Юрий Сунгурцев Мастер

С какими секретами связан легендарный полёт Юрия Гагарина? Заметки к юбилею

Нашим молодым современникам трудно представить себе, какой режим секретности существовал в Советском Союзе пятьдесят лет назад.

Было засекречено буквально всё. Если, например, в городе N имелись заводы военно-промышленного комплекса, то этот город, скорее всего, был полностью закрыт для иностранных гостей. Шпиономания в стране иногда была просто шизофренической.

Долгое время после первого полёта человека в космос были засекречены многие детали полёта Гагарина, даже то, что место посадки оказалось незапланированным и полёт не всегда проходил в штатном режиме. Об этом знали лишь немногие посвящённые.

Итак, 12 апреля 1961 года. Я в то время жил в Саратове, в коммунальной квартире, в доме, расположенном в непосредственной близости от аэропорта. И многие жильцы дома, в частности, нашей коммуналки, работали в различном качестве в аэропорту.

Мой отец, будучи уже на авиационной пенсии, продолжал работать в подразделении радиосвязи штаба. По-военному, штабом, называли в те времена здание, в котором располагалась служба, управляющая техническим обеспечением работы аэропорта.

Было замечательное солнечное утро. Я сидел за рабочим столом в своей комнате и делал уроки. В том году я оканчивал восьмой класс и был довольно прилежным учеником. Вдруг в общем коридоре раздался шум и я услышал громкий ликующий голос моего соседа: «Юрка Гагарин в космосе!!»

Я выскочил в коридор и принял участие в общем ликовании всех, кто в это время находился дома. Чуть позднее пришёл на обед мой отец и сообщил мне главную новость дня: Юрий Гагарин приземлился неподалёку от Саратова в заволжской степи. И пообещал, что после уроков сводит меня к себе на работу и даст прослушать магнитофонную запись радиопереговоров с экипажем вертолёта, принявшего на свой борт первого космонавта.

Помню, что в школе в тот день все уроки прошли в особом праздничном настроении. Когда на одном из уроков начали обсуждать волнующую всех новость, я не удержался и сказал, что Гагарин приземлился недалеко от Саратова. Последовал вопрос: откуда я могу это знать? Нигде в новостях об этом не упоминалось! Тогда я наивно ответил: «Мне сказал об этом папа». В ответ на моё заявление класс громко расхохотался. Никто не поверил, что Гагарин в тот день находился в такой близости от нас.

После уроков я отправился к отцу на работу. Он меня уже ждал и сразу же включил магнитофонную запись на прослушивание. Фрагмент записи, который я слушал, был не очень длинным — минут десять. И из всей записи мне навсегда врезалась в память заключительная фраза командира экипажа вертолёта: «Майор Гагарин на борту!» Я был горд, что первым среди сверстников узнал столь волнующую новость.

Через несколько лет на месте приземления Гагарина был построен мемориальный гранитный памятник, ставший на долгое время одной из главных достопримечательностей Саратовской области. Тогда к памятнику приезжали во время свадеб саратовские и энгельсские молодожёны вместе с гостями на специально заказанных автобусах. Помню, что и в день моей свадьбы через семь лет после знаменитого полёта мы тоже большой компанией на нескольких машинах ездили в степь к этому памятнику.

Юрий Гагарин стал живым символом поколения шестидесятых. Вообще, надо сказать, что далёкие шестидесятые оказались для Советского Союза одним из самых великих десятилетий, когда страна действительно была на подъёме и во всём мире считалась второй крупнейшей державой. В те годы на подъёме были не только техника и наука, но и поэзия, и литература, и музыка…

Однако во время спуска корабля «Восток» произошло несколько нештатных ситуаций, которые при неблагоприятном развитии событий могли привести к гибели космонавта. Головная часть «Востока» состояла из двух частей, скреплённых между собой металлическими лентами и пиропатронами для их разделения. Главный отсек — капсула, в которой находился космонавт, — и приборный отсек соединялись между собой также и электрическими кабелями связи.

После начала спуска, когда начала работать тормозная двигательная установка, должно было произойти автоматическое отделение приборного отсека, но этого в заданное время не произошло. Кроме того, неожиданно началось вращение корабля вокруг своей оси. Тормозной системе пришлось «справляться» с большей массой, чем это было запроектировано, а значит, и скорость входа в атмосферу была несколько выше расчётной.

