• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

«Смертельное оружие»: лучший полицейский боевик всех времен?

«Я слишком стар для всего этого дерьма».

Сразу оговорюсь, что «Смертельное оружие» Ричарда Доннера входит в десятку моих любимейших голливудских картин, поэтому я буду бесконечно предвзят и отвратительно субъективен. В своей любви я не одинок, на том же Кинопоиске лента входит в Топ-250, хотя не в списках и рейтингах дело. Мое отношение к этому фильму зиждется исключительно на множественных просмотрах, что, по моему скромному мнению, является единственной и самой правильной оценкой любого творения. Ибо позорные поделки пересматривать не тянет.

«Ты когда-нибудь кого-нибудь встречал, кого затем не убил? — Ну, я еще не убил тебя. — Вот только не надо делать мне одолжений!» (Диалог главных героев фильма)

…Сержант полиции, детектив Роджер Мёрто (Дэнни Гловер) празднует свой пятидесятый день рождения. Дата для любого человека серьезная и многозначительная, но Роджеру «повезло» больше других, ибо день у него выдался поистине сумасшедший. Сначала его назначают на дело о покончившей с собой проститутке, коей оказывается дочь его давнишнего вьетнамского сослуживца Майкла Хансейкера. А затем, учитывая, что в самоубийстве замешаны наркотики, к нему приставляют напарника из соответствующего отдела, сержанта Мартина Риггса (Мэл Гибсон).

У Риггса, недавно потерявшего молодую жену в автокатастрофе, что называется, «тихо шифером шурша, едет крыша не спеша». Мартин всерьез задумывается о том, чтобы отправиться на небеса. Самостоятельно пустить себе пулю в лоб Риггс не может, но на работе кидается грудью на амбразуру, лезет под пули и рискует своей жизнью почем зря. При этом Риггс — невероятно меткий стрелок и не дает своим врагам второго шанса.

Роджер и Мартин не сразу становятся друзьями, но их противоположные натуры, словно плюс и минус, притягиваются. Спокойный, уравновешенный («Двадцать лет в полиции и ни одной царапины») сержант Мёрто и взрывоопасный Риггс компенсируют недостатки друг друга и вместе расследуют дело, которое не по зубам другим полицейским…

«Роджер, ты отстал о жизни. Мужики 80-х — вовсе не крутые парни. Они чувственные натуры… Вчера вечером я плакал в постели. — Ты был с женщиной? — Я был один. С чего, ты думаешь, я плакал? — Да уж, очень смахивает на человека 80-х…» (Из диалога Роджера с коллегой)

Я не зря всю дорогу цитирую фильм, ибо многие из этих диалогов до сих пор используются в американском кинематографе, не говоря уже о сюжетной и визуальной стилизации под «Смертельное оружие». Каким-то образом авторам ленты удалось вобрать в своё творение все лучшие наработки жанра и при этом стать образцом классического «бадди-муви», полицейского боевика, которому до сих пор подражают многие, но мало кто сумел хотя бы повторить.

Начнем по порядку. Шейн Блэк. Дебютант кинематографа 1987 года. В июне Блэк появляется в образе рядового Хокинса в знаменитом «Хищнике», а в марте выходит «Смертельное оружие» под его единоличным авторством. Блэку и Ричарду Доннеру удалось невозможное — они сняли фильм, который притягивает внимание к экрану от начала до конца.

Доннер на тот момент уже считался ветераном, способным справиться с любым материалом. За его плечами была длительная карьера на телевидении и очень сильные, наделавшие шуму проекты: «Омен» (1976), «Супермен» (1978) и спродюсированные Стивеном Спилбергом «Балбесы» (1985). Однако только «Смертельное оружие» стало для Доннера настоящей творческой удачей (а также сиквел «Смертельное оружие 2» и семейная комедия «Новая рождественская сказка», вышедшие во второй половине восьмидесятых).

В чем же причина ажиотажа? Шейн Блэк не стал размениваться по мелочам, убрав из сценария всё лишнее. Есть полицейские, есть преступники, и на этом точка. Никаких сюсей-пусей, тягомотных рассуждений о долге и чести и прочих завихрений мозга, которыми любят страдать современные кинодеятели в немощных попытках создать что-нибудь оригинальное. При этом Блэку, а также исполнителям главных ролей, Мэлу Гибсону и Дэнни Гловеру, удалось воплотить на экране не пустоголовых, схематичных болванчиков, метко плюющих бесконечные патроны в плохих парней, а живых, ярких, очень привлекательных персонажей.

Диалоги и экшн — вот главная сила «Смертельного оружия». Шутки юмора активно перемежаются стрельбой из табельного оружия, при этом Роджер и Мартин не забывают пикироваться друг с другом даже в минуты смертельной опасности. «Видишь как просто? Бах, и он всё еще жив. Теперь можно его допросить. Знаешь, почему? Потому что я стрелял ему в ногу, а не изрешетил пулями и не спрыгнул с ним вместе с высоты. — Эй, это не честно, тот парень-самоубийца остался жив!».

До «Смертельного оружия» Дэнни Гловер прославился в «Цветах лиловых полей» Стивена Спилберга. Он был плохим («Свидетель»), незаметным («Сильверадо») и чаще всего безденежным актером. Сотрудничество с Ричардом Доннером и Гибсоном тоже не сделало его суперзвездой, но теперь его имя однозначно ассоциируется с персонажем этого фильма (а точнее, четырех фильмов). Мэл Гибсон на момент съемок картины тоже в Голливуде не котировался, будучи засланцем из солнечной, но весьма далекой от основных кинематографических событий, Австралии. Его «Безумный Макс» сегодня считается эталоном апокалиптического боевика, но тогда Гибсон был чужаком и малоизвестной, но амбициозной лимитой, если хотите.

Безусловно, есть недалекие личности, пытающиеся противопоставить себя «киноманскому быдлу» и задающие вопросы вроде: «А зачем злодеи похитили дочь Роджера Мёрто, чтобы выведать из полицейского последние слова его друга Хансейкера? Не проще ли было тупо замочить неуступчивого копа? На кой черт Риггс полез в финальную драку с персонажем Гэри Бьюзи (Мистер Джошуа)? Да и вообще, разве возможно, чтобы представители закона вели себя столь развязно, палили на улицах из автоматов и сводили личные счеты с преступниками?»

Отвечаю. Увы, друзья, в реальной жизни полицейские — вовсе никакие не герои, а обычные парни, делающие свою работу. Кто-то делает ее хорошо, кто-то — спустя рукава, а некоторые предпочитают, чтобы работа делалась за них. Всё как везде. Поэтому «Смертельное оружие», несмотря на якобы реальность происходящего, всё-таки больше кино, чем жизнь, больше иллюзия, чем действительность. Но разве имеет это значение, когда киношный Мартин Риггс под звуки джазовой композиции Эрика Клэптона и Майкла Кэймена, превозмогая боль, мчится на помощь своему другу Роджеру?

Резюме. Один из лучших представителей жанра полицейского боевика. По силе воздействия можно было бы сравнить с «Французским связным» или «Крепким орешком», но я чепухой заниматься не буду. Просто скажу, что смотреть этот фильм нужно однозначно. Как лекарство от скуки и от набивших оскомину ментовских телесериалов на НТВ.

Статья опубликована в выпуске 26.01.2011
Обновлено 26.01.2011

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Эх, даже захотелось пересмотреть

    Оценка статьи: 5

  • "Безусловно, есть недалекие личности, пытающиеся противопоставить себя «киноманскому быдлу» и задающие вопросы вроде..." - в связи с этим вспоминаются в том числе и ваши, Евгений, рассуждения о голливудских клише))) (хотя, помнится, было еще что-то чье-то? или ваше же - но по поводу копьютеров?)
    Фильм (ну, четыре фильма) - балет, конечно. Потому и разбираем на цитаты, на эти самые, по-толстовски если, "mot".

    • Люба Мельник,

      Вы не ошиблись, про компьютеры - моё было Дело не в том, что я не приемлю киноклише, они есть данность, без них никуда, просто "недалекость" некоторых горе-рецензентов состоит в том, что они эти киноусловности возводят во главу угла, пытаясь на их основе хаять приличные фильмы. Таким образом можно и "Крестного отца" свести до уровня банального гангстерского боевичка. Я осуждаю штампы только лишь тогда, когда окромя них в фильме ничего нет - просто тупой перебор схем. Или когда авторы, ничтоже сумняшеся, выдают избитые ходы и сюжеты за оригинальный продукт их мозговой деятельности.

      Оценка статьи: 5