• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Mаша Романофф Мастер

Не путайте туризм с эмиграцией. Интеграция и ассимиляция - в чем разница? Часть 1

«Там хорошо, там молочные реки и кисельные берега. Зачем вы берете с собой это барахло — эта ветошь никогда больше не понадобится. Там помогут, поддержат, дадут все — жилье, вещи, деньги, колбасу. Там все будет — за просто так. И работать не надо».

clearlens Shutterstock.com

«Там придется много и трудно работать, врастать в новый мир, никто не поможет, не поддержит, не ободрит. Там бездушные, черствые и жадные люди, каждый сам за себя, там вы никому не нужны, куда едете?»

Такие вот полярные мнения. Истина, как всегда, где-то посредине.

И тут нужно сразу пояснить — есть эмиграция и эмиграция. Разные, совсем разные виды эмиграции, с принципиально разными целями — и неважно, как вы сюда приехали — как поздний переселенец, беженец из горячих точек, еврейский контингент.

То есть это важно только для вас лично. На объективный успех эмиграции это практически не влияет. Но лишь вы сами определяете цели, которых вы хотели добиться, эмигрируя. Если ваша цель — покой, изоляция, колбаса и халява, то, получив все это, вы, майне дамен унд херрен, вы лично можете считать свою эмиграцию успешной и жить спокойно и умиротворенно. Но в действительности успешная эмиграция — это совсем-совсем другое, и к бесплатной колбасе прямого отношения не имеет.

И здесь сразу договоримся о терминах. Успешной эмиграция может считаться тогда, когда уже первому поколению эмигрантов удается интегрироваться, «встроиться» в общество страны приема в качестве деятельных, полезных людей, впитать культуру страны приема и «встроить» в это общество своих детей как достойных граждан. Успех первого поколения эмигрантов — это интеграция.

Ну, с детьми в возрасте лет до 10 все более или менее просто — детская психика гибка, и «встраивание» происходит, как правило, естественно и без надрыва. Детский сад, школа, гимназия…

С подростками 13−20 лет все гораздо сложнее, и часто именно они являются и для родителей, и для принимающей страны большой проблемой и длительной головной болью.

На них ориентированы многочисленные социальные программы интеграции, с ними носятся как с писаной торбой, их только что не на собственной спине ввозят, втаскивают, вталкивают в общество — только захоти. Собственно, эти слова «только захоти» и есть залог успешной интеграции. Но хотят далеко не все.

В понимании многих и многих соотечественников эмиграция, например, в Германию — это много «халявы, сэр». Собственно, халява — и есть для них цель эмиграции. Единственная, выстраданная, вымечтанная цель. И чем больше халявы удается поиметь — тем лучше. Насколько такая точка зрения правомерна, судите сами, дорогой читатель.

Есть много пожилых людей, инвалидов — эта уважаемая категория совершенно особая, и честь и хвала Германии за социальную защиту этих людей, которых не смогла или не захотела социально защитить их собственная страна, за пенсии и пособия, которые им здесь платят, за медицинские страховки, за помощь по дому — да и много-много всего еще.

Но вернемся к заявленной теме. Итак, интеграция. Она бывает, что называется, «физическая» и «моральная». Когда обе соединяются воедино — это означает, что эмигрант первого поколения очень и очень успешен, браво.

Германия в плане эмиграции — парадоксальная страна. С точки зрения социальных благ — рай для эмигранта, с точки зрения различных интеграционных программ — тоже. А вот с точки зрения деятельности и реальной интеграции она — страна довольно сложная.

Здесь нет концепции «плавильного котла», как в Америке — изначально эмигрантской стране, нет быстрого, взрывного роста, как в Израиле. В Германии интеграция идет совершенно другими темпами. Гораздо медленнее. Что поделать — Европа консервативнее и осторожнее. Она насторожена. У Европы свои приоритеты, в которые эмигрантов не посвящают.

Тут надо сразу оговорить — интеграция не предполагает полного присоединения к обществу страны приема, не предполагает растворения в этом обществе. Только более или менее успешное «встраивание в систему», не более.

Растворение, полное отождествление себя со страной, ощущение себя ее неотъемлемой частицей называется ассимиляцией, и, увы, как бы нам ни хотелось, в первом поколении эмигрантов в Европе невозможно, и хорошо, если это произойдет во втором.

Для ассимиляции нужно или здесь родиться, или быть ввезенным сюда в весьма нежном возрасте и иметь более или менее успешно интегрировавшихся родителей. Нужно иметь эту, полностью здешнюю ментальность. А обрести ее можно только с детства. Это хорошо бы осознавать сразу, снять розовые очки и не тешить себя никакими иллюзиями.

Можно именовать самих себя по-разному — истинными немцами в сто двадцать первом поколении, настоящими европейцами и европейками — сути дела это не меняет. Особенно это свойственно многим нашим женам коренного населения, причем практически сразу же после замужества и переселения из, скажем, Замухортовска в, скажем, Бонн.

Все сразу же становятся «настоящими европейками», о чем гордо и громко заявляют, частенько перемежая эти заявления не вполне цензурными русскими словечками. Выглядит это очень и очень забавно, особенно если «настоящей европейке» требуется воспользоваться одновременно вилкой и ножом в ресторане на глазах почтеннейшей публики.

Можно называть себя стопроцентными берлинцами или баварцами — содержание это не меняет, поскольку не меняется менталитет взрослого человека, выросшего на постсоветском пространстве. И наличие немецкого паспорта ситуацию не спасает.

Славные же, скромные и умные наши дамы, прекрасно понимая всю иронию ситуации, никогда не заявят о себе как об «истинных европейках», часто будучи полностью приобщенными к европейской культуре и образованию.

Статья опубликована в выпуске 25.05.2013

Комментарии (47):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как бы своими эмоциями не отпугнуть автора еще писать статьи, а то давно ничего не было. Скажу по-немецки нордически: нормально, понравилось, хотелось бы глянуть продолжение.
    Ну, наконец, наконец.. Сейчас поищу продолжение и ждем с нетерпением еще статей - на любую тему (только не на вышивание крестиком). Реально, мне нравится Ваш стиль, неповторимый язык, тонкий юмор и манера вести диалоги. Короче - будет возможность - пишите .

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Вахрушева Читатель 26 мая 2013 в 00:26 отредактирован 26 мая 2013 в 00:26 Сообщить модератору

    Не надо, конечно, тешить себя никакими иллюзиями, но и рассказывать истории про непонятный и загадочный немецкий менталитет я бы не стала. Общество неоднородное. Да и мы все тоже разные.
    По-моему, главное- знать язык и иметь желание общаться и работать, не торопить события, быть выдержанным и не заискивать, знать себе цену, интересоваться тем, что происходит в стране, быть доброжелательным.
    В своей стране и в чужой.
    А успехи детей- награда за эмигрантские "мучения" родителей.

  • В статье все объяснено и разложено пополочкам. Спасибо. Буду ждать продолжения.

    Оценка статьи: 5

  • Mаша Романофф, ничего себе - "только"!!! Видимо, читатели просто не представляют себе такой уровень...

  • Прочитала обе части - согласна с выводами. Все правильно и разумно написано, но как же трудно расставаться со старыми пережитками и начинать с нуля....НО, оно того стоит, я думаю...так, оторвала попу и пошла рассылать резюме!

    Оценка статьи: 5

  • "...Нужно иметь эту, полностью здешнюю ментальность. А обрести ее можно только с детства".

    Конечно.

    Я посмотрела Вашу страницу: Вы молодчина! Интеллект - на высших оборотах.
    Возраст вы не указали (не спрашиваю!) Но то что Вы молоды - несомненно.
    А я сразу по приезде резво пыталась обрести себя в интеллектуальной (привычной) сфере. Ага, щас! Чиновнице, которая пыталась меня пристроить, был один ответ - причем по телефону: "Чтоооо? Да она старая!" Хотя я не собиралась вагоны грузить... А одной - очень молодой!!! - россиянке отказали даже в месте уборщицы: "Нету... образования!" Я клянусь, это правда.
    Вы не можете не знать, сколько бумаг и барьеров нужно именно в Германии для устройства на работу.
    Я пыталась послать резюме в ответ на объявление о вакансии в некую неплохую фирму - отказ: уже человека взяли... А потом узнала - все вранье, вакансия есть. Может, и предубеждение, не знаю.

    А в Израиле - совсем иное дело. Моя подруга - старше меня на год - не раз - и очень легко - находит работу. И вовсе не улицы подметать: на сборке электроники, у компьютера... Пришла, попробовалась - справляется. И моментально принимают. А вторая подруга-израильтянка совсем недавно тоже легко нашла работу. И тем же путем. С шефиней побеседовала - и порядок. В Германии ни в жизнь бы не приняли - "возраст". Или потребовали бы дипломов кучу.

  • Непонятен вывод статьи... Типа "А вы друзья как не садитесь, всё в еропейцы не годитесь?". Или это относится только к ЖЁНАМ переселенцам? Или ещё что? Много примеров, но поданы они как-то бессистемно.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Владимиров, все примеры поданы системно. Подпункты выделены жирным шрифтом.Читаем внимательно. Выводы последуют во второй части статьи.
      И таки-да. Первое поколение наших эмигрантов в Европе не может называть себя европейцами. Это не хорошо и не плохо - это так. Могут лишь называть себя хорошо интегрировавшимися "понаехавшими".

      Оценка статьи: 5

      • Андрей Владимиров Читатель 26 мая 2013 в 16:54 отредактирован 27 мая 2013 в 16:28 Сообщить модератору

        Mаша Романофф,
        Ну я не говорю что статья плохая! Это видно и по оценке.
        Я говорю что читать было интересно... со многим даже был согласен... Но в конце был какой то не убидетильный вывод, непонятно на чём основанный. Согласитесь, что когда в статье набор изложеенной информации подтверждает какой то постулат (озвученный в начали и в конце материала) то всё выглядит гораздо солиднее и убедительнее.

        Оценка статьи: 5

  • Маша Романофф, мне ваша статья очень понравилась, поскольку знаю эти проблемы не понаслышке. Кому-то показалось,что тема полностью не раскрыта. Наверное не обратили внимание на то, что это часть 1, т.е. следует продолжение, будем ждать. Интересно! У меня многие родственники-знакомые сейчас живут в разных уголках мира. Кто эмигрировал в Австралию, Америку, - им значительно легче приживаться - страны эмигрантов в разных поколениях. А кто в старую Европу, - это совсем другое, особенно в моральном, психологическом плане. Снимите с себя розовые очки те, кто написал, что девушкам, вышедшим замуж за аборигенов живется ну просто таки расчудесно, что все им достается на блюдечке с голубой каемочкой. Возможно, бывают случаи, но я о таких не наслышана. Нужно трудиться в поте лица, чтобы чего-то в жизни добиться даже в своей стране, а в чужой... и говорить не стоит.

  • Начало хорошее, ждем продолжения

    По теме, из разных источников у меня сложилось такое впечатление, что самый успешный способ эмиграции, доступный правда лишь женщинам, это замужество за местных Сразу, и на все готовое - дом, гражданство и пр.
    Остальным придется отдавать кучу денег за съемное жилье с неясными перспективами на ипотеку, ждать 5 лет оформления гражданства и пр.

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 25 мая 2013 в 18:56 отредактирован 25 мая 2013 в 19:26 Сообщить модератору

      Дмитрий Елисеев, нашим женам коренных немцев часто гораздо труднее, чем просто эмигрантам. Потому что жены должны быстро и качественно интегрироваться сразу "в нескольких направлениях" - язык, ментальность,финансовая специфика, круг общения мужа, отсутствие собственного круга общения поначалу и необходимость его формирования, очень часто - дети от первых браков,необходимость осваивать все бюрократические процедуры самостоятельно - и все это за очень короткое время. Причем часто - с не самыми ясными перспективами брака.
      Очень трудный и не всегда благодарный путь.

      Оценка статьи: 5

      • Mаша Романофф,
        Это расхожая сказка, что жёнам труднее. морально Интегрироваться, да, труднее, но материально на порядок легче. Да и морально , если разобраться, зная что ты в общем то обеспечена (даже в случае развода что то получишь), что вопрос интеграции для тебя не вопрос выживания, а просто моральный аспект, когда над тобой не давлеет груз ответствености, да и работать в случае замужества не обязательно (либо можно выбрать работу по вкусу). И т.д. Будем честными, если сравним все за и протиив, замужество самый лугкий способ слинять из России.

        Кстати, а почему в основном с пом. брака валят за бугор женщины, а не мужики? Не задумывались?
        Или с помощью женских прелестей легче свалить, чем с помощью мужских достоинств?

        Оценка статьи: 5

        • Андрей Владимиров, ну почему же женщины только? Вот пакистанцы и индийцы с помощью брака в'езжают в страну тоже. Просто мужчины не любят заморачиваться - ну, достоинств не так уж много могут предложить на самом деле и мужчины более ленивые. А современные мужчины да еще из России, которые разбалованны вниманием по причине перекоса демографии, вообще не заморачиваются - им и так хорошо! Женщины более ответственны за семью, она думает о будущем детей.

          Оценка статьи: 5

          • Лена Белка,
            Да нет... будем откровенны, для женщины гораздо более естественно реализовывать свои желания через свои природные данные. Сексвыезды на ПМЖ имеют место. У некоторых конечно любовь... но в основном, чего греха таить... объявление на сайт знакомств типа ищу спутника жизни за границей... гр. РФ прошу не беспокоить... и т.д.
            Я их не осуждаю... упаси бог. ТАк было всегда... помню в советские времена толпы девушек берущих штурмом военные училища на дискотеку... а потом эти же толпы в голодные для армии 90-е бросали своих офицеров.
            Жизнь есть жизнь. Женщина так устроена что ищет где лучше, где теплее... ей ведь надо детей рожать, кормить. Закон эволюции. даже если она сама это не осознаёт.

            Оценка статьи: 5

            • Андрей Владимиров, с российскими мужчинами всё обстоит очень просто : они не привлекают иностранных невест, даже русских женщин, живущих за рубежом. Причин тому несколько, но блог этой статьи - не место для их обсуждения.

              Оценка статьи: 5

              • Евгения Комарова,В Греции всё чаще можно встретить такое объявление в русскоговорящей газете: Познакомлюсь с соотечественником... .И одна моя знакомая, после множества попыток знакомств с местными мужчинами вдруг взвыла: Ну хочу русского мужика, хочу! Так что не всё так просто.

                • Елена Минова (Кожух-Ярохович), охотно верю Вам, что в Греции всё именно так, но в Западной Европе (у нас в Германии так уж точно) русские мужчины "не котируются" на брачном рынке. С соотечественниками желают познакомиться в основном женщины "за 50", плохо знающие немецкий и не решающиеся знакомиться с местными мужчинами. Подросшие дети эмигрантов вообще не придают значения этническому происхождению избранника (избранницы), а руководствуются (вот так старомодно!) чувствами. Местные мужчины-немцы среднего возраста охотно женятся на русских (впрочем, не менее охотно они женятся и на филиппинках или, скажем, бразильянках - ну, любят они экзотику!), а женщины того же возраста выходят замуж за кого угодно : турок и африканцев, греков и иранцев, выходцев из Югославии и пакистанцев, но очень редко - за русских. Причины, как я уже писала, я в блоге статьи обсуждать не буду.

                  Оценка статьи: 5

    • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 25 мая 2013 в 18:44 отредактирован 25 мая 2013 в 18:45 Сообщить модератору

      Дмитрий Елисеев, в разных странах - разные проблемы.
      В США и в Израиле съёмное жильё непомерно дорого, приходится идти в кабалу и брать кредит для приобретения собственного жилья, зато гражданство - или сразу (в Израиле), или через 5 лет с минимумом формальностей и требований к языку. У нас в Германии съёмное жильё по карману каждому, выбор большой, и даже местные немцы в городах не особенно стремятся иметь своё жильё - больно много хлопот по его содержанию. А вот получить гражданство уже сложнее : и срок 7 лет, и обязательно надо самому себя обеспечивать, и экзамен сдавать надо - и по языку, и по знакомству с основами законодательства, истории, географии, культуры Германии. Но самое главное - надо выходить из прежнего гражданства! И выход из прежнего, и получение немецкого гражданства связаны с большими затратами времени, нервов и денег...

      Оценка статьи: 5

    • Дмитрий Елисеев, не на все готовое! Сколько надо пройти препон нашим "женам", чтобы сначало получить заветную визу, а потом еще доказывать (!), что вы замуж вышли не за страну, а за человека, что живете с ним под одной крышей и пытаетесь интегрироваться в здешнее общество. Но это, да,согласна, легче, чем совсем одной "рвать когти" или когда вся семья "пришлая" - тут да, труднее.

      Оценка статьи: 5

  • Alexandr Uspensky Читатель 25 мая 2013 в 10:21 отредактирован 27 мая 2018 в 19:49 Сообщить модератору

    а вот цыгане в нашей стране интегрировались или ассимилировались. Интересно что будет с Парижем лет так через сто там сейчас негров выше нормы.

  • Интересно. Жду обещанного продолжения.
    ...чуть-чуть царапнуло про вилку и нож - так ли уж много "новых немцев" в самом деле не знают, как ими есть?
    Или в переселенцы идут одни "дикие"?

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Вадимов, много. Неожиданно много, мне самой было это удивительно. Привычка есть только одной вилкой, без ножа, неистребима.

      Оценка статьи: 5

      • Mаша Романофф, я даже не представлял, что у нас такие еще есть. Сам я из Питера, но объездил в командировках практически всю Россию, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Поверьте, даже в Абазе (большой поселок с ГОК на границе Хакассии и Тувы) в столовой ГОК вместе с ложкой и вилкой на выдаче и ножи...
        Вы написали, что таких много и я Вам верю - но... интересно, откуда таких нарыли???

        Оценка статьи: 4

        • Игорь Вадимов, я такая из них, кто без ножа ела всю жизнь, ну только на выход в ресторан по большим праздникам. И все мои знакомые и друзья едят без ножа - так что далеко рыть не надо! и ущербными себя не чувствуем по сей день, представляете?!

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 25 мая 2013 в 17:12 отредактирован 25 мая 2013 в 17:33 Сообщить модератору

            Лена Белка, спасибо за информацию. Теперь я знаю, что не только "новые немцы", но и "новые великобританцы" ножей не знают.
            И ущербными вы себя у вас там - не считаете. С чем мы, из России, вас и поздравляем.

            Оценка статьи: 4

            • Игорь Вадимов, спасибо за поздравление! Да, никто в нашу сторону косо не смотрит здесь "у нас" и губы не кривит, если что не так сделаем неправильно или что говорим или пишем с ошибками, п.ч. понимают, что все люди разные. И вообще народ здесь гораздо доброжелательнее. Зато в России готовы камнями забросать за нашу так сказать провинциальность, впрочем, все как всегда, любят в России посмаковать чужие грехи, зато в своем глазу бревна не различим.

              Оценка статьи: 5

              • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 26 мая 2013 в 10:46 отредактирован 26 мая 2013 в 10:47 Сообщить модератору

                Лена Белка, пройдет немного времени - и Вы убедитесь, что люди, в общем, одинаковы везде. И на "неправильное" (с точки зрения большинства) поведение одинаково реагируют везде. Разница лишь в "уровне вежливости". Где-то прямо говорят об ошибках, а где-то эти ошибки ставят ошибшемуся в ... список прегрешений.
                Посему - фрондировать своим незнанием и неумением - не стоит. А надо "быть как все". Вслух Вам в Европе наврядли скажут о невоспитанности (разве что в Италии - и то - после долгих уговоров) - но запомнят.
                Просто поверьте, я через это проходил 20 лет назад.
                И ни в коем случае - не гордитесь своим неумением есть мясо с вилкой и ножом (будь то в ресторане или столовой фирмы в обед). Вам теперь надо быть как все.

                Оценка статьи: 4

                • Игорь Вадимов, а я и не фрондирую вовсе, я уже как все - то есть в европе с ножами, в россии - никого не раздражаю тоже и ем тем, чем предложат. Просто резануло ваше выражение "откуда таких нарыли"! Оттуда и "нарыли" - с родины-матери! Да, не все мы воспитывались одинаково и в одинаковых условиях, тут нечего стыдится и нечем гордиться одинаково. А так, да, согласна с вами, что уровень культурности подтягивать надо, впрочем об этом в статье тоже говорится, не так ли?

                  Оценка статьи: 5

                  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 26 мая 2013 в 14:33 отредактирован 26 мая 2013 в 14:34 Сообщить модератору

                    Лена Белка, Вы просто не обратили внимания на ход дискуссии. Мой вопрос был:
                    так ли уж много "новых немцев" в самом деле не знают, как ими есть?
                    и ответ автора статьи был таким:
                    Игорь Вадимов, много. Неожиданно много, мне самой было это удивительно. Привычка есть только одной вилкой, без ножа, неистребима.

                    Так что вопрос "откуда таких нарыли" относился к тому, что непонятно, как оказалось так, что среди "новых немцев" такое высокое процентное содержание агрессивно некультурных("самобытных"?) людей. Вы сами почитайте - в дискуссии было описание, что требуется от "новых немцев".

                    Вы, как я понял, к таким ("самобытным") не относитесь. Тогда непонятно, что именно Вас так задело...

                    Оценка статьи: 4

    • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 25 мая 2013 в 10:50 отредактирован 25 мая 2013 в 10:51 Сообщить модератору

      Игорь Вадимов, ну, про вилку с ножом - это художественный приём, "гипербола" называется...
      А в переселенцы не "идут" : право стать "поздним переселенцем" (это формулировка статуса правопребывания) получают этнические немцы из Восточной Европы, преимущественно из бывшего СССР, сумевшие доказать не только своё этническое немецкое происхождение, но и свою приверженность немецкой культуре, и знание немецкого языка как родного.

      Оценка статьи: 5

  • Прочел обе части статьи. Статья толковая. У меня несколько иной опыт и в другой стране. Поэтому было интересно сравнить. Читая определение ассимиляции, почему-то вспомнил недавно виденный "шпионский" американский сериал "Американцы". Вот уж ассимиляция так ассимиляция!

    А вообще менять место проживания (не буду говорить высоких слов) чем раньше - тем лучше. Это касается даже переселения из Пензы в Москву.

    Вспоминаю юность - я "балдел" от советского мегаполиса Москва и от всех прелестей жизни, которые он предлагает. Боюсь, что сейчас в большом городе мне было бы не комфортно. Даже в очень хорошо знакомой Москве.

    Оценка статьи: 5

    • Марк Блау, в Москве очень некомфортно. Я как раз сейчас в Москве, недели хватает, чтобы начать тосковать по Берлину.
      Интересно, что первые три-четыре года эмиграции слова "у нас" означали для меня Москву. А теперь, когда я говорю "у нас", то это Берлин.
      С Москвой вообще получилась странная и страшная вещь, об этом отлично написала Ира Литновская. Город "эмигрировал" от коренных москвичей. Их города не стало.

      Оценка статьи: 5

  • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 25 мая 2013 в 01:39 отредактирован 25 мая 2013 в 01:41 Сообщить модератору

    Спасибо, Маша!
    Всегда с интересом и удовольствием читаю Ваши статьи, а эту - в особенности, так как она непосредственно обо мне и моих детях. Хорошо, что Вы собираетесь написать серию статей на эту тему, потому что в пределах одной статьи в ШЖ невозможно охватить все аспекты затронутой проблемы, достаточно актуальной в наше время, когда многие переезжают на жительство в другие страны или подумывают сделать это.
    От этой коротенькой статьи у меня осталось ощущение незаконченности, незавершённости заявленной темы...Но под всем, в ней изложенным, готова подписаться!

    Оценка статьи: 5

    • Евгения Комарова, согласен с незавершенностью, а точнее даже нераскрытием собственно темы статьи. В чем проявляются признаки интеграции и ассимиляции? Как автор их определяет?
      И ведь что интересно, автор на мой взгляд правильно заявляет, что в принципе это зависит от внутреннего ощущения человека, а затем уже вроде как определяет успешность эмиграции какими-то другими, похоже внешними, критериями.
      Но тема безусловна интересная, тем более освещенная человеком который знает о чем пишет.

      Оценка статьи: 3

      • Друзья, не спешите с категоричными выводами и оценками, далее последует вторая часть текста. Он был написан для представления земельным властям Саксонии, поэтому во второй части несколько специфичных акцентов.
        Спасибо за отклики. Евгения, ваши отзывы я особенно ценю.

        Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален