• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Панасьян Профессионал

Композитору Александру Зацепину - 85! Неужели и эту песню написал он?..

Каждые пять лет, когда в юбилейном концерте подряд звучат все хиты А. Зацепина, удивленное восхищение вновь посещает меня. Потрясающий композитор! Его инструментальная музыка и песни не теряют популярности десятилетиями — стоит только посмотреть список самых частых запросов в караоке, да послушать часок радио, где крутят советские хиты.

Даже перечисление нескольких названий замечательных творений Зацепина вызовет у вас улыбку и поднимет настроение: «Песня про зайцев», «Остров невезения», «Помоги мне», «Есть только миг…», «Этот мир», «Волшебник-недоучка», «Разговор со счастьем».

Да! И про медведей, которые «вертят земную ось» — тоже он!

Мне захотелось озаглавить периоды жизни Александра Сергеевича строками из песен, музыку к которым он написал. Я эти слова и прочитать-то просто так не могу… Их можно только спеть!

«Куда уходит детство?»

Родился Александр Зацепин 10 марта 1926 года. Он был в 8 классе, когда началась война. Отца, хирурга, осудили на 10 лет без права переписки за мимолетную фразу о нерасторопности советской власти. Так детство и ушло…

«Мудрых преподавателей слушал я невнимательно»

И слава богу! Иначе мы были бы лишены такого замечательного композитора. За прогулы и плохую успеваемость Зацепина отчислили из института, где он учился на инженера железнодорожного транспорта.

В 1945 году начинается служба в армии. Любовь к музыке привела его в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски.

В 1956 году Зацепин заканчивает консерваторию в г. Алма-Ата, работает музыкальным оформителем на студии «Казахфильм». По работе часто приходилось ездить в Москву, где его талант композитора и аранжировщика не остался незамеченным.

«Вдруг как в сказке скрипнула дверь…»

… и на пороге появился Л. Гайдай. Судьбоносная встреча двух талантливых людей подарила нам фильмы «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Работы в этих картинах принесли Зацепину наибольшую популярность.

«Сделать хотел утюг, слон получился вдруг»

Зацепин мечтал создавать более интересные и качественные аранжировки песен, чем могли предложить тогда немногочисленные студии звукозаписи. Он, по совместительству радиолюбитель, собрал у себя дома звукозаписывающую аппаратуру, равной которой не было в стране.

Впоследствии именно там были записаны оригинальные аранжировки с новаторской для того времени обработкой звука многих песен Зацепина. Например, мелодия погони из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» была искусственно ускорена, а колокольный звон — всего лишь замедленный в 4 раза звук маленького колокольчика.

«Если б я был султан…»

Ну, три жены бывает не только у султанов. Не одновременно, конечно. С первой супругой Зацепин прожил 29 лет. Она умерла от тяжелой болезни. Вторая, француженка Женевьева, открыла ему Париж, но долгие отношения не сложились из-за языкового барьера и разности менталитетов.

С третьей женой, Светланой Морозовской, музыкальным педагогом, Зацепин счастлив по сей день.

«Этот мир придуман не нами…»

Он, этот мир великолепной музыки и задушевных текстов, придуман Зацепиным, Дербеневым и Аллой Пугачевой. Легендарный фильм «Женщина, которая поет» вышел на экраны в 1979 году, собрал невиданное для музыкального фильма количество зрителей (54, 9 млн.) и занял первое место в прокате.

«Жизнь без любимого…»

Сейчас трудно поверить, но цензура прочитала эту строчку из песни несколько иначе: «жизнь без Любимова». Напомню, это фамилия главного режиссера театра на Таганке, который в тот момент оказался в опале. Само собой, фильм «31 июня», в котором звучала песня с таким названием, тоже забуксовал в прокате.

Подвел фильм и один из актеров, участвующих в фильме. Александр Годунов, солист Большого театра, эмигрировал в США, добавив картине отрицательных отзывов от критиков.

Трудности были и с другими хитами Зацепина. Его музыка казалась худсовету то слишком «джазовой», то слишком вульгарной (досталось нашей любимой песне «Помоги мне»). Ругали композитора за подражание западу и легкомысленные аранжировки, «которые ничему не учат».

Практически у каждой любимой нами песни Зацепина есть своя история выживания.

Из-за бюрократических проволочек композитор не отозвался на приглашение поработать для музыкального фильма в США.

«Всегда быть рядом не могут люди…»

Дербенев и Гайдай — два человека, с которыми у Зацепина был настолько яркий творческий союз, что превзойти его не смог еще никто за много лет. Найти своего поэта и своего режиссера Александру Сергеевичу после ухода из жизни этих талантливых людей так и не удалось…

«А нам все равно…»

…очень хочется пожелать Александру Сергеевичу творческого вдохновения, новых ярких песен и мелодий!

«Есть только миг между прошлым и будущим…»

миг, в который я слушаю запись этой песни;
миг грустных воспоминаний о своих близких, которых больше нет рядом;
миг счастья, когда рядом возятся мои дети;
миг, когда я занимаюсь любимым делом — пишу статью…
…миг… «Именно он называется жизнь…»

Александр Зацепин написал более 300 песен. Его музыка звучит более чем в 60 фильмах и мультфильмах. Он является заслуженным деятелем искусств России, членом-корреспондентом Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), членом Союза композиторов СССР с 1956 года и Союза кинематографистов СССР с 1957 года.

Статья опубликована в выпуске 10.03.2011

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересная идея - так построить композицию статьи.. Молодец, Ирина Панасьян.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина, статья очень понравилась!!! Спасибо. Очень плодотворный композитор. Редко кто может похвастать таким количеством замечательных песен, которые до сих пор с удовольствием слушаюся. читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Александр Зацепин - блестящий композитор !

    Оценка статьи: 5

  • Ира, - прекрасная статья! Мы тоже любим таких наших песенных авторов! Но, скажите только, пожалуйста, если знаете: "кинематографическая наука" - это что?

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Панасьян, а и здорово у Вас получилось! Поздравляю!
    Только помнится в части сотрудничества с А. Б. там не очень ладно было. Пугачева его просто использовала, как, впрочем, и многих других. А сам Зацепин, кроме всего прочего, правда был великолепным аранжировщиком, что для песенного творчества порой важней, чем саму музыкальную тему выдумать.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина, спасибо, что вспомнили о Зацепине, прекрасном композиторе

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Панасьян, очень приятно видеть, как Вам удалось выйти за скучноватый формат ШЖ (назову его "отрывным календарем с полезными советами"), формально в формате оставшись Браво! И по форме и по содержанию, бесспорно, 5. Да Вы и сами видите небывалое единодушие в оценках

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Панасьян, какая замечательная статья!!!! Здорово написано о прекрасном композиторе... в детство попала, вспомнив любимые песни! а про "только миг" - это вообще шедевр!

    Просто любопытно, а что там с его отношениями с Пугачевой?

    Оценка статьи: 5

    • Наташа Деспи , как было с Пугачевеой на самом деле, трудно сказать. Дербенев в интервью как-то рассказал, что Алле Борисовне очень хотелось добавить в фильм песни собственного сочинения. Тогда ее, как поэта и композитора, никто не воспринимал, поэтому она наврала про какого-то немощного инвалида, которого жалко обижать отказом, уговорила взять в картину несколько его песен. Скоро правда открылась, Зацепин обиделся. Это сейчас мы наслаждаемся песней "Женщина, которая поет", а тогда было слишком смело идти наперекор признанному композитору.
      Вроде, так.

      • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Мастер 10 марта 2011 в 19:48 отредактирован 10 марта 2011 в 19:50 Сообщить модератору

        Ирина Панасьян, там еще интересней было. Зацепин-то был композитором фильма, несмотря на все передряги. И аранжировки, соотвтественно были его. А Пугачева, судя по всему, уже тогда была мастерицей на переделки и подделки, что позднее проявилось в полной мере (ну и молодец, впрочем!). Конкретно с песней "Женщина, которая поет". Уже была написана, но еще не прозвучала песня Э. Колмановского, на стихи К. Кулиева в переводе Н. Гребнева "Женщине, которая люблю". Вот о чем не сказали Александру Сергеевичу. И он, сам того не ведая, аранжировал и слегка подработал мелодию коллеги. Шум потом раздувать не стали. Но, сами понимаете, Зацепин был поставлен в крайне щекотливую ситуацию. Привожу для сравнения и понимания тексты.
        читать дальше →

        Оценка статьи: 5

  • Ирина Панасьян,
    !

    Оценка статьи: 5