• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Как и чем мы жили в 90-е? Из старых писем

Всё дальше и дальше уходят от нас 90-е годы, ставшие переломными и для страны в целом, и для всех тех, кто прошел через них. Сейчас, по прошествии двух десятков лет, многое стало забываться, казаться не таким важным и значимым, как виделось тогда.

Так ли это? Не знаю. Время, наверное, покажет. И расставит всё на те места, на которых оно и должно стоять. Тем более что судить об этом будут уже, наверное, без нас. Люди, которых всё то, что происходило тогда, не коснулось. У них под руками будут разные архивные документы, по которым можно будет судить о том времени, делать какие-то выводы и обобщающие заключения.

А если всё-таки не откладывать это дело в долгий ящик, воспользоваться предоставившейся возможностью, оглянуться назад и вспомнить — как, какими заботами и надеждами мы жили тогда? Тем более, если у кого-то вдруг сохранились старые пожелтевшие листочки писем, на конвертах которых стоит почтовый штемпель — «90-е».

У меня они, как ни странно, несмотря на многие переезды, остались. И вот на днях, случайно наткнувшись на не очень толстую пачку и начав её разбирать, я вдруг неожиданно окунулся в то, что, казалось бы, давно отболело и умерло. Нет, не умерло. Да, наверное, и не должно умереть, потому что это не только частичка истории нашей страны, но и нас самих.

Да, сейчас мы уже не такие, какими были тогда. Но в этом — большую, если не сказать — определяющую роль сыграли именно 90-е. Они переплавили нас в тех, кем мы по итогу стали.

И чтобы это лучше понять, может, вспомним, вчитаемся в строчки, написанные разными почерками на пожелтевших от времени страничках, вырванных из школьных тетрадей?

«О Тбилиси ничего писать не буду. Об этом никто ничего не знает (якобы). И вообще — ничего не понять.

Скажу только, что слухи о конфликте между Армией и Грузией сильно преувеличены. Оперируют какими-то дешевыми фактами, типа того, что за три последних месяца в Тбилиси были нанесены физические оскорбления 15 военнослужащим. Черт, да в нашу курсантскую бытность в ***** за неделю морды били, как минимум, 30 военнослужащим. И ничего, никто не говорил о конфликте между Армией и Россией. А ведь Тбилиси значительно больше города нашей курсантской юности. Но, несмотря на то, что нашего брата здесь «физически оскорбляют» в значительно меньших количествах, конфликт, оказывается, имеет место быть. Кому это выгодно, — сам понимаешь.

г. ******, в/ч ********, Грузинская ССР, июнь 1989 г.".

«Мишкин тезка, только Сергеевич, на шестом году перестройки решил улучшить жизненный уровень советских людей. Взял и поднял цены. Представляешь? После этого я предложил Мишке по новой вступить в КПСС с единственной целью, — чтобы ещё раз из неё выйти и насладиться этим! Кстати, мать тоже в марте сдала свой билет.

Завтра, может, решится будущее России, если выберут Ельцина. Нет, так и дальше будем носиться со своим социализмом, как дурень со ступою. Завтра буду молиться Богу, хоть и не верю в него. С удовольствием бы пошел в русскую профессиональную армию, как он (Ельцин) предлагает сделать.

Ты знаешь, всё-таки, видимо, надо принять христианство, а точнее — православие, и покреститься. И самим, и детям. Во что-то надо верить.

г. *****, Вологодской обл., 27 мая 1990 г.".

«Очень долго не писала. Уже думала, в этот раз и не выберусь. Прихватило сердце, поднялся сахар выше всяких норм. Сейчас усиленно его сгоняю. Шесть месяцев не брали анализы, а должны брать каждый месяц. Медики не ездят. То машин нет, то бензина. Никакого порядка. А самой до больницы мне никак не добраться. Я по комнате и то — с трудом шаркаю. Вот и пила всё это время по старым анализам.

Нам урезали на талоны мясо. Было 800 грамм, а теперь, с апреля, по 500 грамм на человека. Это уже из ряда вон! Единственная надежда на кур, но попробуй, достань их…

С продуктами, вообще, совсем плохо стало. Колбасу с трудом достаем и то — дорогую. Дешевой совсем нет. Сыр — уже и запах позабыли. Масло сливочное — с перебоями. Ну, про базар и говорить нечего. Картофель — это наш бич здесь, особенно весной. Небывалое явление — яблоки нынче, как в Норильске — 8 рублей за килограмм, а это единственный фрукт, который мне можно есть.

г. ****, Таджикская ССР, 10 июня 1990 г."

«Доехала я нормально. В Москве была до 21 часа, конечно, пошлялась по магазинам, но ничего купить невозможно, т. к. всё по паспортам с московской пропиской и всюду очереди ужасные. К тому же ни кремов, вообще, ничего детского путного — не видела. Устала сильно, еле добрела до вокзала.

В Старый Оскол приехали с опозданием на 15 минут, но этого было достаточно, чтобы я не уехала автобусом. Оказалось, что это к лучшему. Я прошлась по городу и кое-что ухватила. Успела попасть в гастроном в тот момент, когда продавали рис, по 2 кг на нос. Конечно, сразу же купила, так что домой приехала нагруженная, как самосвал.

с.*****, Белгородской области, 30 июля 1990 г."

«На обмен в Россию и думать нечего, никто теперь не хочет к нам ехать. А без своего угла где будешь жить? Теперь, если только приспичит, всё бросим и — бежать, увеличивая число беженцев. Налегке! Тогда уже некогда будет думать — куда и где жить будем…

г. ****, Таджикская ССР, 28 августа 1990 г."

«Погода у нас не балует. Числа 5−6 марта была настоящая весна: снег полностью стаял, было тепло. А потом похолодало и очень сильно, ночью мороз был до -15. Даже в сенцах в ведрах вода замерзла. И до сих пор тепла нет. Вчера ночью выпал снег.

Я по теплу послала вам картошки, а теперь горюю, как бы она не подмерзла. Жалко будет, хотелось, чтобы у вас была своя картошка, но, видимо, ничего не вышло.

с. *****, Белгородской обл., 20 марта 1995 г."

«В данный момент я тоже тебе пишу это письмо уже с нового места работы. В общем, я перешел в коллегию адвокатов и теперь работаю в юридической консультации. Нас здесь двое — я и заведующий.

Отработал неделю, но народу идет мало — нет денег, да и думают, что это не нужно. А когда, к примеру, их дети разводятся, то бегут и кричат, что как же так, у родного сыночка бывшая жена отняла половину, или больше, имущества, нажитого непосильным трудом родителей. И тут им говоришь — и где ж это вы были, милые, когда вашему единственному дарили стенки, машину и прочее? А они обижаются, говорят, что «вас купили и вы не хотите помочь».

Но всё это, конечно, ерунда — будем жить дальше. Не знаю, что получится, но и на старом месте стало работать невозможно, так как зарплата не получена с марта 1997 года.

А здесь пока хожу по 49 статье УПК в суд — и защищаю убивец и прочих грабителей, чтобы уж хоть отдел юстиции кое-какие гроши заплатил. Ну, ладно, хватит обо мне.

Из твоего письма узнал, что ты в леспромхозе. Честно сказать, думал, что всё же ты как-нибудь зацепишь что-нибудь в городе, ну, да ладно, тебя учить, что…

Сереге звонил до расчета с работы. Вроде бы всё у него нормально, но жалуется, что тяжело и денег мало. А что делать?..

г. *****, Вологодской обл. 05.03.98 г.".

Да, вот так мы и жили. Без сыра, колбасы и бензина. С двумя килограммами риса в одни руки и полкило мяса на нос. Без зарплаты, которую не платили месяцами, почти годами. Переходя на самоокупаемость, подножный корм и картошку, выращенную если не своими, то родными и близкими нам руками. Не понимая сути взявшихся, как тогда казалось, ниоткуда национальных конфликтов, но чувствуя, что кому-то это явно выгодно. И надеясь… Искренне надеясь на то, что за черной полосой обязательно будет светлая, а из-за туч непременно выглянет солнышко.

Наверное, именно это — поддержка тех, кто был рядом, и искренняя вера в лучшее, позволили нам выстоять и пережить 90-е. И если сегодня так же, как и тогда — не самые лучшие времена в нашей жизни, то у нас уже есть определенный опыт. Который с уверенностью позволяет сказать: «И это — пройдет!».

Обязательно пройдет. Ведь рядом с нами — люди, которых мы любим. И которые любят нас. А за черной полосой обязательно будет белая!

Статья опубликована в выпуске 3.07.2011
Обновлено 22.09.2018

Комментарии (35):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Кучер,

    О сексе прежних времен:
    - в советское время стипендия 30р, презeрватив 3 коп = 1000
    презервативов в месяц.
    - наши дни: стипендия 50-50у. е. презерватив 0.3у. е. = 167
    презервативов.
    вот и думай... где было веселее, где секса было больше

    Оценка статьи: 5

  • Наломали дров,

    Константин Кучер, теперь на до-о-ол-го хватит! Ломать не строить ! Берите свободы, сколько проглотите !
    Во время "взрывов и пожаров" в Москве мне вспоминались ухоженные москвичи, которые с азартом и надеждами мотались по митингам за Б.Ельциным. Многие из них уселись чуть погодя у разбитых корыт и затянули "старую песню о главном "За что боролись?"Сейчас подобное твОрится в Минске на новом электорнном уровне организации бузы.
    Ну, не дают покоя лавры иных радетелей перемен !

  • Константин Кучер,
    недавно вспоминала 90-е. Для кого как, а для нас это студенческие годы, да кто в то время оглядывался по сторонам? Зачет, сессия, подруга, друг, день рождение в общаге... Все было, и шабашки искали и на одних макаронах сидели месяцами (что сказывается сейчас на здоровье), но время то было динамичное. Чем моложе, тем легче воспринимать перемены, не так они ранят. У древних китайцев было пожелание врагу: чтобы жить тебе во времена перемен. А может не всегда были правы эти мудрецы.

    Оценка статьи: 5

    • Чем моложе, тем легче воспринимать перемены...
      Вы совершенно правы, Инна. Молодость,, это такое время, когда сам человек меняется. Выходит из детства, начинает приспосабливаться к окружающему взрослому миру и его правилам. И в процессе этой притирки к новым для него условиям, он неизбежно меняется сам. Поэтому внешние перемены, накладываясь на внутренние, уже не кажутся такими страшными и безнадежными. Даже наоборот, они могут восприниматься, как оправданные и необходимые. Как побудительная причина внутренних перемен.

  • Константин, как интересно Вы раскрыли тему 90-ых - через письма. Это действительно бесценные свидетельства истории, и я слышала, что многие городские краеведческие музеи с удовольствием принимают их в дар. Еще можно было бы, наверное, целую книгу написать - с названием вроде "90-ые: свидетельства переживших". С фотографиями к тому же.... Вот мама моей американской подруги написала же и издала книгу о своей работе врачом на Аляске в конце 50-ых - начале 60-ых, включила фотографии - интереснейшая вещь получилась, живая история, с обычными людьми в главных ролях. Не слышала, чтобы у нас выходили подобные книги в последнее время, а ведь это тоже может быть очень инитересно.
    А я свои 5 копеек к теме добавляю: моя старшая дочь училась в Москве как раз в начале 90-ых, жила у тетки (сестры моего мужа), не имея московской прописки и посему не имея права на покупку продуктов и минимально необходимых вещей. Так подружка ее по институту давала ей свой паспорт, чтобы она штамп с московской пропиской продавцам предъявляла. Как вспомнишь...

    Оценка статьи: 5

    • Наверное, Надежда, Вы правы. Изданных книг подобного плана (если не считать воспоминания политиков, ставших нам известными в 90-х) - не так уж и много. Но текстуально оформленные воспоминания всё же есть. Издать собственную книгу может далеко не каждый. А вот написать и разместить написанное на своей авторской страничке...
      Сейчас интернет дает такую возможность. Если зайти на тот же сайт "Проза.ру" и почитать разных авторов, то обязательно найдутся воспоминания. Или об армейской службе автора, или о его родных и близких, или о каких-то этапных и для страны, и для автора событиях...

  • Константин Кучер,
    как хорошо, что Вы храните письма! На самом деле, история - это не то, что в учебниках. Это то, что было с людьми, с их семьями. Настоящая история - в семейных архивах.
    Только вот что делать с этими архивами? Люди умирают - архивы пропадают. Дети, по молодости, спешат избавиться от старых бумаг, которые потом не восстановить.
    Вот и получается - "Сталин - удачный менеджер"... "Гитлер был вынужден начать войну"... "Холокоста не было"... "За что ваще воевали?" ... "При коммунистах всё было!"... "Нет, это при царе всё было!"... "Белые были ангелы, а красные - чудовища!"... "Нет, это красные были ангелы, а белые - чудовища!"... "В колхозах была не жизнь, а малина!" ... "Нет, это за барином при крепостном праве малина была!" ... "А я вот читал"... "Ерунда! Вот я читал"... и т. д.
    А как БЫЛО - уже не узнаешь: память семейная уничтожена. Приходится верить казённым историкам.
    Я вот думаю - я уже старая. Куда бы мне свой архив пристроить? Жалко представлять его на помойке... И для многих моих друзей это тоже проблема...

    • Даже не знаю, Наталья.
      Архивные учреждения навряд ли можно заинтересовать личной перепиской. Они сейчас даже документы, подлежащие обязательному архивному хранению, не принимают - "нет площадей!".
      Поэтому, как обычно у нас и бывает, - "спасение утопающих, дело рук самих"...
      Наверное, уже сейчас стоит присмотреть доверенное и надежное лицо, у которого всё, переданное ему, не пропадет. Помнится, в прежние времена была такая категория людей - "душеприказчики". Вот такого "душеприказчика" сейчас, наверное, и надо подыскивать...

    • Наталья Ланковская, а Вы не хотите написать книгу - документальное свидетельство эпохи? Конечно, встает проблема издания, но, может быть, Вы сможете издать за свой счет? Моя свекровь ( к сожалению, ушедшая от нас полтора года назад) так и сделала лет пять тому, - ведь книгу, по крайней мере, родные прочитают - ее легче читать, чем пачки реальных писем. Наличие документальных свидетельств, как мне кажется, станет определенным препятствием для появления "модных" тенденций "переосмысления" истории, целый список которых Вы приводите. Вообще, мне кажется, необходим какой-то подобный проект в масштабах всей страны. Но кто этим будет заниматься?

      Оценка статьи: 5

      • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 5 июля 2011 в 07:54 отредактирован 5 июля 2011 в 07:56 Сообщить модератору

        Да, Надежда, мне кажется, действительно, мог бы получиться очень интересный проект. Страна на определенном этапе своего развития - в письмах. От Бреста до Камчатки и от Мурманска до Термеза. Разные регионы, разные люди. А проблемы и мысли, скорее всего, одни... Или очень похожие.
        Хотя, пожалуй, - нет, и мысли тоже были разные

  • Даааа, тяжкое было время.Моей маме, помню, зарплату селёдкой давали..........жри, как хошь...

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо за отзыв, Лилия.
      Вашей маме селедку давали... А я в конце 90-х работал в поселке Чупа, Лоухского района. Это от вас по другую сторону Белого моря, к юго-западу.
      Да, времена были ещё те. В поселке сразу обанкротились рыбзавод, леспромхоз и ГОК Карелслюда. Работы нет, денег нет... Так народ за этой самой селедкой ходил с саночками на помойку поселковую. Дело в том, что начальство обанкротившегося Чупинского рыбзавода решило ради экономии дорогого электричества отключать нафиг это самое электричество на ночь. Зачем оно ночью? Все равно ни в конторе, ни в цехе никого нет!
      И отключало. В том числе на холодильнике, который был затарен брикетами мороженной сельди. Ну, эти брикеты - то расстают за ночь, то снова за день замерзнут. То снова расстают. То снова... Ну, и через какое-то время пришлось эту сельдь - на помойку, а завод - банкротить.
      А на свалку народ стакл ходить потому, что голод - не тетка. Брикеты же размерзались - замерзались СВЕРХУ. А внутри брикета была относительно хорошая рыба. Вот люди и везли эти брикеты с помойки. То, что сверху - кошкам, собакам. Животные тоже ведь кушать хотят. А то, что внутри - самим на еду...
      Вот такая история из тех времен. У меня о них есть небольшой рассказик - "Ихтиологи". Если интересно, можете посмотреть вот здесь - http://proza.ru/2008/05/30/153

  • Еще раз прочитал. Молодец Кучер!!!

  • Константин Кучер, угу, и я вспомнила эти 90-е, чуть не поседела от воспоминаний . Очень тяжелый период был в моей жизни.

    Оценка статьи: 5

    • Алина, наверное, для всех нас, без какого исключения, это были очень непростые времена.

      • Константин, но пережили ведь, и слава богу ! Знаете, по большому счету, я благодарна 90-м за то, что позволили проверить на деле, кто чего стоит, научили ценить настоящее, отделяь зерна от плевел, сделали сильнее, мудрее, добрее. И нас действительно уже трудно всерьез испугать. Вы правы:
        "... поддержка тех, кто был рядом, и искренняя вера в лучшее, позволили нам выстоять и пережить 90-е. И если сегодня так же, как и тогда – не самые лучшие времена в нашей жизни, то у нас уже есть определенный опыт. Который с уверенностью позволяет сказать: «И это – пройдет!»."

        Оценка статьи: 5

        • Большое спасибо, Алина, за Ваш отзыв.
          Я тоже вспоминаю 90-е с благодарностью. Потому что это было пусть и трудное, но сказочное время. Время надежд. Когда мы ПОВЕРИЛИ. Поверили в себя, в свои силы. И в то, что мы, если захотим, можем всё!
          К сожалению, не всем нашим надеждам было суждено сбыться, но, думаю, наша вина, если и есть в этом, то она - минимальна...

          • Ну, насчет "сказочного" это, пожалуй, сильно сказано, хотя свободой, да, повеяло За то, что железный занавес подняли, опять же, спасибо 90-м.
            А вот с виной всё неоднозначно. Вы считаете, что в 90-х народ завоевал свои свободы ? По-моему, нам их просто спустили сверху, позволили, так сказать. Могли бы и не позволить, и жили бы как миленькие по-прежнему. И наша вина, возможно, в том, что мы не умеем их отстоять .
            А некоторые так вот до сих пор и не знают, что с ними делать-то, на кой они сдались эти свободы

            Оценка статьи: 5

            • ...наша вина, возможно, в том, что мы не умеем их отстоять
              Да, Алина, именно это я и хотел сказать. Только фразу построил бы чуть по-другому. Не "умеем их отстоять", а "сами отказались от них"... В т. ч. и потому, что, как правильно Вы заметили - "некоторые так вот до сих пор и не знают, что с ними делать-то, на кой они сдались эти свободы".

  • повспоминала 90-е

    Оценка статьи: 5

  • Чуудное и чуднОООе было время! У нас это было время совершения необдуманных поступков, поскольку жизненный период с 30-ти до 40-ка! Все мечты исполнила, ветер был свежий и колкий, опасный и бесшабашный, полный разброд по "идеологическим установкам" и тому я очень благодарна! Ощущение свободы "сделать сказку былью", кое-что получилось

  • Очень интересно. И полезно вспомнить. Иногда кое-что детям рассказываю - если и верят, считают древней историей.

    Оценка статьи: 5

    • ...считают древней историей.
      А казалось бы... Прошло-то! Полтора - два десятка лет. Всего два. А между тем, что было, и тем, что есть - целая пропасть. Широкая и глыбокая.
      Иногда и полтора десятка лет - очень много.
      Примерно столько же пролегло от Дня Победы до моего рождения. А что я о Той войне знаю? Так, совсем немного по рассказам матери, отца, дедушки или бабушки...

  • Константин Кучер, в 89-м меня вовремя уволили с работы. Создал свою семейную фирму. за 10 последующих лет сделали все, что не могли предыдущие 20. И в материальном и в творческом плане. Как жаль, что 90-е не наступили лет на 20 раньше, когда были так молоды . . . крепко любили и верили в себя.

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 3 июля 2011 в 11:38 отредактирован 3 июля 2011 в 11:39 Сообщить модератору

    Константин Кучер, хорошая статья. Многим молодым кажется, что тогда, а тем более раньше было "ой как хорошо", а вот сегодня все плохо: и бедно/богатых много, и правительство плохое, и все воруют, и понаехали всякие и т.д. и т.п. Посему для некоторых такие воспоминания "хреновы".

    Оценка статьи: 5