• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Что для меня значит группа «Кино»? Памяти Виктора Цоя. Часть 1

Если быть объективным, то из всего множества советских групп периода перестройки лишь две снискали поистине всенародную массовую любовь молодёжи — НАУТИЛУС с его альбомом «Разлука» и КИНО с альбомом «Группа крови». Я сам прекрасно помню, как на исходе школьной учебы в 1988 г. бесконечно гонял на магнитофоне кассету с «Группой крови», восхищаясь в первую очередь просто хитовой мелодичностью песен и необычным вокалом исполнителя с экзотичной фамилией Цой.

Неожиданная ранняя смерть лидера КИНО только подлила масла в огонь народного почитания. Как водится в таких случаях, Цой тут же «забронзовел» и приобрел какие-то полумистические «мессианские» черты. И если раньше он носил вполне адекватный титул «голоса поколения», то теперь его начали величать «Последним героем» (хотя до сих пор живет и здравствует Константин Кинчев), «пророком», «гениальным поэтом»…

Хотя мало-мальски начитанному и объективному человеку прекрасно видно, что тексты Виктора Цоя (сам-то он никогда не называл их «поэзией») безыскусны и сами по себе иногда балансируют на грани банальности и примитива. Хоть убейте, но текст вроде

«А мне приснилось — миром правит любовь,
А мне приснилось — миром правит мечта,
А над этим прекрасно горит звезда…
Я проснулся и понял — беда…»

трудно назвать даже хорошим текстом песни, а не то что выискивать в нем тайные шифры и послания. Прочитай сам Виктор глубокие трактовки своих песен от поклонников, он бы от души посмеялся. Чего-чего, а чувства иронии Цою было не занимать.

В музыкальном плане песни КИНО также кажутся чересчур простыми и напоминают дивную смесь дворовой песни с западной «новой волной». Сам Виктор Цой совершенно не стеснялся называть своё творчество поп-музыкой, всегда держал «нос по ветру», стараясь быть актуальным и модным. И самое главное — никогда не терял своего лица, просто сильнее открывал то одну, то другую его стороны.

Кстати, некоторое однообразие песен Цоя — кажущееся, и является следствием однотипных аранжировок и особой манеры пения. Те, кто играл разные песни КИНО на гитаре, наверное, заметил, что при всей простоте, гармонии повторяются редко (чего не скажешь о том же БГ) и по-настоящему похожих песен очень мало. На мой взгляд, Цой вообще был прекрасным мелодистом — его мотивы и гитарные риффы (не будем забывать и о гитаристе КИНО — Каспаряне) легко ложились на слух. «Группа крови», «Пачка сигарет», «Звезда по имени Солнце» угадываются с первых звуков.

Каким человеком был Виктор Робертович в реальной жизни, сказать мне — человеку постороннему — трудно, а сам Цой на публике никогда не раскрывался, интервью давал лаконичные до издевательства, да это и не особо интересно. Вспоминая лидера КИНО, лучше пройтись по его альбомам, благо со времен Андрея Тропилло именно дискография становится путеводной нитью полуподпольного советского рока.

Альбом «45» (1982)

Хотя я начал знакомство с КИНО с альбома «Группа крови», на сегодняшний день лучшим я признаю самый первый альбом. Как это парадоксально ни звучит. Полуакустическая запись с минимумом спецэффектов звучит намного свежее, оригинальнее и искреннее поздних записей. По сути, в «45» намечены уже все те линии, которые будут развиты КИНО в дальнейшем: будни обычного дворового парня («Время есть, а денег нет», «Бездельник», «Мои друзья»), душевная безыскусная лирика («Дерево», «Солнечные дни»), иронические песни о любви («Восьмиклассница»), шутливые («Ситар играл») и абсурдные («Алюминиевые огурцы») зарисовки, и, наконец, привычные образы, доведенные до мрачных экзистенциальных символов («Электричка»).

«Электричка» — вообще гениальный пример того, как примитивный прозаический текст (в котором вроде описаны нехитрые мысли парня, трясущегося в тамбуре) и монотонная двухаккордная музыка вместе воссоздают эффект фатальной мистической безысходности. Кстати, и «Огурцы» не столь уж оторваны от реальности. По словам тогдашнего партнера Цоя по КИНО — Алексея Рыбы, сам образ был инициирован поездкой в колхоз, где огурцы на раскисшем поле «имели вид совершенно неорганических предметов — холодные, серые, скользкие, тяжелые штуки».

Альбом «Начальник камчатки» (1984)

Конечно, с точки зрения музыки и экспериментального подхода — это самый интересный и разнообразный альбом КИНО. Играет куча приглашенных людей, что не может не вызвать некоторых перекосов. Так бас Титова (играющего тогда параллельно и в КИНО, и в АКВАРИУМЕ) просто громыхает в песнях, заслоняя своим гулом ритм-гитару.

Кое-где в текстах Цой по инерции мудрит в стиле своего старшего кумира — Гребенщикова («Генерал», «Хочу быть с тобой», «Камчатка»), но всё равно делает это по-своему, а впоследствии вообще уйдёт от подражания. В большинстве же песен господствует вся та же бытовуха, достигающая в руках Цоя какой-то особой значительности. Обыденный «Троллейбус» — брат предыдущей «Электрички» — внезапно под боевые ритмы идёт на Восток, бесцельные метания по кухне обретают горько-иронические нотки («Последний герой»), а не менее бесцельные шастанья по улице — романтический ореол («Прогулка романтика»).

Надо сказать, что в те времена группа пыталась примерить проверенный на Западе имидж «новых романтиков» — выходила на сцену в жабо и локонах. Кореец в жабо и локонах смотрелся, мягко говоря, странно, и от идеи быстро отказались.

Альбомы «Ночь», «Это не любовь» (1985−86)

Специально объединил эти альбомы вместе, ибо они объединены общим направлением, в котором тогда пыталась работать группа. А тогда КИНО все свои силы направила на то, чтобы делать «модную молодежную (и даже танцевальную!) поп-музыку». Ниша действительно была очень перспективной, а Цой, как мы знаем, на этой тематике собаку съел.

Именно «Ночь», запись которой была начата еще в 1984 г. на студии того же Тропилло, была призвана стать этим самым «модным» альбомом. Но выход его затянулся, и весной 1985 года группа КИНО в считанные дни записывает у Алексея Вишни альбом «Это не любовь».

В выпущенной годом ранее песне «В поисках сюжета» Цой утверждал, что «Не умеет петь о любви и не умеет петь о цветах». Несмотря на это и на название альбома, «Это не любовь» в основном повествовала именно о любви. Но все эти «Ты часто проходишь мимо, не видя меня» и «Уходи, но оставь мне свой номер» искупались мощнейшей иронией исполнителя.

Этот шуточный и промежуточный альбом на самом деле был открытием того самого стиля «рокопопс», о котором в 1997 году заявит Лагутенко. Но звучало это тогда свежее, а простые мальчики и девочки получили свое ВИА на новом качественном уровне — очень близкое и понятное.

Кроме любовно-дворовых «страданий» в альбом были до кучи включены и такие песни, как «Саша» (шуточное посвящение Виктора своему сыну) и «Безъядерная зона», написанная практически на потребу дня к III Ленинградскому рок-фестивалю. Нужно было что-то написать на антивоенную тему — нате! При этом Цою мастерски удалось и здесь не изменить себе, превратив заказ в неплохую песню, в которой сегодня вряд ли кто усмотрит конъюнктуру.

Ну, а многострадальный альбом «Ночь» сведен только в 1986 г. Он планировался более «сурьёзным» и романтичным, а на поверку вышел скучноват. Танцевать под него уж точно не хотелось. Некоторые песни, вроде «Фильмы» и «Твой номер», были ниже всякой критики, а заунывность разбавляли только переписанный в более энергичном темпе «Последний герой» и хулиганская «Мама-анархия».

Как ни странно, именно «Ночь» была первым альбомом КИНО, выпущенным на виниле в 1988 г. Цой был этим крайне недоволен, да и публика недоумевала, потому что знала уже несколько другого Цоя.

Статья опубликована в выпуске 18.08.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я начал слушать "Русский рок", в 1998 г. после просмотра фильма "Брат 2",

    начиналось все с Наутилуса. Затем все остальное. И вот купил Кассету с "Кино". Была такая серия "КиноПробы", послушав песни, решил купить оригиналы. Голос поразил меня, и звучал он как-то не так как я слышал его до этого.

    А на счет популярности В. Цоя скажу одно. Мне кажется, что его песни популярны потому, что он поет об обыденных проблемах. Песни его может наиграть любой мало мальский мальчишка, который знает 4-е аккорда, и может зажать пару баре.

    Я помню как мы по шпане по ночам зависали во дворе и всей толпой пели песни В. Цоя.

    Первой моей песней, наверное как и у многих была "Звезда по имени Солнце", а затем пошло все как по накатанной

    Сейчас с легкостью могу наиграть любую песню Цоя. Завидую себе, почему пальцы в те времена были такие деревянные.

    Через Цоя прошло много молодежи 80-90 годов, меня тоже зацепило. Сейчас молодеж воспитана на стиле "РЭП". Я и сам могу послушать, "РЭп", но РЭП, РЭПу рознь, но речь в данной статье не об этом. Извиняюсь.

    Статья отличная, вспомнилось много былого.
    Вам пятерка!!!.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Курий, спасибо за статью.

  • Некоторые песни вроде «Фильмы» и «Твой номер» были ниже всякой критики
    "Фильмы" ниже всякой критики?! Нихрена не согласен... А интро из нее вообще супер даже на сегодняшний день, так и просится на кавер. Кстати, уже была рэп-версия, но УГская...
    ЗЫ: Вчера попалось, приколололо:
    Цой ушел во-время. Прикинь, Цой отмечает своё 50-ти летие во кремлевском дворце съездов.
    Такой «перемен, мы ждем перемен!»
    На первом ряду первые лица государства, заслуженный народный артист, медаль за культурную деятельность, «Цой уже не торт», простатит, артрит, кашель.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Коваленко,

      Да я в этой статье на объективность не претендую. "Фильмы" для меня крайне скучноваты. "Транквилизатор" допустим, тоже монотонный, но там это в тему песни. А еще Цой для пластинки "Последний герой" переписал много песен довольно неудачно - "Электричка" стала заунывной, а "Перемен" и "Война" шумными.

      А по поводу выступления в Кремле - так бы и было - только насчет артрита не уверен.