Было время, когда каждую девочку приобщали к рукоделию с малолетства, ей полагалось уметь плести кружево, готовить себе приданое. Мастерица показывала девочке рисунок, давала в руки деревянные палочки-коклюшки с намотанными на них нитками, наказывала держать коклюшки за середину да, не касаясь ниток, навешивать парами на булавки, а сама приговаривала: «Как запевает песню певица, так начинает узоры девица!» Закрепляются нити на валике, в переборе и перекладывании в нужном порядке чередуются, звенят-постукивают коклюшки, как маленькие колокольчики, и рождается невесомое узорчатое чудо — кружево.
Про балалайку, бубенцы, гребешки и денежку
Знай-знай, привечай, девочка-ученица, что увидели мастерицы прошлого в природе и укладе своей жизни, как назвали и с чем сравнили узоры. Кружевной край с острыми зубцами напоминает по форме балалайку. А в полукруглых зубчиках виделись им бубенцы. «Поставленный» на угол квадрат — денежка, а мелкие зубцы плетутся, будто петушиные гребешки вырастают. О решетке рассказывать долго не стоит, она идет как фон, а вот небольшие овалы в нее вплетешь — будто жучков, мушек или паучков в траву посадишь, сразу веселее узор станет. Полукруглые прозрачные зубцы зовутся павлинкой, а подсолнухи красуются в виде ромбов…
Почему не стоит перебирать коклюшки?
Коклюшник выточит палочку по всем правилам: с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой для намотки ниток на другом. Сделает ее из слоновой кости, можжевельника, ели, клена, березы, липы, дуба или бука, обработает, чтобы стала гладкой, пропитает маслом, чтобы можно было мыть, а иногда возьмет, да и вобьет в «пятку» гвоздь, чтобы звучала коклюшка по-особенному: вот тебе, Марья-искусница, инструмент, садись, забавляйся, играй маленькими палочками количеством до 400 штук… Подумает так мастер и усмехнется в усы, потому что знает: выражение «перебирать коклюшки» означало на Руси болтать попусту, говорить вздор.
Пенно-пышные, из Европы пришлые
Признанной законодательницей мировой моды всегда считалась Франция, однако появление термина «кружево» датируется второй половиной XVI века, и здесь многие европейские страны претендуют на первенство. Известны разные типы кружев, названные по месту их создания: «венецианские», «фламандские», «волансьен», «брюссельские», «брабантские» — самые удивительные и драгоценные. Именно о них есть строчки у Гумилева: «Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет…» Кстати, не только пираты любили кружева, но и короли, трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки… Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.
Если говорить о «романе» женщин, да и мужчин, с кружевами, то никак не обойти вниманием изящную его «героиню» — булавку. Ту самую, о которой писал сказочник Ганс Христиан Андерсен: «Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, — так я тонка! Право, кажется, будто солнце ищет меня под водой!» Ученые утверждают, что именно благодаря появлению такой иголочки с головкой на конце стало возможным плетение кружев на коклюшках.
Где «начальный» поясок?
Считается, что российская история кружевоплетения начинается… из того же бельгийского Брабанта, где выращивали лен, где потом в сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, девочки пряли ее своими нежными пальчиками, получая эластичную и тонкую нить нежно-розового цвета. Именно отсюда в 1725 году император Петр I выписал монахинь-мастериц, которые стали обучать девочек-сирот Новодевичьего монастыря в Москве плетению кружев. Удивительно, но чудом сохранившееся нитяное плетение редкого образца XII века из Суздаля своим орнаментом очень близко узору резного пояска на Дмитровском соборе во Владимире и инициалам рукописных книг того времени.
В 1883 году русский ученый иностранного происхождения Иоганн Готлиб Георги в своем исследовании, названном «О побочных крестьянских работах», писал: «Многие крестьяне умеют весьма изрядно плести не токмо узкие, но и широкие кружева, коими украшают свои платки, скатерти и прочее. Вместо булавок для прикрепления к подушке употребляют они отчасти рыбные кости… При поправлении обряда прядения и плетение по доброте ниток будет лучше, особливо когда мы вместе будем стараться и о хорошем сколковом вкусе».
«Хороший сколковый вкус» развивался в нескольких центрах кружевоплетения и имел свои особенности. Так, вологодское кружево, с его цветными, золотыми и серебряными нитями в решетках и плавными линиями, отличалось от елецкого орнамента, легкого и нежного, с сеткой на сквозном, прозрачном фоне; в киришском кружеве, наоборот, фон тяжелый, а в рязанское непременно включались яркие цветовые композиции…
У чудесного кружевного искусства были свои спады и подъемы. В XIX веке интеллигенция «пошла в народ», оценила красоту прошвы — кружевной вставки в одежде, а потому стало востребовано михайловское мерное кружево из Рязанской губернии. Им снабжались обе столицы, им торговали на Нижегородской ярмарке, его отправляли в Турцию и Иран.
В прошлом веке, в 50-е годы, необычайно модным было светлое кружево с крупным статичным цветком — своеобразный «витамин радости», созданный мастерицами Вологодской фабрики «Снежинка» и так необходимый в послевоенную пору нашим женщинам.
Кружевные X-файлы
Во все времена мастера неукоснительно хранили тайны своего ремесла, даже под пытками не выдавали они своих секретов, бывало, что и смерть их настигала… Примеров в истории ремесел множество. Современные технологии не могут повторить филигранную работу ювелиров древних Афин и питерских позолотчиков. Дороже золота была тайна производства китайского фарфора. Только богатые вельможи могли позволить себе смотреться в зеркало, которое изготавливали на островке Мурано под Венецией, пока Людовик XIV не переманил мастеров во Францию и те не поведали тайну изготовления зеркал с амальгамой. 300 лет люди восхищаются пением скрипок Страдивари, а ученые до сих пор не могут раскрыть секрет обычного ремесленника из Пьемона.
У кружевниц есть свои X-файлы, и это рисунок-сколок. Долго карандашом на бумаге выводит-придумывает его мастерица, ловит миг художественного вдохновения, пользуется и фантазией своей, и наблюдениями за природой. И уж никому не покажет до тех пор, пока сама не сплетет уникальное кружевное диво. Вот теперь пусть все любуются!
В русле модных тенденций
Как из песни слова не выкинешь, как из кружевного узора ниточку не вытянешь, так и из современного модного стиля «гламур» уже никуда не уберешь. Впрочем, что же плохого в шарме, обаянии и очаровании — а именно так переводится с английского это слово?
Из каких витающих в воздухе идей, как из пены морской юная Афродита, рождается ветреная красавица — мода? Кому удается уловить эти эфемерные колебания вкуса и стиля, схватить их, поймать, чтобы нарисовать на бумаге, а потом воплотить в ткани, коже, мехах или… кружеве?
В обзорах модных тенденций весны 2011 года читаем: «Доменико Дольче и Стефано Габбана выпустили целую коллекцию из белого кружева. Чёрное, белое и любых цветов, оно встречается и у многих других домов моды — не только в одежде, но также в сумках и обуви».
Известные российские кутюрье Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин не пренебрегают в отделке ни яркими стразами, ни блестками, ни бисером, ни жемчугом.
Назад — к кружевам? Нет, вперед — к красоте и совершенству!
Арина Красницкая, вполне возможно, что именно эта мысль была основной Спасибо за внимательное и вдумчивое прочтение!
0 Ответить
Марта Матвеева, болтать чепуху , плести вздор и врать называлось "кружева плести" Но кружево это на самом деле такое чудо, и сколько нужно времени, труда и терпения мастериц, что бы сделать шедевр! Хорошо, что Вы затронули эту тему, кружево не выйдет из моды никогда потому что в одежде, украшенной кружевами, женщины всегда будут намного женственнее. чем в одежде без кружев.
оценка 5
0 Ответить
Василиса гребенькова, наверное, девушки, когда плели кружева, совсем даже не молчали, как мы с вами сейчас , а болтали без умолку... Из той же (думаю) "оперы" - "мели, Емеля, твоя неделя" -- болтали, выходит, не только девушки
Когда смотрела материал по теме, вот что "усмотрела": кружево не всегда пользовалось спросом в советское время. Причины вижу две:
1. какое-то время люди, перебравшись в город из деревень, во втором поколении особенно, не желали хоть чем-то показывать, что они по происхождению "дярёвня", и перестали украшать одежду кружевом;
2. был момент, когда советские кружевницы стали менять узоры (по указанию партии) и вместо денежек, паучков и петушков в кружевах появилась советская символика. До наших принтов на майках было еще далеко, и такое кружево никого особо не привлекло, оставшись, разве что, в виде воротничков на школьной форме у девочек.
0 Ответить
Джулия Облонских, в комментарии только высказала свою версию, по какой причине кружева на какое-то время вышли из моды. Думаю, не стеснение тут играло роль, а желание походить на экранных Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Грейс Келли, Клару Лучко.
Что же касается городских "по глубокому происхождению", то, соглашусь с Василисой гребеньковой: качественное и дорогое кружево носили, и именно модницы, для которых не существовало "будь как все".
Кстати, мода 50-х возвращается:
0 Ответить
Марта Матвеева, кружево с черной нитью было оригинальным и по цене достаточно дорогим удовольствием, оно сильно отличалось от "деревенского". Это были и воротнички, и жабо, и накидки, косынки и пр. Помню как в советские времена им украшали свои платья некоторые модницы.
0 Ответить
Марта Матвеева,
Мне тоже очень понравилась статья, зачиталась..прям как кружево из слов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа, очень приятно слышать такие слова. Если и впрямь так получилось, значит, и мне кружева небезразличны были, когда я о них рассказывала... прониклась, так сказать...
0 Ответить
Очень интересно написано. А кружево уже не первый год в одежде. То были вывязанные детали, как крючком, а в этом году смотрю - уже юбки и платья из кружевного полотна. Красиво!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна, приятно слышать! Кружево, действительно, последние годы присутствует в отделке одежды. А теперь - полностью всё!
0 Ответить
До чего интересно! Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, cпасибо. Кружева не просто красивы. Кружева - это еще и очень женственно.
0 Ответить
Марта Матвеева, мне как раз очень понравилась историческая часть: про коклюшки, типы кружев, в каких странах и как носили!
Очень познавательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, а как хорошо написал Гумилёв, правда? Кружева ещё и потому (а, может, только потому, ведь труд девочек, скорее всего, был дешёвым) ценились, что в них золотая нить вплеталась.
0 Ответить