• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Музыка барокко: какой она была?

Рыжий священник Вивальди и «Времена года»

Он был рыжим, и он был священником. Поэтому прозвище его не было чем-то оскорбительным или неуместным. Но то, что современники называли своего аббата и гениального музыканта «рыжим попом» (il prette rosso) — довольно интересный факт.

Памятник Антонио Вивальди в парке Вотивпарк, город Вена Фото: Depositphotos

Волосы у него были рыжими, но тогда же носили парики, так что это не было особенно заметно. Да и что особенного в рыжеватости волос в таком городе, как Венеция?

Это первый раз, когда я советую, то есть могу рекомендовать. «Времена года» — одно из произведений мировой музыки, которое нужно хотя бы раз в жизни послушать. Можно не целиком и не сразу, а выборочно и в разное время — все-таки 12 частей. Но послушать раз в жизни нужно. И если понравится — оставить что-то для себя. На внешнем носителе и в своем внутреннем мире, если можно так выразиться.

Предположительный портрет Вивальди
Предположительный портрет Вивальди
Фото: ru.wikipedia.org

Итак, Италия эпохи барокко. Появлялись новые жанры. Об опере уже писалось, но и в инструментальной музыке зародились жанры с уже знакомыми нам словами: соната, концерт. Сонаты делились на два вида: камерную сонату (sonata da camera) и церковную сонату (sonata da chiesa). Это еще были не те сонаты, которые нам знакомы «по Моцарту», но провозвестники «новых сонат». В итальянском барокко родился новый «свободный» стиль — кончерто гроссо (большой концерт). Там еще не было солиста, но уже было соревнование одной группы инструментов со всем оркестром.

Арканджело Корелли (1653−1713), Алессандро Скарлатти (1660−1725), Джузеппе Тартини с его знаменитыми «Дьявольскими трелями» (1692−1770), Пьетро Локателли (1695−1764) — это потрясающие мастера итальянского кончерто гроссо, но о них подробно рассказать сейчас нет возможности.

Картина Эваристо Башениса, ок. 1650 г. Музыкальные инструменты: харди-гарди, виола, лютня, барочные скрипка и гитара
Картина Эваристо Башениса, ок. 1650 г. Музыкальные инструменты: харди-гарди, виола, лютня, барочные скрипка и гитара
Фото: ru.wikipedia.org

Нет возможности в деталях рассказать и о других прекрасных итальянских музыкантах эпохи барокко. Упомянем о них вкратце:

Бальдассаре Галуппи (1706−1785), а ведь он еще и работал в России при дворе императрицы Екатерины Великой (Галуппи — также первый иностранец, написавший музыку на текст православного богослужения). Тогда многих итальянцев приглашали работать в Россию, они сыграли большую роль в становлении архитектуры и других видов искусства. В XIX веке от слишком большого «итальянского влияния» пришлось избавляться.

Памятник Галуппи в Бурано
Памятник Галуппи в Бурано
Фото: Andreas56, ru.wikipedia.org

— Джанни. Джованни Баттиста Перголези. Сам он называет себя Джанни. Пойдем, я вас познакомлю.
 — И все-таки, Дейв, вам следовало воскресить Моцарта.
 — Не говори ерунды, — сказал я. — Ты поймешь, что я поступил правильно, когда увидишь его. К тому же с Моцартом было бы слишком много проблем. Все эти рассказы о его личной жизни, что мне довелось слышать… У тебя парик дыбом встанет! Пойдем.

Роберт Сильверберг. Фантастический рассказ «Джанни»

Джованни Баттиста Перголези (1710−1736) с его знаменитым сейчас Stabat Mater. Stabat Mater — «Стояла мать скорбящая» — католическая секвенция на латинском языке, повествующая о страданиях Девы Марии, на эту тему написана масса произведений, пишутся они и сейчас.

Перголези прожил мало, 26 лет: туберкулез тогда никак не лечился. Но что интересно — почитайте рассказ современного американского фантаста Роберта Сильверберга «Джанни». В нем ученые переносят Перголези в будущее — то есть в наше славное настоящее. Там (здесь) он становится членом рок-группы и погибает от передозировки наркотиков.

— Поп. Такая странная музыка. Такая простая. Снова и снова одно и то же, громко и бесформенно. Но мне нравится… Кто слушает эту музыку? Imbecili? Infanti"? (Недоумки? Дети?) (ит.)]
 — Все, — сказал Сэм.

Роберт Сильверберг. Рассказ «Джанни»

А нам пора переходить к великому итальянцу Вивальди.

Антонио Вивальди

Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди
Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном,
Печалиться давайте, давайте, давайте,
Печалиться давайте об этом и о том

Слова и музыка С. Никитина из телефильма «Почти смешная история»

Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди
Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди
Фото: Didier Descouens, ru.wikipedia.org

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Возможно, его предки были пиратами. Он был первенцем в многодетной семье брадобрея и скрипача. То есть отец работал парикмахером, услаждая периодически скучающих посетителей игрой на скрипке. Играл он и в оркестре собора святого Марка (кафедральном венецианском). Старший сын уже замещал отца в этом оркестре в 10 лет. А первый свой опус Антонио сочинил в 13 лет.

В Италии существовала замечательная традиция: чтобы спокойно заниматься музыкой, лучше всего было принять духовный сан. Обладатель этого сана мог заниматься музыкой, причем не только духовной, но и мирской, светской, ему никто не мешал. Так случилось с Монтеверди, так случилось и с Вивальди.

Антонио Лучо Вивальди, 1725 г.
Антонио Лучо Вивальди, 1725 г.
Фото: François Morellon de La Cave, ru.wikipedia.org

В 23 года Антонио Вивальди становится священником и начинает работать. Главная его деятельность заключалась в преподавании в женской консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietа»). Это были особые заведения в Венеции: предназначенные для сирот (до 900 девочек), они давали прекрасное воспитание и образование, в том числе — музыкальное. В таких заведениях поработали многие крупные итальянские музыканты. А сами «консерватории» славились своими концертами.

Вивальди пишет сонаты, оперы, концерты (всего известно только 465 инструментальных концертов!). Он работает очень много и становится известным во всей Европе. Конечно, случались у него и столкновения с церковными властями (как почти в то же время у Баха в Германии).

Почему он оставил службу и ушел? Но это не я виноват, а Бог. Он послал мне в этот момент вдохновение, и я ему подчинился.

Вообще-то, надо сказать, что Инквизиция не трогала музыкантов…

Будучи в Мантуе, Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро (тоже дочкой парикмахера). Анна и ее сестра становятся постоянными спутницами великого композитора. На эту тему слишком много разговоров. Было ли грехопадение Вивальди — я не знаю. И спекулировать на эту тему не хочу. Но из-за определенных слухов ему был запрещен въезд в город Феррару, где во время карнавалов исполнялись его оперы.

Консерватория для девочек-сирот «Пиета» в Венеции
Консерватория для девочек-сирот «Пиета» в Венеции
Фото: ru.wikipedia.org

Он уехал в Рим, много работал там. Во французском посольстве тогда служил Жан-Жак Руссо, он очень ценил Вивальди и сам исполнял его музыку.

Вивальди принял решение уехать в Вену, ко двору поклонника его музыки императора Карла VI. Но император внезапно умирает, за этим последует новая общеевропейская война. А Вивальди, уже никому во взбудораженной Вене не нужный, умирает там 28 июля 1741 года.

Вивальди умирает на 200 лет. И вновь «оживает» в ХХ веке.

После страшной войны, после здравых сомнений в собственной разумности, человек вспомнил о Вивальди и заиграл эту музыку. Сейчас это самая исполняемая музыка на планете Земля. Случайность? Конечно, нет. И, конечно же, в честь Вивальди назван кратер на Меркурии.

«Времена года»

Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци
Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци
Фото: ru.wikipedia.org

Это самое известное произведение Антонио Вивальди. Называлось оно чуть по-другому: «Четыре времени года». И само название символично. И, кстати, известно немало произведений с таким названием (например, П.И. Чайковский).

Начинается цикл с «Весны» и заканчивается «Зимой» (первоначально: «Ад»). Смысл времен года может быть и символичен: от «рождения» весной до «умирания» зимой.

Это очень «изобразительная» музыка: в ней можно услышать и раскаты грома, и кружение зимних вихрей, и пастушьи наигрыши летом, и охотничьи фанфары осенью.

Но прежде всего — это красивая музыка. Очень редко употребляя слово «красивый», не могу удержаться по отношению к музыке Антонио Вивальди.

Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди
Под музыку Вивальди, под старый клавесин,
Под скрипок переливы, под завыванье вьюги
Условимся друг друга любить, что было сил
.
С. Никитин, из телефильма «Почти смешная история»

Но пора побывать и в других странах Европы. Об этом — в другой раз. А послушать музыку можно в комментариях.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 13.09.2011
Обновлено 2.04.2021

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: