Сергей Петров Профессионал

Что предшествует Пасхе в протестантской и католической конфессиях?

С Пепельной среды начинается у католиков и протестантов сорокадневный пост — как подготовка к празднованию пасхи. Эта традиция берёт своё начало в седьмом веке. К пеплу, полученному от сжигания в ночь на среду куклы, олицетворяющей собой колдовство и чародейство, название дня не имеет прямого отношения.

Пепел и пыль в Библии символизируют бренность и краткосрочность бытия, а также печаль и плач о своих грехах, как, например, в легенде об Ионе, призывавшем жителей Ниневии к покаянию. В древние времена кающихся людей одевали во вретище и посыпали пеплом. Сегодня в католической церкви практикуется обряд, при котором священник со словами «Помни, человек, что ты из праха взят и снова в прах обратишься!» или «Исправьтесь и следуйте заветам Евангелия!» выводит пеплом знак креста на лбу новообращённых и кающихся. Используется пепел, полученный от сжигания прошлогодних пальмовых ветвей.

В крупных городах прочно укоренилась традиция отмечать «Пепельную среду среди людей искусства». Начало этому обычаю положили французский художник Адольф Виле и поэт Поль Клодель. После богослужения епископ даёт приём, во время которого происходит обмен мнениями по актуальным темам нашего времени.

Пальмовое воскресенье, последнее воскресенье перед Пасхой, получило своё название согласно традиции, укоренившейся в Иерусалиме. С восьмого столетия там совершают шествия с пальмовыми ветвями, Евангелием и крестом от Вифании до Гроба Господня. Эта процессия напоминает о пришествии Христа в Иерусалим, во время которого ликующие люди устилали ему дорогу пальмовыми ветвями. Позднее на юге немецкоязычного пространства в состав процессии включали деревянную фигуру Христа верхом на осле. Пальмовому шествию предшествовало освящение пальмовых веток.

Пальмы почитались в древнем Вавилоне как священное дерево. На Востоке они служили символом победы. С конца третьего столетия венки из пальмы возлагались на головы отличившихся воинов. На многих изображениях святых пальма означает мученическую смерть, которая символизирует победу. В христианстве пальма олицетворяет дерево райской жизни. В Германии вместо пальмы используют связанные ветки цветущей вербы. В зависимости от ландшафта используют также ветви бука, можжевельника, ели, орешника.

На них навешивают выпечку, яйца, фрукты, разноцветную деревянную стружку и шёлковые ленты. Настоящий пальмовый пучок состоит из трёх видов, например, три ветки бука, три — вербы, три — можжевельника. Считается, растения из пальмового пучка охраняют от различных неприятностей, поэтому после шествия часть их кладут на могилах и за домашним крестом. В некоторых местах ветки этих растений вешают под конёк крыши или раскладывают на полях и лугах.

Традиция вязать пальмовые пучки имеет во многих регионах Германии различные формы. Например, в Вестфалии ветки украшают фигурками из сдобного теста, кренделями, сладостями и фруктами. Дети должны найти связку веток. Тот, кто первый найдёт, должен воскликнуть: «Пальмовое воскресенье!». Ему и достаётся основная доля.

На немецкоязычном юге возродился старинный обычай: стар и млад, семьи и компании молодых людей встречаются за день до Пальмового воскресенья за вязкой пальмовых пучков после полудня. Удобный повод для беседы и обмена новостями.

Своеобразный обычай существует в Тироле. Дети перегораживают дорогу большими пальмовыми связками, чтобы выпросить подарки у путешественников. В некоторых местностях того, кто позже всех встал из постели и явился на завтрак, весь день называют «пальмовым ослом».

Обе христианские церкви празднуют этот день по-разному. В протестантской церкви проводится обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 16 лет. Проповеди при этом придаётся большое значение: она должна служить путеводителем по жизни. В католической церкви наряду с освящением веток и пальмовым шествием большое место занимает проповедь о страданиях Христа.

С Зелёным четвергом начинаются страстные дни. Отличительным признаком этого дня у католиков является праздник Евхаристии (вечерний ужин). Он напоминает о последнем принятии пищи Христа со своими учениками на тайной вечере до того момента, когда он был пленён и распят. По старой традиции Евхаристии предшествует омовение ног.

Обычай омовения ног вновь возродился в 1955 году: во время католической литургии священник совершает этот обряд с несколькими мужчинами и женщинами общины.

Ещё в начале третьего столетия в Зелёный четверг освящалось масло «хризам». Раньше оно изготавливалось из оливкового масла, в которое было добавлено немного бальзама. Сейчас применяются другие ароматические вещества. Это масло используется также при крещении, освящении и соборовании. В пасхальную ночь проводится обряд крещения. За два дня до этого в зелёный четверг священник освящает «хризам».

Происхождение названия «Зелёный четверг» не вполне ясно. Некоторые связывают его со словосочетанием «dies veridium» (день зелёных ветвей). В этот день кающиеся могут принять участие в Евхаристии. Поэтому это латинское выражение имеет также значение «оживление» или «возрождение». На юге Германии употребляют выражение «Antlasstag» — день избавления. В Швеции этот день называется «skärtorstag» — очистительный четверг. Во Франции «jeudi absolu» — четверг освобождения от вины.

История свидетельствует, что и монархи следовали традиции омовения ног. В Вене, Лондоне и Мюнхене правители омывали ноги отобранным для этого ритуала подданным из простого люда. В шестнадцатом веке германский кайзер, впервые взошедший на престол, выполнял этот обряд со своими придворными. В Баварии король омывал ноги двенадцати пожилым мужчинам, а королева должна была одеть двенадцать бедных девочек.

До сих пор жива традиция совершать восхождение на гору, олицетворяющую Елеонскую.

На горе организуется игра, называемая «поиски Христа». В домашнем хозяйстве готовятся постные блюда из зелени, преимущественно из шпината. Возможно, с этим связано название четверга. Варится суп из листьев девяти видов зелени: одуванчика, валерианы, тысячелистника, земляники, кресс-салата, маргаритки, щавеля, крапивы и салата.

Очень интересный обычай сохранился в предгорьях Альп: молитва под деревом. Крестьяне со своими домочадцами выходят в сад и трижды совершают молитву «Отче наш». Первый раз под деревом на коленях, второй — стоя и третий — на ходу.

В некоторых местностях Германии живёт обычай, зародившийся в середине девятнадцатого века. Зелёный четверг здесь — день тех, кто связан брачными узами. В этот день женщины деревни собираются в одном хозяйстве. Жители деревни, которые не в ладу, жмут друг другу руки и примиряются.

Между Пальмовым воскресеньем и Пасхой христиане отмечают события, благодаря которым и возникло христианство.

Праздники страстной недели связаны с последними днями жизни Иисуса: пришествие в Иерусалим, последнее принятие пищи с единомышленниками, распятие и воскресение. Проведение Страстной пятницы — это главный пункт Страстной недели у протестантов. По старой традиции в этот день в храмах исполняются произведения Баха (страсти по Матфею, Иоанну и другие). Католики отмечают этот день в тишине и не используют никаких украшений, как знак траура. Крест покрыт материей, от которой отрезается кусок за куском, чтобы привлечь внимание молитвенников к Христовым ранам.

В прежние времена посреди храма в Страстную пятницу ставили «Святой гроб», возле которого возносили молитвы…

Обновлено 16.04.2011
Статья размещена на сайте 6.04.2011

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: