Тина Хеллвиг Грандмастер

Cимпосион эллинов. Что это такое?

Человек, который ест в одиночку, просто
наполняет мешок под названием желудок…
(Платон, древнегреческий философ)

Очень часто по разным поводам и без оных люди придумывают ритуалы, которые должны проводиться в соответствии с набором определенных правил. Один из таких ритуалов — древнегреческая совместная трапеза, или симпосион.

Эллины устраивали дружеские пирушки непременно в компаниях близких по духу людей или товарищей. Товарищ — греческое слово синтрофос (σύντροφος) — переводится как «человек, с которым ты вместе кушаешь».

В греческой трапезе могли участвовать от 3 до 9 синтрофосов, то есть их должно было быть не меньше числа харит, но не больше числа муз. (Напомню, в древнегреческой мифологии три хариты — это богини веселья и радости, а девять муз (дочерей Зевса) — богини, покровительствующие искусствам и наукам.)

Пирующие обычно возлежали на специальных ложах — апоклинтрах. Эти кресла-лежанки были сделаны таким образом, что участникам трапезы совсем не нужно было двигаться. Они опирались на левую часть тела. В Элладе традиция на обеденные ложа появилась на триста лет раньше того, как она стала популярной в древнем Риме. Лежаки были богато украшены слоновой костью, бронзой и панцирями черепах. Для особо богатых домов их инкрустировали драгоценными каменьями и жемчугом разного цвета.

Гости, которых пригласили на трапезу, перед этим событием мылись, натирались благовониями и тщательно одевались. Они никогда не опаздывали к назначенному часу. Число лежанок могло варьироваться. Ложа обычно покрывались красивыми покрывалами и были достаточно высокими. Чтобы взобраться на апоклинтр, гостям предлагали небольшие скамеечки. Ложа располагали так, чтобы приблизить всех гостей друг к другу: либо полукругом, либо в виде подковы. Столы были вначале квадратные, потом круглые, они были значительно ниже лежаков. Кроме того, каждое ложе имело свой небольшой столик.

Гостей размещали согласно субординации. Самые почетные гости располагались справа от хозяина, наименее почитаемые размещались в дальнем конце помещения. Приглашенные часто ссорились, кому какое место занять. Мудрый Плутарх в своих сочинениях советовал хозяину во избежание недоразумений самому определить место для каждого гостя.

При входе каждый приглашенный снимал обувь, рабы омывали гостям ноги. Затем появлялись столы со снедью, пир начинался. Никакими столовыми приборами гости не пользовались: ложек и вилок тогда еще не существовало, еду брали с подносов руками. На головах у пирующих красовались венки, перед началом трапезы полагалось омыть руки в специальном сосуде. Перед вкушением первого кубка вина часть его выливались на пол, это символизировало жертву богам. После этого можно было приступить к угощениям. Гости брали пищу руками, а объедки бросали на пол.

Каждый гость мог привести с собой своего слугу-раба. Если он этого не делал, то ему прислуживали хозяйские рабы. Для того чтобы присматривать за всеми рабами — своими и чужими — назначался специальный надсмотрщик.

На каждом пиру виночерпиями были привлекательные молодые люди и самые красивые девушки. Они имели приказание от хозяина ни в чем не отказывать синтрофосам. Они наносили косметику на лицо, румянились, подстригали волосы особым образом. Их «безотказная» одежда состояла из прозрачных туник, более коротких в передней части. Историки полагают, что увлечение привлекательными рабами и красавицами-рабынями привело к тому, что скамьи и стулья были заменены на ложа…

После принятия пищи и многократных возлияний начиналась сама беседа. Перед началом ее участникам подавали вино в трех чашах, где вино надлежало разбавить водой. Из одного кратера вино жертвовалось богам, из второго — Зевсу, из третьего — героям.

Эти жертвоприношения проходили очень торжественно, под звуки флейты. Для этой цели приглашали флейтисток, которые до конца трапезы развлекали гостей своей игрой.

Для организации беседы выбирали верховного распорядителя — симпосиарха, в задачу которого входило определять тематику беседы, следить за состязанием кто больше выпьет кубков вина, как наградить победителя. Беседы шли на литературные или философские темы. Наиболее выделялись те гости, которые смогли удачно скаламбурить, добавить меткое замечание или сочинить короткий стих.

Описания таких бесед во время трапезы можно найти у многих древнегреческих писателей и философов. Например, Платон в своем произведении «Пир» описал философскую беседу, где обсуждался вопрос об истинной любви. Как всегда, главным действующим лицом этого произведения был Сократ. Древнегреческий философ Плутарх создал отдельное произведение «Застольные беседы», которое являет собой примеры обсуждения различных тем во время пирушек.

Однако не следует думать, что во время трапез эллины были заняты только высокоинтеллектуальными беседами. Это не так. Они были обычными людьми, и ничто человеческое им было не чуждо. Например, в порыве безудержного веселья они начинали с удовольствием колотить об пол посуду. Еще одним из развлечений было то, что после возлияний они могли написать на стенах, глиняных чашах и блюдах всякие фривольности. Я нашла такую забавную информацию: при раскопках одного древнегреческого дома археологи обнаружили на осколках чаш для питья вина (киликах) надписи, сделанные пьяненькими греками. Надписи прочли, оказалось, что 95% процентов содержания было откровенно неблагопристойным!

Греки умели наслаждаться жизнью. На симпосионах подавалась изысканная еда. Легкие вина будоражили кровь. Завязывались интересные философские беседы с товарищами по трапезе. Это для души. Сладкая музыка флейтисток услаждала слух.

Не забывали сотрапезники и о плотских утехах, имея перед глазами красивых рабынь в «безотказной униформе».

Обновлено 9.06.2011
Статья размещена на сайте 3.06.2011

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо. Это не просто интересная статья, это то, что переворачивает устойчивое представление с головы на ноги. И все становится на свои места, непонятное становится очевидным.
    Таких "переворачивающих" произведений мало. В закладки! В активный архив! Цитировать.

    Оценка статьи: 5

  • Тина Хеллвиг, кто-то не поставил 5-ку? Вот ведь вредина... Здорово, очень понравилось, очень наглядно... Как-будто и не через века смотришь...

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Коваленко,
      Спасибо. Я старалась написать, чтобы было интересно. По- моему история древнего мира - один из захватывающих этапов развития человечества. Как только в школе мы стали изучать историю Древнего мира, так я сильно увлеклась этим периодом. Перечитала в библиотеках, все, что можно было найти. Хотела даже стать археологом, но судьба распорядилась иначе...

  • Какая радость, когда человек слышит слова растамана!

  • Прелесть!
    Все бы так писали!

    Примите от меня флёр д' оранж для следующего симпосиона.

    • Аркадий Голод,
      спасибо большое за оценку и замечательные цветы. Принимаю их с благодарностью. Постараюсь Вас порадовать еще чем-нибудь особенно интересным.

  • Тина Хеллвиг, интересная статья. Узнала много нового. Спасибо!!!

    Оценка статьи: 5

  • Тина Хеллвиг,
    Очень итересно. Особенно поразило
    " Гости брали пищу руками, а объедки бросали на пол. " Не знал.
    Я понимаю что куча рабов тут же убирала. Но как же это соотносилось с чистоплотностью греков. Нельзя было како-то глиняный соуд для этого выделить?

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Иванович Пресняков Владимир Иванович Пресняков Читатель 11 декабря 2011 в 07:07 отредактирован 11 декабря 2011 в 07:09

      Андрей Владимиров, они собирались для того, чтобы заниматься свинством. Именно свинством во всех проявлениях и ипостасях. Доведеным до совершенства. Особо следили, чтобы никто ничего не пропустил. Кстати, вопрос к Тине: как будет по гречески свинство, непотребство, грязь в этическом смысле?

      Оценка статьи: 5

      • Владимир Иванович Пресняков,

        Кстати, вопрос к Тине: как будет по гречески свинство, непотребство, грязь в этическом смысле?
        К сожалению, я не знаю греческого языка. На ваш вопрос может ответить Наташа Деспи. Она владеет греческим в совершенстве.

    • Андрей Владимиров,
      " Гости брали пищу руками, а объедки бросали на пол. " Не знал.Я понимаю что куча рабов тут же убирала.
      нет, никто ничего тут же не убирал. Представьте себе, что люди собрались, повеселиться, пообщаться, вкусно покушать А у них перед глазами все время будут мельтишить рабы с вениками! Рабы и рабыни для обслуживая симпсиона выбирались самые красивые, на них были надеты прозрачные туники. Их задача состяла в том, чтобы ублажать гостей, подавая вино, пищу и себя. Эротические игры были одним из атрибутов таких трапез. После угощения и вина, начиналась застольна беседа, например, на тему "О радостях любви". Когда было выпито достаточно вина, кровь начинала бурлить в жилах синтрофосов. Тема беседы была исчерпана, и языки у гостей "заплетались в косичку". Тут наступала самое время начать практические занятия. Играет сладкая музыка флетисток, перед глазами красивые рабы и прекрасные рабыни. Каждый может предаться своим желаниям. Отказа не будет. Ну, а после этого можно выпить еще вина, написать всякие фривольности на чашах, либо просто разбить их об пол!
      Люди таким образом оттягивались по полной катушке, снимали стресс, заряжались положительными эмоциями! Уборка производилась, когда последний гость покидал гостеприимный дом хозяина...

  • Тина Хеллвиг, катаплектикО! (отлично)
    печалит только одно..статья обрывается на самом интересном месте "Не забывали сотрапезники и о плотских утехах, имея перед глазами красивых рабынь в «безотказной униформе"

    Оценка статьи: 5

    • Наташа Деспи ,
      Не забывали сотрапезники и о плотских утехах, имея перед глазами красивых рабынь в «безотказной униформе"
      Ну, надо же оставить что-нибудь для воображения читатетей!
      Спасибо!

  • Тина! Спасибо за очередную интересную и познавательную статью! На сколько мне не изменяет память, современное слово "симпозиум" происходит от "симпосиона"?

    Оценка статьи: 5

    • Людмила Будникова,
      На сколько мне не изменяет память, современное слово "симпозиум" происходит от "симпосиона"?
      Совершенно верно, слово "симпозиум" уходит своими корнями к греческому "симпосион" - совместная трапеза. Сейчас слово "симпозиум" означает совещание, встреча (часто международная), посвященная какому-нибудь научному вопросу.

  • Тина Хеллвиг Тина Хеллвиг Грандмастер 3 июня 2011 в 07:24 отредактирован 3 июня 2011 в 22:23
    Продолжение

    "Фронтальное изображение сатира производит такой же гипнотический эффект, как и смотрящая сквозь вино Горгона. Но этот эффект удваивается, из-за присутствия стилизованных глаз, и даже утраивается благодаря скульптурной детали" Вот из таких затейливых сосудов древние греки пили различные вина на симпосионах!

    • Тина Хеллвиг, сосуды впечатляют! Умели греки создать себе настроение... Смотришь на фото- и уже голова кругом (эффект круговращения от смещенной оси, наверное, влияет...) А если его в руки взять, да поднести к губам, вина отпить... Как весело!
      Тина, а где выставлены такие чаши?

      Оценка статьи: 5

      • Милая Любимая,
        да, греки - большие мастера брать от жизни все, что можно. Подобные чаши можно увидеть, конечно, в самой Греции в национальных музеях. Я видела различные килики в Эрмитаже в разделе, посвященной культуре Древней Греции. Композиция этих сосудов такова, что вращая его по кругу, невольно открываешь для себя что-то неожиданное, например, эффект смотрящих глаз сразу из нескольких точек. Аж мурашки по коже бегут от того, что за тобой кто-то наблюдает...

  • Тина Хеллвиг Тина Хеллвиг Грандмастер 3 июня 2011 в 07:22 отредактирован 3 июня 2011 в 22:22
    Продолжение

    "Еще одна достопримечательная деталь сосуда. Она обнаруживается, если этот килик вы берете в руки: Его ножка заменена на фаллос. Таким образом, появляется еще один непременный элемент симпосиона – эротическая игра. На внешней поверхности килика мы видим не только виноградную лозу, но и маски сатиров в обрамлении магических глаз"

  • Тина Хеллвиг Тина Хеллвиг Грандмастер 3 июня 2011 в 07:16 отредактирован 3 июня 2011 в 22:21
    Пирующие греки на апоклинтрах слушают флейтиста

    "Три круга определяют композицию внутренней поверхности килика. В центральном круге мы видим голову Горгоны. Она не очень страшна, скорее просто ухмыляется. Следующий круг образован синтрофосами. Пирующие пьют вино, слушают игру флейтиста, сами вовлечены в игру с переодеваниями, поскольку у некоторых волосы забраны женскими шапочками. Им прислуживает мальчик-виночерпий. Третий же круг образован виноградной лозой. Ось горгонейона смещена, что создает эффект круговращения". См. следующую картинку.