Но этот же фактор ускорил разделение отсеков сразу после входа в атмосферу: соединяющие отсеки электрические кабели попросту сгорели и отсеки разделились сами. Угроза катастрофы миновала. Отсек с приборами устремился к Земле и сгорел. А капсула с космонавтом продолжала запланированное движение к Земле. Наступила фаза аэродинамического торможения.

Согласно сообщению ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза — главный источник радио- и телеинформации того времени), приземление первого космонавта произошло в капсуле корабля. Это действительно происходило так в последующих полётах. Но не в первом. А первый полёт на самом деле завершился обычным парашютным приземлением.

Гагарин в своей книге «Дорога в космос» подробно рассказал о финишной части полёта и приземления. На высоте семь километров было произведено катапультирование из спускаемого отсека. А далее спускаемый отсек и космонавт завершили полёт на парашютах независимо друг от друга.

После катапультирования Гагарин увидел под собой знакомые географические очертания: Волгу и два города, друг напротив друга — Саратов и Энгельс. Самостоятельный спуск начался примерно в одном километре от левого берега Волги и поначалу Юрий Гагарин считал возможным вариантом приводнение на реку. Однако ветерок отнёс парашют с первым космонавтом в сторону заволжской степи, где и произошло окончательное приземление.

То, что первый космонавт приземлился в окрестностях Саратова, оказалось глубоко символичным. Почти десять лет отделяли полёт Гагарина от того момента, когда он приехал на саратовскую землю, чтобы поступить на учёбу в Индустриальный техникум. И на саратовской земле Юрий Гагарин впервые поднялся в небо, когда осенью 1954-го поступил в Саратовский аэроклуб.

Начал, как все, — прыгал с парашютом. А уже в 1955-м совершил первый самостоятельный полёт на спортивном самолёте Як-18. С этого дня и до конца своей жизни он был фанатически влюблён в небо и постоянно совершенствовал свои профессиональные навыки.

Подошло время призыва в армию, и Юрий Гагарин принял решение навсегда связать свою жизнь с авиацией. Он поступил Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков, которое окончил в октябре 1957 года с отличием. До легендарного полёта оставалось менее трёх с половиной лет. Но слово «космонавт» для него тогда ещё не было знакомо!

Сам первый полёт в космос стал настолько крупным, можно сказать эпохальным, событием в истории человечества, что Гагарин моментально оказался личностью, которой симпатизировал весь мир. Он был самым желанным гостем для всех стран мира.

Слава не испортила его. А знаменитая гагаринская улыбка хорошо знакома всем людям Земли.

А вот и новости сегодняшнего дня. Накануне 50-летия полёта Гагарина в космос федеральное космическое агентство России (РОСКОСМОС) сообщило о подготовке к запуску ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз ТМА-21». В первые в истории освоения космоса кораблю присвоено имя собственное — «Гагарин». Можно сказать теперь вслед за В. Маяковским: «Гагарин — космический корабль и человек». (Помните у поэта — «Товарищу Нетте- пароходу и человеку»?)

7 апреля «Гагарин» успешно состыковался с Международной космической станцией. Экипаж корабля планирует провести на орбите 164 дня. Пожелаем ему удачи!

Юбилейный День космонавтики 12 апреля или, как его часто называют иностранцы, Yuri’s Day будет отмечен в Москве 50-ю залпами праздничного салюта.

Обновлено 16.10.2017
Статья размещена на сайте 3.04.2011

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Простите,В.В.Осипов- старший сын Осипова В.В.

  • Василий Осипов Читатель 15 февраля 2012 в 18:53 отредактирован 27 мая 2018 в 11:24

    Спасибо большое автору интересной статьи и Олегу Бойчуку за обширные и глубокие комментарии к фотографиям.Удивляюсь поразительным знаниям материала.В.В.Осипов.Москва.

  • Юрий Сунгурцев, Именно в этом "заведении" (в/ч 62648) отряд космонавтов проходил парашютную подготовку в 1960г. Офицеры части хорошо знали Ю.Гагарина . Из штаба в/ч 62648 Ю.Гагарин докладывал Н.Хрущёву о выполнении полёта.

  • Авиабаза "Энгельс"- здесь находилось глубоко засекреченное учреждение - 4 филиал государственного научно-испытательного института ВВС, которым руководил заместитель начальника НИИ по вооружению и испытаниям спасательных средств генерал-лейтенант И. К. Бровко. (в/ч 62648).Секретность была такой, что прекращались испытательные полёты самолётов при посещении иностранными делегациями г. Саратова.

  • Олег Бойчук Читатель 16 июля 2011 в 01:36 отредактирован 25 мая 2018 в 09:51

    С места посадки Ю.Гагарин был доставлен вертолётом на авиабазу "Энгельс". Пилотировал вертолёт майор С.Хитрин и борттехник капитан В.Галкин. В кабине был Герой Советского Союза полковник Осипов В.В. и нач.гарнизона -генерал-лейтенант Бровко И.К. (все офицеры из в/ч 62648) На фото слева направо- майор С. Хитрин-Герой Советского Союза полковник Осипов В.В.- борттехник капитан Галкин В.В.

    • Олег Бойчук Читатель 17 июля 2011 в 00:10 отредактирован 17 июля 2011 в 00:12

      Осипов Василий Васильевич - заместитель командира эскадрильи 108-го авиационного полка 36-й авиационной дивизии 8-го авиационного корпуса Авиации дальнего действия, Cовершил 285 боевых вылетов. В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве командира экипажа (штурман старший лейтенант Зуенко И.С.) участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Северная Норвегия). Недавно узнал, что Герой Советского Союза летчик Зуенко И.С. в 1961г тоже служил на авиабазе "Энгельс". Вот это редкий случай-прошли всю войну и ещё потом 20 лет вместе служили! На фото крайний слева-Герой Советского Союза полковник Осипов В.В.

      • Вспоминает о том дне майор С. Хитрин.
        Как только операторы обнаружили цель над Волгой, он помчался к вертолету. Борттехник Галкин вмиг запустил двигатель. Можно лететь. Связавшись по рации с командным пунктом, Хитрин запросил разрешение на взлет. Но командир части генерал-лейтенант Бровко приказал без него не взлетать. Послали машину на квартиру за генералом. Вместе с генералом в кабину сел полковник Осипов, Герой Советского Союза. Теперь уже пассажиры торопили Хитрина – мол, давай-давай.Машину, на которой ракетчики везли Гагарина в Энгельс, Хитрин догнал быстро. Посадив на борт Ю.Гагарина взяли курс на "Базу". На фото С.Хитрин и Ю.Гагарин. Они были знакомы ещё при парашютной подготовке отряда космонавтов на авиабазе "Энгельс" в 1960г.

  • Спасибо всем, кто обратил внимание на мою статью. Особое спасибо всем, кто не поленился прокомментировать!

  • Юрий Сунгурцев, хорошо написано и интересно

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, очень интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Александр Сорокин Александр Сорокин Мастер 14 апреля 2011 в 15:18 отредактирован 14 апреля 2011 в 15:19

    Мало того, что мы из одного города, так ещё и чуть ли не с одной улицы! Моя мама детство провела в секциях возле аэропорта, а я родился и рос на Артиллерийской улице, возле ракетного училища

  • С праздником!

    Оценка статьи: 5

  • Статья хорошая, но заголовок дурной.

  • Юрий Сунгурцев,
    Статья хорошая, праздничная!
    Правда, возник вопрос: не было ли у Вашего папы неприятностей из-за разглашения тайны? И еще возникают сомнения о Вашем посещении рабочего места отца. В те годы режимы секретности были чрезвычайными до крайности.

    • Елена Максимовская,
      Саратовский аэропорт был гражданским и я довольно часто бывал у отца "на работе". Там он меня обучал элементам радиотехники. Никаких "проходных" в штабе не было предусмотрено. Да и отец не подписывал документов о неразглашении. Так что не беспокойтесь - всё было нормально.

  • Юрий Сунгурцев, спасибо, интересная статья. Непонятно только, почему "Гагарин" полетел 7 апреля, а не 12-го, как Гагарин?

  • Хорошо помню этот день и слова "работают все радиостанции Советского Союза".
    Мой отец дежурил в воздухе в Красноярске. И даже не знал, для чего. Приказы были: "Взлететь. Сделать круг над аэродромом. Сделать ещё круг. Ещё круг... Лететь на свой аэродром."
    На вопрос, чего они ждали, им ответили , что прилетят , узнают. "Гагарин в воздухе".

    Оценка статьи: 5