Евгений Жарков Грандмастер

Комедия «Буйно помешанные». Что общего у евреев и негров?

Дуэт двух комиков, Джина Уайлдера и Ричарда Прайора, пожалуй, один из самых забавных и неадекватных комических союзов конца семидесятых — начала девяностых прошлого века. Сплести воедино белокурого кудрявого еврея (настоящее имя Уайлдера — Джером Зильберман) и ехидного чернокожего пришла в светлые головы голливудских продюсеров не сразу. Поначалу актеры столкнулись на съемках приключенческой комедии с элементами романтики «Серебряная стрела» Артура Хиллера. В той ленте Уайлдер играл первую скрипку, в то время как Прайор был лишь забавным второстепенным персонажем, с которым главный герой встречается уже в последней трети сюжета.

Однако сцены с участием Прайора получились столь удачными, что данная совместная работа запомнилась не только зрителям, но и самим актерам. Прошло четыре года, и уже другой известный кинематографист, первый афроамериканец — лауреат Оскара за лучшую мужскую роль, Сидней Пуатье, пригласил обоих для съемок в отвязной комедии «Буйно помешанные» (1980). У нас эта лента больше известна в переводе «Психи в тюряге», что мало связано с оригинальным названием, зато точно отражает суть происходящего на экране.

…Скип и Гарри — два друга из Нью-Йорка, коих интеллигентный человек назовет эксцентричными чудаками, а простой, незамутненный разумом, гражданин скорее сочтет первостатейными придурками. Скип — драматург, Гарри — актер по призванию, но не по месту работы. Гарри подрабатывает официантом в приличном аристократическом особняке, в то время как Скип подвязался в службе безопасности супермаркета. И если темнокожий официант, прислуживающий «белоснежкам», хоть как-то вписывается в историю американского общества, то еврей-охранник смотрится просто психоделично.

Слава Богу, судьба смилостивилась над нашими героями — их обоих увольняют, причем практически одновременно. Устав бороться с негостеприимным «Большим яблоком», вечно восторженный Скип предлагает приятелю покинуть насиженные места и отправиться на Запад, а затем и в Голливуд, пристанище неудачников, подобных им. Скип искренне верит, что добрым словом можно достичь большего, чем добрым словом и пистолетом, поэтому надеется обрести в краю ковбоев вдохновение и пару монет на жизнь. Скептически настроенный к любого вида аферам Гарри соглашается, и друзья, не теряя времени, отправляются на поиск приключений.

Но, не успев насладиться отдыхом, Скип и Гарри крупно вляпываются. Если быть точным, на 125 лет тюремного срока каждый. Всё дело в том, что приятели решили подзаработать в банке, устраивая для посетителей рекламные театрализованные представления. Пока новоявленные гении маркетинга обедали, настоящие грабители из числа местного быдла переоделись в их костюмы и вполне реально поживились деньгами честных граждан. Само собой, что после скоропалительного суда и следствия приезжие нью-йоркцы оказываются меж двух огней и попадают на нары.

Единственным шансом парней на досрочное освобождение является пунктик местного директора тюрьмы, которому не терпится победить конкурента на состязаниях по родео. Как оказалось, Скип обладает уникальной способностью удерживаться в седле, а значит, у него, Гарри и их новых «полосатых» друзей есть возможность использовать очередной тур соревнований в качестве отправной точки для дерзкого побега…

Сразу оговорюсь, что лично не считаю работу Пуатье самой смешной среди четырех картин тандема Уайлдер-Прайор. На мой взгляд, наиболее удачной вышла лента «Ничего не вижу, ничего не слышу», на которой актеры вновь встретились с режиссером Артуром Хиллером, открывшим миру сей удивительный комический союз. А вот сами американцы (посредством выставления оценок на сайте IMDb) отдали фильму Пуатье больше голосов. Что, кстати, весьма «удачно» стыкуется с цифрами кассовых сборов: 101 миллион у «Буйно помешанных» против 46 у «Ничего не вижу, ничего не слышу».

С деньгами в таких объемах, конечно, не поспоришь, но восторг зрителей трудно объяснить объективными причинами. По итогам проката 1980 года лента уступила по выручке лишь комедии «С 9 до 5» с участием Джейн Фонды и второй части «Звездных войн». То ли сказалось обаяние очаровашки Уайлдера, то ли грубоватый юмор Прайора, то ли использование в кадре родео, популярного в Америке (хоть и не во всех штатах) вида спорта. Скорее всего, залогом успеха ленты стали все вышеуказанные факторы вместе взятые.

Сидней Пуатье поступил грамотно. Он не стал связывать актеров узами режиссерского диктата. Уайлдер и Прайор, почувствовав свободу, отрываются в каждом кадре. Иногда без должного чувства меры, но в большинстве случаев смешно. Именно поэтому последняя треть фильма, снятая в приключенческом, нежели комедийном, стиле, смотрится по отношению к первым двум чужеродным элементом. Странно видеть, как герои, придурявшиеся всю дорогу и отчебучивавшие номера, вдруг серьезно проворачивают побег из тюрьмы.

Комедии восьмидесятых обладают своим неповторимым стилем. Сегодня подобная буффонада показалась бы наигранной, излишне вычурной, а в то время прошла на «ура». Нынче модно лицезреть здоровых мужиков, добровольно отбивающих себе причиндалы («Чудаки»), или инфантильных подростков, сующих свои половые органы в яблочные пироги. Удивительно, как раньше сценаристы обходились без фекалий или блевотины, ведь эти отправления организма в современных комедиях встречаются повсеместно. Впору вспомнить выражение «О времена! О нравы!», но не будем лукавить — и про какашки можно пошутить тонко. Увы, это умение с годами выветрилось и доступно теперь только избранным.

К сожалению, после неудачной комедии «Другой ты» 1991 года дуэт комиков распался. Прайор еще дважды появлялся на большом экране, а затем, неожиданно для всех, скончался в возрасте 65 лет (2005), что, конечно, очень печально. Джин Уайлдер вообще перестал появляться на экранах. Сказался возраст (сегодня ему уже 78) и смерть любимой жены, после чего актер разочаровался в жизни и даже некоторое время жил отшельником, предпочитая сторониться прессы и назойливых почитателей.

Вердикт: не шибко умная, но поистине веселая комедия положений. Старомодная, гротескная, даже немного непонятная нынешнему поколению зрителей, ибо абсурдный юмор сегодня не слишком популярен. Фильм стоит посмотреть не столько из-за сюжета, который, в общем-то, достаточно плоский и без особой интриги, а ради лишь игры главных исполнителей, которые зажигают по полной. И хотя, повторюсь, бенефисом Уайлдера и Прайора я по-прежнему считаю ленту «Ничего не вижу, ничего не слышу», «Буйно помешанные» тоже прекрасно выполняют свою миссию, заставляя зрителя ежеминутно продлевать себе жизнь.

Обновлено 16.08.2011
Статья размещена на сайте 9.08.2011

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: