Ольга Кушпит Профессионал

Мона Лиза - что мы о ней знаем?

Есть ли в современном мире хоть один человек, которому не известно выражение «улыбка Моны Лизы?»

А кто-нибудь, кому не известно имя гениального художника эпохи возрождения Леонардо да Винчи? Вряд ли, и, пожалуй, не будет ошибкой назвать это его произведение самым известным среди всех прочих, когда-либо существовавших под Луной.

Тайна улыбки Моны Лизы занимала умы самых разных людей, самых разных сословий и эпох. Многие хотели обладать загадочной картиной и были готовы платить за нее целые состояния, что приводило к неоднократной краже полотна.

Но в конце концов она снова возвращалась на свое «царское» место в Лувре. Там, в так называемой Квадратной Комнате, за толстым бронированным стеклом, ее загадочная улыбка продолжает пленять посетителей.

Рядом с этим шедевром остальные произведения искусства бледнеют и теряются. Непревзойденные работы таких авторов, как Перуджино, Тициан и Рафаэль, кажутся всего лишь скромной свитой блистательной картины-королевы.

Джоконда

Передать словами все великолепие картины практически невозможно. Чем больше вы ее созерцаете, тем больше очаровываетесь этой неземной таинственностью, покорявшей сердца многих поколений задолго до вас.

Джоконда изображена сидящей. Ее тело развернуто влево, лицо немного больше к зрителю, в то время как карие глаза смотрят прямо на вас. Каштановые волосы обрамляют светлое лицо и ниспадают на плечи, зеленоватое платье с глубоким вырезом несколько оживлено светлыми рукавами.

На заднем плане — красивый пейзаж в теплых, мягких, темных тонах, с холмами, горами и тропинкой, вьющейся наверх. Несколько сумрачное небо указывает на раннее утро или склоняющийся к вечеру день.

Картина всего лишь 77 сантиметров в высоту и 53 в ширину. Тем не менее фон с далекими горами создает впечатление монументальности. Кроме недосягаемой красоты, шедевр передает идеи художника, сформулированные им в его трактате по живописи. Например, в ней безупречно показан сфумато-эффект — отказ от четких очертаний в пользу воздушного впечатления. Это придает работе некую холодность и в то же время иллюзию живого дышащего тела.

История

По одной из версий, работа над картиной началась в 1503 году, Джоконде тогда было 24 года, а Леонарду — 51. Считается, что художник работал над ней 4 года, но, по его мнению, она так и осталась неоконченной. Историк Вазари, являвшийся истинным поклонником творчества художника, утверждал, что этот портрет был написан с жены Франческо дель Джоконде.

Другая же, более новая теория гласит, что шедевр создавался с 1514 по 1515 годы. Согласно этой версии, женщина, изображенная на картине, — на самом деле герцогиня Костанца д’Авалос. Эта прекрасная леди и вдова Федериго дель Бальцо была воспета в поэме Энео Ирпино, где также упоминалось о том, что Леонардо писал ее портрет.

К тому же версия историка Вазари выглядит неправдоподобно еще и потому, что Леонардо оставил портрет себе и даже взял его с собой во Францию. Да и вообще, художник почему-то проявлял необыкновенную привязанность к своему детищу и соответственно — особую тщательность в работе над ним.

Например, он использовал один весьма необычный прием: во время написания картины он держал в мастерской шутов, певцов и игроков на музыкальных инструментах. Они все время развлекали позировавшую женщину, дабы удалить с ее лица следы усталости и скуки, которыми так часто грешат портреты.

От работы над этой картиной художник никогда не уклонялся, как это часто случалось с другими заказами. Тратил на нее все свободное время, отдаваясь написанию этого шедевра с непостижимой страстью вдохновленного творца.

Ввиду этого многие осмеливались предполагать, что между моделью и художником существовала некая весьма интимная связь.

Что ж, в любом случае ясно одно: Мона Лиза пробудила в гениальном художнике такое вдохновение, результат которого столетиями продолжает восторгать и очаровывать умы людей по сей день.

Обновлено 19.07.2011
Статья размещена на сайте 5.07.2011

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Кушпит, мне понравилась статья, текст ритмичный и красивый.

    Оценка статьи: 5

  • Я знаю отлично, что искусствоведы имеют несколько версий.
    Но также они и не имеет единого мнения, что пародия, а что оригинал.

    Существует также 7 (семь) версий, кого именно Леонардо изобразил на своем полотне.
    Я же написала, что это наиболее логичная версия, потому и была принята за основную в детских художественных школах (но может быть и не во всех, а то зависело от конкретного учителя.)

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 июля 2011 в 16:57

      Наталия Копсова, версий не менее 11 (одиннадцати). Однако "версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника, Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини»."

      Не сомневаюсь, что всё зависело от конкретного учителя - какая версия нравилась ему, ту он и детям навязывал.
      Пародия от оригинала отличается упрощенностью, не согласны?

      • Марианна Власова,

        ну тогда и раннюю копию Моны Лизы того же Леонардо в музее Прадо надо также считать просто пародией. Заодно и все отдельные портреты людей к картине Иванова "Явление Христа народу" также можем счесть просто пародиями.
        Я не совсем понимаю, почему эскизы, наброски и предварительные фрагменты к написанию окончательного вариянта Вы называете пародиями....

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 июля 2011 в 19:17

          Наталия Копсова, минуточку, так что написано раньше, Мона Лиза или Донна Нуда? Кто кому предварительный фрагмент неизвестно чего?..

          • Марианна,

            ну тогда это надо спрашивать не меня и не искусствоведов- теоретиков (самостоятельно не создавших ни единого произведения и оттого то не представляющие в принципе, как творцы (художники ли, писатели, композиторы и т.д.) приходят к своим идеям), а самого Леонардо.
            Но увы- увы...

  • Ой, она правильно называется "Донна Нуда".

  • Друзья,

    да сходите же в Эрмитаж (погуглите на худой конец) и посмотрите там на сохранившейся эскиз к Моне Нуде (дьяволице). Там изображена та же женщина, только нагая и с улыбкой очень похожей, но соблазняющей. Две картины по замыслу художника должны были всегда висеть рядом чтобы показать женственность в двух ее ипостясях- в виде беременной Мадонны и в виде соблазняющей Лилит, чтобы зрители наглядно увидели разницу. По крайней мере му так учили в художественной школе ещё в советские времена. Да никто бы из нас предмет "история искусств" не сдал бы если бы не знал эту весьма наглядную и логичную версию.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 июля 2011 в 15:15

      Наталия Копсова, плохому учили вас... Искусствоведы не имеют единого мнения по этому поводу, а замысел художник никому не раскрыл. Вы, закончив художественную школу, верите, что Донна Нуда написана Леонардо? Она же пародия...

  • И это все, что можно рассказать об этом шедевре???
    В таком случае не стоило и начинать

    Оценка статьи: 2

  • Давно...когда еще и интернета не было на свете(тут повеяло древностью),так вот тогда, в моем далеком провинциальном детстве,я увидела репродукцию этой картины в журнале "Огонёк".У меня,11-летней девочки был шок(теперь я понимаю,что настоящее искусство всегда найдет путь к сердцу).Она мне сразу настолько понравилась,что я повесила репродукцию на стену в своей комнате и всегда с удовольствием на нее смотрела.И еще,когда "Мону Лизу"привезли в Москву,какие очереди стояли,чтобы просто увидеть!Уровень духовности людей того времени несопоставим с сегодняшним уровнем .Может потому,что у нас было мало информации,а может потому,что мы могли сами её добывать и осмысливать?

  • Мечтал увидеть живьём, но не судьба.
    Знакомый художник видел, восторга предела не было, может потому что художник.
    Я где то читал, не помню где и когда, но было такое мнение, что Леонардо писал её с себя.