• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Рябоконь Грандмастер

Первая научная фантастика: год 1657 или 1709? Эпилог

…Конечно, Бартоломеу королю о лунатиках и слова не сказал. Проблемы были сугубо земные. Никаких пустых фантазий!

Исключительно военные цели: быстрая доставка секретных донесений по воздуху, оперативное управление войсками с большой высоты, недосягаемой для артиллерии противника, доставка боеприпасов и продовольствия в осаждённые неприятелем крепости.

Даже бомбардировка зажигательными снарядами вражеских морских кораблей, наземных армий и вражеских укреплений. Согласитесь, вполне прагматичный и современный подход! Как раз в духе военной доктрины США и НАТО — прилететь, разбомбить, наказать, захватить!

Наконец, воздушные корабли великой Португалии смогут открывать новые земли — вплоть до полюсов!

Относительно недавно, в 1934-м году, на территории Италии был найден один из ранних чертежей изобретения Бартоломеу Лоуренсу де Гусма`на. Рисунок сей получил имя «Пассарола». Он представляет собой, по всей видимости, копию оригинала — португальского чертежа.

И он сильно отличается от рисунка, представленного в австрийской газете (к ней Бартоломеу, скорее всего, не имел никакого отношения, а для нашумевшей статьи фантазировал, вероятно, какой-то венский художник).

В центре почти круглого «механизмуса» высится достаточно внушительная мачта, несущая «круглый парус», внешне очень похожий на современный парашют или верхнюю часть воздушного шара. Парус должен, естественно, наполняться воздухом. Функции остальных причиндалов сводятся к тому, чтоб улавливать длинными чехлами струи ветра и через трубы направлять их в «круглый парус».

В трюме предусмотрены места для дюжины человек, главным образом управляющих мехами — они должны нагнетать воздух в парус при слабом ветре или же при полном отсутствии такового. Короче говоря, судя по чертежу, кораблю штиль не страшен.

Не будем сейчас рассуждать о том, была «утечка информации» случайной или преднамеренной. Либо игрой спецслужб, всяких разведок и контрразведок «мрачного Средневековья». Нас интересует, прежде всего, использовал ли Бартоломеу, изобретая свой воздушный корабль, какую-либо иную информацию, имелись ли у него предшественники? На что бывший колонист опирался при составлении столь грандиозного прожекта?

Известны ли были португальцу Бартоломеу Лоуренсу де Гусма`ну имена и проекты других людей, мы достоверно не знаем. Возможно, да — хотя вероятность этого невелика. Но вот что предшественники точно были — это факт.

Иезуит из Северной Италии по имени Франческо Лана де Терци написал книгу, в которой содержался рисунок, похожий на «Пассаролу». Та же форма ладьи, мачта с парусом посредине… Правда, парус обычный, самый обычный, никаких «парашютов». Есть и другие особенности: четыре очень больших медных шара — вакуумных шара!.. Иезуит полагал, что, выкачав из громадных шаров весь воздух, можно сделать их настолько лёгкими, что корабль сможет подняться в воздух. Признаемся, что подобный сюжетный ход для воздушного судна в те времена был более чем реален.

Кстати, в книге учёного иезуита тоже говорится о военном использовании воздушных кораблей, бомбардировках и так далее и тому подобное. Разница лишь в том, что богобоязненный христианин (в отличие от воинственного португальца) как бы сетует на возможные «неудобства» для мирного населения обстреливаемых регионов. Вполне в духе крестовых походов католической церкви.

Напоминает и «неизбежность» исторически более «свежей» бомбардировки Ливии «в целях защиты мирного населения». Памятны и недавние «защиты мирного населения» в Ираке, Афганистане… Тысячи смертей — вот цена подобной «миролюбивой» политики.

Впрочем, мы слегка отвлеклись.

Просимую привилегию король пожаловал просителю 17 апреля 1709 года. Кроме того, Бартоломеу Лоуренсу де Гусма`н получил солидный оклад и кафедру в Коимбрском университете. Зависть придворных росла как на дрожжах, но придворные интриги тоже оставим «за кадром».

В том же 1709-м году Бартоломеу произвёл три важнейших — публичных! — эксперимента. Изобретатель продемонстрировал, как поднимаются в воздух движимые силой горячего воздуха миниатюрные «воздушные кораблики». Устроены они были, вероятно, попроще механизма, рекламируемого в самом начале. И представляли собой жёсткие каркасы, например, из прутьев, оклеенные бумагой, внутри же крепился фитиль или свеча — в общем, почти японские «фонарики».

Увы, 3 августа первый блин вышел «комом». «Кораблик» сразу охватило пламенем. Уже 5-го августа летающее устройство смогло вспорхнуть к потолку — но там тоже загорелось. И лишь третья попытка, произведенная 30 октября в Доме Индии, оказалась удачной — миниатюрный корабль поднялся на хорошую высоту (история утаивает точные цифры) и успешно опустился (на этот раз без возгорания) обратно.

Земля полнилась слухами, что и сам «Летатель» со временем поднимался в воздух — но документального подтверждения в нашем распоряжении не имеется.

Кстати, горячий воздух подобным же образом использовался в 1657 году… в приключенческом романе известного шутника Сирано де Бержерака «Иной свет или государства… Луны». По-видимому, лавры первого фантастического произведения именно за эту шутку можно предложить его автору — не только поэту, но и учёному.

Каков же итог? Изобретение Бартоломеу, кажется, разочаровало португальского монарха. Между «фонариком», что поднимается горячим воздухом от свечки, и военной машиной, согласитесь, как минимум две большие разницы — так сказали бы в Одессе.

Материалы, связанные с постройкой воздушного корабля, исчезли бесследно. А в 1783 году во Франции, наполнив горячим воздухом воздушный шар, поднялись к небу его создатели — братья Монгольфье (о своём португальском предшественнике они, скорее всего, ничего не знали — но идеи имеют свойство витать в воздухе, подобно воздушным шарам!).

А ещё через столетие русский изобретатель Александр Фёдорович Можайский (1825−1890), получил привилегию на изобретённый им «воздухоплавательный снаряд», позже названный самолётом, который примерно через год (в 1881 году) был построен в натуральную величину.

Но это уже совсем другая история… Которую (если хотите) вы можете мельком пролистать в очерке «Можайский, который изобрёл самолёт».

Статья опубликована в выпуске 25.06.2011
Обновлено 30.07.2015

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: