» откровенно расслабились, слепив добротный, но предсказуемый полицейский боевичок с грамотно поставленными трюками, стрельбой и погонями. Актеры в грязь лицом не падают, реплики и удары наносят профессионально, но особого драматизма своим персонажам не передают, ибо по сюжету этого не требуется. Ну и ладно, зато наши победили.

Статья опубликована в выпуске 16.01.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: