• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Аксакал

Страшно ли сниматься в фильмах ужасов?

Актеров часто спрашивают, не страшно ли им было сниматься в каком-либо особенно ужасном фильме?

В свое время был даже популярный анекдот, объясняющий отсутствие Арнольда Шварценеггера в фильме «Хищник 2» тем, что великий супермен испугался слишком страшного сценария.

Да и сами актеры поддерживают такое мнение, вдохновенно рассказывая о своих ночных кошмарах после леденящих душу сцен. Но давайте подумаем, а может ли быть страшно актерам на съемках на самом деле?

Вот наш до зубов вооруженный герой вступает в очень подозрительный коридор… Он медленно продвигается вперед, ежесекундно ожидая нападения страшного монстра, уже сожравшего по сюжету его любимую собачку вместе с женой и десятком друзей.

Из комнат слышатся скребущиеся звуки, музыка звучит все пронзительнее, герой подходит к последней двери, рывком распахивает ее — и кувырком уходит от возможного нападения! Звучит последний «блямс», в комнате никого нет… Зрители медленно отходят от шока.

А теперь давайте посмотрим на это со стороны героя. Он абсолютно точно знает, что даже по сценарию в коридоре на него никто не бросится, в комнате никого нет. Так же, как нет трех стен и потолка этой комнаты, состоящей всего из одной, видимой камере бутафорской стены. Он не слышит никаких скребущихся звуков и напряженной музыки. Да и сама сцена вполне может быть смонтирована из трех отдельных эпизодов, между которыми бесстрашный герой пообедал, а то и вздремнул.

Но это лирика. Герой идет дальше. Вот и лесное логово зловредного монстра. Вокруг глубокая ночь, помощи ждать не от кого. Но вместо того, чтобы кинуть в это логово пару гранат из своего обширного боезапаса, герой решает взглянуть в бесстыжие глаза того гада, который сожрал любимую собачку и все остальное. Вот он приближается к логову, опять слушая неведомые вздохи и завывания скрипок, и медленно выглядывает из-за дерева… На его лице беспредельный ужас, он готов увидеть…

А что же он видит на самом деле? Наш герой видит съемочную камеру, окруженную десятком вполне обычных с виду людей, осветительные приборы и жующего свой гамбургер помощника режиссера. А зловредный монстр в виде человека, одетого в облегающий зеленый костюм с метками для последующего монтажа, на вполне человеческом языке неподалеку обсуждает по телефону детали развода со своей третьей женой. Вот уж воистину монстр!

Уже давно даже дошкольники знают, что большинство ночных сцен снимается днем, а темнота имитируется плотным светофильтром. И это только зритель на экране ожидает прыжка всякой нечисти из темного угла, а актер, снимающийся при ярком солнечном свете, прекрасно видит, что в том углу никого нет.

А в современном кинематографе, сплошь пропитанном компьютерными спецэффектами, актер часто в принципе не может увидеть злобного оппонента. Его в лучшем случае заменяет «зеленый человек», а в худшем в кадре просто пустое место, которого приходится пугаться. Все ужасы появляются потом, на экране компьютера. Да и весь мрачный антураж может быть только компьютерной картинкой, а актеру на съемках приходится смотреть на все те же самые зеленые стены.

Воздействие конкретной сцены фильма ужасов на зрителя определяется не только игрой актеров, но и совместным влиянием предыдущего развития сюжета, который он смотрит целиком 1,5−2 часа экранного времени, правильным ритмом монтажа, визуальными и звуковыми эффектами, музыкальным сопровождением, а главное — собственным воображением, которое направлено именно на такое восприятие фильма. Человек приходит на фильм ужасов пугаться, он сам хочет этого.

А в случае с актером съемочный период может длиться несколько месяцев, что сглаживает восприятие сюжета, сцены могут пересниматься десятки раз, да еще не в той последовательности, в которой они будут в фильме, а весь ужас будет добавлен на компьютере позже. Актер во время съемок еще не слышит звуковых эффектов и музыки, которые будут добавлены во время монтажа, вокруг всегда десятки людей, да и воспринимает актер это как работу. Есть ли чего бояться?

Естественно, это ни в коем случае не умаляет заслуг киноактеров. Играть в таких условиях правдиво, показывать нужные эмоции, не допуская и грамма фальши, могут только истинные профессионалы.

А съемки в «компьютеризированных» фильмах сложны вдвойне, ведь спецэффекты рассчитываются заранее, и актеру нужно до миллиметра попасть в отведенное ему в кадре пространство.

Страшно ли ему при этом? Очень сомневаюсь…

Статья опубликована в выпуске 26.07.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Олег Антонов, нда.... а еще напишите статью как сниматься в порно.... Или в сопливых 1000-серийных мелодрамах...

    Оценка статьи: 1

    • Олег Антонов Аксакал 20 сентября 2011 в 13:05 отредактирован 20 сентября 2011 в 13:10 Сообщить модератору

      Сергей Пономарев, вы бы лучше сами хотя бы одну написали, прежде чем советовать.
      Хотя к чему вести разговоры, вы же, скорее всего, клон С. Казиника. Что-то много совпадений - и в Фантаскопе оба, и к праву отношение оба имеют, и даты рождения близко, и даты регистрации близко, и разногласий никогда нет, и появился Серегей Пономарев дабы поддержать С. Казиника, и стиль сообщений очень похожий. А еще, наверное, сейчас сюда прибежит Андрей Владимиров, также очень лояльный к С. Казинику и известный косяками с перелогиниванием. Зря вы, кстати, в той теме свой комментарий удалили. Попытка сокрытия доказательств определенно свидетельствует о наличии вины.

      • Сергей Пономарев Сергей Пономарев Читатель 21 сентября 2011 в 12:52 отредактирован 21 сентября 2011 в 13:11 Сообщить модератору

        Олег Антонов, клон? Прямо сейчас ему звякну - посмеемся вместе!
        Мы с Сергеем лично знакомы уже давным давно (лет 20 наверное) и на Ш.Ж. он меня притащил, о чем я не пожалел ни разу.
        А чтоб не думалось, вот вам ссылока с ресурса, где для 100% идентификации надо лично с паспортом в руках с админом сайта встречаться:
        znakomoeo.ru/profile.php?ID=88
        Так что вот такой я клон))))))))))))))))))))
        А статья действительно - дрянь.

        Да, а в какой теме я свой коммент удалил? О чем речь то? Ссылочку дайте, потому что провалами в памяти вроде не страдаю, но что бы комменты удалял - не помню. Мож меня за что модератор так наказал, а я и не в курсе...

        Оценка статьи: 1

  • "Вот что рассказала о своей дальнейшей судьбе после съемок фильма «Вий» сама актриса корреспондентке «Восточно-Сибирской правды» в 1999 году: «У меня просто пошла в жизни черная полоса… Я решила окреститься. Мы были с театром в Херсоне на гастролях, я пришла в храм… Было тайное крещение, потому что я была секретарем комсомольской организации. Потом у меня появился духовник, и уже позже я начала понимать, чем же в моей жизни был «Вий». Нечистая сила в храме – это большой грех. Очень надеюсь, что бог меня простит, потому что я исповедалась по этому поводу…»

    читать дальше →

    Оценка статьи: 3

  • Олег Антонов, представляю, как пугается сам актер на премьере своего же фильма - со спецэффектами, музыкой и звуковыми эффектами. После этого он, и правда, может не заснуть .

  • Олег Антонов, страшно или нет, зависит от внутренней установки человека. Много мистических историй об актерах, жизнь которых закончилась быстро и странным образом после съемок в том или ином ужастике. Если человек верит в это - ему непременно должно быть страшно. Если нет, то все окружающее его на съемках остается не менее, чем пакетики с искусственной красной краской, созданный вентилятором ветер и голова из папье-маше.

  • А рассказы актёров разнятся -- одни рассказывают, что их режиссёр чуть ли не истерики и депрессии доводил, что они не спали, им снились кошмары, нервные срывы случались.
    А другие наоборот, как в статье, еле сдерживались от смеха. Особенно это касается такого "томатного месива", как "Живые мертвецы", "Пятница 13". Умерли все. Но никто не скорбит особо.

    Оценка статьи: 5

  • А Вы снимались в фильмах ужасов, чтобы дать ответ?

    Оценка статьи: 3

  • Олег, советую Вам посмотреть картину Брайана де Пальмы "Прокол" (Blow Out), являющуюся своеобразным ответом на "Фотоувеличение" (Blow Up) Микеланджело Антониони. Фильм начинается с очень показательной для Вашей статьи сцены - главный герой, специалист по звуковым эффектам, подбирает леденящий кровь крик женщины. При этом у него есть несколько молодых девушек, каждую из которых засовывают в душ, а затем следует нападение маньяка с ножом и девушка должна изобразить испуг. Забегая вперед, скажу, что искомый звук главный герой всё-таки найдет, но, увы, для этого ему придется пережить личную трагедию. Кстати, один из самых лучших триллеров в карьере режиссера, да и в жанре в целом.