Вячеслав Старостин Грандмастер

Восточный стиль мышления, или А как вы думаете?

Так долго и занудно всех учили отличать белое от черного, правое от левого, своё от чужого, хорошее от плохого, что других мнений вокруг, попросту, не существовало, и первое знакомство с восточным стилем мышления вызвало у меня, как минимум, дискомфорт… Тем более что такие противопоставления восточный стиль мышления рассматривает как плод помраченного сознания.

Жить с «помраченным» сознанием мне совсем не хочется. И беспрепятственно отправляться в ад после всех своих «грехов"-жизненных ошибок тоже не хочется… А быть в жизни счастливчиком по формуле «хорошая семья-успешная карьера-приличный счет в банке» — как-то не получается.

Вот и захотелось мне декартовское «Я мыслю, значит, существую», трансформировать в современное «Как я мыслю, так и существую» и найти ответы на многие свои вопросы. Вдохновившись тем, что восточный стиль мышления — первичный и грандиозно заданный, что ему присущи мистика и таинство, принялся с волнением разгадывать удивительный и мудрый Восток, который в свою очередь не стал скрывать от меня ничего.

Перевоплощение и цикличность времени.

Мне очень понравилось, что жизнь на Востоке — это не поездка в один конец с мрачным завершением (человек уходит в небытие с точки зрения атеистов). Понравилось, что, после всех жизненных передряг, мне не придется опять выслушивать неприятное в свой адрес — я не буду участвовать в Страшном суде в качестве ответчика по «гражданскому делу» и мне не нужно будет выискивать какие-то доказательства.

Будда считал, что жизнь — колесо рождения и смерти, которое постоянно в движении. Что жизнь на Земле может зависеть от предыдущих воплощений и существует возможность возвращения в прошлое, а судьбы и ситуации могут повторяться.

Наша Вселенная — не единственная.

Я люблю нашу Вселенную, такую, какова она есть — единую и бесконечную, состоящую из множества веществ — от атомов до галактик. Черные дыры тоже люблю (хотя неплохо было бы их и «залатать»).

Но приятно порадовали меня носители восточного мышления — они считают, что может быть неограниченное число скрытых от человека вселенных, причем они могут быть как параллельны, так, и вложены одна в другую. Особенно понравилось образное сравнение параллельных вселенных с жемчужинами ожерелья ведического Бога Индру, когда в каждой из жемчужин отражались все остальные жемчужины и все ожерелье в целом.

Человек как часть целостного мира.

Уже никого не удивляет расхожее мнение, что «зло возвращается» подобно бумерангу. А ведь это представление о том, что окружающая человека реальность представляет собой неразрывную целостность — мысль восточного «происхождения».

Все события и явления неразрывно связаны между собой. Гармонично воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с другими его частями — вот первейшая задача человека… Нравится мне такое утверждение!

Недеяние.

«Истина в том, что недеяние тем не менее является деянием, а деяние становится недеянием, деяние является причиной недеяния, в недеянии нет ничего, что бы не участвовало в деянии»… Сложны в понимании буддийские каноны — мудро и почти ничего непонятно.

Нравится мне такая таинственность и загадочность Востока. Нравятся многозначительность и иносказательность. Впрочем, в поведенческом принципе даосизма — в недеянии — все просто и ясно: поступай исключительно сообразно с природой, не противопоставляй собственную активность космическим силам и их порядку. Всего лишь…

Хотя есть и современная западная транскрипция практики недеяния — если приходится что-то делать, то постарайся делать это без эмоций. Не разделяй вещи на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные»… Существует мнение, что понимание этого ведет к успокоению, умиротворению, а затем и просветлению.

Изящность и пластичность во взаимоотношениях.

Обходительность, сдержанность, мягкость восточных людей, как в личных качествах, так и межличностных взаимоотношениях нравится не только мне. Наверное, всем нравится.

Жаль, что обратная сторона этого — излишняя скрытность, а подчас лицемерие тоже «визитная карточка» Востока. Но все равно — худой мир лучше доброй ссоры.

Учитель и ученик.

В западном обществе быть для кого-то «Учителем» считается нескромным, а проситься в «Ученики» на всю жизнь — порой зазорно. Отношения принято строить по двум возможным шаблонам: либо на равных, либо на условиях временного нарушения равенства («взрослый — ребенок», «начальник — подчиненный», «преподаватель — студент»).

Другое дело — Восток… Там наличие Учителя или гуру подразумевает другую иерархическую ступень по отношению к ученику: он может являться его наставником, во-первых, неограниченный период времени, а во-вторых — по всем жизненным вопросам сразу. «Учитель» — настолько восточное понятие, что любое подражание комично.

Для истинного гуру не так важна демонстрация собственного мировоззрения или системы духовных упражнений, сколько умение настраиваться на каждого конкретного ученика и его персональные заблуждения с целью их искоренения.

Наверное, такие расклады и предпочтения достаточно умозрительны — многое уже перенято Западом из Востока и наоборот, но все же: восточный стиль мышления реально помогает мне разбираться — что в жизни происходит… Нравится мне восточный стиль мышления.

Обновлено 14.10.2011
Статья размещена на сайте 20.08.2011

Комментарии (55):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вячеслав Старостин, "Для истинного гуру не так важна демонстрация собственного мировоззрения или системы духовных упражнений, сколько умение настраиваться на каждого конкретного ученика и его персональные заблуждения с целью их искоренения." Сбросила ссылки в "Одноклассники" и "В мой мир", т.к. получила истинное удовольствие, читая Вашу статью. Спасибо.

    • Ирина Борисенко,.. спасибо большое!

      • Вячеслав Старостин,
        Очень комфортно чувствуешь себя, обсуждая эту тему, она напрямую не касается политики, но всё же , естественная реакция человека с западным мышлением, когда вблизи падает ракета -град, буквально действовать, раздайте патроны,как в песне, а вот эти философские , многоначительно-безответственные фразы, мол всё будет хорошо, здесь дескать всегда так было, ставит нас в тупик, а где же ярость благородная? Вообщем, в этом единоборстве восток побеждает и ничего не меняется...

  • Вячеслав Старостин,
    Да, действительно, актуально такое вот видение востока и запада.Я живу на Ближнем востоке, нам выходцам из бывшего СССР так и не удалось научиться этому восточному лицемерию, коварству, мягкости и всяческим трансформациям, хотя учиться мы были готовы, как дети, воспитанные в советских школах и научились многому, но менталитет нелбзя поменять.

  • Только ли "ЗАПАДНЫЙ" и "ВОСТОЧНЫЙ" стиль мышления

    Вячеслав, спасибо Вам. как Автору первичного текста...
    Одно хотелось бы отметить.
    "Запад",.... "Восток"..... это же (в контексте темы) НЕ ГЕОГРАФИЯ, но МЕНТАЛИТЕТ...!
    А последнее не ограничивается озвученным.
    Есть ещё и СЕВЕРНЫЙ стиль мышления.
    Ближайший аналог упоминается
    "......Светлана Карасева [24.08.2011 - 07:26] # ↑
    Вячеслав Старостин, статья, несомненно, интересная. Но я бы не сказала, что это такой уж "восточный" стиль. Это скорее ведический стиль. Везде, где сохранились остатки ведической культуры прослеживается что-то такое-эдакое. И у индейцев Америки, и у нас на Русском Севере, где сохранились НАСТОЯЩИЕ староверы. ...."
    Спасибо, Светлана, за ЗАМЕТКУ ПО СУТИ.
    Вячеслав, многое из СЕВЕРНОГО стиля принимается за восточный, если о ПЕРВОМ не знать...!
    Это, - не в укор, Вячеслав, не вина это, а грандиозная беда.
    350 (триста пятьдесят) лет, со времени церковного раскола,
    ТРИАЛЬНОСТЬ мировоззрений заменялась на ДУАЛЬНОСТЬ.
    Может, вернёмся ?

  • Комментарий удален
  • Вячеслав Старостин, мне понравилась ваша статья. Правда, не думаю, что наше мышление слишком далеко от восточного. Как вы отмечаете, " недеяние тем не менее является деянием, а деяние становится недеянием, деяние является причиной недеяния, в недеянии нет ничего, что бы не участвовало в деянии". В российском праве есть понятие - "преступное бездействие". За него предусмотрена ответстенность (уголовная, административная) равно как и за преступное действие. Таким образом, преступное бездействие (недеяние) - это так или иначе деяние. Да, скифы мы, да, азиаты мы. Возможно, нам труднее понять западные правила игры в жизнь, чем восточные.

    Оценка статьи: 5

  • В основе каждой цивилизации - восточной, западной, средиземноморской, германской и т.д. лежит некий собирательный тип характера, наиболее присущий людям этой цивилизации.
    Так, типичный русский - это циклоид, для которого характерно, "То веселье удалое, то сердечная тоска", "то мордой в грязь, то святость". Для римлян и других "средиземноморцев" - эпилептоидный характер: подчинять себе других, обращать в рабство, властвовать, подавлять...
    Для "германцев", включая скандинавов и англичан - педантический характер. Настоящий немец "не понимает", как можно придти в 8.05, если назначено в 8-00.
    А для Востока наиболее присущ шизоидный тип: «Истина в том, что недеяние тем не менее является деянием, а деяние становится недеянием, деяние является причиной недеяния, в недеянии нет ничего, что бы не участвовало в деянии»… - типично шизоидная мыслительная конструкция.

    • Игорь Уткин,.. насчет шизоидного - Вы перегнули..

      Человеческие дела подлежат не столько объяснению, сколько пониманию! Есть такая познавательная процедура.

      • Игорь Уткин Читатель 27 августа 2011 в 11:46 отредактирован 27 августа 2011 в 11:47

        Вячеслав Старостин, я, как университетский преподаватель психологии, ведущий курс психолого-педагогической антропологии, хорошо знаю о существовании объяснительной и понимающей парадигм в науке. Однако понимающая парадигма применима к "штучным" явлениям, а мы с Вами пытаемся обобщать.
        Что касается шизоидности восточного человека... Во-первых, я ни в коей мере не хочу унизить жителей Востока, т.к. шизоидность - это вариант нормы, предельно обобщая, это углубленность в себе, в своем внутреннем мире, глубокая интроверсия.
        Во-вторых, попытаюсь обосновать восточную шизоидность.
        В отличие от западного, восточный человек нацелен не на преобразование мира, а на приспособление к нему с тенденцией ухода от непотребной реальности в некий ментальный буфер путем медитации и философских размышлений. Уход от реалий жизни, по-видимому, указывает на стремление к внутренней свободе. Этому способствует доминирующая на Востоке религия – буддизм, напрочь лишенная идеи Бога-Творца, призывающая не признавать объективную реальность, считать ее «кажимостью» и относиться к ней как к галлюцинации. В этих условиях сформировалась особая направленность личности восточного человека, нацеленная на внутреннее созерцание. Слово на Востоке многозначно, речь загадочно-иносказательна и подчас весьма размыто отражает мысль.
        Восток сосредоточен на интроспекции, погружен в созерцание внутреннего мира, на попытках согласования мира внешнего с внутренним. Для этой части света имманентно присущи люди с замкнуто-углубленным (шизоидным) типом характера.

        • Игорь Уткин,.. Восточный стиль мышления – это часть культуры, если хотите..

          Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.

          Именно такая трактовка этого термина подчеркивает надприродность, чисто социальный характер человеческого бытия.

          Еще известное с античных времен природа вещей, на Востоке – практически мораль о том, что мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него.

          Противопоставление естественно-научных и гуманитарных культур – ненаучно! Объясняя, доказывать что-либо и понимая, истолковывать – части целого.

          • Вячеслав Старостин, нет естественно-научных и гуманитарных культур, есть соответствующие им парадигмы (способы) познания реальности. И никто их не противопоставляет, по крайней мере, я этого не делаю. Вы же не будете исследовать "Анну Каренину" химическим путем.
            Есть этнопсихология, составная часть социальной психологии, которая изучает обобщенные социальные характеры и особенности мировосприятия людей разных наций, пользуясь в основном описательной парадигмой. Мы же говорим "типично русский характер", "острый галльский ум", "чисто немецкая педантичность" и т.д. Т.е., мы делаем обобщения. Может быть, Вам не интересны эти обобщения? Мне интересны... Эти национальные характеры суть сплав социальных и природных условий, характерных для того или иного региона. Почему те или иные характерологии распространены? Потому, что они помогали выжить в конкретных условиях. А вообще на Востоке, как и на Западе встречаются, наверное, все типы характеров, весь вопрос в пропорциях.

    • Cпасибо Вячеслав !
      Вся мудрость от Востока и об этом говорит Святая Библия.
      Пророк Соломон Духом Святым, Богом Премудрости и света говорит: «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
      потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.(Притчи 8:10-12). Меня премудрость «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде ... . Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!» !!!
      И --… «поступай исключительно сообразно с природой... , как создал „ Бог Всемогущий Творец неба и земли: Отец , Сын и Дух Святой“. !!!
      Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Я свет !» " Я есмь путь и истина и жизнь;!!! (Иоанна 14:6). И это вечно !
      И ещё: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;" (Матфея 11:28).
      "Вот такой тёплый, отеческий призыв.
      Святая Библия Духом Святым через пророков и апостолов нам выразительно, с заботой и любовью говорит:
      " Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и [как] жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой".(Исайя 54:6).
      Покайтесь и приходите ко Мне и Я дам вам спасение вечное.
      "Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык."(Исайя 45:22-23).
      Обильных Божиих вам благословений.

  • Вспомним старое

    То, что вошли в моду восточные философские веяния - это факт, только сегодня в метро у доброго десятка людей видел книжку мураками. Хотя понятно, что автор ни к чему не призывает, но возможно нам, как европейцам, больше стоит обращать на западные течения.

    "обратная сторона этого – излишняя скрытность, а подчас лицемерие тоже «визитная карточка» Востока"
    Вот это понравилось больше всего

    • Михаил Потапов,.. наверное, не в моду - скорее потребность.

      "Западное" стремление везде видеть лишь проблемы, которые "успешно" решаются технологиями поднадоели. "Восточные" парадоксы заставляют думать и взрослеть даже на старости лет.

  • Вячеслав Старостин, спасибо за статью! И тема интересная, и изложили Вы её прекрасно.
    Вы, наверное, читали любимого мною Германа Гессе. И не одно произведение. Ну, по-крайней мере, "Сиддхартху" и "Нарцисса и Гольмунда" точно! Там как раз берется за основу тема восточной мудрости.

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 24 августа 2011 в 08:44

    Вячеслав Старостин, а весьма неплохо. Уловили значимые моменты достаточно точно. Рассчитывать на широту охвата такой глобальной темы в одной небольшой статье конечно не приходится (это ответ оппонентам), а в рамках заявленного тема раскрыта хорошо - мои пять баллов!

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 августа 2011 в 07:33 отредактирован 24 августа 2011 в 07:34
    Меня больше занимает

    Вячеслав Старостин, бурный экономический рост ВОСТОКА: Япония, Китай, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, кто там ещё на подходе?
    Как преломилось восточное мышление в результатах этого роста? Есть ли вообще какие-то связи?

    • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 27 августа 2011 в 12:48 отредактирован 27 августа 2011 в 12:48

      Сергей Дмитриев, Вы не будете возражать, если я попробую Вам ответить?
      Определённая связь, как мне кажется, существует. Одними из основных добродетелей мировоззренческой системы, характерной для перечисленных Вами стран, являются, например, терпение и упорство в достижении цели. Японец, китаец, кореец способны терпеть голод и другие лишения на протяжении многих лет, если это служит достижению поставленной цели. Студенты из этих стран неизменно вызывали удивление, восхищение, а нередко - и недоумение у европейских и американских студентов , настолько упорно и целеустремлённо они учились, предолевая все трудности чужого языка, чужой среды, затворнически отказываясь от всех западных "радостей жизни" ради учёбы. То же самое можно сказать о том, как работают китайцы, корейцы или японцы. Они обычно не только очень трудолюбивы и обязательны - они исполнительны как роботы, правило "ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак" является для выходцев из этих стран само собой разумеющимся, так как жёсткая и непререкаемая иерархичность - неотъемлемая составляющая их мировоззрения.

      • Спасибо за ответ,

        Евгения Комарова ,хотя и не "по полной программе" вопроса.
        В этом смысле, довлеть в будущем больше шасов у Востока.
        Южная Америка, Африка, Средний Восток пока не заявили таких порывов.
        Грубых формулировок "начальник-дурак" в Восточном менталитете кажется нет. Я помню, с каким трепетом относились японские преприниматели к (о,ужас !) советским "кружкам качества" на предприятиях.

    • Сергей Дмитриев,.. я не считаю себя специалистом по Востоку - мне сложно (практически невозможно) отслеживать параллели и взаимосвязь.

      На бытовом уровне восхищаюсь Востоком и радуюсь Западу.. Словом, жизнь для меня - это увлекательный учебно-производственный процесс. Всего лишь...

      Делюсь с читателями своими впечатлениями.

      • О.К. !

        Вячеслав Старостин, "Для веселия планета наша мало оборудована". Кому и какой мудрости не хватило, чтоб избежать местной войны в Ливии, в Сирии, лондонских погромов? Можете добавить по вкусу.
        Если так обильно рассыпаны по миру разные мудрости, почему столько проявлений обратного? Социальные науки в загоне, "обратные связи" управления обществом в игноре, лидеры поражены "жреЦеской" болезнью фараонов. Радостей не густо.
        ...Это я "делюсь своими впечатлениями".

  • Вячеслав Старостин, статья, несомненно, интересная. Но я бы не сказала, что это такой уж "восточный" стиль. Это скорее ведический стиль. Везде, где сохранились остатки ведической культуры прослеживается что-то такое-эдакое. И у индейцев Америки, и у нас на Русском Севере, где сохранились НАСТОЯЩИЕ староверы.

    Оценка статьи: 5

    • Светлана Карасева, ни староверы, ни тем более североамериканские индейцы - ближайшие родственники наших чукчей - к ведическому мировоззрению никакого отношения не имеют. Староверы - христиане, православные, а ведическое мировоззрение - дохристианское. Существует довольно обоснованная гипотеза, что древние арии пришли в Иран, а оттуда - в Индию с севера - нынешнего русского Севера, где располагалась легендарная (и, как свидетельствуют современные археологические исследования, скорее всего, действительно существовавшая) Гиперборея. В дохристианских верованиях древних славян (северно-западной ветви) очень многое напрямую перекликается с Ведами, а в Ведах встречается немало элементов, характерных более для народов европейского Севера, чем для Индии. Из всех индоевропейских языков наиболее близки к санскриту русский и ...литовский! Ничего подобного нельзя сказать ни об обычаях, ни о языках североамериканских индейцев...

  • "...мне не придется..." - придётся, придётся... Будда - не истина в последней инстанции. Так что не расслабляйтесь.

    Оценка статьи: 5

    • Михаил Цапалов,.. не буду расслабляться - только в одной Индии более трех тысяч богов и божеств.

      • Вячеслав Старостин,
        мои (достаточно беспомощные, боюсь) попытки разобраться в верованиях Индии привели к такой картинке (если вкратце и приблизительно).
        Всё сущее - результат игры двух равнозначных божественных сил:
        Духа (Пурушу) и Материи (Пракрити).
        Божественное начало - едино (Индра); но проявления его (как результат "игры" двух сил) множественно. Эти множественные воплощения и есть те самые "боги", которые воспринимаются человеческим разумом; при чём каждый воспринимает то воплощение божественного начала, которое он способен вместить (по Сеньке и шапка, другими словами)...
        Насколько я права?

        • Наталья Ланковская,.. Вы правы, как и все осознающие, что дух и материя - едины.

          Более того, концепции современного естествознания "призывают" не разделять естественно-научную и гуманитарную культуры.

  • Вячеслав Старостин, я думаю, что даже японский стиль мышления уже отличается от китайского, не говоря уже о монгольском, а уж тем более индийском...Кроме Дальнего Востока и Индокитая, существует ещё и мусульманский Восток, и иранские зороастрийцы, и, наконец, иудеи...Я отнюдь не оспариваю достоинств Вашей статьи, несомненно, интересной и заставляющей задуматься, но мне кажется, что Вам следовало бы изначально (начиная с заглавия) разграничить различные направления и варианты "восточного мышления", и уточнить, какое именно из них Вы имеете в виду..

    • Евгения Комарова,.. согласен. Но у меня была задача - для начала выделить обобщенно: Восток - Запад... Такое тоже уместно.

      • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 24 августа 2011 в 13:10 отредактирован 24 августа 2011 в 13:10

        Вячеслав Старостин, да конечно же, уместно! Я - всего лишь об уточнениях...Востока существует как минимум три - Дальний (Китай, Япония, Тибет - буддизм, конфуцианство, даосизм...)) , Ближний и Средний (ислам) и Индия (индуизм, йоги, ведическая философия...) . Это три разных мировоззренческих системы, в корне отличающихся как от западного (просвещённого христианства - назовём это так...), так и друг от друга. Именно поэтому мне кажется неправомочным использование термина "восточный стиль мышления" без уточнения, о какой именно мировоззренческой системе Востока идёт речь. Тема сложнейшая и многогранная, и мне кажется, что самому автору было бы проще с ней справиться (а Вы это можете!), если бы он сразу, для себя, разграничил бы эти разные мировоззренческие системы.

  • Вячеслав Старостин, добрый день! Как всегда изящно и с юмором скользите по сложнейшей теме. И я никак не могу определиться правильно это или нет? Наверно, учитывая молодость посетителей, правильно. Вы пунктиром обозначили тему, назвали её: а уж кого Вы заинтересовали, благодаря Вам пойдёт дальше. Хотелось бы, чтобы Вы продолжили,связали с существующей действительностью. Можно надеяться?