• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Норкин Грандмастер

Могла ли выжить в России экономика на честном слове? Старообрядцы. Начало гонений

В дни больших церковных праздников у стен Рогожского кладбища в Москве собирается ярмарка. На развалах продают ткани и мед, детские игрушки и деревянные резные украшения, овощи и соления. Можно встретить и удивительные вещи — старые богословские книги трехсотлетнего возраста. Чудом сохранившиеся раритеты. Откуда они?

Нашим современникам нет особого дела до того, кто торгует на ярмарке. Между тем, Рогожское кладбище — традиционный центр московских старообрядцев. Сегодня никто не преследует их за веру, да и никто особо не интересуется ею.

Старообрядческие общины потихоньку умирают, современные староверы занимают довольно скромное место как в духовной, так и в экономической жизни России, и ярмарка у кладбищенской стены — далекий отголосок мощного экономического движения, когда-то, без преувеличения, определявшего судьбы России.

Мало кто знает, но в начале XX века старообрядцам принадлежало около 40% экономического капитала всей Российской империи. Последователи старой веры фактически монополизировали целые отрасли экономики, например мануфактурное и льняное производство.

Что же это за старая вера, кто такие старообрядцы, и как случилось, что обособленная группа людей оказалась в условиях, породивших небывалый всплеск деловой активности?

Предпосылками величайшей русской трагедии стали интриги Ватикана и амбиции российских самодержцев. Лавры мировых властителей не дают покоя многим сильным мира сего, не давали и в прошлом. Подброшенная царю Алексею Михайловичу идея прославиться как защитнику и объединителю всего православного мира попала на благодатную почву. Для этого нужно было разгромить османов, очистить от них Константинополь и воцариться в Царьграде.

Для России с ее неисчерпаемыми ресурсами дело не самое сложное. Мешала мелочь, надо было подогнать под греческие мерки российские церковные обряды и священные книги. За дело взялся патриарх Никон, осуществивший в середине XVII века церковную реформу.

Реформа расколола русское общество. Огромная часть населения не приняла нововведений. В 1666 году Великий Собор предал недовольных анафеме. Вскоре на приверженцев старых обрядов обрушились неслыханные репрессии, продолжавшиеся столетиями.

Карательные отряды уничтожали непокорных крестьян и сжигали деревни. Тела их на плавучих виселицах сплавляли вниз по рекам на устрашение колеблющимся.

В поисках укрытия от гонений старообрядцы тысячами покидали обжитые места. Немало укромных мест нашлось в самой России, еще больше на ее окраинах и за ее пределами. Людские потоки текли по всем направлениям, на запад — в Прибалтику и Польшу, на юг — на Кавказ и в Турцию, на восток — на Урал и в Сибирь, на север — к берегам Белого моря.

Восемь лет держал осаду царского войска Соловецкий монастырь, куда стекались противники реформы. Соловки захватили в результате предательства и жестоко расправились с его защитниками. Белый монастырь, оскверненный вандалами, стал символом старообрядческого сопротивления.

За падением Соловков последовали массовые самосожжения староверов. Храмы, заполненные людьми, заполыхали по всему северу. Не желая смириться и не видя выхода, старообрядцы добровольно уходили из жизни, практически обезлюдели огромные территории.

Царь Михаил пошел на попятную, отправил староверам послание, в котором просил людей не жечь себя и умерил гонения. При царевне Софье утихшие преследования вновь усилились, и вновь потекли людские реки за пределы России.

Статья опубликована в выпуске 6.09.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не знала, пока не прочитала вашу статью...

    Оценка статьи: 5

  • Алексей Норкин,
    из статьи непонятно, в чем заключались реформы, не принятые народом (или об этом дальше?)?

    Оценка статьи: 5

  • А был ли какой-то смысл в гибели этих людей вообще?
    Когда-нибудь после, возможно, их причислят к лику святых мученников оптом. Делайте вывод, господа. Религия - одно. А Бог - совсем другое.
    "Бог есть любовь", я так поняла.
    Привычка же людей убивать друг друга, прикрываясь религиозными понятиями, является преступлением и к Богу отношения не имеет.

    • Марина Хлынцева,
      Как форма протеста.... Почему протест не может принимать такие формы? Шахиды, как пример... Партизаны... Самопожертвование .

      • Марина Хлынцева Профессионал 6 сентября 2011 в 17:35 отредактирован 6 сентября 2011 в 18:18 Сообщить модератору

        Олег Ветер, протест такой формы является нарушением основных религиозных правил православия (да и других ветвей христианства, и других основных религий тоже).

        "Не убий".
        Не убий никого, даже себя. Убийство и Самоубийство считается грехом, поскольку противоречит воле Создателя. Не ты себя создал, не тебе и разрушать. У человека нет таких "полномочий"

        Получается, что все участники событий - те еще грешники.
        Один решил правила поменять, а несогласных подвергать гонениям. Несогласные решили умереть путем сожжения и массово отправиться в ад по собственному желанию. Нарушение основной заповеди, как никак... Богу же Создателю на все это смотреть было наверное очень интересно и у него свое мнение на этот счет. В Судный день многие очень удивятся, что их религиозные подвиги были просто "пшык"

        • Марина Хлынцева, все условно, как мне кажется. Ведь и в статье говорится о том, что в ходе реформы Никон лично руководил "подгонкой" текстов священных книг под греческие или византийские каноны.. Значит они были редактированы. Поэтому несогласных .. автоматом записывать в Ад не стоит. Кстати, вопрос: Почему Бог, если он всемогущий, откладывает наказание "на потом". Он бы мог легко карать Здесь и Сейчас..Зачем возмездие за содеянное переносить за черту Жизни?

      • Олег Ветер,
        шахидами не рождаются... это жертвы ТЕХ, КОМУ ВЫГОДНО (материально), кто умело пользуется внутренними психологическими проблемами (неудовлетворенностью жизнью) будущего самоубийцы, прикрываясь религиозной необходимостью, делая их смерть "героической" ..
        партизаны вообще из другой оперы.. мы тут про религию говорим.. о староверах

        Оценка статьи: 5

  • Мои предки - одни из тех, кто бежал в Прибалтику от гонений. В Латгалии (восточная Латвия) староверов очень много. Никонианская ересь не очень привествуется. Я сам хоть и вообще католик, но немного в курсе современных дел. Рижская Гребенщиковская община довольно неслабую собственность имеет - земли, дома. И некоторые солидные бизнесмены помогают. Достаточно много людей среднего возраста и моложе, хоть и не все обряды соблюдают, но себя ощущают именно староверами. В общем. в Латвии никак нельзя сказать, что старая вера умирает.
    Только после Алексея царём был Фёдор.

    Оценка статьи: 5