Татьяна Дели Профессионал

«Восстание планеты обезьян». Кто станет преемником человека на земле?

Причина гибели цивилизации — не убийство, а самоубийство. Эта мысль невидимой нитью проходит сквозь сюжет фильма Руперта Уайатта о приматах, восставших против антигуманного обращения. Человечество наносит удар по себе собственным же оружием — интеллектом. Наделив этим даром существо, стоящее на более низкой ступени развития, оно бессознательно нарекает примата своим преемником и ведет себя к гибели по причине разрушительных генетических опытов.

Идея фильма не нова. «Восстание планеты обезьян» — это предыстория знаменитой серии фильмов о планете обезьян, первая часть которой появилась на свет благодаря режиссеру Франклину Шафнеру в 1968 году. В 2001 году зрителей порадовал ремейк оригинального фильма режиссера Тима Бертона. И вот спустя ровно 10 лет человечество снова уступает место эволюционирующим обезьянам. Каким образом приматам удалось вытеснить человека со своей главенствующей позиции и впоследствии сыграть роль царя природы, убедительно и красочно показано в современном фильме.

Слабый духом и глупый смиряется с рабским положением, сильный — вырывается из ненавистной среды, самый сильный — поднимает восстание.

Цезарь, шимпанзе, родившийся в исследовательской лаборатории, обладает повышенным интеллектом. Угнетенный униженным положением своих сородичей среди людей, он решается на крайние меры и поднимает восстание. Зрителям предоставляется возможность стать свидетелем натиска неуемной мощи диких животных и принять сомнительную идею о превосходстве своего вида над другими живыми существами планеты.

Цезарь — самый яркий персонаж этой истории. Зритель увидит становление его как личности, превращение из «домашнего любимца» в бесстрашного вожака. По мере осмысления своей роли в жизни человека и освобождения от рабских пут, он стремительно эволюционирует: меняются его мимика, движения, и в конце действия фильма это уже прямоходящая особь с решительным взглядом и даже человеческой речью, но все же не лишенный гуманизма. Его ясный ум не затуманен жаждой мести: он способен отличать добрые поступки от злых и не поощряет немотивированное убийство.

Человеческие характеры удались не все. Совершенно не ясно, какую эмоциональную нагрузку несет в фильме специалист по работе с приматами Каролина (Фрида Пинто). С таким же успехом можно было обойтись без этой героини, поскольку ни решающих действий, ни важных реплик для нее в сценарии не нашлось. Напротив, добавил колорита Том Фелтон, сыгравший роль надсмотрщика в питомнике для приматов, никчемного, задиристого парня-неудачника, которому только и остается, что вымещать свою злобу на неспособных на самозащиту животных. На мой взгляд, такой типаж придает больше правдоподобия фантастическому фильму, ведь в реальности он встречается гораздо чаще, чем, например, не в меру положительный характер молодого ученого Уила Родмана (Джеймс Франко), сумевшего совместить в себе роли светила науки, любящего сына, заботливого попечителя, возлюбленного и просто смелого парня.

Сюжет фильма может показаться затянутым. По сути, весь накал страстей происходит в последние 30 минут. Впрочем, это нисколько не мешает с интересом следить за развитием событий и сопереживать главному герою. Отсутствие взрывов, крушений и драк в большей части картины вполне мотивированно. Это позволяет лучше понять психологию истории, тщетность попыток человека подчинить себе законы природы, заставляет задуматься о неоправданной жестокости в отношении к «братьям меньшим». Не случайно действие фильма происходит не на другой планете, как в предыдущих фильмах об эволюционировавших обезьянах, а в современном американском городе Сан-Франциско. По словам Джо Леттори, ответственного за визуальные эффекты, в фильме создана обстановка, которая «могла бы произойти в реальности, а не относится строго к жанру научной фантастики».

Идея фильма поставила перед его создателями непростую задачу выйти на новый, более высокий, технологический уровень. Приматы невероятно реалистичны. С технической точки зрения это стало возможным благодаря десяткам датчиков, прикрепленных к актерским костюмам и шлемам, передающих движения актеров и выражения их лиц в компьютерные программы, с помощью которых профессионалы компании Питера Джексона WETA создали виртуальные копии героев.

У зрителя не возникает сомнения, что обезьяны выглядят именно так, как должны выглядеть, и неоценима в этом также заслуга Энди Серкиса, сыгравшего роль Цезаря. Именно он наделил уникального шимпанзе характерной мимикой и с удивительной точностью передал повадки животного. Впрочем, актер не впервые выступил в амплуа обезьяны. В послужном списке Серкиса роль гигантской гориллы в фильме «Кинг-конг». Тем не менее, по его словам, «Цезарь — это одна из самых выдающихся ролей, которые ему когда-либо доводилось играть как в физическом, так и в моральном смысле». Актер добавил: «Одно дело играть шимпанзе, но играть одного и того же персонажа с момента его рождения и до момента его превращения в вождя революции — это совсем другое дело. Однако для меня, как для актера — это непреодолимый соблазн».

Еще несколько лет назад такой фильм не мог появиться на свет. Современные технологии подарили нам в последние годы фильмы «Аватар» и «2012», в которых оживают несуществующие персонажи и происходят беспрецедентные ситуации. Несмотря на высокое качество технического исполнения новой картины, надо признать, что сюжет о восстании обезьян значительно слабее истории о провальной попытке покорения планеты Пандоры.

Впрочем, это не исключает данный фильм из списка лучших лент нового столетия и, безусловно, он рекомендуется к просмотру на широком экране. Трогательная история приматов никого не оставит равнодушным.

Обновлено 8.09.2011
Статья размещена на сайте 6.09.2011

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: